Безопасность дорожного движения

Основы управления транспортным средством и безопасность движения

Глава 8
Управление автомобилем на перекрёстках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах

8.1. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «конфликтных точках», то есть в местах, где на одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов — на перекрёстках и пешеходных переходах, а также вблизи них.
ДТП на железнодорожных переездах в свою очередь характеризуются, как правило, особенно тяжёлыми последствиями и представляют серьёзную угрозу жизни и здоровью людей, наносят значительный материальный ущерб.
Для водителя особенно важно правильно осуществлять осмотр перечисленных участков дорог при приближении к ним, быть внимательным, строго соблюдать Правила дорожного движения.
8.2. Водитель должен своевременно идентифицировать такой участок дороги, как приближение к перекрёстку. Независимо от типа перекрёстка водитель должен убедиться, что к перекрёстку не приближаются транспортные средства оперативного назначения с включёнными маячками, на площади перекрёстка не образовалось затора или иного препятствия, на площади перекрёстка отсутствуют пешеходы, для которых он может представлять опасность.
Важно видеть не только всю площадь перекрёстка, подъезжая к нему, но и участки дорог, выходящих на перекрёсток, и пешеходных путей на участках приближения к перекрёстку.
8.3. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку (общий алгоритм):
  1. Убедиться, есть ли светофор, регулировщик, если нет — знаки приоритета, если знаков нет — сравнить дорожные покрытия или иным образом выяснить наличие главной дороги.
  2. Убедиться, есть ли трамвайные пути.
  3. Установить количество полос движения перед перекрёстком и направление движения по ним, общую конфигурацию перекрёстка, расположение пешеходных переходов (велосипедных дорожек) на перекрёстке и вблизи него.
  4. Отслеживать смену сигналов светофора (регулировщика), приближение транспортных средств и пешеходов, возможное появление препятствий на пути движения.
  5. Быть в готовности уступить дорогу всем участникам дорожного движения, имеющим преимущество, для чего посмотреть прямо, направо, налево.
  6. Быть в готовности прибегнуть к экстренному торможению в случае проезда транспортного средства, не имеющего преимущества, но не выполняющего требования уступить дорогу.
Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку характеризуется цикличностью вышеописанных действий (пп. 4–6) ввиду постоянного изменения дорожно-транспортной обстановки.
8.4. При подъезде к регулируемому перекрёстку необходимо определить места остановки в случае включения запрещающего сигнала. Разрешающий сигнал в какой-то момент может смениться на запрещающий. Зелёный мигающий сигнал редко моргает более трёх раз, и если водитель только подъезжает к перекрёстку или не видел момента включения мигающего сигнала, то безопаснее всего плавно снизить скорость и остановится в установленном Правилами дорожного движения месте.
8.5. Опытный водитель постоянно наблюдает за сменой сигналов светофора и рассчитывает движение автомобиля, чтобы подъехать к перекрёстку в момент появления зелёного сигнала, не применяя торможения.
8.6. Следует снижать скорость перед перекрёстками с ограниченной обзорностью, даже двигаясь по главной дороге.
8.7. При движении по регулируемому перекрёстку необходимо также обратить внимание на места остановки (стоп-линия или дорожный знак 5.33 «Стоп-линия») в случае включения запрещающего сигнала светофоров, установленных на нём. При невозможности одновременного проезда с другими транспортными средствами следует в случаях, определённых Правилами дорожного движения, предоставлять им преимущество.
8.8. При движении по нерегулируемому перекрёстку необходимо руководствоваться очерёдностью, установленной Правилами дорожного движения. Скорость движения должна позволять внимательно рассмотреть установленные перед перекрёстком дорожные знаки, определить наличие главной дороги, если знаки приоритета отсутствуют, и в случае необходимости уступить дорогу транспортным средствам, имеющим преимущество.
8.9. На перекрёстках равнозначных дорог преимуществом пользуется трамвай при движении в любом направлении.
Водители безрельсовых транспортных средств решают вопрос о порядке проезда такого перекрёстка, руководствуясь только одним принципом: уступает дорогу тот, у кого с правой стороны оказалось приближающееся к перекрёстку другое транспортное средство.
Принципы проезда равнозначного перекрёстка: «Кто справа, тот и прав», «Береги правый борт».
8.10. Водитель, имеющий преимущественное право на первоочередное движение, не всегда может использовать это право в силу сложившихся условий (небольшая ширина проезжей части, затрудняющая маневрирование, затор, подъехавшие одновременно со всех направлений транспортные средства). Ему сто́ит предложить другому водителю, не имеющему перед ним преимущества, начать движение первым.
8.11. При выезде с перекрёстка после поворота направо или налево необходимо предоставить преимущество пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, при этом нельзя задерживаться без необходимости в пределах площади перекрёстка. При этом водитель может отслеживать сигналы пешеходного светофора, в том числе с учётом обратного отсчёта времени.
Также следует предоставить преимущество пешеходам при выезде с перекрёстка при движении прямо, если за время проезда перекрёстка сигнал светофора сменился, и пешеходы начали переход проезжей части дороги.
8.12. При подъезде к пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости предоставить преимущество пешеходам. Поэтому при определении безопасной скорости водитель должен осмотреть не только пешеходный переход, но и территории, прилегающие к нему, и выяснить, есть ли в зоне видимости пешеходы, на каком расстоянии находятся и намерены ли они пересекать проезжую часть дороги.
8.13. Бегущий пешеход, пешеход на самокате, моноколесе, гироскутере и прочие, приближаясь к пешеходному переходу, находятся вне зоны периферического зрения водителя, а когда такой пешеход будет замечен — автомобилю не хватит длины тормозного пути и произойдёт наезд. То же может произойти с велосипедистом, пересекающим проезжую часть по пешеходному переходу, при этом не спешившимся.
Пешеход может внезапно появиться на проезжей части дороги из-за зелёных насаждений в непосредственной близости от проезжей части, в тёмное время суток — выйти из тени дерева.
Перед пешеходным переходом необходимо снижать скорость и быть готовым немедленно остановиться.
8.14. При наличии пешеходов на пешеходном переходе в целях безопасности лучше всего полностью остановиться, так как пешеход может неожиданно изменить скорость или направление движения.
8.15. При приближении к пешеходному переходу в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости или при ограниченной обзорности необходимо снижать скорость, чтобы иметь возможность остановить автомобиль при неожиданном появлении пешеходов как на пешеходном переходе, так и вблизи него.
8.16. При проезде мест скопления пешеходов водитель должен снизить скорость и быть готовым к внезапному перемещению пешехода или группы пешеходов на проезжую часть дороги.
Скопления пешеходов могут быть в местах проведения массовых мероприятий, ярмарок, распродаж, вблизи стадионов и прочих спортивных объектов.
8.17. Если пешеходы двигаются по краю проезжей части дороги, проезжать мимо них следует на минимальной скорости с максимальным боковым интервалом, особенно если покрытие дороги скользкое.
8.18. При приближении к остановочному пункту трамвая следует заблаговременно снижать скорость, так как пешеходы могут выйти на проезжую часть дороги, не дожидаясь полной остановки трамвая.
8.19. При проезде мест возможного появления детей и подростков (учреждения образования, детские центры, дома детского творчества и прочие) водитель всегда должен быть готов к внезапному появлению на проезжей части дороги групп детей. Дети в группе менее дисциплинированы и осмотрительны, зачастую перед своими одноклассниками демонстративно нарушают Правила дорожного движения.
8.20. При проезде мест расположения детских площадок и дворовых территорий водитель должен двигаться с минимальной скоростью, ожидая появления на проезжей части самых маленьких пешеходов, в том числе катающихся на роликовых коньках и гироскутерах, а также начинающих велосипедистов. Ребёнка, выбегающего между припаркованными автомобилями, не видно из-за его маленького роста.
В зимнее время на таких территориях под колёса автомобиля могут попасть дети (и даже взрослые), катающиеся с горы на санках или тюбингах.
8.21. Если после возобновления движения перед железнодорожным переездом невозможно успеть перейти на вторую передачу — безопаснее его проехать на первой передаче.
8.22. Двигаться через железнодорожный переезд наиболее безопасно при включённой пониженной передаче, избегая переключения передач.
8.23. При освобождении железнодорожного переезда от автомобиля, совершившего вынужденную остановку, при помощи стартера необходимо включить первую передачу или задний ход, отпустить педаль сцепления и действовать так, как при запуске двигателя.
8.24. Если на железнодорожном переезде водитель транспортного средства совершил вынужденную остановку, необходимо прийти на помощь, возможно удалив остановившееся транспортное средство при помощи Вашего автомобиля. Если помощь не принесла должного результата, необходимо оказать помощь в остановке приближающегося поезда, своевременно подав сигнал остановки машинисту поезда.
8.25. Подъезжая к перекрёстку, водителю необходимо правильно распределить внимание на технические средства организации дорожного движения, транспортные средства, пешеходов и прочие объекты, которые могут повлиять на безопасность движения. Объём внимания водителя должен позволить это сделать, а концентрировать внимание необходимо на самом важном.
8.26. На регулируемом перекрёстке в городских условиях основное внимание уделяется сигналам светофора (регулировщика). Приближение транспортного средства оперативного назначения к перекрёстку регистрируется, как правило, при помощи слуха. И лишь затем зрительно водитель определяет точное местонахождение, направление и скорость движения такого транспортного средства.
Как только загорается зелёный сигнал, водитель начинает движение, убеждаясь, что участники движения, для которых загорелся красный сигнал светофора, либо остановились, либо закончили манёвр на перекрёстке.
8.27. На нерегулируемом перекрёстке, двигаясь со скоростью 60 км/ч и более, сложно вовремя увидеть выходящего на проезжую часть пешехода, особенно в сумерках или в тёмное время суток. Невозможно моментально остановить автомобиль, если пешеход выбегает на переход или передвигается с помощью средств персональной мобильности.
8.28. Водитель должен определить условия видимости поездов (на участке с ограниченной обзорностью пути можно опустить стекло и прислушаться, не подаёт ли сигнал машинист приближающегося локомотива), оценить качество автомобильной дороги на подходе, выбрать правильный скоростной режим автомобиля с учётом движения других транспортных средств. Нельзя принимать решение о проследовании через переезд перед приближающимся поездом, так как по силуэту локомотива, а тем более по свету его прожекторов невозможно даже приблизительно определить скорость поезда и расстояние до него от переезда.
8.29. Поведение водителя автомобиля при движении на перекрёстках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах должно основываться на строгом соблюдении Правил дорожного движения, уважении и корректности по отношению ко всем участникам дорожного движения.
Однако в процессе движения по дорогам мы наблюдаем явные отклонения от норм. Многие водители, заблаговременно увидев мигающий зелёный сигнал, увеличивают скорость движения, пересекая перекрёсток или пешеходный переход на скорости 80–100 км/ч на жёлтый сигнал светофора, а иногда и на включившийся красный. Некоторые водители похожим образом реагируют на включение красных сигналов на железнодорожном переезде или при приближении железнодорожного транспортного средства на необорудованном сигнализацией переезде.
8.30. На перекрёстках чаще всего происходят столкновения между транспортными средствами: столкновение с наездом сзади; столкновение с другим механическим транспортным средством, движущимся в поперечном направлении; лобовое столкновение; попутное столкновение; наезд на велосипедиста.
8.31. Одними из самых сложных манёвров на перекрёстке являются поворот налево и разворот. При выполнении поворота налево или разворота может произойти любое из перечисленных ДТП ввиду большого количества конфликтных точек как с транспортными средствами, движущимися в поперечном направлении, так и с движущимися во встречном направлении.
Попутные столкновения происходят в случаях, когда водители неправильно выбирают траекторию для поворота или разворота, неопределённости относительно выполняемого манёвра (непонятно, поворачивает автомобиль, движущийся впереди, или совершает разворот), а также попыток водителей совершать поворот налево одновременно по параллельным траекториям в местах, где это не определено дорожными знаками или разметкой.
8.32. На пешеходных переходах происходят ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода (одно или несколько механических транспортных средств и один или несколько пешеходов).
8.33. Также на пешеходных переходах, перекрёстках и в непосредственной близости от них происходят столкновения с наездом сзади — столкновение с другим механическим транспортным средством, находящимся на той же полосе движения и остановившимся ввиду запрещающего сигнала регулировщика или светофора, либо выполнения требования уступить дорогу.
8.34. На железнодорожных переездах чаще всего происходят столкновения между механическим транспортным средством и железнодорожным транспортным средством. Происходят такие ДТП по причине того, что водитель не убедился в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства. Также ДТП на железнодорожных переездах происходят по причине неисправности сигнализации или вынужденной остановки механического транспортного средства на переезде.
8.35. Самое скользкое дорожное покрытие зимой — перед перекрёстками, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств.


← Глава 7. Дорожные условия Глава 9. Управление автомобилем в транспортном потоке →

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.