Колёса и шины
Колесо, являясь элементом ходовой части, связывает автомобиль с дорогой. С помощью колёс осуществляется движение, передаются вертикальные нагрузки от автомобиля, воспринимаются удары и колебания от дороги. Кроме того, ведущие колёса создают при контакте с дорогой тяговое усилие, управляемые колёса обеспечивают маневрирование. От колеса зависит управляемость и устойчивость автомобиля.
Автомобильное колесо состоит из двух составных частей — колёсного диска и шины.
Колёсный диск предназначен для установки шины и передачи на неё вращения от оси. Конструктивно объединяет собственно диск и обод.
Различают два типа колёсных дисков — стальные и легкосплавные. В стальном диске обод и диск соединены между собой сваркой. Легкосплавный диск представляет собой единое целое.
Колёсный диск закрепляется на оси колеса с помощью ступицы. Крепление у легковых автомобилей чаще всего может быть болтовое. Для соединения в диске выполнено несколько (от 4 до 6) крепёжных отверстий. Обод служит для соединения шины с диском. Обод имеет сложную поперечную форму, которая обеспечивает установку шины соответствующего размера.
На легковые автомобили устанавливают в основном бескамерные шины, то есть шины, которые имеют только покрышку. Герметичность бескамерной шины достигается за счёт конструкции покрышки. Бескамерная шина состоит из нескольких элементов: каркаса, брекера, протектора, боковины и борта.
Каркас является силовой частью шины. Он воспринимает внутреннее давление воздуха, а также передаёт давление от внешних сил. Каркас состоит из нескольких (от 1 до 10) слоёв прорезиненного корда. Нити корда изготавливаются из синтетического волокна, стекловолокна или стали (металлокорд). Корд натянут от одного края шины до другого радиально. Такое расположение корда снижает напряжение в нитях и обеспечивает низкое сопротивление качению.
Брекер представляет собой слои корда, расположенные между каркасом и протектором. Он предотвращает отслоение протектора, амортизирует ударные нагрузки и повышает прочность каркаса.
Наружная часть покрышки называется протектор. Он обеспечивает сцепление шины с дорогой и защищает её от повреждения. Протектор состоит из массивного слоя резины и снаружи имеет рельефный рисунок. Рисунок протектора определяет способность шины к работе в определённых условиях.
На боковину нанесена маркировка шины «205/55R16 91Н»:
- 205
- ширина шины в мм.
- 55
- пропорциональность, то есть отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 55%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше, и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
- R
- означает автошину с радиальным кордом (практически все современные шины). Бывает ещё диагональная конструкция, но в последнее время её практически не выпускают, поскольку её эксплуатационные характеристики заметно хуже.
- 16
- диаметр колеса (диска) в дюймах. Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, то есть это внутренний размер шины или наружный у диска.
- 91
- индекс нагрузки. Это уровень предельно допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом, и при выборе шин не имеет решающего значения (в нашем случае 91 соответствует нагрузке в 615 кг).
- H
- индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке (в нашем случае шину можно эксплуатировать со скоростью до 210 км/ч).
Дополнительная маркировка шины:
- M+S, или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег — означает, что шины всесезонные или зимние.
- AS или All Season — всесезонные шины.
- AW (Any Weather) — любая погода, всепогодные шины.
- Пиктограмма «∗» (снежинка), надпись «Winter», горная вершина со снежинкой — резина предназначена для использования в суровых зимних условиях.
- Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.
- Outside и Inside — ассиметричные шины, то есть важно не перепутать, какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.
- Rotation или стрелка — эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.
- Tubeless — бескамерная шина.
- Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
Давление воздуха в шинах должно находиться в пределах, рекомендованных производителем автомобиля, в зависимости от нагрузки. Эксплуатация с повышенным или пониженным давлением воздуха будет вести к неравномерному износу и худшей управляемости. Увод автомобиля в сторону возможен, если в шине с этой стороны давление воздуха ниже, чем в шине на этой оси с противоположной стороны.
Также автомобиль может отклоняться от прямолинейного направления при неправильной установке углов схождения, неравномерном износе протектора левых и правых шин, а также вследствие нарушения геометрии кузова автомобиля после ДТП.