1. Введение. Термины «обгон» и «опережение», три стадии обгона, безопасность при обгоне
|
Обгон. Понятие
Что такое обгон?
Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги).
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства (транспортных средств).
https://youtu.be/Y3vW1afrKn8
Подытоживая, можно сказать:
Обгон — это опережение движущегося транспортного средства по встречной полосе.
|
Вспомним:
Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги).
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства (транспортных средств).
|
Обгон. Стадии
Три стадии обгона
Различают три активных стадии обгона:
- выезд на полосу встречного движения;
- опережение;
- возвращение в ранее занимаемую полосу.
Первая и третья стадии связаны с выполнением маневрирования (перестроения).
На второй стадии водитель выполняет опережение одного или нескольких транспортных средств.
|
Три стадии обгона: выезд на полосу встречного движения, опережение, возвращение в ранее занимаемую полосу.
|
Обгон. Как совершить
Как совершить обгон?
Обгон можно отнести к самым сложным манёврам, и, прежде чем приступить к его выполнению, нужно взвесить все «за» и «против». Он требует наибольшей концентрации внимания в оценке дорожно-транспортной ситуации, прогнозировании развития событий, выработке стратегии и принятии решения.
Обгон оправдан только тогда, когда дорожные условия, возможности автомобиля и интенсивность движения позволяют обгоняющему после этого манёвра продолжать движение с более высокой скоростью, а идущие впереди с меньшей скоростью транспортные средства мешают этому.
Необходимых условий для безопасного выполнения обгона очень много — они различны для каждой дорожной ситуации, но в любом случае нельзя пренебрегать главным правилом обгона: не уверен — не обгоняй.
|
Обгон — это сложное и ответственное действие со стороны водителя. Оно требует наибольшей концентрации внимания в оценке дорожно-транспортной ситуации, прогнозировании развития событий, выработке стратегии и принятии решения.
Выполнение обгона оправдано только тогда, когда гарантированы условия безопасности дорожного движения.
|
2. Условие обгона. Встречная полоса свободна и обгон безопасен на всех стадиях
Нарушения обгона
В показанной ситуации встречная полоса была занята, и такой обгон нельзя признать безопасным:
https://youtu.be/Xa8TU9K8I9g
Встречная полоса может быть занята не только транспортными средствами:
https://youtu.be/9Hw_Cmxwapk
Совершенно недопустимо, если водитель, совершающий обгон, создаст угрозу безопасности дорожного движения, заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
https://youtu.be/pay5-AtzeS4
|
Встречная полоса
Встречная полоса свободна?
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
Свободной полоса считается, если она просматривается на расстоянии, достаточном для выполнения обгона в реальных дорожных условиях. При этом следует учитывать ширину свободного пространства встречной полосы с соблюдением безопасного бокового интервала. Расстояние, достаточное для выполнения обгона, рассчитывается из необходимого для выполнения самого обгона и возможного расстояния, пройденного встречным автомобилем при его внезапном появлении.
При этом о наличии автомобиля на встречной полосе в тёмное время суток может информировать свет фар встречного автомобиля или зарево от света фар, видимое из-за поворота или холма.
|
Разрешено ли Вам, управляя легковым автомобилем, приступить к выполнению обгона в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Разрешено только если скорость обгоняемого автомобиля менее 30 км/ч.
-
3. Нет, не разрешено.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна, и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
В показанной ситуации все перечисленные условия соблюдены, поэтому обгон не запрещён.
|
Разрешено ли Вам, управляя легковым автомобилем, в показанной ситуации приступить к выполнению обгона?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Нет, не разрешено.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна. В тёмное время суток это связано с целым рядом затруднений ввиду ограниченной обзорности дороги, из-за чего водитель может быть введён в заблуждение и считать, что полоса свободна (в тёмное время суток в свете фар не видно, что через 150 метров дорога делает поворот или впереди — вершина холма).
В данной же ситуации отчётливо видны фары встречного транспортного средства, а в их свете угадывается силуэт идущего по краю проезжей части дороги пешехода.
В таких условиях приступать к обгону, безусловно, запрещено.
|
Встречная полоса занята
Встречная полоса занята попутным, встречным, выезжающим
Запрещается выполнять обгон, если встречная полоса движения занята как встречным, попутным, так и стоящим транспортным средством.
https://youtu.be/mpu7o9VLUXQ
|
Разрешено ли Вам, управляя легковым автомобилем, выполнить обгон в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Нет, запрещено.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается перестроиться, свободна.
В показанной ситуации полоса занята встречным автомобилем. Расстояние до встречного автомобиля недостаточно для выполнения безопасного обгона и может привести к появлению угрозы безопасности дорожного движения.
|
Разрешено ли Вам, управляя легковым автомобилем, выполнить обгон в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Нет, запрещено.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается перестроиться, свободна.
В показанной ситуации полоса занята попутно движущимся автомобилем, завершающим обгон. Выполнение обгона вслед за другим транспортным средством (так называемым «паровозиком») является опасным манёвром и часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
|
Разрешено ли водителю синего легкового автомобиля выполнить обгон в показанной ситуации, если водитель красного автомобиля частично выехал на встречную полосу движения?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Нет, запрещено.
Полоса движения, на которую намерен выехать водитель синего легкового автомобиля в показанной ситуации, частично занята автомобилем, выехавшим на перекрёсток для поворота налево.
В таких условиях обгон запрещён, даже если с данного направления перекрёсток не обозначен знаком приоритета.
|
Встречная полоса частично занята
Встречная полоса частично занята (велосипед, мопед)
Запрещается выполнять обгон, если встречная полоса движения занята частично, так как в таких условиях невозможно гарантировать соблюдение безопасных боковых интервалов.
|
Разрешено ли Вам в показанной ситуации приступить к обгону легкового автомобиля?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Разрешено только если скорость обгоняемого автомобиля менее 30 км/ч.
-
3. Нет, запрещено.
В показанной ситуации, видимо ввиду определённых затруднений, велосипедист движется не по обочине, а по краю проезжей части дороги. Следовательно, встречная полоса движения не считается свободной, и следует воздержаться от выполнения обгона до завершения встречного разъезда с велосипедистом.
|
Разрешено ли водителю синего легкового автомобиля выполнить обгон в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Нет, запрещено.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается перестроиться, свободна.
В показанной ситуации по встречной полосе движется мотоцикл. Выполнение обгона в таких условиях может привести к появлению угрозы безопасности дорожного движения.
|
Безопасность при обгоне. Скорость. Направление
Не создавай угрозу безопасности, не заставляй кого-либо изменять направление или снижать скорость
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
Действия водителя, совершающего обгон, должны быть корректными и безопасными для остальных участников дорожного движения.
https://youtu.be/UbFKwyICUcI
|
В чём должен убедиться водитель красного легкового автомобиля до начала обгона?
-
1. В том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, не занята встречными транспортными средствами.
-
2. В том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, не занята попутно движущимися транспортными средствами.
-
3. В том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, не занята стоящими транспортными средствами.
-
4. Во всём перечисленном.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается перестроиться, свободна как от встречных транспортных средств, так и от попутно движущихся, совершающих обгон.
Выполнение обгона вслед за другим транспортным средством (так называемым «паровозиком») является опасным манёвром и часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
Стоящие на встречной полосе (стороне дороги) транспортные средства также могут стать препятствием для безопасного выполнения обгона.
|
В чём должен убедиться водитель красного легкового автомобиля до начала обгона при отсутствии встречных и движущихся позади транспортных средств?
-
1. В том, что своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения.
-
2. В том, что своими действиями он не заставит участников дорожного движения изменить направление движения.
-
3. В том, что своими действиями он не заставит участников дорожного движения снизить скорость движения.
-
4. Во всём перечисленном.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
Для начинающего водителя правильное прогнозирование развития дорожной ситуации является проблемой ввиду отсутствия опыта вождения. Также плохую роль может сыграть нерешительность при выполнении обгона, что ведёт к слишком долгому нахождению на встречной полосе движения.
|
В чём Вы должны убедиться, управляя легковым автомобилем, до начала обгона?
-
1. В том, что при возвращении на ранее занимаемую полосу не будет создано препятствия обгоняемому транспортному средству.
-
2. В том, что при возвращении на ранее занимаемую полосу не придётся выполнять следующий обгон.
-
3. В том, что не будет создано препятствия для возвращения в ранее занимаемую полосу из-за действий водителя обгоняемого автомобиля.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
Недостаточная дистанция между попутно движущимися транспортными средствами может стать причиной того, что водитель, совершающий обгон, при возвращении в ранее занимаемую полосу создаст препятствие для движения обгоняемому транспортному средству.
|
В каких условиях из перечисленных водитель нарушит Правила дорожного движения, приступая к выполнению обгона?
-
1. Если водитель собирается выполнить обгон двух автомобилей подряд без возвращения в ранее занимаемую полосу после обгона первого автомобиля.
-
2. Если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал правого поворота.
-
3. Если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, из-за действий водителя, совершавшего обгон, был вынужден снизить скорость.
-
4. Если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, из-за действий водителя, совершавшего обгон, был вынужден повысить внимание.
Согласно Правилам дорожного движения, до начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения. Водитель перед выполнением обгона должен спрогнозировать действия участников дорожного движения, движущихся сзади, впереди, навстречу и попутно. Он должен оценить скорости транспортных средств и требуемое время для выполнения обгона.
|
3. Обгон с учётом действий других водителей: впереди — подал сигнал; сзади — подал-приступил
|
Движущийся впереди подал
Водитель, движущийся впереди, подал сигнал левого поворота
Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.
|
Разрешено ли водителю зелёного автомобиля приступить к выполнению обгона в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Разрешено только вслед за красным автомобилем.
-
3. Нет, не разрешено.
Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота. При этом не важно, с какой целью был подан сигнал поворота: для обгона, для объезда препятствия, разворота, поворота налево или остановки на левой стороне дороги.
Водители транспортных средств, ограничивающих обзорность, могут подавать сигнал левого поворота для предупреждения о том, что выполнение обгона в данный момент опасно.
|
Разрешено ли Вам, управляя легковым автомобилем, выполнить обгон в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено при условии соблюдения безопасного бокового интервала до мотоцикла.
-
2. Нет, не разрешено.
Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.
Кроме того, водителю запрещается выполнять обгон транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия.
|
Внимательно! Движущийся впереди подал
Внимательно! Водитель, движущийся впереди, подал сигнал левого поворота
Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения (даже через одно транспортное средство), подал сигнал левого поворота.
Необходимо обратить особое внимание на транспортные средства, движущиеся с включённой аварийной световой сигнализацией. Водитель такого транспортного средства будет подавать сигнал поворота рукой.
|
Разрешено ли Вам, управляя легковым автомобилем, выполнить обгон в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Нет, запрещено.
Водитель автомобиля, движущегося впереди с включённой аварийной световой сигнализацией, показывает рукой сигнал поворота налево. В такой ситуации обгон запрещён.
|
Разрешено ли Вам, управляя легковым автомобилем, выполнить обгон двух транспортных средств в показанной ситуации?
-
1. Да, разрешено.
-
2. Нет, запрещено.
Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.
В показанной ситуации водитель грузового автомобиля подал сигнал левого поворота, поэтому обгон в показанной ситуации запрещён.
Сложность принятия правильного решения состоит в том, что водитель больше уделяет внимания первому обгоняемому автомобилю, и может вовремя не заметить включённый сигнал поворота на втором автомобиле, также погодные условия могут воспрепятствовать своевременному восприятию поданного сигнала поворота.
|
Случаи нарушений
Случаи нарушений при обгоне
Водителю запрещается выполнять обгон, если это может заставить других участников движения изменить направление движения или скорость, а такжее если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.
https://youtu.be/tRNS9zMJlgs
|
В каких случаях водитель нарушит Правила дорожного движения, приступая к совершению обгона?
-
1. Только если водитель своими действиями заставит снизить скорость движения водителя транспортного средства, движущегося по той же полосе движения.
-
2. Только если водитель своими действиями заставит съехать на обочину водителя транспортного средства, движущегося по той же полосе движения.
-
3. Только если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.
-
4. Водитель нарушит Правила дорожного движения во всех перечисленных случаях.
Согласно Правилам дорожного движения, водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота. До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения. Водитель перед выполнением обгона должен спрогнозировать действия участников дорожного движения, движущихся сзади, впереди, навстречу и попутно. Он должен оценить скорости транспортных средств и требуемое время для выполнения обгона.
|
В каком из перечисленных случаев водитель не нарушит Правила дорожного движения, приступая к совершению обгона?
-
1. Если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.
-
2. Если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал правого поворота.
-
3. Если своими действиями водитель заставит водителя встречного транспортного средства съехать на обочину.
-
4. Если своими действиями водитель заставит водителя транспортного средства, движущегося по той же полосе движения, съехать на обочину.
-
5. Водитель нарушит Правила дорожного движения во всех перечисленных случаях.
Согласно Правилам дорожного движения, водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота. Сигнал левого поворота, поданный водителем ТС, движущегося по той же полосе движения, свидетельствует о том, что он намерен совершить или обгон, или поворот налево, или разворот. Также возможно, что он будет объезжать слева препятствие в полосе движения.
|
Движущийся позади начал
Водитель, движущийся позади, начал обгон (приступил)
Водителю запрещается выполнять обгон, если следующие за ним водители начали обгон.
Перед выполнением обгона необходимо убедиться с помощью зеркал заднего вида в том, что позади движущиеся транспортные средства не приступили к выполнению обгона. Также при этом следует учитывать возможное нахождение транспортного средства в «мёртвой зоне». Поэтому крайне важно постоянно контролировать складывающуюся позади дорожную обстановку.
https://youtu.be/n__iagG-rW4
|
Разрешено ли водителю синего легкового автомобиля приступить к выполнению обгона в показанной ситуации?
-
1. Разрешено, если после подачи сигнала левого поворота водителем синего автомобиля водитель чёрного автомобиля предоставит возможность выполнить обгон.
-
2. Нет, запрещено.
Водителю запрещается выполнять обгон, если следующие за ним водители начали обгон.
Запрещено также препятствовать выполнению обгона.
|
Как должен поступить в данной ситуации водитель жёлтого автомобиля, собирающийся выполнить обгон?
-
1. Выполнить обгон с увеличением скорости движения до его обгона зелёным автомобилем.
-
2. Выполнить обгон вслед за зелёным автомобилем, не дожидаясь окончания им обгона чёрного автомобиля.
-
3. Приступить к выполнению обгона только после завершения обгона водителем зелёного автомобиля.
Водителю запрещается выполнять обгон, если следующие за ним водители начали обгон.
Запрещено также препятствовать выполнению обгона.
|
Разрешается ли Вам, управляя легковым автомобилем, приступить к выполнению обгона, не посмотрев в зеркало заднего вида или иным образом не проконтролировав обстановку сзади управляемого транспортного средства?
-
1. Нет, не разрешается.
-
2. Разрешается в случае движения с максимально разрешённой скоростью на участке дороги.
Согласно Правилам дорожного движения, водителю запрещается выполнять обгон, если следующие за ним водители начали обгон. Водитель перед выполнением обгона должен спрогнозировать действия участников дорожного движения, движущихся сзади, впереди, навстречу и попутно. Он должен оценить скорости транспортных средств и требуемое время для выполнения обгона.
|
Уважаемый, . Истекло время доступа к данному курсу.
Для продления доступа необходимо: