Версия для печати

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств

  1. Введение
    1. Введение
  2. При движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги
    1. На механическом ТС
    2. На механическом ТС в светлое время суток
    3. На велосипеде
    4. На прицепе и на буксируемом механическом ТС
  3. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний
    1. В населённом пункте
    2. При встречном разъезде
    3. При встречном разъезде c велосипедистом и пешеходом
    4. При «световом наезде»
    5. В любых других случаях
    6. При ослеплении водитель должен
  4. При остановке (стоянке) в тёмное время суток, на неосвещённых участках дороги и при недостаточной видимости
    1. В тёмное время в общем случае
    2. В тёмное время вне населённого пункта
    3. При недостаточной видимости
  5. Использование противотуманных фар совместно с ближним или дальним светом фар
    1. В тёмное время суток
    2. При недостаточной видимости дороги
  6. Случаи обозначения движущихся ТС в светлое время суток ближним светом фар, ДХО или противотуманками
    1. На мотоцикле и мопеде
    2. При движении в транспортной колонне
    3. При перевозке опасных грузов, движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных ТС
    4. При буксировке
    5. При буксировке. Закрепление
    6. Во время обучения управлению механическим ТС, сдачи квалификационного практического экзамена
    7. На механических ТС при организации временного их движения
    8. Общее закрепление
  7. Мероприятия по безопасности дорожного движения
    1. Ежегодно в периоды с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября
  8. Улучшение видимости ТС на дороге в светлое время суток
    1. При ухудшении видимости ТС на дороге в светлое время суток
  9. Задние противотуманные фонари
    1. Включение
    2. Правильное использование внешних световых приборов
  10. Звуковые и световые сигналы
    1. Звуковой сигнал в населённых пунктах
    2. Звуковой сигнал в населённых пунктах и вне населённых пунктов
    3. Световой сигнал

1. Введение

1.1. Введение

Внешние световые приборы транспортного средства необходимы для освещения дороги в тёмное время суток.

На механических транспортных средствах фары имеют два режима работы: ближний и дальний свет. В режиме ближнего света фары освещают дорогу только перед транспортным средством и чуть дальше в сторону обочины, что исключает возможность ослепления других участников дорожного движения. Но при этом двигаться безопасно с включённым ближним светом фар можно только на небольших скоростях.
Дальний свет фар освещает дорогу вдаль и позволяет двигаться безопасно на скорости около 80–90 км/ч, но при этом он может ослепить водителей, движущихся как во встречном, так и в попутном направлении.

Движение в тёмное время суток сопряжено с дополнительными опасностями: невозможность заблаговременно определить наличие препятствия для движения, отсутствие освещённости территории, прилегающей к дороге, выход диких животных на проезжую часть дороги, сложность в определении конфигурации дороги впереди и в определении фактического расстояния до движущихся в попутном и встречном направлении автомобилей — далеко не полный перечень причин, по которым число ДТП, совершаемых в тёмное время суток, достигает половины от общего количества, в то время, как интенсивность движения снижается на три четверти по сравнению со среднесуточным значением.

Второе, не менее важное, предназначение внешних световых приборов — обозначение движущегося или стоящего транспортного средства на дороге. Для этого служат фары ближнего света, дневные ходовые огни, габаритные огни.

Дневные ходовые огни расположены спереди транспортного средства в блоке фар. Габаритные огни белого цвета расположены спереди, красного цвета — сзади. Также внешние световые приборы служат средством оповещения (сигнализации) для водителей транспортных средств.

При недостаточной видимости дороги и как замена другим внешним световым приборам для обозначения транспортного средства служат противотуманные фары, излучающие жёлтый свет. Сзади для обозначения транспортного средства при недостаточной видимости дороги могут применяться противотуманные фонари (противотуманный фонарь).

https://youtu.be/IqepxHr7IEc

2. При движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги

2.1. На механическом ТС

При движении в тёмное время суток (ТВС) независимо от освещённости дороги на механическом транспортном средстве должны быть включены фары дальнего или ближнего света.

При движении в условиях недостаточной видимости дороги (НВД) независимо от её освещённости на механическом транспортном средстве должны быть включены фары дальнего или ближнего света.

2.2. На механическом ТС в светлое время суток

Правилами дорожного движения не установлен запрет на использование ближнего света фар в светлое время суток. Более того, в некоторых случаях Правила обязывают включать в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни. В большинстве современных автомобилей дневные ходовые огни зажигаются автоматически при включении зажигания или запуске двигателя.

При этом следует помнить, что в условиях недостаточной видимости, даже в светлое время суток, включения дневных ходовых огней или габаритных огней недостаточно для обозначения движущегося транспортного средства. Дневные ходовые огни, равно как и габаритные огни, не обладают достаточной яркостью для обозначения движущегося транспортного средства в условиях недостаточной видимости.

2.3. На велосипеде

На велосипеде при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещённости должны быть включены фары или фонари. Следовательно, велосипеды, не оборудованные фарами или фонарями, не должны участвовать в дорожном движении в тёмное время суток или при недостаточной видимости дороги.

https://youtu.be/_W8nc4cVKK8

2.4. На прицепе и на буксируемом механическом ТС

На прицепе, а также на буксируемом механическом ТС при отсутствии или неисправности на нём аварийной световой сигнализации при движении в тёмное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от её освещённости должны быть включены габаритные огни.

https://youtu.be/713bNWdq_JU

При правильном соединении электропроводки прицепа с электропроводкой тягача габаритные огни прицепа включатся одновременно с габаритными огнями или фарами тягача.

На буксируемом механическом транспортном средстве следует включить габаритные огни автономно от его энергосистемы.

3. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний

3.1. В населённом пункте

Дальний свет фар должен быть переключён на ближний в населённом пункте, если дорога освещена.

Если дорога освещена на участке вне населённого пункта, переключаться на ближний свет нет необходимости.

3.2. При встречном разъезде

Дальний свет фар должен быть переключён на ближний при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.
Как правило, вежливые водители переключают дальний свет на ближний на гораздо большем расстоянии при встречном разъезде, что не является нарушением ПДД.

3.3. При встречном разъезде c велосипедистом и пешеходом

При встречном разъезде c велосипедистом (тротуар, встречная или попутная обочина, встречная полоса движения) необходимо переключить дальний свет на ближний.

А при приближении к пешеходу переключение дальнего света на ближний в ПДД не предусмотрено. Однако, если пешеход совсем близко, то лучше это сделать, чтобы не слепить пешехода.

3.4. При «световом наезде»

Дальний свет фар должен быть переключён на ближний, если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство, или его водитель включением аварийной световой сигнализации покажет необходимость такого переключения.

Старайтесь не злоупотреблять дальним светом, длительно двигаясь попутно за автомобилем-лидером.

3.5. В любых других случаях

Дальний свет фар должен быть переключён на ближний в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
К таким случаям, например, относится приближение к перекрёстку, к которому также приближаются транспортные средства справа или слева.

Первое, что должен сделать водитель, если его ослепили — включить аварийную световую сигнализацию. Так что если кто-то её включил, возможно, его уже ослепили.

3.6. При ослеплении водитель должен

При ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться.

https://youtu.be/ROBx4tIl0u8

Ослепление может наступить не только от света фар, но и от восходящего (заходящего) солнца, луча прожектора на строительной площадке возле дороги, солнечного блика от застеклённой конструкции и т.п.

4. При остановке (стоянке) в тёмное время суток, на неосвещённых участках дороги и при недостаточной видимости

4.1. В тёмное время в общем случае

При остановке, стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дороги (кроме жилых зон) на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

4.2. В тёмное время вне населённого пункта

Вне населённых пунктов освещённых участков дорог значительно меньше, а жилых зон вообще нет. Поэтому почти всегда при остановке вне населённого пункта следует включать габаритные или стояночные огни.

Освещённые участки дорог бывают в местах расположения остановочных пунктов, пешеходных переходов, на транспортных развязках и аварийноопасных перекрёстках. Так что в первую очередь перед остановкой в таких местах следует убедиться, что остановка не запрещена.

4.3. При недостаточной видимости

При остановке, стоянке при недостаточной видимости дороги (кроме жилых зон), независимо от наличия искусственного освещения, на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

5. Использование противотуманных фар совместно с ближним или дальним светом фар

5.1. В тёмное время суток

Противотуманные фары на транспортном средстве могут использоваться водителем в тёмное время суток совместно с ближним или дальним светом фар. Двигаться в тёмное время суток только с включёнными противотуманными фарами запрещено.

5.2. При недостаточной видимости дороги

Противотуманные фары на транспортном средстве могут использоваться водителем при недостаточной видимости дороги совместно с ближним или дальним светом фар. Двигаться при недостаточной видимости дороги только с включёнными противотуманными фарами запрещено.

6. Случаи обозначения движущихся ТС в светлое время суток ближним светом фар, ДХО или противотуманками

6.1. На мотоцикле и мопеде

В светлое время суток (СВС) для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар (БСФ), или дневные ходовые огни (ДХО) — при их наличии, или противотуманные фары на мотоцикле и мопеде.

При гораздо меньших по сравнению с другими транспортными средствами габаритах мотоциклы и мопеды имеют лучшие разгонные характеристики, представляя опасность тем, что могут быть вовремя не замечены. Кроме того, у многих мопедов двигатели работают почти бесшумно.

6.2. При движении в транспортной колонне

В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар, или дневные ходовые огни (при их наличии), или противотуманные фары при движении в транспортной колонне.

На маршрутном транспортном средстве, движущемся по специально выделенной полосе навстречу движению, также следует в светлое время суток включать ближний свет фар, или дневные ходовые огни, или противотуманные фары.

Также следует обозначать движущееся траспортное средство включением ближнего света фар, или дневными ходовыми огнями, или противотуманными фарами при организованной перевозке группы детей.

6.3. При перевозке опасных грузов, движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных ТС

В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар, или дневные ходовые огни (при их наличии), или противотуманные фары при перевозке опасных грузов.

При движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств для их обозначения также следует в светлое время суток включать ближний свет фар, или дневные ходовые огни, или противотуманные фары.

6.4. При буксировке

В светлое время суток для обозначения движущихся транспортных средств, сцепленных между собой, должны быть включены ближний свет фар, или дневные ходовые огни (при их наличии), или противотуманные фары при буксировке на буксирующем транспортном средстве.
Буксируемое транспортное средство обозначается включением аварийной световой сигнализации.

https://youtu.be/bYuaaI1kTLM

6.5. При буксировке. Закрепление

На буксируемом транспортном средстве дополнительно фары не включаются, для его обозначения достаточно включённой аварийной световой сигнализации. Включение фар ближнего света, или противотуманных фар, или дневных ходовых огней необходимо только для буксирующего механического транспортного средства.

6.6. Во время обучения управлению механическим ТС, сдачи квалификационного практического экзамена

В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар, или дневные ходовые огни (при их наличии), или противотуманные фары во время обучения управлению механическим транспортным средством на дорогах, во время обучения управлению механическим транспортным средством, сдачи квалификационного практического экзамена на право управления механическим транспортным средством на дорогах.

6.7. На механических ТС при организации временного их движения

В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар, или дневные ходовые огни (при их наличии), или противотуманные фары на механических транспортных средствах при организации временного их движения по встречной полосе движения.

6.8. Общее закрепление

В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар, или дневные ходовые огни (при их наличии), или противотуманные фары в случаях, определённых Правилами дорожного движения.

Разберём некоторые случаи, когда Правила дорожного движения не требуют обязательного включения света фар в светлое время суток:

  • выполнение обгона;
  • движение в плотном (интенсивном) транспортном потоке;
  • движение тихоходного транспортного средства;
  • движение с технической неисправностью.

7. Мероприятия по безопасности дорожного движения

7.1. Ежегодно в периоды с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября

В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар, или дневные ходовые огни (при их наличии), или противотуманные фары ежегодно в периоды с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября.

https://youtu.be/dLpNu-LTaJ8

Такие мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма.

8. Улучшение видимости ТС на дороге в светлое время суток

8.1. При ухудшении видимости ТС на дороге в светлое время суток

При ухудшении видимости транспортного средства на дороге для его обозначения во время движения в светлое время суток могут быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии). Могут для этих целей использоваться противотуманные фары.

Когда видимость дороги в направлении движения снижается, не достигая недостаточной, то есть оставаясь более 300 метров, водитель сам решает, включать или не включать внешние световые приборы. Однако следует знать, что включение внешних световых приборов снижают аварийность на дорогах в светлое время суток на 20–30%.

Кроме того, при выпадении осадков, высокой влажности, низких температурах увидеть транспортное средство в боковых зеркалах, не имеющих обогрева, а также через боковые запотевшие или замёрзшие стёкла можно, только если на нём включены фары.

9. Задние противотуманные фонари

9.1. Включение

Задние противотуманные фонари на транспортных средствах могут применяться только при недостаточной видимости дороги.

Задние противотуманные фонари излучают очень интенсивный красный свет и служат раздражителем для зрения водителей, движущихся позади, что провоцирует вынужденный обгон и опережение, либо способствуют быстрому наступлению усталости глаз.

9.2. Правильное использование внешних световых приборов

Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населённых пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населённых пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств оперативного назначения при выполнении служебного задания.

Чтобы правильно пользоваться внешними световыми приборами, следует уяснить, что в тёмное время суток внешние световые приборы необходимы и для освещения дороги, и для обозначения габаритов транспортного средства. При этом есть опасность ослепления других участников дорожного движения дальним светом фар.

В светлое время суток при нормальной видимости дороги дальний свет фар не применяется. Для обозначения движущегося транспортного средства в светлое время суток необходимо использовать либо ближний свет фар, либо дневные ходовые огни, либо противотуманные фары.

10. Звуковые и световые сигналы

10.1. Звуковой сигнал в населённых пунктах

Звуковые сигналы в населённом пункте могут применяться только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Это обусловлено профилактикой шумового загрязнения территорий населённых пунктов.

10.2. Звуковой сигнал в населённых пунктах и вне населённых пунктов

Звуковые сигналы могут применяться только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, а также для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон, но только вне населённых пунктов.

10.3. Световой сигнал

Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в тёмное время суток — периодическое переключение фар с ближнего света на дальний.

Для предупреждения об обгоне звуковой сигнал можно применять только вне населённого пункта!


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.