Версия для печати

Условия движения и дорожные ситуации

  1. Введение
    1. Введение
  2. Маневрирование
    1. Маневрирование
    2. Манёвр или не манёвр
  3. Опережение, обгон, препятствие
    1. Опережение
    2. Обгон
    3. Обгон и опережение. Ситуации
    4. Препятствие для дорожного движения
    5. Объезд препятствия
  4. Преимущество, уступить дорогу
    1. Преимущество
    2. Уступить дорогу (не иметь преимущества)
  5. Остановка, вынужденная остановка, стоянка
    1. Вынужденная остановка ТС
    2. Вынужденная остановка. Ситуации
    3. Остановка транспортного средства
    4. Стоянка транспортного средства
  6. Безопасность дорожного движения, опасность для движения
    1. Безопасность дорожного движения
    2. Опасность для движения
  7. ДТП, оставление места ДТП, очевидец ДТП
    1. Дорожно-транспортное происшествие
    2. ДТП или не ДТП
    3. Оставление места ДТП
    4. Очевидец ДТП
  8. Итог для группы терминов «Условия движения и дорожные ситуации»
    1. Дорога → Человек → ТС → Условия
  9. Правостороннее движение
    1. На дорогах Беларуси — правостороннее движение ТС
  10. Согласование дорожного движения в случаях, не оговорённых ПДД
    1. ГАИ осуществляется согласование дорожного движения в случаях:
  11. Нарушение ПДД и ответственность
    1. Нарушение ПДД влечёт:

1. Введение

1.1. Введение

Рассмотрим группу терминов «Условия движения и дорожные ситуации».
В ней мы собрали все определения, характеризующие основные составляющие участия в дорожном движении транспортных средств.

Эти термины включают три основных блока информации:

  • движение;
  • прекращение движения;
  • опасные ситуации.

Итого, осталось изучить 14 определений из толкового словаря Правил дорожного движения. Приступим!

2. Маневрирование

2.1. Маневрирование

Маневрирование (манёвр):

  • начало движения,
  • перестроение из одной полосы движения в другую,
  • поворот направо,
  • поворот налево,
  • разворот,
  • съезд с проезжей части дороги,
  • движение задним ходом.

А также:

  • выезд транспортного средства на трамвайные пути,
  • cъезд транспортного средства с трамвайных путей.

Всего мы изучили 9 видов манёвров.

Водитель может выполнять несколько маневров друг да другом, например, перестроение на трамвайные пути и следом поворот налево.

2.2. Манёвр или не манёвр

Не являются маневрами:

  • Остановка перед «стоп-линией», светофором, регулировщиком. Как и последующее возобновление движения.
  • Остановка из-за препятствия в полосе движения. Опережение или объезд препятствия в пределах полосы (например, объезд выбоины).
  • Опережении в соседней полосе (без перестроения).
  • Остановка у тротуара. При этом начало движение от тротуара маневром является.
Итог "Неманёвры". "Всё, что в пределах полосы – не маневр, за исключением начала движения от тротуара и движения задним ходом.

3. Опережение, обгон, препятствие

3.1. Опережение

Опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства (транспортных средств).

https://youtu.be/DOpafvkkyMk

Опережение может быть связано с перестроением из одной полосы движения в другую, а может быть не связано с перестроением.

Проезд мимо стоящего (остановившегося) транспортного средства опережением не является.

3.2. Обгон

Oбгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги).

https://youtu.be/MWXnETLj6hc

Обгон состоит из трёх основных фаз:

  1. перестроение на встречную полосу,
  2. опережение по встречной полосе,
  3. возвращение (перестроение) в ранее занимаемую полосу движения.

3.3. Обгон и опережение. Ситуации

Oбгон является частным случаем опережения.
Если в ходе выполнения опережения не был осуществлён выезд на встречную полосу движения, значит было произведено опережение, не связанное с обгоном.

3.4. Препятствие для дорожного движения

Препятствие для дорожного движения — объект, который находится на пути участника дорожного движения и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться.

https://youtu.be/3O3PFcA0ut4

Различают подвижные и неподвижные препятствия для дорожного движения.

Подвижные препятствия в полосе движения могут осуществлять перемещение как в попутном, так и во встречном направлении.

3.5. Объезд препятствия

Объезд неподвижного препятствия или препятствия, движущегося в полосе движения во встречном направлении, не является опережением, и, как следствие, даже если это связано с выездом на встречную полосу, не является обгоном.

https://youtu.be/P4VKU9h49T4

4. Преимущество, уступить дорогу

4.1. Преимущество

Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения.

Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).


Понятие «преимущество» помогает выявить признаки первоочерёдности для участников дорожного движения, помогая избегать конфликтных ситуаций.

Нет в ПДД ни одного пункта, который бы в конфликтной ситуации наделял двух участников дорожного движения правом на первоочерёдное движение в намеченном направлении.

Если один участник имеет преимущество, то другой обязан уступить ему дорогу.

Но об этом в следующем термине.

4.2. Уступить дорогу (не иметь преимущества)

Уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо манёвр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.

Иначе говоря, действия уступающего должны быть таковы, чтобы тот, кому он уступает, не изменил направление и (или) скорость движения.

Исключение составляет лишь обеспечение беспрепятственного проезда водителю транспортного средства оперативного назначения.

5. Остановка, вынужденная остановка, стоянка

5.1. Вынужденная остановка ТС

Вынужденная остановка транспортного средства — прекращение движения транспортного средства из-за:

  • технической неисправности транспортного средства,
  • опасности, создаваемой участниками дорожного движения,
  • опасности, создаваемой перевозимым грузом,
  • опасности, создаваемой состоянием водителя (пассажира),
  • появлением объекта, препятствующего дорожному движению.

5.2. Вынужденная остановка. Ситуации

Вкратце о вынужденной остановке можно сказать следующее:
любое прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности — это вынужденная остановка. То же самое, если была создана угроза безопасности движения (самочувствие водителя или пассажира, груз, препятствие).

5.3. Остановка транспортного средства

Остановка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.

В случае, если было прекращено движение более чем на 5 минут, необходимом для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства, а также зарядкой электромобиля, то это тоже будет считаться остановкой.

Прекращение движения более чем на 5 минут, для зарядки электромобиля:

5.4. Стоянка транспортного средства

Стоянка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства, а также зарядкой электромобиля.

Автомобили поставлены на стоянку:

Автомобили с ДВС заняли места для зарядки электромобилей:

Следует учитывать, что и остановка, и стоянка — это случаи преднамеренного прекращения движения.

При вынужденных случаях (неисправность, опасность для движения) прекращение движения будет считаться вынужденной остановкой транспортного средства.

6. Безопасность дорожного движения, опасность для движения

6.1. Безопасность дорожного движения

Безопасность дорожного движения — состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия.

Состояние дорожного движения зависит от целого ряда факторов: конструкции дороги, состояния покрытия, установленного порядка движения, действий каждого участника дорожного движения и прочего.

6.2. Опасность для движения

Опасность для движения — изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость движения или остановиться.

О наличии опасности для движения говорит наличие одновременно следующих факторов: наличие угрозы безопасности, водитель вынужден снизить скорость или остановиться.

7. ДТП, оставление места ДТП, очевидец ДТП

7.1. Дорожно-транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершённое с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинён вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Различают следующие виды ДТП:

  • наезд на пешехода (пешеходов),
  • ДТП с участием железнодорожного транспортного средства,
  • опрокидывание,
  • наезд на препятствие,
  • наезд на животное,
  • попутное столкновение,
  • лобовое столкновение,
  • столкновение на перекрёстке или при повороте,
  • столкновение с наездом сзади,
  • наезд на велосипедиста,
  • наезд на гужевое транспортное средство,
  • прочие ДТП.

7.2. ДТП или не ДТП

Дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершённое с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства (если транспортное средство было немеханическим, либо оно не находилось в движении, то это не ДТП), в результате которого причинён вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (также если не причинён вред, то происшествие — не ДТП).

7.3. Оставление места ДТП

Оставление места дорожно-транспортного происшествия — действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлёкшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства.

В Правилах дорожного движения оговорены случаи, когда водитель может покинуть место ДТП, и это не будет считаться административным правонарушением. Это случай доставки пострадавшего в медицинскую организацию, а также случаи разрешённого составления «европротокола» — извещения о ДТП.

В остальных случаях покидать место ДТП можно только с разрешения сотрудника ГАИ после составления протокола.

7.4. Очевидец ДТП

Очевидец дорожно-транспортного происшествия — физическое лицо, непосредственно наблюдавшее дорожно-транспортное происшествие, которое располагает соответствующей информацией и может её предоставить.

Если перефразировать, очевидец ДТП:

  • наблюдал,
  • понял, что произошло,
  • может рассказать (изложить в письменном виде).

8. Итог для группы терминов «Условия движения и дорожные ситуации»

8.1. Дорога → Человек → ТС → Условия

Мы изучили группу терминов «Условия движения и дорожные ситуации».
В ней мы разобрали 14 определений, характеризующих основные составляющие участия в дорожном движении транспортных средств.

Таким образом, все термины и определения, применяемые в Правилах дорожного движения, изучены. Поздравляем!

Для закрепления материала и ознакомления с принятыми сокращениями ещё раз внимательно изучите таблицу терминов, вспоминая основную суть каждого определения.

Термины ПДД

Дорога
Человек
Транспортные средства
Условия движения
Дорога Регулировщик Транспортное средство (ТС) Маневрирование
Элементы дороги Участник дорожного движения Гужевое ТС Опережение
Проезжая часть дороги (ПЧ) Водитель Велосипед, веломобиль Обгон
Усовершенствованное покрытие Управление транспортным средством Прицеп Препятствие для ДД
Полоса движения Пассажир Механическое транспортное средство Преимущество
Разделительная зона Пешеход Автомобиль Уступить дорогу
Разделительная полоса Организованная пешеходная колонна Автобус Вынужденная остановка ТС
Газон Дети Троллейбус Остановка ТС
Пешеходная дорожка Средство персональной мобильности Трамвай Стоянка ТС
Велосипедная дорожка  Железнодорожное ТС Безопасность ДД
Тротуар  Маршрутное ТС Опасность для движения
Обочина  Колёсный трактор ДТП (Дорожно-транспортное происшествие)
Дорожка для всадников  Самоходная машина Оставление места ДТП
Прилегающая территория  Мопед Очевидец ДТП
Дорожное движение (ДД)  Мотоцикл 
Технические средства организации ДД  Одноколейное ТС 
Пешеходный переход  Крайнее правое (левое) положение на ПЧ 
Островок безопасности  Автопоезд 
Железнодорожный переезд  Тихоходное ТС 
Перекрёсток  Тяжеловесное и крупногабаритное ТС 
Обозначенный перекрёсток  Транспортная колонна 
Главная дорога  ТС оперативного назначения 
Путепровод  Организованная транспортная колонна 
Транспортная развязка в разных уровнях  Комбинированное транспортное средство 
Населённый пункт  Шасси ТС 
Пешеходная зона  Технически допустимая общая масса 
Жилая зона  Тахограф 
Обзорность дороги  Электромобиль 
Видимость дороги   
Ограниченная обзорность дороги   
Недостаточная видимость дороги   
Тёмное время суток (ТВС)   
Велосипедный переезд   
Зона с ограничением максимальной скорости   

9. Правостороннее движение

9.1. На дорогах Беларуси — правостороннее движение ТС

На дорогах Республики Беларусь установлено правостороннее движение транспортных средств.

На дорогах Республики Беларусь запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов, не подлежащих регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением случаев их участия в дорожном движении по дорогам без усовершенствованного покрытия, а также в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами. При участии в дорожном движении такие транспортные средства, устройства, приспособления, машины и механизмы приравниваются к транспортным средствам, а их движение по дорогам должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении данных транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов.

Снегоболотоходы колёсные малогабаритные (квадроциклы – ATV) типа I категорий G, S и типа II, снегоходы, мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой допускаются к участию в дорожном движении только по дорогам без усовершенствованного покрытия.

Правосторонне движение транспортных средств принято в большинстве стран мира. В некоторых странах (Великобритания, Кипр, Индия, Япония, Австралия, Новая Зеландия) принято левостороннее движение.

В соответствии с принципом правостороннего движения на перекрёстке равнозначных дорог и при одновременном перестроении транспортных средств водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, находящимся (приближающимся) справа.

С учётом правостороннего движения строятся дороги, ведётся оборудование их техническими средствами дорожного движения.

Конструкция транспортного средства также выполняется для правостороннего движения: водитель в транспортном средстве располагается слева, а функциональные проёмы, через которые входят (выходят) пассажиры при открытии дверей, выполняются справа.

10. Согласование дорожного движения в случаях, не оговорённых ПДД

10.1. ГАИ осуществляется согласование дорожного движения в случаях:

ГАИ осуществляется согласование дорожного движения в случаях, не оговорённых Правилами дорожного движения, а также при применении в экспериментальных целях технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных ПДД и техническими нормативными правовыми актами.

Своевременное доведение в доступных формах до сведения физических и юридических лиц технических нормативных правовых актов в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности возлагается на республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации.

Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения определяются Министерством внутренних дел.

11. Нарушение ПДД и ответственность

11.1. Нарушение ПДД влечёт:

Нарушение Правил дорожного движения влечёт ответственность, установленную законодательными актами.

В случае совершения правонарушения или преступления, связанного с несоблюдением ПДД, наступает дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная ответственность.

Незнание ПДД и иных положений законодательства Республики Беларусь не освобождает от ответственности.


Провайдер электронных платежей ЕРИП

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.