Дорожное движение в Москве. Десять отличий от минских улиц
Многие минские водители побаиваются ездить за рулём по Москве, боясь пробок, неадекватного поведения москвичей за рулём, боясь запутаться в хитросплетениях московских развязок. Однако не всё так уж страшно на самом деле и ездить по дорогам Белокаменной ничуть не сложнее, чем по Минску, хотя отличия есть и их необходимо учитывать.
Отличие первое, «никуда не торопимся».
Водитель, попавший в затор в Москве, не должен нервничать, сигналить, пытаться перестраиваться в соседние полосы, если ему не нужно поворачивать на ближайшем перекрёстке. Попал в пробку — смирись, она не навечно и не последняя на сегодня. Передвижение по городу на автомобиле будет, скорее всего, самым медленным, ведь полосу для маршрутных транспортных средств москвичи стараются не занимать. Согласитесь, в Минске мало кто обращает внимание на полосы для маршрутных транспортных средств, тем более что отделены они у нас прерывистой линией дорожной разметки.
Ещё складывается впечатление, что московский водитель более вежлив, чем наш — пропустит, если спешишь, выпустит в свою полосу, если выезжаешь со двора или второстепенной улицы, но обязательно воспрепятствует проезду автомобиля со спецсигналами, выслушав неприятные слова по громкоговорителю. Не знаю, наверное, это одна из московских дорожных традиций.
Отличие второе: «дороги для автомобилей, а не для пешеходов».
Московский водитель не считает, что пешеходу нужно повсеместно уступать дорогу, и пешеход об этом знает. Согласитесь, в Минске вряд ли можно наблюдать картину, когда с десяток пешеходов топчутся на месте, не решаясь выйти на нерегулируемый пешеходный переход, но с другой стороны в Москве нет самоуверенных пешеходов, бросающихся в интенсивный транспортный поток широкого проспекта. Откройте новости за день, на дорогах Минска наверняка сегодня кого-нибудь опять сбили, и далеко не факт, что пешеход остался жив.
В российских ПДД на регулируемых пешеходных переходах наносится та же дорожная разметка «зебра», что и на нерегулируемых, так как она лучше заметна ночью и в плохую погоду, если светофоры выключены. А в Москве на тротуарах ещё оборудуются специальные предупредительные устройства перед пешеходными переходами (тактильная плитка для инвалидов по зрению), так что зазевавшийся пешеход не окажется внезапно для самого себя на проезжей части дороги. Эти устройства представляют собой бетонную плитку с заметным рифлением и подкрашиваются в жёлтый цвет (по-моему, они не очень удобны для хождения на высоких каблуках). Такую плитку можно наблюдать даже на прилегающей территории, но и там московский пешеход крайне осторожен и пуглив, старается не ходить по проезжей части и уходит с неё, едва заметив приближающееся транспортное средство.
Третье отличие: «Одна из российских бед».
Мне много довелось покататься по дорогам России (или точнее сказать по тому, что у них называется дорогами), но столица, похоже, от одной из российских бед избавилась. Оказывается, вполне реально канализационные люки можно сделать на одном уровне с проезжей частью дороги; стыки с трамвайными путями, колодцы ливневой канализации, стыки на мостах и путепроводах — всё это не представляет опасности для подвески автомобиля. Минские улицы проигрывают наличием ям на ямах, множеством поперечных трещин на асфальте, стирающейся за полгода разметкой и просто потрясающим количеством спящих полицейских.
Что касается дорожных знаков, то они у нас почти одинаковые и разница в их трактовке незначительна, а вот указатели улиц несколько отличаются. Они устанавливаются заблаговременно перед перекрёстком, так что всегда можно успеть перестроиться. Единственное, что неудобно, это то, что шрифт написания улиц, микрорайонов и рекламных указателей одинаковый, но рекламная информация выносится за пределы указателя улиц. Если Вы собрались в ближайшее время посетить Первопрестольную на автомобиле, то приготовьтесь к участкам ремонта в Смоленской и Московской областях, причём на подъезде к Москве (в районе Одинцово) езда будет самой некомфортной. Не пропустите вертикальные ступеньки на проезжей части дороги, въезд на такой выступ на высокой скорости не сулит ничего хорошего для подвески автомобиля.
Отличие четвёртое: инспектор ГИБДД (в Беларуси — это сотрудник ГАИ).
Отличие состоит не только в названии. Инспектор в России больше, чем инспектор. У него неограниченная власть на дороге, одни его боятся, другие с ним пытаются спорить, но при этом все ненавидят.
По моим наблюдениям, водителей легковых автомобилей сотрудники ДПС просто так не останавливают. Нарушения, за которые легче всего попасть в оборот к инспектору — это пересечение сплошной линии разметки и превышение скорости движения. Причём, первое гораздо опаснее. Как правило, начинается с угрозы лишения прав, а заканчивается вымоганием денег. Белорусы раньше на такие угрозы реагировали спокойнее, отдавали права, а дома писали заявление об утере прав, но сейчас база данных объединяется, и такой приём уже не поможет. Мой совет: не нарушайте Правила дорожного движения, и сотрудник ГИБДД не станет для вас палачом на российской дороге. При движении по дороге М1 учтите, что перед постами ГИБДД в РФ установлены камеры видеофиксации, не нарушайте скоростной режим. Скорость на российской части трассы — 90 км/ч. вне населённых пунктов, а в деревнях — 60км/ч. Кроме этого, в местах ремонта дороги скорость может снижаться до 40 км/ч.
Отличие пятое: остановочные пункты маршрутных транспортных средств.
На первый взгляд, та же минская история: от ветра и дождя не спасает, но смотрятся павильоны изящнее и чище, битых стёкол я не видел. Также встречаются остановки и более похожие на наши, дополненные декоративными элементами, с обязательной для любого российского города рекламой. На некоторых остановках уложено специальное покрытие, на таком очень сложно поскользнуться при высадке из автобуса или троллейбуса (которых в Москве много белорусского производства). А стоит один талончик в наземном транспорте совсем не белорусских 25 рублей, так что на нашу зарплату дешевле ездить по Москве на личном автомобиле, может это тоже одна из причин московских пробок. Посчитайте, если с двумя пересадками добираться до работы каждый день, то возможно на автомобиле дешевле получится.
Да, о ценах на бензин. В Смоленской области цена пляшет в пределах 25,5 — 26 рублей, а в Московской области уже может достигать 28 рублей за литр АИ92. Как говорится: «Купляйце беларускае!»
Отличие шестое: проезд Важной персоны.
Вспомните, сколько раз Вы опаздывали, находясь в пробке, которая была создана из-за пропуска небольшого кортежа, движущегося по одной из главных улиц Минска? В Москве такое — редкость. Уж если кортеж, так кортеж! И пробка соответственная. Из-за проезда президента или премьер-министра Москва будет стоять массово и долго. А сколько ещё передвигается по столице важных государственных, антигосударственных и иностранных особ? Вот, например, нужно проехать по Москве Мерседесу с флагом Лаоса — десятки тысяч людей должны постоять! Причём за полчаса до его проезда перегораживаются все улицы, выходящие на проспект, и в этих заторах стоят все: и милиция, и общественный транспорт, и все остальные вечно опаздывающие москвичи и гости столицы. Причём автомобилями, входящими в состав кортежа можно было бы укомплектовать отдел ГАИ какого-нибудь крупного города и администрацию этого же города. Зато чего только не услышишь на остановке общественного транспорта! Люди не сдерживают эмоции и единодушны во мнениях, как болельщики на стадионе в фанатском секторе. А что происходит в нескольких тысячах автомобилей, стоящих с выключенными двигателями — неизвестно, к тому же в Москве очень много автомобилей с тонированными стёклами.
Отличие седьмое: дворовая территория.
Московские дворики воспеты в песнях, они являются вдохновителями московских художников, но при этом они очень интересны и для водителей.
Во-первых, очень много встречается сквозных проездов, и при определённых знаниях, их можно использовать для объезда пробок.
Во-вторых, во дворах встречается много непонятного на первый взгляд для белоруса. Может быть, кто-нибудь из москвичей объяснит, что обозначают эти полосы напротив подъездов домов? А ещё интересно, почему в одном и том же дворе часть бордюров чёрно-белые, а другие — жёлто-зелёные?
Для пешехода московские дворы гораздо более уютные, нежели минские. Азиатские дворники работают получше, чем наши, это уж точно, — во дворах идеально чисто. Бывает, на проезжей части асфальт и не идеален, а вот дорожки для пешеходов в очень хорошем состоянии. Впервые в Москве увидел детские площадки с мягким искусственным покрытием, ребёнок не будет приходить домой весь в песке.
И, напоследок, могу предложить фото московского инспектора чистоты за работой. Обратите внимание, что использует он в своей работе устройство, которое даже не снится бабушке-дворнику из моего подъезда.
Отличие восьмое: зачем москвичу джип?
Зачем джип нужен минчанину? Самые популярные ответы среди моих знакомых:
- Чтобы ездить на дачу, по работе приходится ездить по бездорожью, выезжать зимой со двора и т. д.;
- Чтобы ездить на рыбалку (охоту);
- Чтобы жене было не страшно ездить (за жену не было страшно);
А по моим наблюдениям в Москве джип нужен для того, чтобы парковаться. С парковочными местами в столице России совсем беда, поэтому для преодоления бордюров, противопарковочных заграждений джип ой как нужен!
И если изображенное на фото препятствие преодолеет далеко не каждый внедорожник, то на бордюр въедет даже «паркетник». К тому же эвакуатору не так-то просто добраться до джипа, спрятанного на тротуаре за припаркованными, кстати, тоже с нарушениями ПДД машинами. Ко всему прочему, если отъехать от Москвы совсем немного, джип может понадобиться просто для движения по федеральной трассе в идеальных погодных условиях, но эта песня уже не о Москве.
Отличие девятое: МКАД.
«Вы знаете, в Минске тоже есть МКАД!» — говорят москвичи после поездки в Минск. Мы и без поездки в Москву в курсе, что если город начинается на букву М, и у него есть кольцевая дорога, то называться она будет именно так.
Сразу извиняюсь, но фото не будет, при езде по МКАДу не до фотографий. Очень понравилась расстановка указателей направлений над полосами движения, заранее знаешь, какую полосу лучше всего занять. Например, если твой съезд через одну развязку, указатель будет висеть над второй полосой, а если твой съезд через две-три развязки — то над третьей и т. д.
Пробки на МКАДе чаще всего перед развязками, проблемы возникают на внутренних закруглениях развязок (в Минске — та же проблема).
Но то, как москвичи пытаются эту проблему решить, заслуживает отдельного упоминания. Итак, для того, чтобы на развязке повернуть налево, не съезжая на своём съезде с моста, проезжаем дальше до последнего выезда на дорогу за мостом. Включаем заднюю передачу и, оказавшись на спуске, скатываемся дальше на нейтралке вниз. Здесь выехать под мост проблем будет значительно меньше. Причём поступают так не только водители легковых автомобилей, но и грузовых. Рассказывая это, я лично не советую так делать никому, поскольку такой маневр запрещён и опасен сам по себе.
Отличие десятое: где дорожные рабочие в час пик?
Может мне просто повезло, но московские дорожники мне просто не попадались на глаза и я не видел ни одного затора, вызванного ямочно-дырочным ремонтом, заменой бордюра или просто подметанием улиц. Дорожные рабочие, они и должны быть невидимыми, и самое главное, чтобы мы, водители, их не вспоминали при движении. Так что по итогам поездки, спасибо Вам от меня и моего коня!
P.S. Напоследок предлагаю вашему вниманию ещё пару фото:
Расписание МТС.
Подножная реклама.
Продуктовый магазин женского белья.
Неправильно нанесённая разметка.
В Москве есть радио.
Сетка против объявлений, что красивее?
Богадельня под охраной.
Сдашь банку — и город живёт!
На этом всё, пока всё!
Комаров Василий Дмитриевич