1. Введение
|
Введение
Введение
Внешние световые приборы транспортного средства необходимы для освещения дороги в тёмное время суток.
На механических транспортных средствах фары имеют два режима работы: ближний и дальний свет. В режиме ближнего света фары освещают дорогу только перед транспортным средством и чуть дальше в сторону обочины, что исключает возможность ослепления других участников дорожного движения. Но при этом двигаться безопасно с включённым ближним светом фар можно только на небольших скоростях.
Дальний свет фар освещает дорогу вдаль и позволяет двигаться безопасно на скорости около 80–90 км/ч, но при этом он может ослепить водителей, движущихся как во встречном, так и в попутном направлении.
Движение в тёмное время суток сопряжено с дополнительными опасностями: невозможность заблаговременно определить наличие препятствия для движения, отсутствие освещённости территории, прилегающей к дороге, выход диких животных на проезжую часть дороги, сложность в определении конфигурации дороги впереди и в определении фактического расстояния до движущихся в попутном и встречном направлении автомобилей — далеко не полный перечень причин, по которым число ДТП, совершаемых в тёмное время суток, достигает половины от общего количества, в то время, как интенсивность движения снижается на три четверти по сравнению со среднесуточным значением.

Второе, не менее важное, предназначение внешних световых приборов — обозначение движущегося или стоящего транспортного средства на дороге. Для этого служат фары ближнего света, дневные ходовые огни, габаритные огни.
Дневные ходовые огни расположены спереди транспортного средства в блоке фар. Габаритные огни белого цвета расположены спереди, красного цвета — сзади. Также внешние световые приборы служат средством оповещения (сигнализации) для водителей транспортных средств.
При недостаточной видимости дороги и как замена другим внешним световым приборам для обозначения транспортного средства служат противотуманные фары, излучающие жёлтый свет. Сзади для обозначения транспортного средства при недостаточной видимости дороги могут применяться противотуманные фонари (противотуманный фонарь).
Ch22_tC01_1_2.mp4
|
Внешние световые приборы транспортного средства необходимы для освещения дороги в тёмное время суток. Второе предназначение внешних световых приборов — обозначение движущегося или стоящего транспортного средства на дороге, а также они являются средством сигнализации (оповещения) других участников дорожного движения.
|
2. Движение в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги
|
Фары дальнего или ближнего света
Фары дальнего или ближнего света
При движении в тёмное время суток (ТВС) независимо от освещённости дороги на механическом транспортном средстве должны быть включены фары дальнего или ближнего света.

При движении в условиях недостаточной видимости дороги (НВД) независимо от её освещенности на механическом транспортном средстве должны быть включены фары дальнего или ближнего света.

|
Какие внешние световые приборы должны быть включены в обязательном порядке при движении в тёмное время суток на механическом транспортном средстве?
-
1. Фары дальнего или ближнего света.
-
2. Противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
-
3. Любые из перечисленных.
Согласно Правилам дорожного движения, при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещённости на механическом транспортном средстве должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Если на ТС фары дальнего и ближнего света конструктивно не выполнены отдельно, то в фарах должен быть включён дальний или ближний свет. Дальний свет фар должен освещать дорогу на расстояние не менее 100 м, но по ряду причин это расстояние может быть большим. С целью лучшего освещения дороги перед ТС в ряде конструкций фар предусмотрено, что при включении дальнего света ближний свет в фаре не выключается. В этом случае считается, что включён дальний свет фар.
|
Какие внешние световые приборы должны быть включены в обязательном порядке при движении в условиях недостаточной видимости на механическом транспортном средстве?
-
1. Фары дальнего или ближнего света.
-
2. Противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
-
3. Любые из перечисленных.
Согласно Правилам дорожного движения, при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещённости на механическом транспортном средстве должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Если на ТС фары дальнего и ближнего света конструктивно не выполнены отдельно, то в фарах должен быть включён дальний или ближний свет. Дальний свет фар должен освещать дорогу на расстояние не менее 100 м, но по ряду причин это расстояние может быть большим. С целью лучшего освещения дороги перед ТС в ряде конструкций фар предусмотрено, что при включении дальнего света ближний свет в фаре не выключается. В этом случае считается, что включён дальний свет фар.
|
Какие внешние световые приборы допускается включать самостоятельно на транспортном средстве после захода солнца до наступления полной темноты (во время вечерних сумерек)?
-
1. Ближний свет фар.
-
2. Противотуманные фары.
-
3. Противотуманные фары или ближний свет фар.
-
4. Противотуманные фары, или ближний свет фар, или дневные ходовые огни.
Во время вечерних сумерек недостаточно включения внешних световых приборов только для обозначения движущегося транспортного средства, возникает ещё необходимость освещать дорогу. С такой задачей могут справиться только либо ближний, либо дальний свет фар.
|
Фары (фонари) на велосипеде
Фары (фонари) на велосипеде
На велосипеде при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещенности должны быть включены фары или фонари. Следовательно, велосипеды, не оборудованные фарами или фонарями, не должны участвовать в дорожном движении в тёмное время суток или при недостаточной видимости дороги.
Ch22_tC03_2_1.mp4
|
На велосипеде при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещенности должны быть включены фары или фонари.
|
Габаритные огни на прицепе и на буксируемом механическом ТС
Габаритные огни на прицепе и на буксируемом механическом транспортном средстве
На прицепе, а также на буксируемом механическом ТС при отсутствии или неисправности на нём аварийной световой сигнализации при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещённости должны быть включены габаритные огни.
Ch22_tC03_3_1.mp4
При правильном соединении электропроводки прицепа с электропроводкой тягача габаритные огни прицепа включатся одновременно с габаритными огнями или фарами прицепа.
На буксируемом механическом транспортном средстве следует включить габаритные огни автономно от его энергосистемы.
|
На прицепе, а также на буксируемом механическом ТС при отсутствии или неисправности на нём аварийной световой сигнализации при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещённости должны быть включены габаритные огни.
|
3. Когда дальний свет фар должен быть переключён на ближний
|
В населённом пункте, если дорога освещена
В населённом пункте, если дорога освещена
Дальний свет фар должен быть переключён на ближний в населённом пункте, если дорога освещена.

Если дорога освещена на участке вне населённого пункта, переключаться на ближний свет нет необходимости.
|
Обязаны ли Вы в показанной ситуации переключить дальний свет фар на ближний?
-
1. Обязаны.
-
2. Не обязаны.
-
3. Обязаны только для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
В показанной ситуации водитель въезжает в населённый пункт, где дорога освещена. Согласно Правилам дорожного движения, дальний свет фар должен быть переключен на ближний в населённом пункте, если дорога освещена. В населённых пунктах дорога освещается и, как правило, обеспечивается её видимость на расстоянии, позволяющем двигаться со скоростью 60 км/ч. При этом ближний свет в фарах выполняет не столько функцию освещения проезжей части, сколько обозначения движущегося транспортного средства. Вне населённых пунктов даже на освещённых участках дороги разрешается движение с дальним светом фар, если это не мешает другим водителям ТС.
|
Обязаны ли Вы в показанной ситуации, двигаясь по дороге вне населённого пункта, переключить дальний свет фар на ближний?
-
1. Обязаны.
-
2. Не обязаны.
Согласно Правилам дорожного движения, дальний свет фар должен быть переключен на ближний в населённом пункте, если дорога освещена. Вне населённых пунктов даже на освещённых участках дороги разрешается движение с дальним светом фар, если это не мешает другим водителям ТС.
|
|
При встречном разъезде
При встречном разъезде
Дальний свет фар должен быть переключён на ближний при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.
Как правило, вежливые водители переключают дальний свет на ближний на гораздо большем расстоянии при встречном разъезде, что не является нарушением ПДД.

|
Водитель какого транспортного средства из перечисленных переключил свет фар в соответствии с Правилами дорожного движения?
-
1. Водитель автобуса, переключив ближний свет на дальний на расстоянии 300 метров до встречного автомобиля.
-
2. Водитель легкового автомобиля, переключив дальний свет фар на ближний на расстоянии 250 метров до встречного автомобиля.
-
3. Водитель грузового автомобиля, переключив дальний свет фар на ближний на расстоянии 450 метров до встречного автомобиля.
Согласно Правилам дорожного движения, дальний свет фар должен быть переключен на ближний при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого. Для обеспечения безопасности движения фары с включённым дальним светом должны освещать дорогу на расстояние не менее 100 м. В зависимости от регулировки и конструкции фар это расстояние может быть значительно большим, поэтому Правилами дорожного движения устанавливается минимальное расстояние в 300 метров до встречного ТС для переключения дальнего света фар на ближний во избежание ослепления его водителя. Переключать дальний свет на ближний свет необходимо и в других случаях, когда водитель встречного ТС сигнализирует об этом путём периодического переключения света фар.
|
На каком минимальном расстоянии до встречного транспортного средства необходимо переключить дальний свет фар на ближний?
-
1. 150 метров.
-
2. 250 метров.
-
3. 300 метров.
-
4. 359 метров.
-
5. 450 метров.
Согласно Правилам дорожного движения, дальний свет фар должен быть переключен на ближний при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства. Для обеспечения безопасности движения фары с включённым дальним светом должны освещать дорогу на расстояние не менее 100 м. В зависимости от регулировки и конструкции фар это расстояние может быть значительно большим, поэтому Правилами дорожного движения устанавливается минимальное расстояние в 300 метров до встречного ТС для переключения дальнего света фар на ближний во избежание ослепления его водителя.
|
Должен ли водитель автомобиля переключить дальний свет фар на ближний, если навстречу по обочине движется велосипедист?
-
1. Да, должен.
-
2. Нет, не должен.
Согласно Правилам дорожного движения, дальний свет фар должен быть переключен на ближний при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства. Для обеспечения безопасности движения фары с включённым дальним светом должны освещать дорогу на расстояние не менее 100 м. В зависимости от регулировки и конструкции фар это расстояние может быть значительно большим, поэтому Правилами дорожного движения устанавливается минимальное расстояние в 300 метров до встречного ТС для переключения дальнего света фар на ближний во избежание ослепления его водителя.
|
Если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении ТС
Если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство
Дальний свет фар должен быть переключён на ближний, если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство, или его водитель включением аварийной световой сигнализации покажет необходимость такого переключения.

Старайтесь не злоупотреблять дальним светом, длительно двигаясь попутно за автомобилем-лидером.
|
Дальний свет фар должен быть переключён на ближний, если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство, или его водитель включением аварийной световой сигнализации покажет необходимость такого переключения.
|
В любых других случаях для исключения ослепления
В любых других случаях для исключения ослепления
Дальний свет фар должен быть переключён на ближний в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
К таким случаям, например, относится приближение к перекрёстку, к которому также приближаются транспортные средства справа или слева.

Первое, что должен сделать водитель, если его ослепили — включить аварийную световую сигнализацию, так что если кто-то её включил, возможно, вы его уже ослепили.
|
Обязаны ли Вы в показанной ситуации переключить дальний свет фар на ближний?
-
1. Обязаны.
-
2. Не обязаны.
-
3. Обязаны только для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
В показанной ситуации дорожный знак 5.24 «Начало границы населённого пункта» информирует о начале границы населённого пункта, при движении по которому на данной дороге не действуют специальные требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок дорожного движения в населённых пунктах.
Согласно Правилам дорожного движения, дальний свет фар должен быть переключен на ближний в населённом пункте, если дорога освещена.
Вне населённых пунктов даже на освещённых участках дороги разрешается движение с дальним светом фар.
|
Что может означать включение аварийной световой сигнализации водителем встречного автомобиля в тёмное время суток?
-
1. Ослепление водителя дальним или ближним светом фар.
-
2. Просьбу о переключении дальнего света фар на ближний.
-
3. Всё вышеперечисленное.
Согласно Правилам дорожного движения, при ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться. Тормозить при ослеплении необходимо плавно, то есть в режиме «служебного торможения», чтобы избежать попутного столкновения с ТС, движущимися сзади по этой же полосе движения. При этом маневрировать до полной адаптации глаз запрещается, поскольку водитель не в состоянии оценить обстановку на соседней полосе движения или обочине, где может возникнуть препятствие для движения в виде движущихся велосипедистов, пешеходов, гужевых ТС и другие.
|
Что может означать включение аварийной световой сигнализации водителем автомобиля, движущегося в попутном направлении в тёмное время суток?
-
1. Ослепление водителя дальним или ближним светом фар.
-
2. Просьбу о переключении дальнего света фар на ближний.
-
3. Всё вышеперечисленное.
Согласно Правилам дорожного движения, в случае ослепления водителя светом фар (дальним или ближним) должна быть включена аварийная световая сигнализация. Кроме того, если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении ТС или его водитель включением аварийной световой сигнализации покажет необходимость такого переключения, то дальний свет фар должен быть переключен на ближний.
|
При ослеплении водитель должен
При ослеплении водитель должен
При ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться.
Ch22_tC06_5_1.mp4
Ослепление может наступить не только от света фар, но и от восходящего (заходящего) солнца, луча прожектора на строительной площадке возле дороги, солнечного блика от застеклённой конструкции и т.п.

|
Как должен поступить водитель автомобиля, если его ослепил дальним светом автомобиль, движущийся навстречу?
-
1. Включить дальний свет фар и продолжить движение в своей полосе до полного восстановления зрения.
-
2. Включить аварийную световую сигнализацию, снизить скорость движения и, съехав на обочину, остановиться.
-
3. Включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться.
-
4. Включить аварийную световую сигнализацию и, съехав на обочину, снизить скорость движения и остановиться.
Согласно Правилам дорожного движения, при ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться. Тормозить при ослеплении необходимо плавно, то есть в режиме «служебного торможения», чтобы избежать попутного столкновения с ТС, движущимися сзади по этой же полосе движения. При этом маневрировать до полной адаптации глаз запрещается, поскольку водитель не в состоянии оценить обстановку на соседней полосе движения или обочине, где может возникнуть препятствие для движения в виде движущихся велосипедистов, пешеходов, гужевых ТС и другие.
|
Как должен поступить водитель автомобиля, если его ослепил дальним светом автомобиль, движущийся сзади в попутном направлении?
-
1. Прибегнуть к экстренному торможению, после чего включить аварийную световую сигнализацию.
-
2. Включить аварийную световую сигнализацию, снизить скорость движения и, съехав на обочину, остановиться.
-
3. Включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться.
-
4. Включить аварийную световую сигнализацию и, съехав на обочину, снизить скорость движения и остановиться.
Согласно Правилам дорожного движения, при ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться. Тормозить при ослеплении необходимо плавно, то есть в режиме «служебного торможения», чтобы избежать попутного столкновения с ТС, движущимися сзади по этой же полосе движения. При этом маневрировать до полной адаптации глаз запрещается, поскольку водитель не в состоянии оценить обстановку на соседней полосе движения или обочине, где может возникнуть препятствие для движения в виде движущихся велосипедистов, пешеходов, гужевых ТС и другие.
|
|