Что же мешает сдать практический экзамен в ГАИ с первого раза?
Есть несколько важных моментов, которые следует обязательно помнить во время сдачи самого сложного экзамена в ГАИ — вождения по испытательному маршруту в условиях реального города. В этой статье я постараюсь изложить и обобщить опыт учащихся автошкол при подготовке и сдаче вождения в ГАИ, рекомендации инструкторов по вождению, а также знания преподавателей (сотрудников) автошкол. Также приведу типичные ошибки экзаменуемых во время сдачи вождения в ГАИ. Начну с банальных вещей.
Первое что обязательно нужно для сдачи вождения в ГАИ — это безусловно знание Правил дорожного движения, по крайней мере таких глав ПДД, как «Маневрирование», «Расположение транспортных средств на проезжей части дороги», «Проезд перекрестков», «Сигналы регулировщики и светофоров», «Пешеходные переходы и остановочные пункты маршрутных транспортных средств», «Преимущество маршрутных транспортных средств», «Остановка и стоянка транспортных средств».
Без данных знаний проехать 4 км с экзаменатором, который оценивает ваши действия на дороге, четко видит уверенно или неуверенно Вы управляется автомобилем (можете даже думать, что экзаменатор только и ждет, чтобы Вы ошиблись) — просто невозможно. Где-то Вы недоучили некоторые требования знаков, где-то запрещенные места для разворота и все это во время экзамена обязательно всплывет. А может повезет? Может! Но, недаром экзаменаторы дают экзаменационные команды, чтобы проверить Ваше знание ПДД на практике и Ваши навыки вождения. Поэтому нужно с первого занятия в автошколе относиться к изучению Правил дорожного движения добросовестно.
Второе, что обязательно нужно для сдачи вождения в ГАИ — это само вождение или навыки управления автомобилем, или моторные навыки. Я прекрасно понимаю, что за 40 часов практического вождения ездить, как АСС Вы ещё не будете, а часто будет делать «АС» — аварийную ситуацию, создавать аварийную обстановку. За это время Вы изучите основные элементы на площадке, научитесь «передвигаться» по городу, но не видя дальше своего носа перед капотом. Да, Вы будете управлять автомобилем, и даже будете стараться применять ПДД в условиях реального города, но настоящий более полный опыт практического вождения Вы получите только после получения прав, когда сядете за руль без подстраховки инструктора. Что бы применять ПДД на дороге во время движении, нужна большая практика и знание типовых дорожных ситуаций. Практики вождения катастрофически не хватает, а дорожные ситуации за 40 часов вождения в автошколе все не проработаешь. Поэтому черпайте по максимуму от своих инструкторов по вождению.
На что нужно больше всего обращать внимание во время обучения вождению? Это: левые повороты, развороты, остановка автомобиля. Поворот налево является одним из самых тяжелых маневров и нелюбимым для учащихся автошкол. Почему? Давайте разберемся. Часто, с крайней правой полосы необходимо перестроится в крайнюю левую полосу. Для этого необходимо соблюдать десяток требований ПДД: контролировать смежные полосы, контролировать скорость, учитывать дорожную разметку, вовремя включать и выключать предупредительные сигналы, уступать дорогу, плавно перестраиваться из полосы в полосу, смотреть в боковые зеркала и зеркало заднего вида, после чего занять крайнее левое положение, затем пропустить все встречные транспортные средства, и только потом уже завершить данный маневр. Еще есть светофоры и пешеходы.
На чем же ошибаются?
1. Ошибки на экзамене в ГАИ при перестроении:
А. Не предоставляют преимущества попутным автомобилям (пункт ПДД 59);
Б. Резко перестраиваются (в экзаменационном листе это нарушение правил маневрирования, тоже могут поставить пункт ПДД 59,второе предложение пункта);
B. Забывают вовремя выключать сигнал поворота (пункт ПДД 57);
Г. Незаблаговременно включают сигнал поворота (пункт ПДД 57).
2. Ошибки на экзамене в ГАИ при повороте налево:
А. Нарушают пункты ПДД 103 и 111, не уступая дорогу автомобилям, двигающимся со встречного направления, причем делают это часто неосознанно. Объясняю. Вы подъехали к перекрестку, остановились и видите, что со встречного направления к перекрестку приближается транспортное средство (ТС). Расстояние до встречного ТС Вы оцениваете как приемлемое и безопасное, чтобы приступить к выполнению маневра. Вы начинаете движение, причем это происходит не так быстро и весьма неуверенно, т.к. трогаться как опытный водитель может еще далеко не каждый. Пока Вы начинали движение, ТС со встречного направления приблизилось, Но Вы не меняете решения, еще нет навыка быстро менять решения в соответствии со складывающейся, быстроменяющейся дорожной обстановкой. Или возникает мысль: Проскачу! Именно в этот момент экзаменатор и нажимает на педаль тормоза. Экзамен закончен с аварийной ситуацией.
B. Аналогичная ситуация приведенной выше, за исключением того, что Вы решили пропустить все встречные автомобили, переждать и потом спокойно завершить маневр. Для поворота налево Вы выехали на перекресток, остановились, всех пропустили. На перекрестке все быстро меняется: снуют туда-сюда автомобили (сзади, спереди, сбоку, со всех сторон), меняются сигналы светофора, переходят дорогу пешеходы, много информации, перекресток «давит» ... и этот сложный маневр — поворот налево. И часто при начале движения экзаменуемый «глохнет» в этой ситуации прямо на перекрестке и полностью теряется, что тоже влечет «Аварийная ситуация», оценка «Не сдал», экзамен в ГАИ закончен.
3. Ошибки на экзамене в ГАИ при развороте:
А. Смотрите описание ошибок в пунктах 2А и 2Б для поворота налево;
Б. Самое распространенное явление во время выполнения разворота на экзамене, это наезд на бордюрный камень. Почему? Причин много, одни из которых — спешка экзаменуемого. Одни пытаются развернуться, не останавливаясь. Другие — поздно выворачивают рулевое колесо. Третьи — забывают про элементарные пункты правил ПДД: 66 пункт ПДД, 68 пункт ПДД. Бывает, что разворачиваются в пределах остановочного пункта либо даже на пешеходных переходах. Не забываете, что чем меньше скорость при развороте, тем меньше радиус разворота.
4. Ошибки на экзамене в ГАИ при остановке:
В конце практического экзамена всегда дается команда типа: «Остановитесь в ближайшем разрешенном месте». На этой команде тоже часто ошибаются экзаменуемые. Причин здесь несколько:
А. Не знание пунктов ПДД главы «Остановка и стоянка транспортных средств» и не умение применить правила остановки их на практике.
Б. Спешка! Опять же экзаменуемые спешат, только и думают о том, как бы быстрее остановиться и выйти из автомобиля.
Вывод один: Не нужно спешить, но и сильно расслабляться тоже не нужно. Напротив, нужно сосредоточиться на дороге и адекватно воспринимать происходящее.
А теперь давайте поговорим о психологических факторах при сдаче практического экзамена.
Понятное дело, что все кто сдают экзамен — волнуются, это нормально, но на практике исходя из личного опыта и опыта многих курсантов, экзаменуемые волнуются «уж сильно больше нужного», что в дальнейшем и приводит к не сдаче вождения в ГАИ.
Что от Вас ожидает экзаменатор, чтобы поставить Вам в экзаменационный листок «СДАЛ»? Прежде всего, нужно понять, что это его работа! Его задача проверить ваши навыки вождения и применение полученных знаний по ПДД на практике. Каждый раз, когда экзаменатор садится в автомобиль, он прекрасно знает что будет дальше, то же что и вчера и позавчера, и год назад. Для Вас же это уникальность. Вы не знаете, как ИМЕННО это будет, но много слышали про это. Все что от Вас требуется, это правильная очередность действий и культура поведения. Садясь в автомобиль, прежде всего не нужно показывать экзаменатору, что Вам страшно, что Вы боитесь, Вы не уверены... Напротив, внешним видом покажите, что Вы готовы сдать экзамен с первого раза. Вы же для этого пришли? Экзаменаторы не любят трясущихся экзаменуемых, проявляющих слабость, поэтому серьезно их и не воспринимают. Если разобраться, то задача экзаменатора проста: ему нужно убедиться, что Вас можно «выпускать» на дорогу одного, а у Вас задача аналогичная: Вы должны убедить экзаменатора, что Вас можно «выпускать» на дорогу. Знаю точно, экзаменаторы не любят когда им начинают «заговаривать зубы», раздабривать их. Многих это злит. Лучшее, что Вы можете сделать, это ехать и комментировать свои действия на дороге. Тут мы остановимся поподробнее.
Многие курсанты автошкол это воспринимают буквально, т.е. комментируют ВСЕ свои действия. Вот, например, был реальный случай. Девушка комментировала ВСЕ свои действия: «Включаю левый сигнал поворота, выжимаю сцепление, включаю первую передачу, плавно нажимаю на педаль газа» и т.д. Это лишнее! А вот если Вы будете говорить по делу, по ПДД, то это всегда приветствуется. Например: экзаменатор дал Вам команду «Развернитесь в ближайшем разрешенном месте». Что нужно сделать? Нужно найти ближайшее разрешенное место и развернутся. Подъезжая к первому перекрестку, на котором, к примеру, разворот запрещен, Вы говорите: На данном перекрестке мы развернуться не имеем право, потому что... и обязательно говорите почему. Например: здесь разворот запрещен, т.к. ранее висел знак «Направление движения по полосам» (5.8.1), запрещающий разворот и с крайней левой полосы можно продолжать движение только прямо. Едем дальше. На следующем перекрестке выполнить разворот можно. Так и говорите: А вот на данном перекрестке развернуться можно! Потому что... Естественно экзаменатор видит и слышит ваши действия, и оценивает их положительно. Почему? На практике экзаменуемые обычно принимают экзамен молча, лишь озвучивая команды. А бывает, экзаменаторы говорят не по делу или пытаются Вас подловить, отвлечь, проверить, будете ли Вы отвлекаться на посторонние вещи про вождении. Вы же выделяетесь, причем с положительной стороны. А теперь давайте сведем все воедино... Вы едете с уверенным видом, не вздыхаете и не «цыкаете» каждый раз когда что-то не получается, Вы абсолютно спокойны (пускай это не так, но Вы этого не показываете). Вы «не тормозите», а разгоняете автомобиль до 3-й передачи и выше, что, кстати, тоже очень важно. Вы выполняете все команды экзаменатора правильно. Вы правильно комментируете свои действия... Все! Этих аргументов будет вполне достаточно, чтобы поставить Вам положительный результат в ваш экзаменационный лист. Я думаю, Вы понимаете, что факторы форс-мажора (именно в день вашего экзамена в ГАИ хулиганы срезали все дорожные знаки на металл и подожгли дорожную разметку) при сдаче экзамена в ГАИ и ваши навыки я уже не беру в расчет. Навыки вождения у Вас есть! Предполагается, что Вы добросовестно изучили курс Правил дорожного движения и ответственно относились к 40-ка часовому курсу вождения.
А теперь пару слов об оценке экзаменатором ваших навыков вождения.
Я думаю понятно, что каждый управляет автомобилем на разном уровне, но, не смотря на это — это тоже важный момент при сдаче вождения в ГАИ. Кто-то думает, что он будет ехать 20 км/ч и при этом внимательно рассматривать всю дорожную обстановку и неспешно выполнять команды экзаменатора. Кто-то спешит, думая, чем быстрее я буду ехать, тем больше произведу впечатление на экзаменатора, что я отлично управляюсь на дороге. Это все не верно! Ехать нужно не спеша, но в тоже время и не медленно, т.к. Вы можете создать неудобство для других участников дорожного движения, Вас начнут объезжать, а возможно даже сигналить. Спешить тоже не нужно, Вас никто не гонит, двигайтесь уверенно и спокойно. На дороге излишние маневры могут привести к созданию аварийной ситуации. Так же не забываем про своевременное переключение передач. Нужно помнить, что на 2-й передаче ехать 50-60 км/ч будет не правильным, поэтому экзаменаторы злятся и настойчиво заставляют повысить передачу, если мотор ревет. Навыки управления автомобилем должны быть на приемлемом уровне, что бы не заострять внимание экзаменатора на этом.
Вот в принципе и все. На мой взгляд это одни и самых важных факторов успешной сдачи практического экзамена.
И пару слов от себя:
Срок обучения в автошколе — 100 дней (3,5 месяца). Это ровно столько, сколько нужно потратить времени, что бы стать водителем. Если Вы набрались смелости и уверенности пойти в автошколу, значит Вам это нужно. Я думаю, каждый будущий водитель хочет стать хорошим и добросовестным водителем и рассчитывать на безопасные условия дорожного движения, как и записано в ПДД. По этому нужно с первого занятия в автошколе подходить к изучения ПДД с ответственностью и уделять больше внимания изучения глав ПДД, особенно практических глав Правил. Вы учитесь всего 3,5 месяца, а водителями будете всю свою дальнейшую жизнь. Я понимаю, что нужно немало времени, чтобы посещать занятия, закреплять материал — в общем просто жертвовать своим свободным временем. Но, это стоит того, чтобы сдавать зачеты с первого раза, сдать внутренний экзамен с первого раза, придти уверенно в ГАИ на Семашко, 17 и сдать с уверенностью и легкостью все 3 экзамена ГАИ: 10 тестов ПДД, площадку и вождение в городе. Тем более, что на сегодняшний день есть очень много инструментов, которые можно использовать при изучении ПДД, которые делают ваше обучение более эффективным и интересным!
Учите Правила, сдавайте экзамены в ГАИ с первого раза и будьте отличными водителями с замечательными знаниями Правил дорожного движения и растущими навыками и культурой вождения на белорусских дорогах!
С уважением, Евгений, коллектив проекта «Виртуальная автошкола ADrive».
Несколько вопросов на засыпку на развороты:
1. Может ли быть правый разворот без нарушения ПДД, приведите пример такого разворота?
2. Может ли быть разворот задним ходом без нарушения ПДД, приведите пример такого разворота?
3. Впереди будет кольцевой перекресток, на котором Вы решили двигаться в обратном направлении, чтобы выполнить команду экзаменатора «Развернитесь в ближайшем разрешенном месте». Выполните ли Вы таким образом эту команду экзаменатора?