Безопасность дорожного движения
Основы управления транспортным средством и безопасность движения
Глава 10
Управление автомобилем в особых условиях
10.1. В настоящее время в Республике Беларусь ещё только разрабатываются проекты реконструкции некоторых дорог до уровня автомагистрали.
Отличительными особенностями автомагистрали являются наличие нескольких полос для движения в каждом направлении и разделительной полосы, отсутствие пересечений с другими дорогами на одном уровне. Также на автомагистралях отсутствуют наземные пешеходные переходы.
Разворот на автомагистрали разрешается только с использованием специальных дорожных развязок. Остановка на автомагистрали разрешается только на специальных площадках, обозначенных знаками «Место стоянки» или «Место отдыха». 10.2. Правила движения по дорогам, обозначенным дорожным знаком «Дорога для автомобилей», в нашей стране идентичны правилам движения по автомагистрали. Например, по таким дорогам запрещается движение пешеходов и тихоходных транспортных средств. 10.3. Для обеспечения бесперебойной работы общественного транспорта и рационального использования улично-дорожной сети на дорогах в населённых пунктах оборудуются полосы для маршрутных транспортных средств. В случае оборудования такой полосы во встречном направлении движение всех остальных транспортных средств по такой полосе категорически запрещено.
По попутным полосам для маршрутных транспортных средств движение прочих транспортных средств может быть разрешено, если полоса отделена прерывистой линией, для остановки у правого края для посадки или высадки пассажиров, а также для поворота или разворота.
10.4. Водители должны различать два явления — «гололёд» и «гололедица».
Гололедица чаще всего образуется на проезжей части дорог и тротуарах.
Гололедица — это не только лёд, образовавшийся на поверхности земли после замерзания скопившихся талой воды, жидких осадков, капель тумана, мокрого снега, но также и слой снега, обледеневший на поверхности земли или утрамбованный до твёрдого состояния, который образует скользкую поверхность (в том числе и в результате движения автотранспорта либо большого количества пешеходов). Максимальная безопасная скорость движения на трассе при гололедице — 60–70 км/ч.
Гололёд — более редкое явление, чем гололедица, обычно ему сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, ветер, высокая влажность. Гололёд значительно опаснее гололедицы с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Гололёд — слой плотного льда, образовавшийся на проезжей части, тротуарах, на поверхности земли, а также на расположенных на ней объектах (деревьях, кустарниках, столбах, проводах, мостах, эстакадах и их опорах и т.п.) из-за замерзания воды во время выпадения осадков в виде дождя — вследствие его намерзания. Максимальная безопасная скорость движения на трассе при гололёде — 30–40 км/ч.
10.5. Подъезжая к мосту, следует заранее снизить скорость. Двигаться по мосту нужно с постоянной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию. С наступлением холодов при въезде на мост нужно остерегаться гололедицы и гололёда. 10.6. При подъезде к транспортной развязке следует разобраться в схеме движения по ней, чтобы не создать препятствия или не проехать развязку в ненужном для Вас направлении. Особую опасность представляют места слияния транспортных съездов с основными полосами движения.
10.7. Перед началом буксировки необходимо договориться о маршруте, скорости движения и подаваемых условных знаках.
Буксировочный трос должен быть надёжно закреплён на буксировочной проушине.
Буксировку следует осуществлять без рывков на скорости не более 50 км/ч.
Автомобили с автоматической трансмиссией не рекомендуется буксировать на большие расстояния.
10.8. Начинать движение с прицепом нужно плавно.
При движении на повороте прицеп смещается к центру поворота.
Самый сложный элемент в управлении машиной с прицепом — движение задним ходом. Руль необходимо поворачивать в сторону, противоположную направлению поворота прицепа.
10.9. При совершении правого поворота на перекрёстке прицеп смещается к тротуару или правой обочине и возникает опасность наезда на пешеходов, велосипедистов или технические средства организации дорожного движения, установленные на перекрёстке.
10.10. Если прицеп начал смещаться в движении из стороны в сторону, необходимо плавно увеличить скорость. «Виляние» прицепа чаще всего происходит при движении на нейтральной передаче или движении на спуск, когда прицеп пытается «опередить» свой тягач.
10.11. Движение в колонне требует от водителя предельной собранности и внимательности. Это вызвано тем, что в колонне нет необходимого обзора и дорожная обстановка воспринимается не полностью.
Остановка при движении колонны может быть только вынужденной, из-за технической неисправности автомобиля. В этом случае остальные машины колонны продолжают движение, а помощь оказывает замыкающий.
10.12. После въезда в населённый пункт начинают действовать специальные правила, устанавливающие порядок движения по населённым пунктам.
Особенности дорог в населённых пунктах — это намного большая частота перекрёстков, пешеходных переходов и остановочных пунктов. Часть перекрёстков и пешеходных переходов оборудованы светофорами.
10.13. Иногда конец одного населённого пункта и начало другого разделяет всего десяток метров. На таких участках дорог не сто́ит переходить на загородный режим движения. К тому же между населёнными пунктами, расположенными на незначительном расстоянии, как правило, существует интенсивное движение пешеходов по обочинам или по краю проезжей части дороги.
10.14. На подъёмах нельзя допускать перегрузки и остановки двигателя, задержки в переключении передач, переключения передач на скользком участке дороге, скатывания назад.
Крутые, а также продолжительные подъёмы преодолеваются на такой передаче, на которой автомобиль может преодолеть весь подъём без переключения передач и без остановок.
Спуски преодолеваются на низших передачах при постоянных оборотах коленчатого вала, притормаживая двигателем. На спуске не следует выключать сцепление или двигаться на нейтральной передаче, с повышенной скоростью и остановленным двигателем.
10.15. При подъезде к крутому спуску дороги, когда покрытие скользкое, необходимо заранее выбрать пониженную передачу для удержания автомобиля от разгона на спуске, чтобы по возможности не прибегать к торможению.
10.16. На дорогах с переходным типом покрытия (гравийным, щебёночным) и на грунтовых дорогах коэффициент сцепления значительно меньше, чем на дорогах с усовершенствованным покрытием. На таких дорогах тормозной путь значительно больше, а при движении на поворотах и при резких движениях рулевым колесом возникает угроза бокового заноса. Поэтому не сто́ит на таких дорогах двигаться со скоростью более 70 км/ч.
10.17. Во избежание повреждения тормозных механизмов, а также деталей подвески, нельзя педаль тормоза удерживать в нажатом положении при проезде препятствий (выбоин, камней, спящих полицейских и прочих).
10.18. Для того чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после движения по участку дороги, на поверхности которого скопилась вода, необходимо просушить тормозные колодки многократным непродолжительным нажатием на педаль тормоза.
10.19. На дорогах, имеющих загрязнённое, мокрое, обледенелое, заснеженное покрытие, существенно уменьшается коэффициент сцепления колёс с дорогой, вследствие чего возникает большая вероятность проскальзывания и пробуксовки шин автомобиля. При неправильных действиях водителя в этих условиях автомобиль может стать неуправляемым. Своевременно меняйте летнюю резину на зимнюю при среднесуточной температуре ниже +7°C.
10.20. Если водитель вовремя не заметил небольшой участок обледенелого покрытия (до 20 метров) и уже въезжает на него, то лучше не предпринимать никаких действий.
10.21. Перед началом движения на скользкой дороге следует расчистить снег перед колёсами. Если под колёсами лёд, то можно перед колёсами насыпать песок.
Трогаться при гололёде и в гололедицу можно со второй передачи. Рулевое колесо следует поставить прямо. Если на автомобиле отсутствует блокировка дифференциала, то под ведущие колёса можно подложить противобуксовочные коврики. 10.22. Если при сильном дожде теряется контакт передних колёс с поверхностью дороги, необходимо срочно снизить скорость, затормаживая автомобиль двигателем, так как торможение рабочей тормозной системой может привести к заносу.
10.23. Боковой занос на скользкой дороге может быть также вызван сильным боковым ветром, внезапными порывами ветра. Чтобы быть готовым парировать возможный снос автомобиля, следует на опасном участке снизить скорость, по возможности сместиться ближе к центру дороги, крепче удерживать рулевое колесо.
10.24. Во избежание возникновения бокового заноса на повороте дороги следует заблаговременно, до вхождения в поворот, снизить скорость, на повороте не прибегать к торможению, не делать резких ускорений.
10.25. Если автомобиль из-за начатого водителем торможения начало заносить, в первую очередь необходимо прекратить начатое торможение.
Во избежание бокового заноса на скользкой дороге рекомендуется осуществлять торможение двигателем.
10.26. При возникновении заноса вследствие торможения отпускать педаль тормоза необходимо плавно, не бросая педаль.
10.27. При начавшемся заносе автомобиля нельзя выключать сцепление.
10.28. Устранить боковой занос прицепа можно, увеличив скорость автомобиля.
10.29. Если у переднеприводного автомобиля начало заносить заднюю ось, необходимо плавно увеличить скорость автомобиля, рулевым колесом корректировать направление движения автомобиля.
10.30. Если на повороте дороги начался занос задней оси заднеприводного автомобиля, необходимо, слегка уменьшив подачу топлива, повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса.
10.31. При заносе задней оси заднеприводного автомобиля необходимо быстро повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса, затем при выравнивании автомобиля также быстро повернуть рулевое колесо в противоположную сторону для предотвращения вторичного заноса, после чего вернуть рулевое колесо в исходное положение и незначительными поворотами рулевого колеса стабилизировать окончательно направление движения автомобиля.
10.32. Если съезд на обочину произошёл случайно и на большой скорости, ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза и не допускайте резких движений рулевым колесом, иначе может произойти занос и опрокидывание. Возвращать автомобиль на проезжую часть необходимо плавно.
10.33. Зимой съезжать на обочину необходимо после предварительной её проверки и на минимальной скорости. После снегопадов и метелей обочина может казаться значительно шире, чем на самом деле.
10.34. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов.
Видимость дороги значительно ухудшается также во время снегопада, проливного дождя и особенно тумана. Туман закрывает ориентиры, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, жёлтый свет в тумане становится красноватым, а зелёный — желтоватым.
10.35. Включение освещения в салоне автомобиля ухудшает видимость дороги в тёмное время суток.
10.36. Свет фар автомобиля освещает лишь ограниченный участок дороги, причём объекты появляются в освещённой зоне внезапно, а для опознания их требуется больше времени, чем днём.
Светотеневая граница ближнего света фар расположена таким образом, чтобы свет распространялся вперёд вправо, а не влево. Цель — недопущение ослепления светом фар водителей встречных транспортных средств.
10.37. Противотуманные фары дают плоский горизонтальный луч света, с наклоном к дороге, свет от них распространяется под туманом и освещает дорогу. В тёмное время суток включение противотуманных фар будет не лишним, поскольку они хорошо освещают все неровности дороги в непосредственной близости от автомобиля и лучше освещают обочину, в том числе — перед съездом на неё в дополнение к адаптивному свету.
10.38. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги.
10.39. В условиях, когда дорога в тумане или во время выпадения обильных осадков просматривается на расстоянии менее 300 метров в направлении движения, наилучшую видимость дороги обеспечивают включённые фары ближнего света совместно с противотуманными фарами.
10.40. Если видимость дороги в тумане или иных условиях, снижающих прозрачность атмосферы, снизилась до минимума, следует снизить скорость, включив противотуманные фары и фонари. Если туман слишком густой, и движение по дороге не может быть безопасным, стоит съехать с дороги и подождать, пока условия видимости дороги не улучшатся до приемлемых.
10.41. При остановке, стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дороги и (или) при её недостаточной видимости (кроме жилых зон) на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни. Если они неисправны — необходимо включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. При съезде на обочину в тёмное время суток не следует выключать противотуманные фары до полной остановки автомобиля, так как они лучше освещают пространство непосредственно перед автомобилем и в сторону от него, а перед выездом с обочины — заблаговременно их включить.
10.42. При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, также должна быть включена аварийная световая сигнализация и незамедлительно должен быть выставлен знак аварийной остановки. В дополнение к ним при кратковременной остановке (переждать ливень или очень сильный туман) можно оставить включёнными противотуманные фонари (фонарь). 10.43. При движении в тёмное время суток для исключения ослепления светом фар попутных автомобилей водителю следует переключить зеркало заднего вида в ночное положение.
10.44. Водителю, движущемуся в тёмное время суток с дальним светом фар, если его обгоняют, следует во избежание ослепления водителя обгоняющего автомобиля сразу переключить дальний свет на ближний.
10.45. Для предотвращения ослепления встречно движущимися транспортными средствами водителю при встречном разъезде не следует смотреть на фары приближающегося транспортного средства. Отводить взгляд в сторону от дороги или переводить его на внутренние элементы салона тоже опасно, так как теряется контроль положения автомобиля на дороге.
10.46. При встречном разъезде в тёмное время суток с целью уменьшения вероятности ослепления светом фар встречного транспортного средства и удержания траектории движения лучше всего контролировать положение своего автомобиля относительно правой линии дорожной разметки, обозначающей край проезжей части дороги.
10.47. Кратковременное переключение света фар в тёмное время суток может использоваться для выражения просьбы о заблаговременном переключении дальнего света фар на ближний свет при встречном разъезде. Такие условия могут быть созданы при неправильной регулировке света фар, применении световых приборов, не предусмотренных конструкцией транспортного средства, при проезде поворотов дороги, подъёмов и спусков, перекрёстков.
10.48. Если по какой-либо причине водитель перестал видеть дорогу в направлении движения (камень в ветровое стекло, загрязнение ветрового стекла и прочее), он должен действовать как при ослеплении: включить аварийную световую сигнализацию, снизить скорость и, не меняя полосы движения, остановиться. Затем необходимо либо очистить стекло от загрязнения, либо удалить его при существенном повреждении.
Двигаясь без ветрового стекла, водитель должен обязательно надеть очки во избежание повреждения глаз, а в зимнее время остерегаться обморожения.
10.49. Дорожно-транспортная обстановка в особых условиях характеризуется, особенно для начинающего водителя, своей непредсказуемостью. Концентрация внимания и личная дисциплинированность требуются от каждого водителя. Также необходимо понимание, что остальные водители тоже осуществляют движение в особых условиях, они подвержены усталости, и им свойственно ошибаться. Иногда дорожные условия ухудшаются настолько, что в целях безопасности лучше отказаться от поездки.
10.50. В основе развития навыков прогнозирования дорожно-транспортной обстановки в особых условиях лежит понимание, что дорожная ситуация может развиваться по самому плохому сценарию. Не каждый водитель в состоянии не то, что вывести автомобиль из бокового скольжения, но даже и принять все меры, чтобы его не допустить.
Чтобы иметь возможность среагировать на худшее развитие событий на дороге, необходимо контролировать скорость, дистанцию и боковой интервал.
10.51. Дорожно-транспортная обстановка в особых условиях характеризуется постоянным напряжением для водителей, а следовательно ведёт к более быстрому утомлению. В тумане, в сумерках и в тёмное время суток у водителя могут возникать зрительные иллюзии, а появление реальных объектов в зоне видимости может первоначально ставиться под сомнение.
10.52. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в два раза.
10.53. В тумане очертания предметов менее чёткие, размытые, прозрачность воздуха ниже, чем в обычных условиях, и все предметы в тумане кажутся более далёкими, чем в действительности.
10.54. В зимнее время после выпадения снега водители часто на двухполосных дорогах смещаются к центру, накатывая одну общую для обоих направлений колею. При встречном разъезде приходится смещаться вправо на нерасчищенный или рыхлый снег, что может привести к потере управляемости.
10.55. Далеко не все воздерживаются от поездок в сложных и даже экстремальных особых условиях, идя на риск, несмотря на предупреждения МЧС и ГАИ. Вероятность совершения ДТП в сложных условиях многократно возрастает.
10.56. Для движения в особых условиях характерен весь спектр категорий и видов ДТП. При этом часто происходят ДТП с участием одного механического транспортного средства в случаях, когда водитель не справился с управлением.
Ещё одно характерное ДТП для движения в особых условиях — наезд на пешехода, передвигавшегося по проезжей части дороги, так как движение пешеходов по обочинам было затруднено или невозможно.