Безопасность дорожного движения
Основы управления транспортным средством и безопасность движения
Глава 7
Дорожные условия
7.1. Дорога располагается в полосе отвода и может состоять из определённых Правилами дорожного движения элементов.
Полоса отвода кроме перечисленных в Правилах дорожного движения элементов (составляющих) включает обрезы, кюветы, откосы, земляное полотно.
К элементам обустройства дорог относятся автобусные остановки, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог и т.д.
7.2. Чем выше коэффициент сцепления, тем лучше сцепление шин с поверхностью дороги.
7.3. Самый высокий коэффициент сцепления у дорог с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием.
7.4. Самый высокий коэффициент сцепления у дорог с сухим и незагрязнённым покрытием.
7.5. На безопасность движения оказывает влияние ряд характеристик автомобильной дороги: видимость дороги в направлении движения, вид и состояние дорожного покрытия, количество попутных полос движения и их ширина, наличие разделительной полосы (зоны).
В тёмное время суток большую роль играет наличие и качество искусственного освещения.
Также на безопасность движения влияет, разделены ли пешеходные и автомобильные потоки, есть ли между ними ограждения, а также как часто встречаются пересечения дорог на одном уровне.
7.6. К опасным участкам автомобильных дорог вне населённых пунктов относятся: пересечения дорог на одном уровне с прилегающими участками до 50 метров во все стороны; повороты с радиусом закругления менее 100 метров и повороты с видимостью дороги менее 100 метров в каждом направлении; подъёмы и спуски, а также участки перед подъёмом до 150 метров и за вершиной — до 100 метров; мосты, путепроводы, дамбы, высокие насыпи; места сужения дорог; а также участки с повреждённым или разрушенным дорожным покрытием.
7.7. Опасные участки автомобильных дорог населённых пунктов: перекрёстки, наземные пешеходные переходы, места расположения остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, участки дорог вблизи детских учреждений, места пересечения с велосипедными дорожками.
7.8. При прохождении поворотов дороги не рекомендуется выполнять действия, снижающие устойчивость автомобиля: торможение, выключение сцепления, переключение передач, движение на нейтральной передаче.
7.9. Наиболее опасны порывы бокового ветра при выезде с закрытого на открытый участок местности.
7.10. Если при выезде из леса установлен дорожный знак «Боковой ветер», то необходимо уменьшить скорость, рулевое колесо удерживать обеими руками, быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного направления движения. 7.11. Дорожное движение на городских улицах характеризуется высокой интенсивностью движения транспортных средств, наличием большого количества пешеходов и велосипедистов как вблизи проезжей части дороги, так и непосредственно на ней. Управление транспортным средством на городских улицах требует постоянной концентрации внимания, своевременного переключения внимания.
7.12. При управлении транспортным средством на городских улицах необходимо строго соблюдать установленные скоростные режимы и постоянно быть готовым остановиться, используя как служебное, так и экстренное торможение. К постоянному контролю полосы движения (безопасной дистанции) необходимо добавить контроль соседних полос движения, обстановки позади транспортного средства и осуществлять прогнозирование поведения транспортного потока.
7.13. Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средством на дорогах в небольших населённых пунктах сводится к строгому соблюдению скоростных режимов, повышенной бдительности при обгоне тихоходных транспортных средств, ожидании непредвиденных действий от каждого участника дорожного движения, так как на таких дорогах часто отсутствуют тротуары, и пешеходы, в том числе и дети, могут осуществлять движение по проезжей части дороги; также высока вероятность появления на дорогах тихоходных транспортных средств, гужевых транспортных средств, велосипедов без световозвращающих элементов.
7.14. Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средством на дорогах вне населённого пункта в первую очередь состоит в недопустимости превышения установленной скорости движения.
Выбор скорости должен обеспечивать гарантированную остановку в пределах видимости дороги в направлении движения при экстренном торможении вследствие появления препятствия.
Ни в коем случае нельзя приступать к обгону в условиях ограниченной обзорности и недостаточной видимости, когда безопасность обгона не может быть обеспечена.
7.15. Расслабленность при управлении транспортным средством в летний период, повышенные температуры играют не лучшую роль в безопасности движения. К тому же большая продолжительность светового дня не должна полностью использоваться водителями для движения — это гораздо больше безопасного времени нахождения за рулём.
Высокая степень усталости, сонливость водителя — это в первую очередь про летнее вождение.
7.16. Дорожное покрытие наиболее скользкое в начале дождя.
7.17. Видимость дороги в направлении движения ухудшается, даже если дождь не очень интенсивный, в лужах невозможно различить выбоины на проезжей части дороги, коэффициент сцепления уменьшается, а движение на высокой скорости может привести к потере управляемости автомобиля.
7.18. Осенние месяцы — самые аварийноопасные. Частые дожди делают дорожное покрытие менее безопасным. Рано темнеет — водителям приходится ездить в тёмное время суток в те часы, когда летом было ещё светло. В первые заморозки появление на проезжей части корки льда является для некоторых водителей полной неожиданностью.
7.19. Опавшие листья на проезжей части дороги снижают коэффициент сцепления, особенно если дорожное покрытие влажное.
7.20. Дорожное движение в зимний период — это напряжение и постоянная концентрация за рулём. Одно неловкое движение органами управления — и автомобиль уже скользит в боковом заносе. Из-за снега и льда на проезжей части дороги резко увеличивается тормозной путь, а, значит, безопасная дистанция значительно увеличивается в отличие от летнего вождения.
7.21. Самый низкий коэффициент сцепления у дорог с обледеневшим дорожным покрытием или на льду.
7.22. При движении во время снегопада или после него необходимо быть предельно осторожным, т.к. дорожные знаки (и иные технические средства организации дорожного движения) могут быть занесены снегом. Также во время снегопада существенно снижается видимость дороги и уменьшается коэффициент сцепления.
7.23. Оставшийся на проезжей части после расчистки (укатки) дороги снег может быть неоднородным, и маневрировать на таком покрытии крайне опасно. На сузившейся проезжей части дороги сложно выполнить обгон, а иногда — технически невозможно.
7.24. Если возникла необходимость двигаться по нерасчищенной дороге по глубокому снегу, включите пониженную передачу и старайтесь двигаться без остановок, не поворачивая руль, стараясь, чтобы задние колёса шли по колее передних. Таким образом будет уменьшено сопротивление качению, и проходимость Вашего автомобиля будет выше.
Если автомобиль забуксовал, сдайте назад и повторите попытку, не допускайте длительной пробуксовки колёс.
7.25. В первые месяцы весны не стоит спешить менять зимнюю резину и переходить на летний стиль управления: скоростной и манёвренный. Утренний лёд на дороге — привычное дело. Снегопады могут быть как в марте, так и в апреле.