Методические основы по использованию органов управления автомобилем

  1. Основные органы управления автомобилем
    1. Основные органы управления автомобилем и их размещение
  2. Рабочее место водителя
    1. Требования к рабочему месту:
    2. Положение водителя на рабочем месте
  3. Регулировка сиденья, ремней безопасности, зеркал заднего вида
    1. Правильная регулировка сиденья
    2. Регулировка ремней безопасности
    3. Регулировка зеркал заднего вида
  4. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях
    1. Положение рук на рулевом колесе
    2. Положение ног на педалях
  5. Последовательность действий при пуске и остановке двигателя
    1. Перед запуском двигателя рекомендуется
    2. При пуске двигателя
    3. При остановке двигателя
  6. Последовательность действий органами управления при начале движения, разгоне, торможении, переключении передач
    1. При начале движения:
    2. При разгоне:
    3. При торможении:
    4. Переключение передач:
  7. Последовательность действий органами управления при маневрировании
    1. При маневрировании:
  8. Особенности управления автомобилем с АКПП
    1. Преимущества при управления с АКПП
    2. Ограничения при управления с АКПП
  9. Пользование стояночным тормозом
    1. Пользование стояночным тормозом

1. Основные органы управления автомобилем

1.1. Основные органы управления автомобилем и их размещение

К основным органам управления автомобилем относятся:

  • рулевое колесо,
  • педаль «газа» (на полу справа),
  • педаль тормоза (левее педали «газа»),
  • педаль сцепления (слева на полу для автомобилей с механической коробкой передач),
  • рычаг переключения передач (справа между водительским и пассажирским местом, может быть расположен на панели приборов в нижней части),
  • рычаг (рукоятка) стояночного тормоза (за рычагом переключения передач, на некоторых автомобилях может применяться стояночный тормоз с ножным включателем или электронный включатель),
  • включатель указателей поворота (слева на рулевой колонке),
  • включатель (переключатель) света фар (включатель расположен на рулевой колонке или на панели приборов, переключатель всегда на рулевой колонке),
  • включатель звукового сигнала (как правило, на рулевом колесе).

2. Рабочее место водителя

2.1. Требования к рабочему месту:

Рабочее место водителя должно быть обеспечено хорошей обзорностью, удобством доступа к органам управления, удобным положением сиденья и расположением по отношению к нему органов управления, наличием и информативностью контрольно-измерительных приборов, особенностями среды в салоне (микроклимат, уровень шума и прочие).

https://youtu.be/YxbfjR8mpFI

В результате несоответствия рабочего места этим требованиям увеличивается расход энергетических ресурсов, что приводит к более быстрому утомлению, снижению работоспособности и, как следствие, к ошибкам при управлении автомобилем.

2.2. Положение водителя на рабочем месте

Основным требованием к рабочему месту водителя является обеспечение положения тела, исключающее излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности.

При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, его спина должна полностью прилегать к спинке сиденья. Ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях. При такой посадке водитель не утомляется даже при длительной поездке и затрачивает минимальные усилия при работе рулевым колесом, педалями и рычагами управления.

Если спинка сиденья не обеспечивает достаточной опоры тела в области поясницы, то основные мышцы спины и шеи будут излишне напряжены.

3. Регулировка сиденья, ремней безопасности, зеркал заднего вида

3.1. Правильная регулировка сиденья

Правильная регулировка сиденья позволит снизить утомляемость водителя и повысить готовность к своевременной реакции в случае аварийной ситуации.

У автомобильного кресла могут быть следующие виды регулировки:

  • регулировка продольного положения сиденья (положение ног);
  • наклон спинки сидения (положение рук на рулевом колесе);
  • регулировка высоты подушки сиденья, (обзорность и высота рулевого колеса, можно производить совместно с положением рулевой колонки);
  • регулировки угла наклона подушки сиденья (положение бёдер, прижим корпуса тела к спинке, после можно произвести регулировку высоты подголовника);
  • регулировка поясничной поддержки (повтор изгиба спины, снижение нагрузки на позвоночник).

Регулировки осуществляются в перечисленной последовательности, при регулировке высоты подголовника важно, чтобы средняя часть затылка совпадала с серединой подголовника.

3.2. Регулировка ремней безопасности

Основная регулировка современных ремней безопасности — регулировка по высоте.

Если крепление ремня безопасности расположено слишком близко к шее, ремень не сможет обеспечить максимальную защиту. Плечевая часть ремня должна быть отрегулирована таким образом, чтобы она проходила поперёк груди и посередине ближнего к двери плеча.

3.3. Регулировка зеркал заднего вида

Регулировка зеркал заднего вида осуществляется только после того, как было отрегулировано водительское сиденье.

Салонное зеркало настроено правильно, если при взгляде в него Вы максимально «охватываете» заднее стекло Вашего автомобиля.

Взглянув в боковое зеркало, Вы должны по максимуму просматривать дорогу сбоку, а при движении — соседнюю полосу. Но чтобы верно оценивать расстояние, необходимо видеть и краешек своего автомобиля. Отражение дороги должно занимать примерно половину нижней части зеркала.

Многие специалисты советуют разделить зеркало по принципу: 40% — небо, 60% — земля.

4. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях

4.1. Положение рук на рулевом колесе

Правильное расположение рук на рулевом колесе легче всего рассчитать при помощи воображаемого циферблата часов. Левая рука должна находиться в пределах от девяти часов до десяти, а правая рука — от двух до трёх часов.

При иных вариантах расположения рук водителя могут возникнуть сложности при необходимости скоростного маневрирования, а также при удержании рулевого колеса вследствие наезда на препятствие или разрыва шины.

4.2. Положение ног на педалях

При управлении автомобилем ступня правой ноги лежит на педали газа, пятка стоит на полу между педалями газа и тормоза. При этом сама нога расслаблена, а коленка «откинута» вправо.

Ступня левой ноги располагается на специально предназначенной для неё площадке (слева от педали сцепления на автомобиле с механической КПП) или при отсутствии таковой слева на полу.

5. Последовательность действий при пуске и остановке двигателя

5.1. Перед запуском двигателя рекомендуется

Перед пуском двигателя необходимо выполнить контрольный осмотр автомобиля в объёме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации. В перечень операций контрольного осмотра автомобилей, оснащённых двигателем внутреннего сгорания, входит в том числе проверка уровня масла в поддоне двигателя.

5.2. При пуске двигателя

После выполнения операций контрольного осмотра и регулировок рабочего места водителя можно приступить к запуску двигателя.

Перед запуском двигателя необходимо убедиться в том, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

Поворотом ключа необходимо запустить двигатель и подождать, пока он прогреется (обороты двигателя упадут до «холостого хода»). Автомобиль готов к движению.

5.3. При остановке двигателя

При остановке двигателя необходимо перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобиле с АКПП — в положение «P») и затормозить автомобиль стояночным тормозом.

6. Последовательность действий органами управления при начале движения, разгоне, торможении, переключении передач

6.1. При начале движения:

Перед началом движения при остановке на правой стороне дороге необходимо включить левый световой указатель поворота и посмотреть в центральное и левое зеркала заднего вида.

Начиная движение на автомобиле с механической коробкой передач, необходимо выключить сцепление, включить первую передачу, отпуская педаль сцепления, опустить рычаг стояночного тормоза и одновременно увеличить обороты двигателя педалью «газа». Автомобиль плавно начнёт движение.

Начиная движение на автомобиле с автоматической коробкой передач, необходимо нажать педаль тормоза, перевести рычаг коробки передач в положение «D», снять автомобиль со стояночного тормоза (если автомобиль оборудован механическим стояночным тормозом), отпустить педаль тормоза и плавно увеличить обороты двигателя педалью «газа». Автомобиль плавно начнёт движение.

После выезда с обочины или от края проезжей части дороги необходимо выключить левый световой указатель поворота.

6.2. При разгоне:

При разгоне на автомобиле с механической коробкой передач необходимо каждый раз при переходе на повышающую передачу полностью выключать сцепление. Затем включить следующую повышающую передачу. После этого необходимо плавно отпустить педаль сцепления, плавно увеличивая оброты двигателя.

Крайне важно при переключении передач не терять из виду дорожную ситуацию, то есть не переводить взгляд на рычаг переключения передач.

6.3. При торможении:

При торможении следует не выключать сцепление для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля. Сцепление необходимо выключить и перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение только перед остановкой автомобиля, иначе двигатель заглохнет.

6.4. Переключение передач:

При переключении передач по возрастанию следует придерживаться принципа последовательности, каждый раз полностью выключая сцепление. При разгоне необходимо быстро переходить на повышенные передачи (по достижении необходимых оборотов коленчатого вала), так как на пониженных передачах расход топлива больше.

При переключении передач по убыванию допускается переключать передачи через одну, если ввиду торможения скорость автомобиля снизилась до подходящей передачи. На некоторых автомобилях для быстрого принудительного перехода на пониженную передачу следует выполнить «перегазовку» при нейтральном положении рычага коробки передач.

7. Последовательность действий органами управления при маневрировании

7.1. При маневрировании:

При маневрировании следует заблаговременно включать световой сигнал поворота соответствующего направления. Не следует выполнять манёвр, не убедившись в его безопасности. Выполняя манёвр, прежде всего следует учитывать «мёртвые зоны», дополнительно убедиться в безопасности можно, повернув голову. Выключать сигнал поворота следует незамедлительно после совершения манёвра.

8. Особенности управления автомобилем с АКПП

8.1. Преимущества при управления с АКПП

Автоматическая коробка передач более удобна в пользовании по сравнению с механической, особенно при езде в городе, так как не требуется постоянного включения-выключения сцепления, особенно такое преимущество ощутимо в пробках.

При управлении автомобилем с АКПП водителю сложнее допустить ошибки при разгоне и торможении, что очень важно, особенно для водителей-новичков.

8.2. Ограничения при управления с АКПП

Автомобиль с АКПП невозможно завести с буксира при севшем аккумуляторе.

Также ощутимые ограничения существуют на возможность буксировки автомобилей с автоматической коробкой передач. Буксировка должна осуществляться при скорости не больше 50 км/ч, буксировать автомобиль необходимо на небольшое расстояние — до 40 км.
Но при имеющейся возможности лучше отказаться от буксировки в пользу эвакуатора во избежание поломки дорогостоящей коробки передач.

9. Пользование стояночным тормозом

9.1. Пользование стояночным тормозом

Стояночный тормоз следует использовать как при кратковременном, так и при длительном прекращении движения. Исправная стояночная тормозная система обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства на уклонах до 16% включительно.

Стояночный тормоз не рекомендуется использовать при стоянке на ровной площадке в зимнее время во избежание примерзания тормозных колодок.


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.