Система освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов
Совокупность приборов освещения и сигнальных устройств, расположенных снаружи и внутри автомобиля, называется системой освещения и световой сигнализации.
Система освещения и световой сигнализации выполняет следующие функции:
- освещение дорожного полотна, обочины и расположенных на них объектов в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости;
- предоставление информации другим участникам движения о наличии на дороге транспортного средства, его размерах, характере движения, совершаемых манёврах, а также принадлежности;
- освещение салона автомобиля, а также иных его частей (багажного отсека, подкапотного пространства и других) в тёмное время суток.
Приборы освещения классифицируют на приборы наружного и внутреннего освещения.
Приборы наружного освещения в свою очередь делятся на обязательные, необязательные и дополнительные.
К обязательным приборам освещения и световой сигнализации относятся фары ближнего и дальнего света, передние и задние указатели поворота, задние фонари, стоп-сигналы, аварийная сигнализация, фонарь освещения номерного знака, габаритные фонари.
К необязательным приборам освещения и световой сигнализации относятся противотуманные фары, боковые указатели поворота, фонари заднего хода и другие.
К дополнительным приборам освещения и световой сигнализации относятся сигнальные маячки (спецсигналы), фара-прожектор, фара-искатель и другие.
К приборам внутреннего освещения относятся: плафон для освещения кузова; лампы освещения щитка приборов, подножек, багажника, двигателя, прохода между сиденьями; переносная лампа и другие.
Передняя фара (другое название — головная фара, блок-фара) освещает дорогу впереди автомобиля, а также представляет информацию другим участникам движения, находящимся впереди транспортного средства. Передние фары устанавливаются попарно симметрично с правой и левой стороны автомобиля.
Передняя фара выполнена, как правило, в едином корпусе, в котором объединены следующие световые приборы:
- ближний свет;
- дальний свет;
- указатель поворотов;
- дневные ходовые огни.
Ближний свет фары служит для освещения дороги при наличии впереди других участников движения. Ближний свет ассиметричный, при правостороннем движении лучше освещена правая часть дороги и обочины.
Дальний свет используется при отсутствии впереди других участников движения. Он представляет собой симметричный световой луч высокой интенсивности.
Передняя противотуманная фара предназначена для улучшения освещения дорожного полотна и обочины в условиях плохой видимости: дождь, туман, пыль, снег. Противотуманные фары используются попарно, устанавливаются в качестве опции, реже самостоятельно. Могут иметь белый или жёлтый цвет. Противотуманные фары обеспечивают широкий луч света с отсечённой верхней частью.
Передние противотуманные фары используются вместо ближнего света или совместно с ним. Эффект от применения фар заключается в уменьшении обратных бликов и, тем самым, улучшении видимости при атмосферных осадках.
Задний фонарь предназначен для информирования участников движения, находящихся сзади автомобиля. Фонарь объединяет следующие световые приборы:
- задний габаритный огонь;
- стоп-сигнал;
- задний указатель поворота;
- фонарь заднего хода.
Задние противотуманные фонари используются для предупреждения сзади идущих автомобилей в условиях плохой видимости. Конструктивно могут быть выполнены в составе заднего фонаря или отдельно — ниже фонаря в бампере автомобиля.
Система звуковой сигнализации предназначена для обеспечения безопасности движения путём сообщения другим участникам движения об аварийной ситуации, начале движения задним ходом, выполняемом манёвре. Звуковой сигнал — электромагнитный вибрационный прибор, создающий звук при пропускании тока через него.
Контрольно-измерительные приборы предназначены для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, количестве пройденного пути и другого. Контрольно-измерительный прибор состоит из сигнализатора или указателя и датчика. Все сигнализаторы и указатели установлены на панели приборов, датчики расположены непосредственно на местах контроля.
Сигнализаторы (контрольные лампы) служат для оповещения водителя о неисправности агрегатов или систем автомобиля. Указатели показывают значения уровня, давления, температуры эксплуатационных жидкостей, скорости движения автомобиля, оборотов двигателя, пройденного пути и т.п.
Датчики служат для того, чтобы преобразовать контролируемую величину (температуру, давление, частоту, силу света, электрическое напряжение, ток и т.п.) в сигнал, удобный для измерения, передачи, хранения, обработки, регистрации, а иногда и для воздействия им на управляемые процессы.
В настоящее время нет единой для всех автопроизводителей системы индикаторов. Так, например, индикатор неисправности подушки безопасности может загораться в нескольких вариантах: как красная надпись «SRS» или «AIRBAG», так и изображение «красный человечек, пристёгнутый ремнём безопасности», а перед ним кружочек. О неисправностях противоугонной системы или о сбое в её работе может свидетельствовать ряд значков с машинкой, замком или ключом.