Версия для печати

Буксировка механических транспортных средств

  1. Способы буксировки
    1. Три способа буксировки
  2. Наличие водителя за рулём буксируемого ТС
    1. При помощи гибкой сцепки
    2. При помощи жёсткой сцепки
    3. Путём частичной погрузки
  3. Перевозка пассажиров при буксировке
    1. При буксировке легкового авто и мотоцикла с боковым прицепом
    2. При буксировке при помощи сцепки автобуса, троллейбуса, трамвая, грузового автомобиля, колёсного трактора, самоходной машины
    3. Путём частичной погрузки
  4. Расстояние между буксирующим и буксируемым
    1. С помощью гибкой сцепки
    2. С помощью жёсткой сцепки
  5. Исправность рулевого управления и рабочей тормозной системы
    1. С помощью гибкой сцепки
    2. С помощью жёсткой сцепки рулевое управление
    3. С помощью жёсткой сцепки рабочая тормозная система
    4. Путём частичной погрузки
  6. Буксировка запрещена
    1. В гололедицу
    2. Автопоездами
    3. Мотоциклами без боковых прицепов, а также таких мотоциклов
    4. Мопедов и мопедами
    5. Механических ТС на гибкой сцепке
    6. Механических ТС на жёсткой сцепке или путём частичной погрузки
  7. Буксировка запрещена двух и более ТС
    1. Двух транспортных средств
    2. Двух и более транспортных средств, за исключением

1. Способы буксировки

1.1. Три способа буксировки

В слове «буксирующий» присутствует буква «Щ», имеющая крюк или дополнительную площадку. Будем считать эту букву символизирующей автомобиль-тягач при буксировке. А буксируемый автомобиль, не выполняющий роль тягача, будем обозначать буквой «Ш» — буквой без крюка.

Также вариант «запоминалки»:
Буксирующее — тянет,
а буксируЕМОЕ — то, водитель которого при поломке воскликнул «Ё–МОЁ!».

Буксировка механического транспортного средства может производиться при помощи гибкой сцепки.

Буксировка механического транспортного средства может производиться при помощи жёсткой сцепки.

Буксировка механического транспортного средства может производиться путём его частичной погрузки на буксирующее транспортное средство.

Путём частичной погрузки осуществляется буксировка с помощью автомобильного прицепа-лафета.

Выбор способа буксировки определяется исходя из типа транспортных средств, участвующих в буксировке, дальности буксировки и характера неисправностей (если таковые имеются) буксируемого автомобиля.

2. Наличие водителя за рулём буксируемого ТС

2.1. При помощи гибкой сцепки

Буксировка при помощи гибкой сцепки должна осуществляться только при наличии водителя за рулём буксируемого транспортного средства.

2.2. При помощи жёсткой сцепки

Буксировка на жёсткой сцепке может осуществляться без водителя за рулём буксируемого транспортного средства, когда конструкция жёсткой сцепки обеспечивает движение буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

При этом необходимо убедится, что комбинированное транспортное  средство (состав транспортных средств, состоящий из грузового автомобиля, автомобиля-тягача, седельного тягача, колёсного трактора и буксируемого механического транспортного средства) не превышает 24 метра согласно Правил дорожного движения.

https://youtu.be/toqoBSvdsG0

2.3. Путём частичной погрузки

При буксировке путём частичной погрузки не допускается нахождения водителя в буксируемом транспортном средстве.

Буксировка может осуществляться таким образом, что над дорогой приподняты управляемые колёса. В таких условиях лицо, находящееся за рулём, сможет разве что притормаживать задними колёсами.

Если при буксировке управляемые колёса остаются на проезжей части (легковой автомобиль буксируется за заднюю часть), водитель буксируемого автомобиля сможет также подруливать, корректируя снос оставшейся на проезжей части дороги оси автомобиля. Но так как буксируемый автомобиль находится под углом к проезжей части и зафиксирован на конструкции другого транспортного средства, нахождение в нём водителя категорически запрещается!

https://youtu.be/yYNKwfZuKjo

3. Перевозка пассажиров при буксировке

3.1. При буксировке легкового авто и мотоцикла с боковым прицепом

При буксировке при помощи сцепки разрешается перевозка пассажиров в буксирующем транспортном средстве.

Перевозка пассажиров в буксируемом при помощи сцепки легковом автомобиле разрешается.

Перевозка пассажиров также разрешается на мотоцикле с боковым прицепом.

3.2. При буксировке при помощи сцепки автобуса, троллейбуса, трамвая, грузового автомобиля, колёсного трактора, самоходной машины

При буксировке автобуса, троллейбуса, трамвая, грузового автомобиля, колёсного трактора, самоходной машины при помощи сцепки запрещается перевозка в них пассажиров.

3.3. Путём частичной погрузки

При буксировке путём частичной погрузки запрещается нахождение пассажиров в буксируемом транспортном средстве, а также в кузове буксирующего транспортного средства.

4. Расстояние между буксирующим и буксируемым

4.1. С помощью гибкой сцепки

При буксировке с помощью гибкой сцепки расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть в пределах 4–6 метров. Такое расстояние обеспечивает остановку буксируемого транспортного средства (без столкновения) в случае экстренного торможения буксирующего транспортного средства при начальной скорости торможения, не превышающей 50 км/ч.

4.2. С помощью жёсткой сцепки

При буксировке с помощью жёсткой сцепки расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть не более 4 метров. Большее расстояние увеличивает без особой необходимости общую длину сцепки транспортных средств.

5. Исправность рулевого управления и рабочей тормозной системы

5.1. С помощью гибкой сцепки

При буксировке с помощью гибкой сцепки у буксируемого транспортного средства должны быть исправны рабочая тормозная система и рулевое управление, так как гибкая сцепка не способна противостоять силам инерции (при снижении скорости буксирующего транспортного средства) и не обеспечивает движение буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

5.2. С помощью жёсткой сцепки рулевое управление

При буксировке с помощью жёсткой сцепки у буксируемого транспортного средства должно быть исправно рулевое управление.

В случае, когда конструкция жёсткой сцепки обеспечивает движение буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего, у буксируемого транспортного средства рулевое управление может быть неисправным.

5.3. С помощью жёсткой сцепки рабочая тормозная система

При массе буксируемого транспортного средства более половины массы буксирующего транспортного средства, у буксируемого транспортного средства должна быть исправна рабочая тормозная система.

Следует учитывать, что при отсутствии водителя за рулём буксируемого транспортного средства некому воздействовать на педаль привода рабочей тормозной системы (педаль тормоза), поэтому такие условия буксировки следует приравнять к буксировке транспортного средства с неисправной рабочей тормозной системой.

5.4. Путём частичной погрузки

При буксировке путём частичной погрузки допускаются неисправности рабочей тормозной системы и рулевого управления буксируемого транспортного средства. Это допускается потому, что одна из осей буксируемого транспортного средства не имеет контакта с дорожным покрытием.

6. Буксировка запрещена

6.1. В гололедицу

Запрещается буксировка в гололедицу при помощи гибкой сцепки.

В таких дорожных условиях высока вероятность бокового заноса буксируемого транспортного средства, вывести из заноса которое практически невозможно.

6.2. Автопоездами

Запрещается буксировка автопоездами.

https://youtu.be/yhXzM7A8n0Y

Кроме большой длины общей сцепки транспортных средств, есть ещё опасность для жизни водителя буксируемого транспортного средства в случае внезапной расцепки тягача с прицепом, также может отсутствовать прямая визуальная связь между водителями буксирующего и буксируемого транспортного средства.

6.3. Мотоциклами без боковых прицепов, а также таких мотоциклов

Запрещается буксировка мотоциклами без боковых прицепов, а также таких мотоциклов, кроме буксировки прицепов, специально предназначенных для мотоциклов.

Такое запрещение обусловлено неустойчивостью мотоциклов без бокового прицепа, высокой вероятностью падения мотоциклиста при такой буксировке.

6.4. Мопедов и мопедами

Запрещается буксировка мопедов и мопедами.

Такое запрещение обусловлено неустойчивостью мопедов, высокой вероятностью падения водителя мопеда при такой буксировке.

Мопедам разрешается буксировка велосипедного прицепа промышленного производства.

6.5. Механических ТС на гибкой сцепке

Запрещается буксировка механических транспортных средств на гибкой сцепке, если работа их рабочих тормозных и (или) рулевых систем связана с работой двигателя, который остановлен.

Такое запрещение обусловлено значительным увеличением тормозного пути и худшей управляемостью (особенно на низких скоростях) буксируемого транспортного средства.

6.6. Механических ТС на жёсткой сцепке или путём частичной погрузки

Не запрещается буксировка механических транспортных средств путём частичной погрузки или с помощью жёсткой сцепки, если работа их рабочих тормозных и (или) рулевых систем связана с работой двигателя, который остановлен.

С помощью жёсткой сцепки, если рулевое управление и рабочая тормозная система исправны, допускается буксировка транспортного средства даже с остановленным двигателем, так как конструкцией обеспечивается функционирование названных систем.

При буксировке путём частичной погрузки допускаются любые неисправности рабочей тормозной системы и рулевого управления буксируемого транспортного средства.

7. Буксировка запрещена двух и более ТС

7.1. Двух транспортных средств

Запрещается буксировка двух и более транспортных средств.

Это запрещение обусловлено большой длиной сцепки транспортных средств и значительным смещением последнего транспортного средства к центру поворота.

7.2. Двух и более транспортных средств, за исключением

Запрещается буксировка двух и более транспортных средств, за исключением буксировки на жёсткой сцепке седельного тягача с полуприцепом.

https://youtu.be/CokTx1GLPM4

Это обусловлено особыми условиями для расцепки-сцепки седельного автопоезда (отсутствие продольного и поперечного уклона, высокая несущая способность дорожного покрытия и прочее). К тому же с определёнными полуприцепами могут эксплуатироваться далеко не все седельные тягачи (разные типы седельных устройств, их высота расположения и т.д.).


Провайдер электронных платежей ЕРИП

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.