- Введение
- Введение
- Определение количества полос, попутной и встречной сторон
- Количество полос движения определяется
- При маневрирование при отсутствии разметки, определяющей полосы
- Попутная и встречная стороны ПЧ дороги при отсутствии разметки
- Дорога с двусторонним движением при наличии в направлении движения двух и более полос
- При наличии в направлении движения двух и более полос
- Расположение ТС в зависимости от запрета на движение велосипедистов, всадников и гужевых
- Запрещено / не запрещено
- После опережения и перестроения в правую полосу
- Расположение ТС вне НП. Левые полосы
- Вне населённых пунктов запрещается занимать левые полосы
- Ситуации
- Расположение ТС при трёх и более полосах движения в данном направлении
- Разрешается занимать крайнюю левую полосу
- На дороге с односторонним движением
- Когда разрешено опережение справа
- Коридор безопасности в случае возникновения затора
- Коридор безопасности в мире и в РБ
- Коридор безопасности при заторе
- Требование для ТС, скорость которых вынужденно <40
- Не должна превышать 40 км/ч или по техническим причинам не могут развивать более высокую скорость
- Движение по трамвайным путям попутного направления
- На необозначенных и нерегулируемых перекрёстках
- На обозначенных и регулируемых перекрёстках
- Через пешеходный переход
- При наличии посадочной площадки
- Условие движения по полосам и наезда на разметку
- Если полосы разделены линиями разметки
- Расположение на дороге с реверсивным движением
- Поворот на дорогу с реверсивным движением
- Перестроение на дороге с реверсивным движением
- Движение ТС по обочинам, тротуарам, велосипедным, пешеходным и дорожкам для всадников
- Каким ТС разрешается движение по обочинам при отсутствии других возможностей подъезда
- Объезд и опережение по обочине
- Требование к дистанции и боковому интервалу
- Водитель обязан соблюдать безопасную дистанцию
- Движение тихоходов, длинномеров вне населённого пункта
- Расположение на ПЧ нескольких тихоходов и длинномеров вне населённого пункта
1. Введение
1.1. Введение
В настоящее время количество транспортных средств существенно превышает пропускные способности автомобильных дорог. Поэтому их правильное и компактное расположение на проезжей части приобретает особое значение. Так можно значительно снизить угрозу ДТП и уменьшить потери времени в поездках.
Нарушение правил расположения ТС на дороге становится причиной заторов и ДТП. От них страдают не только сами нарушители, но и все остальные участники дорожного движения.
Для обеспечения безопасности дорожного движения очень важно знать, понимать и выполнять положения данной главы.
2. Определение количества полос, попутной и встречной сторон
2.1. Количество полос движения определяется
https://youtu.be/NuxhHzTDr8Y
Количество полос движения для транспортных средств определяется дорожными знаками 5.8.1 «Направления движения по полосам», 5.8.2 «Направление движения по полосе», 5.8.7, 5.8.8 «Направление движения по полосам» и (или) горизонтальной дорожной разметкой, а если их нет, то самими водителями с учётом ширины проезжей части дороги, габаритов транспортных средств и необходимых боковых интервалов между ними.
https://youtu.be/NNDF81jfI4M2.2. При маневрирование при отсутствии разметки, определяющей полосы
Количество полос движения для транспортных средств и направление движения по ним определяется дорожными знаками 5.8.1 «Направления движения по полосам», 5.8.2 «Направление движения по полосе», 5.8.7, 5.8.8 «Направление движения по полосам».
Выполняя различные виды манёвров, необходимо своевременно и правильно подавать сигналы поворотов соответствующего направления и правильно занимать полосы движения на проезжей части дороги.
https://youtu.be/NqdQYEImhvQ2.3. Попутная и встречная стороны ПЧ дороги при отсутствии разметки
https://youtu.be/hyVPVXJhFSk
При отсутствии дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки половина ширины проезжей части дороги, расположенная слева, считается её встречной стороной.
https://youtu.be/-SEkKf5Tkio
На дороге с односторонним движением половина ширины проезжей части дороги, расположенная слева, считается левой стороной проезжей части.
3. Дорога с двусторонним движением при наличии в направлении движения двух и более полос
3.1. При наличии в направлении движения двух и более полос
На дороге с двусторонним движением при наличии в направлении движения двух и более полос движения запрещается выезжать на встречную полосу движения.
https://youtu.be/rnSrom5MnEU4. Расположение ТС в зависимости от запрета на движение велосипедистов, всадников и гужевых
4.1. Запрещено / не запрещено
Если дорожными знаками запрещено движение велосипедистов, всадников и гужевых транспортных средств, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части дороги (линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей край проезжей части дороги).
Вспомним, какие дорожные знаки запрещают движение велосипедистов, всадников и гужевых транспортных средств.
Если такое запрещение отсутствует, то водители должны вести транспортное средство по возможности ближе к левому краю в пределах правой крайней полосы движения.
4.2. После опережения и перестроения в правую полосу
Вне населённых пунктов нельзя занимать левые полосы движения при свободных правых полосах. Поэтому после опережения необходимо перестроиться на правую полосу движения.
Повторим правила движения по правой полосе.
Если дорожными знаками запрещено движение велосипедистов, всадников и гужевых транспортных средств, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части дороги (линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей край проезжей части дороги).
Если такое запрещение отсутствует, то водители должны вести транспортное средство по возможности ближе к левому краю в пределах правой крайней полосы движения.
5. Расположение ТС вне НП. Левые полосы
5.1. Вне населённых пунктов запрещается занимать левые полосы
Вне населённых пунктов при управлении транспортным средством запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
https://youtu.be/XGwrLFwmm3M5.2. Ситуации
Так как вне населённых пунктов запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых, то при движении перед перекрёстками, после поворотов, разворота, после опережения следует своевременно занимать соответствующую полосу движения.
6. Расположение ТС при трёх и более полосах движения в данном направлении
6.1. Разрешается занимать крайнюю левую полосу
При трёх и более полосах движения в данном направлении занимать крайнюю левую полосу движения разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для поворота налево или разворота.
https://youtu.be/krBjrzrV08k6.2. На дороге с односторонним движением
При трёх и более полосах движения в данном направлении занимать крайнюю левую полосу движения разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для опережения.
При трёх и более полосах движения в данном направлении запрещается производить перестроение на крайнюю правую полосу движения в целях опережения по ней, при этом не запрещается перестроение с целью объезда препятствия для движения.
На дорогах с двумя полосами движения в данном направлении не запрещается производить перестроение на крайнюю правую полосу движения в целях опережения по ней.
6.3. Когда разрешено опережение справа
При трёх и более полосах движения в данном направлении запрещается производить перестроение на крайнюю правую полосу движения в целях опережения по ней, но при этом не запрещается опережение по крайней правой полосе движения без перестроения.
При трёх и более полосах движения в данном направлении не запрещается производить перестроение на соседнюю правую полосу движения в целях опережения по ней, если она не является крайней правой полосой движения.
7. Коридор безопасности в случае возникновения затора
7.1. Коридор безопасности в мире и в РБ
Как уступить дорогу автомобилю скорой помощи, приближающемуся сзади? Если Вы оказались в плотном потоке автомобилей или в заторе, то от скоординированных действий всех участников дорожного движения, оказавшихся поблизости, зависит общий успех.
В мировой практике специальный транспорт в экстренной ситуации чаще всего движется по левой полосе дороги, а водителям предлагается следующая схема действий. Все, оказавшиеся в левом ряду, сдвигаются влево. Остальные полосы движения — вправо.
В нашей стране действует несколько иное правило: транспортные средства, находящиеся в крайней левой полосе движения, должны занять в этой полосе крайнее правое положение.
Если освободившегося слева места недостаточно для проезда автомобиля скорой помощи (имеется разделительная полоса с ограждением и прочее), следует продолжить смещение вправо на соседнюю полосу движения. Вполне возможно, что водитель автомобиля справа от Вас растеряется. Попросите его о содействии — не только включённым поворотником, но и словом или жестом.
Делая нечто важное вроде создания «коридора безопасности», стоит, прежде всего, обязательно предупредить о планируемом манёвре остальных водителей, включив поворотник.
Манёвр перестроения требует осторожности без лишней спешки: будьте внимательны к тому, что водители вокруг Вас также совершают манёвры в этот момент.
Пропустив специальный транспорт, без лишней спешки вернитесь в свою полосу движения.
7.2. Коридор безопасности при заторе
В случае возникновения затора, препятствующего движению транспортных средств оперативного назначения, водители должны обеспечить «коридор безопасности», по которому разрешается проезд только указанных транспортных средств. Для этого транспортные средства, находящиеся в крайней левой полосе движения, должны занять в этой полосе крайнее правое положение.
https://youtu.be/bdCtPoSw_ew8. Требование для ТС, скорость которых вынужденно <40
8.1. Не должна превышать 40 км/ч или по техническим причинам не могут развивать более высокую скорость
Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч, или которые по техническим причинам не могут развивать более высокую скорость движения по сравнению с указанной, должны двигаться по крайней правой полосе движения, кроме случаев обгона, опережения, объезда препятствия либо перестроения перед поворотом или разворотом.
9. Движение по трамвайным путям попутного направления
9.1. На необозначенных и нерегулируемых перекрёстках
Движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью дороги, разрешается только для опережения (вне обозначенных и регулируемых перекрёстков), объезда препятствия при условии, что все полосы движения в данном направлении заняты. При этом запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления и осуществлять движение по ним.
https://youtu.be/SdDPeynjHWg9.2. На обозначенных и регулируемых перекрёстках
Запрещается осуществлять опережение по трамвайным путям попутного направления в пределах обозначенных и регулируемых перекрёстков, даже если все полосы движения в данном направлении заняты.
9.3. Через пешеходный переход
Правилами дорожного движения не запрещается осуществлять опережение в пределах пешеходных переходов, если другие транспортные средства не снижают скорость перед переходом. Но необходимо в каждой конкретной ситуации принимать все меры предосторожности и быть уверенным в отсутствии пешеходов на пешеходном переходе.
9.4. При наличии посадочной площадки
Запрещается движение по трамвайным путям попутного направления при наличии конструктивно выделенной над проезжей частью дороги посадочной площадки, с которой осуществляется посадка (высадка) пассажиров в трамвай.
10. Условие движения по полосам и наезда на разметку
10.1. Если полосы разделены линиями разметки
На дороге, проезжая часть которой разделена на полосы движения линиями горизонтальной дорожной разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по этим полосам.
Наезжать на прерывистые линии горизонтальной дорожной разметки разрешается только при маневрировании.
https://youtu.be/qKSUkpB732w11. Расположение на дороге с реверсивным движением
11.1. Поворот на дорогу с реверсивным движением
При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен управлять транспортным средством таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей дорог транспортное средство заняло крайнюю правую полосу движения.
11.2. Перестроение на дороге с реверсивным движением
Реверсивное движение — это организованная мера, направленная на увеличение пропускной способности проезжей части дороги.
В нашей стране реверсивное движение организуется с помощью реверсивных светофоров, реверсивной разметки и соответствующих дорожных знаков.
После поворота на дорогу с реверсивным движением с помощью линий дорожной разметки определяем, какие полосы движения являются реверсивными. С помощью реверсивных светофоров определяем, разрешено ли движение по таким полосам в попутном направлении.
https://youtu.be/QZbOqxwEdzY12. Движение ТС по обочинам, тротуарам, велосипедным, пешеходным и дорожкам для всадников
12.1. Каким ТС разрешается движение по обочинам при отсутствии других возможностей подъезда
Движение по обочинам, тротуарам, велосипедным, пешеходным дорожкам и дорожкам для всадников разрешается транспортным средствам дорожно-эксплуатационной и коммунальной служб, автомобилям с наклонной белой полосой на бортах, а также другим транспортным средствам, обслуживающим торговые и другие организации, расположенные непосредственно у обочин, тротуаров, велосипедных, пешеходных дорожек, дорожек для всадников или пешеходных зон, при отсутствии других возможностей подъезда.
12.2. Объезд и опережение по обочине
Запрещается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам, велосипедным, пешеходным дорожкам и дорожкам для всадников с целью опережения или объезда препятствия.
https://youtu.be/SXjcqCtg1tQ
Также по обочине запрещено осуществлять движение в случае образования затора.
13. Требование к дистанции и боковому интервалу
13.1. Водитель обязан соблюдать безопасную дистанцию
Водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также с техническими средствами организации дорожного движения и иными объектами.
https://youtu.be/Jj7l-x1kvFs
https://youtu.be/4pHWe9IaEOI14. Движение тихоходов, длинномеров вне населённого пункта
14.1. Расположение на ПЧ нескольких тихоходов и длинномеров вне населённого пункта
На дороге вне населённого пункта водитель транспортного средства длиной более 10 метров или скорость движения которого не должна превышать 40 км/ч, либо которое по техническим причинам не может развивать более высокую скорость движения по сравнению с указанной, обязан поддерживать между управляемым им транспортным средством и движущимся впереди транспортным средством дистанцию, позволяющую обгоняющим их транспортным средствам беспрепятственно перестроиться на ранее занимаемую полосу движения.
https://youtu.be/vYIzmmuCM6w
Это правило не действует в случаях, когда водители указанных транспортных средств совершают обгон или готовятся к нему, а также при движении в колонне из трёх и более транспортных средств, обозначенных опознавательными знаками «Колонна», и в организованной транспортной колонне.