Статья 5. Водительское удостоверение
Водительское удостоверение — документ, подтверждающий право управления механическим транспортным средством или самоходной машиной соответствующей категории.
В Республике Беларусь выдаются:
водительское удостоверение на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом;
водительское удостоверение на право управления колёсным трактором, самоходной машиной (удостоверение тракториста-машиниста);
международное водительское удостоверение.
Срок действия выдаваемых в Республике Беларусь водительских удостоверений составляет десять лет, если иное не предусмотрено законодательными актами. Водительские удостоверения, выданные до 1 февраля 2011 г., сохраняют своё действие в течение срока, на который они были выданы. Срок действия международного водительского удостоверения ограничивается датой истечения срока действия водительского удостоверения, указанного в абзаце втором части второй настоящей статьи, либо составляет три года в зависимости от того, какой срок наступит раньше. При обмене ранее выданных водительских удостоверений на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, а также водительских удостоверений на право управления колёсным трактором, самоходной машиной категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств, самоходных машин, на которые предоставляется право управления, в случае их несовпадения определяются соответственно Министерством внутренних дел, Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Лица, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право управлять механическими транспортными средствами, самоходными машинами на территории Республики Беларусь при наличии действительного водительского удостоверения, выданного иностранным государством, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, либо действительного водительского удостоверения, выданного иностранным государством и составленного на одном из государственных языков Республики Беларусь, либо действительного водительского удостоверения, выданного иностранным государством и сопровождаемого заверенным в установленном порядке переводом текста водительского удостоверения на один из государственных языков Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие действительное водительское удостоверение, выданное иностранным государством (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих российское национальное водительское удостоверение), считаются не имеющими права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами на территории Республики Беларусь по истечении 90 дней с даты выдачи таким лицам паспорта гражданина Республики Беларусь (идентификационной карты гражданина Республики Беларусь), биометрического вида на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина (биометрического вида на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства) или удостоверения беженца до получения ими водительского удостоверения в Республике Беларусь.
Статья 7. Государственное регулирование и управление в области дорожного движения
Государственное регулирование в области дорожного движения включает в себя:
формирование государственной политики;
разработку и принятие (издание) нормативных правовых актов;
разработку и утверждение Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, государственных программ;
установление государственного учёта основных показателей в области дорожного движения;
техническое нормирование и стандартизацию;
оценку соответствия техническим требованиям;
установление порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин и их допуска к участию в дорожном движении;
установление требований к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
разработку и утверждение единых программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими;
иное регулирование в соответствии с законодательством.
Государственное управление в области дорожного движения включает в себя:
проведение государственной политики;
реализацию Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, государственных программ;
ведение государственного учёта основных показателей в области дорожного движения;
обеспечение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также перевозчика перед пассажирами;
обеспечение обучения безопасному поведению на дорогах;
осуществление международного сотрудничества;
иные формы управления в соответствии с законодательством.
Государственное регулирование и управление в области дорожного движения осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством внутренних дел, Министерством транспорта и коммуникаций, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством образования, иными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции, а также Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел (далее — Государственная автомобильная инспекция).
Статья 8. Государственный контроль в области дорожного движения
Государственный контроль в области дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел, Государственной автомобильной инспекцией, государственным учреждением «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Министерством сельского хозяйства и продовольствия и подчинёнными ему организациями, Министерством по чрезвычайным ситуациям и иными государственными органами в пределах своей компетенции.
Должностные лица Министерства внутренних дел, Государственной автомобильной инспекции, государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Министерства сельского хозяйства и продовольствия и подчинённых ему организаций, Министерства по чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции вправе выдавать юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области дорожного движения, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, и при неисполнении этих предписаний привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательными актами.
Статья 17. Основные параметры дорожного движения, организация и мониторинг дорожного движения
К основным параметрам дорожного движения относятся:
параметры, характеризующие безопасность дорожного движения (уровень аварийности, потенциальная опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий (риски), аварийные потери в дорожном движении, уровни обслуживания по безопасности дорожного движения, индикаторы, характеризующие уровень безопасности дорожного движения, и др.);
параметры, характеризующие эффективность организации дорожного движения (уровни обслуживания, потери времени (задержки) в движении транспортных средств и (или) пешеходов, экономические, экологические и социальные потери в дорожном движении, экономическая эффективность мероприятий по организации дорожного движения и др.).
Под организацией дорожного движения понимается комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Основными принципами организации дорожного движения являются:
соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;
приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) в движении транспортных средств и (или) пешеходов;
приоритет развития транспорта общего пользования;
создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;
достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность её публичного распространения;
обеспечение экологической безопасности.
Мониторинг дорожного движения осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в области дорожного движения, обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и эффективности организации дорожного движения.
Порядок определения основных параметров дорожного движения и ведения их учёта, а также осуществления мониторинга дорожного движения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 18. Управление и регулирование дорожного движения
Управление и регулирование дорожного движения осуществляются интеллектуальными транспортными системами, техническими средствами организации дорожного движения или регулировщиком.
Под интеллектуальной транспортной системой понимается подсистема транспорта для управления дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий.
Порядок функционирования интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования и улицах населённых пунктов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Технические средства организации дорожного движения применяются владельцами автомобильных дорог, улиц населённых пунктов и специализированными организациями по содержанию технических средств организации дорожного движения по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией. Владельцы автомобильных дорог, улиц населённых пунктов и специализированные организации по содержанию технических средств организации дорожного движения обязаны обеспечивать разработку и при необходимости изменение проектов организации дорожного движения, содержать технические средства организации дорожного движения в исправном состоянии, а при изменении организации дорожного движения обязаны обеспечивать их своевременную установку либо снятие.
Проект организации дорожного движения является документом, регламентирующим размещение технических средств организации дорожного движения, разработанным с учётом обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Порядок разработки и изменения проекта организации дорожного движения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Разработка проектов организации дорожного движения осуществляется владельцами автомобильных дорог, улиц населённых пунктов и специализированными организациями по содержанию технических средств организации дорожного движения самостоятельно или с привлечением юридических и (или) физических лиц.
Статья 191. Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства. Отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку
В случаях, установленных законодательными актами, транспортное средство может быть принудительно отбуксировано (эвакуировано) и помещено на охраняемую стоянку.
Транспортное средство может быть отбуксировано без помещения его на охраняемую стоянку в целях:
выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности, в соответствии с законодательными актами;
выполнения задач, возложенных на орган государственной охраны;
выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы и таможенные органы, в соответствии с законодательными актами;
устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач.
Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также отбуксировка его без помещения на охраняемую стоянку при наличии в этом транспортном средстве пассажира (пассажиров) запрещены.
Взимание платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, не допускается.
Лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в отсутствие водителя, немедленно информирует оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения транспортного средства, которая незамедлительно принимает меры по информированию его собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства.
За повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.
Помещённое на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию.
Порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, его помещения на охраняемую стоянку, а также отбуксировки транспортного средства без помещения его на такую стоянку, осуществляемой в случае, указанном в абзаце пятом части второй настоящей статьи, определяется Советом Министров Республики Беларусь. Порядок отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, осуществляемой в случаях, указанных в абзацах втором и третьем части второй настоящей статьи, определяется совместным нормативным правовым актом Комитета государственной безопасности и Службы безопасности Президента Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел. Порядок отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, осуществляемой в случае, указанном в абзаце четвёртом части второй настоящей статьи, определяется совместным нормативным правовым актом Государственного пограничного комитета и Государственного таможенного комитета по согласованию с Министерством внутренних дел. Нормативные правовые акты, указанные в частях восьмой–десятой настоящей статьи, должны содержать перечень лиц, уполномоченных принимать решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, а также порядок фиксации внешнего состояния транспортного средства, подлежащего принудительной отбуксировке (эвакуации), отбуксировке без помещения его на охраняемую стоянку. Статья 22. Информационное обеспечение безопасности дорожного движения
Информационное обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в целях правового информирования населения, профилактики совершения дорожно-транспортных происшествий и правонарушений в области дорожного движения, формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге, привлечения внимания к проблемам безопасности дорожного движения.
Для информационного обеспечения безопасности дорожного движения используются средства массовой информации, глобальная компьютерная сеть Интернет, наглядная агитация, печатная, рекламная, сувенирная и иная продукция.
Согласование содержания информации на бумажных (книги, брошюры, плакаты, иная печатная продукция) и электронных носителях, которое затрагивает сферу обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Информационное обеспечение безопасности дорожного движения может осуществляться в виде пресс-конференций, «круглых столов», брифингов, опросов общественного мнения, конкурсов, выставок и иных мероприятий.
Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов) и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов) проводятся в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством транспорта и коммуникаций.
Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители колёсных тракторов и самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей колёсных тракторов и самоходных машин проводятся в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, определяется Министерством здравоохранения.
Лицу, допущенному по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами (далее — справка). Форма и порядок заполнения справки устанавливаются Министерством здравоохранения. Министерство здравоохранения ведёт учёт выданных справок и лиц, не допущенных по результатам обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, а также для осуществления государственного контроля в области дорожного движения обеспечивает на безвозмездной основе предоставление указанной информации Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства и продовольствия, в том числе путем обеспечения этим министерствам удаленного доступа к централизованной информационной системе здравоохранения.
Обязательное медицинское переосвидетельствование проводится в следующие сроки, если иное не предусмотрено частями седьмой и девятой настоящей статьи: водителей механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, — через каждые три года, а достигших пятидесятилетнего возраста, — ежегодно;
водителей механических транспортных средств и самоходных машин, достигших шестидесятилетнего возраста, и водителей — инвалидов I и II группы — через каждые два года;
других водителей механических транспортных средств, за исключением выполняющих перевозку опасных грузов, самоходных машин, — через каждые пять лет.
При наличии медицинских показаний в случаях, определяемых Министерством здравоохранения, срок проведения обязательного медицинского переосвидетельствования, предусмотренный частью шестой настоящей статьи, может быть сокращён, но не менее чем до одного года. Лицо, лишенное права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной за управление ими в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо за передачу управления механическим транспортным средством, самоходной машиной такому лицу, а равно за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, должно пройти обязательное медицинское переосвидетельствование перед восстановлением такого права, но не ранее чем за один месяц до истечения срока лишения права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами.
До истечения сроков, предусмотренных частями шестой и седьмой настоящей статьи, направление водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование с указанием его причины может быть инициировано:
нанимателем, у которого водитель механического транспортного средства, самоходной машины работает по найму, — при проявлении признаков заболевания, включенного в перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами;
организацией здравоохранения — в случае выявления у водителя механического транспортного средства, самоходной машины при проведении обязательного или внеочередного медицинских осмотров работающих, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами.
Порядок направления водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование, в том числе порядок уведомления о таком направлении, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Контроль за своевременным прохождением обязательного медицинского переосвидетельствования водителями механических транспортных средств, самоходных машин осуществляется:
при выдаче, обмене и возврате водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, водительского удостоверения на право управления колёсным трактором, самоходной машиной и талона к нему, а также при выдаче международного водительского удостоверения;
при проведении государственного технического осмотра колёсного трактора, прицепа к нему, самоходной машины;
при приёме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними.
Предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств, самоходных машин проводятся:
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, связанную с выполнением автомобильных перевозок пассажиров и багажа или внутриреспубликанских автомобильных перевозок опасных грузов, за исключением автомобильных перевозок для собственных нужд;
юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов) устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством транспорта и коммуникаций.
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колёсных тракторов и самоходных машин устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Статья 24. Категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств, самоходных машин, на управление которыми выдаются водительские удостоверения
Для целей выдачи водительских удостоверений механические транспортные средства, составы транспортных средств, самоходные машины подразделяются на категории и подкатегории.
Механические транспортные средства (за исключением колёсных тракторов) и составы транспортных средств подразделяются на категории и подкатегории, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита и арабской цифрой — «AM», «A», «A1», «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE», «F», «I»:
категория «A» — мотоциклы;
подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объёмом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров (при наличии двигателя внутреннего сгорания), и максимальной мощностью (при любом двигателе), не превышающей 11 киловатт (лёгкие мотоциклы);
категория «B» — автомобили, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов;
категория «C» — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», технически допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов; автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;
категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, помимо сиденья водителя; автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;
категория «BE» — автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов;
категория «CE» — автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;
категория «DE» — автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;
категория «I» — троллейбусы.
Колёсные тракторы и самоходные машины подразделяются на категории, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита — «A», «B», «C», «D», «E», «F»:
категория «A» — снегоболотоходы колёсные малогабаритные (квадроциклы – ATV) типа I категорий G, S и типа II; снегоходы; мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой;
категория «B» — колёсные тракторы, самоходные машины с двигателем мощностью до 25,7 киловатта;
категория «C» — колёсные тракторы, самоходные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 80 киловатт;
категория «D» — колёсные тракторы с двигателем мощностью свыше 80 киловатт;
категория «E» — самоходные машины с двигателем мощностью свыше 80 киловатт (кроме самоходных машин сельскохозяйственного назначения);
категория «F» — самоходные машины сельскохозяйственного назначения с двигателем мощностью свыше 80 киловатт.
Статья 25. Возрастные условия получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной
Лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) категории «AM» и подкатегории «A1».
Лицо, достигшее семнадцатилетнего возраста, может получить право управления колёсным трактором и самоходной машиной категорий «A», «B», «C».
Лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, может получить право управления:
механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) категорий «A», «B», «C»;
колёсным трактором и самоходной машиной категорий «D», «E», «F».
Лицо, достигшее двадцати одного года, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) категорий «D», «F», «I», составами транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» (за исключением случаев, предусмотренных частью восьмой статьи 26 настоящего Закона). Статья 26. Предоставление права управления транспортным средством, самоходной машиной
Лицо, допущенное по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной, после прохождения в установленном порядке подготовки, переподготовки водителей может быть допущено к сдаче квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной (к сдаче квалификационных экзаменов на право управления механическими транспортными средствами категории «AM» и подкатегории «A1», а также колёсными тракторами и самоходными машинами категорий «A», «B» — без прохождения подготовки).
Квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) принимаются на транспортных средствах с механической трансмиссией или без механической трансмиссии в зависимости от пройденной в установленном порядке подготовки.
Документом, подтверждающим прохождение подготовки, переподготовки водителей механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов), является свидетельство, выдаваемое по форме, утверждённой Министерством транспорта и коммуникаций.
Документом, подтверждающим прохождение подготовки, переподготовки водителей колёсных тракторов и самоходных машин, является свидетельство, выдаваемое по форме, утверждённой Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Лицу, сдавшему квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) соответствующей категории с механической трансмиссией, выдается водительское удостоверение на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, которое подтверждает предоставление права управления любым механическим транспортным средством такой категории.
Лицу, сдавшему квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) соответствующей категории без механической трансмиссии, выдается водительское удостоверение на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, которое подтверждает предоставление права управления механическим транспортным средством такой категории без механической трансмиссии и в которое вносится указанное ограничение.
Лицу, сдавшему квалификационные экзамены на право управления колёсным трактором, самоходной машиной соответствующей категории, выдается водительское удостоверение на право управления колёсным трактором, самоходной машиной, которое подтверждает предоставление права управления такими колёсным трактором, самоходной машиной.
Военнослужащие, проходящие срочную военную службу, военную службу по контракту в пределах срока первого контракта о прохождении военной службы, но не более двух лет, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, допускаются к управлению механическими транспортными средствами (за исключением колёсного трактора) категории «D» и составами транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» при наличии водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) категорий «C» или «B» и «C», водительского стажа не менее шести месяцев, включая время подготовки, переподготовки водителей в организациях, имеющих сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги, в порядке, установленном соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций.
В случае лишения лица права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной за управление ими в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо за передачу управления механическим транспортным средством, самоходной машиной такому лицу, а равно за отказ от прохождения в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, это лицо должно сдать квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной после окончания срока лишения лица такого права.
Предоставление права управления велосипедом, гужевым транспортным средством, а также порядок участия в дорожном движении всадников и погонщиков скота определяются Правилами дорожного движения. Лицо, имеющее право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) категории «A», имеет право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) подкатегории «A1».
Лицо, имеющее право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной хотя бы одной категории или подкатегории «A1», имеет право управления механическим транспортным средством категории «AM».
Лицо, имеющее право управления механическим транспортным средством, составом транспортных средств, самоходной машиной хотя бы одной категории, за исключением категории «AM» или подкатегории «A1», имеет право управления колёсным трактором и самоходной машиной категорий «A», «B».
Статья 28. Основные требования к подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими
Услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин оказываются организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги.
Требования к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Требования к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами (за исключением колёсных тракторов), устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций.
Документом, подтверждающим повышение квалификации водителей механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов), является свидетельство, выдаваемое по форме, утверждённой Министерством транспорта и коммуникаций.
Требования к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению колёсными тракторами и самоходными машинами, устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами разрешается не ранее чем за два года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной. Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами лиц, проходящих данное обучение при освоении содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, разрешается не ранее чем за три года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной. Обучение управлению механическими транспортными средствами (за исключением колёсного трактора) категории «D» и составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» военнослужащих, проходящих срочную военную службу, разрешается со дня начала состояния их на военной службе.
Статья 30. Требования к техническому состоянию и конструкции транспортных средств, самоходных машин, принадлежностей к ним и запасных частей
Техническое состояние и конструкция транспортных средств, самоходных машин (за исключением колёсных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества), принадлежностей к ним и запасных частей, включая их экологическую безопасность, должны отвечать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.
Механическое транспортное средство (за исключением колёсного трактора), используемое для обучения управлению транспортным средством, должно иметь дополнительное оборудование в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов. Транспортные средства, самоходные машины, переоборудованные с изменением весовых, габаритных и иных параметров, оборудованные проблесковыми сигналами (маячками) и (или) специальными звуковыми сигналами, которые не предусмотрены технической документацией организации-изготовителя, должны соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.
Статья 33. Государственный технический осмотр транспортных средств, самоходных машин
Проведение государственного технического осмотра является обязательным для транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учёту, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь.
При проведении государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.
Государственный технический осмотр транспортных средств (за исключением колёсных тракторов и прицепов к ним) проводится независимо от места их государственной регистрации на диагностических станциях, имеющих разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств, если иное не установлено законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.
Государственный технический осмотр транспортных средств (за исключением колёсных тракторов и прицепов к ним) проводится на основании договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра. Типовая форма договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Учёт сведений о прохождении транспортными средствами (за исключением колёсных тракторов и прицепов к ним) государственного технического осмотра проводится государственной организацией, осуществляющей допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, посредством ведения единой автоматизированной информационной системы с предоставлением на безвозмездной основе доступа к ней государственным органам на основании совместных соглашений.
Статья 34. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения
В целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны:
осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении;
организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин, за исключением случаев, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи; проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин, и принимать своевременные меры по их устранению; разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог;
соблюдать режим труда и отдыха водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;
обеспечивать хранение принадлежащих им транспортных средств и самоходных машин вне пределов дорог (за исключением дорог необщего пользования);
обеспечить прохождение стажировки по вопросам безопасности дорожного движения водителями транспортных средств, впервые приступающими к самостоятельному выполнению работ или имеющими перерыв в выполнении работ более одного года, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, связанную с выполнением внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов, за исключением опасных грузов, и автомобильных перевозок для собственных нужд, а также эксплуатирующие колёсные тракторы и самоходные машины, обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, связанную с выполнением международных автомобильных перевозок грузов, проводят контроль состояния водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.
Порядок проведения контроля, указанного в частях второй и третьей настоящей статьи, устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством здравоохранения.