Версия для печати

Маневрирование

  1. Введение
    1. Введение
  2. Подача сигналов указателями поворота
    1. Перед началом движения, перестроением и остановкой; выездом/съездом на ПЧ
    2. Перед выездом на трамвайные пути попутного направления, съездом с них
    3. Перед поворотами и разворотом
    4. Когда главная дорога меняет направление
    5. Поворот дороги
  3. Подача сигналов рукой
    1. Cоответствующего сигналу ЛЕВОГО светового указателя поворота
    2. Cоответствующего сигналу ПРАВОГО светового указателя поворота
    3. ТОРМОЖЕНИЯ
    4. Один сигнал и разные манёвры (намерения)
  4. Начало и окончание подачи сигналов
    1. Подача сигнала указателями поворота ИЛИ РУКОЙ должна производиться
    2. Подача сигнала указателями поворота должна прекращаться
    3. Подача сигнала рукой прекращается
    4. При опережении и обгоне
    5. Сигнал не должен подаваться, если он
  5. Подача сигналов на кольцевом перекрёстке
    1. При въезде на кольцо
    2. При перестроении на кольце и съезде с него
  6. Требование уступить дорогу начинающему движение и при съезде с ПЧ
    1. После остановки или стоянки водитель ТС, начинающего движение, обязан
    2. При съезде с ПЧ водитель обязан
  7. Перестроение, в т.ч. одновременное, выезд на трамвайные пути, съезд с них
    1. При перестроении водитель должен
    2. При одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен
    3. При выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен
  8. Перестроение ТС на перекрёстках
    1. Перестроение ТС на перекрёстках
  9. Перестроение при равномерно занятых полосах и при заторе
    1. Перестроение на соседнюю полосу на дороге с двумя и более полосами в одном направлении, когда эти полосы равномерно заняты
    2. При заторе на дороге, имеющей две и более полосы движения в одном направлении
  10. Маневрирование и ТС оперативного назначения
    1. Транспортные средства оперативного назначения при перестроении и проезде перекрёстков
  11. Положение на ПЧ перед поворотами или разворотом
    1. Когда направления движения не определены знаками (разметкой)
    2. Когда направления движения определены знаками (разметкой)
    3. Когда направления движения определены знаками (разметкой); временные знаки
    4. На дороге с односторонним движением
    5. По сигналу регулировщика
  12. Использование трамвайных путей для манёвров
    1. Поворот налево (разворот)
    2. Поворот налев (разворот) при знаках «Направления движения по полосам»
    3. В случае создания препятствия для трамвая
  13. Положение на ПЧ перед поворотами или разворотом. Отступление от требований
    1. В случае препятствия на крайней полосе движения
  14. Особенности маневрирования при поворотах
    1. Положение на перекрёстке при повороте налево и направо
    2. Положение на перекрёстке при повороте направо
  15. Поворот налево (разворот) вне перекрёстка
    1. Перед поворотом налево или разворотом вне перекрёстка водитель обязан
    2. Разворот вне перекрёстка от правого края дороги
  16. Если очерёдность проезда не оговорена ПДД
    1. Помеха справа вне дорог
  17. Манёвры при наличии полосы торможения
    1. При наличии полосы торможения перед поворотом
  18. Места, где запрещён разворот
    1. Переходы и ближе 15 метров от них с обеих сторон (кроме разрешённого разворота на перекрёстке)
    2. Места, где видимость хотя бы в одном направлении менее 100 м
    3. Остановочные пункты маршрутных транспортных средств
    4. Путепроводы и под ними
    5. Железнодорожные переезды
  19. Места, где запрещён разворот. Закрепление
    1. Места, где разрешён и запрещён разворот
    2. Места, где разрешён и запрещён разворот. Геометрия дороги и перекрёстка
  20. Места, где запрещено движение задним ходом
    1. Движение задним ходом на перекрёстках
    2. Движение задним ходом на перекрёстках в жилой зоне
    3. Задний ход и разворот на переходах; остановках; переездах; путепроводах, при видимости <100 м
    4. Некоторые места, где разрешено движение задним ходом
  21. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования
    1. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования

1. Введение

1.1. Введение

Обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении маневрирования остаётся весьма актуальной проблемой.

Участвуя в дорожном движении, водитель осуществляет большое количество разнообразных манёвров, которые необходимо выполнять безопасно и обозначать своевременно.

Начало движения автомобиля, осуществление перестроений, выезд на трамвайные пути попутного направления, съездом с них, поворотов, включая разворот, выезд на проезжую часть съездом с неё обозначаются соответствующими сигналами указателей поворотов либо чётким и однозначным указанием руки водителя транспортного средства.

Заблаговременное информирование участников дорожного движения об осуществлении маневрирования является необходимым требованием, предъявляемым для обеспечения безопасности дорожного движения, и во многих случаях позволяет избежать столкновения с транспортным средством, движущимся в попутном направлении.

Однако при выполнении манёвра важной является оценка скоростного режима движения транспортных средств.

Движение автомобиля может осуществляться на различных территориях и участках автомобильных дорог, каждый из которых имеет свои особенности.

Всё это мы разберём в текущей главе.

2. Подача сигналов указателями поворота

2.1. Перед началом движения, перестроением и остановкой; выездом/съездом на ПЧ

Водитель обязан подавать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления перед:

2.2. Перед выездом на трамвайные пути попутного направления, съездом с них

Перед выездом на трамвайные пути попутного направления, съездом с них, водитель обязан убедиться, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия и опасности для дорожного движения.

2.3. Перед поворотами и разворотом

Сигналы поворотов следует подавать перед поворотом, даже если требования технических средств организации дорожного движения не предусматривают возможность двигаться в иных направлениях.

2.4. Когда главная дорога меняет направление

При движении по главной дороге, которая на перекрёстке меняет направление, водитель обязан подавать световой сигнал поворота соответствующего направления.

И наоборот, если водитель «съезжает» с главной дороги, не меняя направления движения, включать указатели поворотов нет необходимости.

2.5. Поворот дороги

При движении по дороге, имеющей закругление вне перекрёстка (кривая в плане), водитель не должен показывать сигналы поворота, так как манёвр он не совершает.

3. Подача сигналов рукой

3.1. Cоответствующего сигналу ЛЕВОГО светового указателя поворота

Сигналу левого светового указателя поворота соответствует левая рука, вытянутая в сторону, или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

3.2. Cоответствующего сигналу ПРАВОГО светового указателя поворота

Сигналу правого светового указателя поворота соответствует правая рука, вытянутая в сторону, или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

3.3. ТОРМОЖЕНИЯ

Сигнал торможения подаётся поднятой вверх левой или правой рукой. Указанный сигнал используется также в случае торможения без намерения осуществить манёвр.

Чтобы не ввести в заблуждение других участников дорожного движения, следует обратить внимание, чтобы при подаче сигнала торможения рука ни в коем случае не сгибалась в локте.

3.4. Один сигнал и разные манёвры (намерения)

Следует помнить, что один и тот же сигнал поворота может означать различные виды манёвров. Так, например сигнал поворота может означать перестроение, начало движения и остановку (у правого или левого края проезжей части). Левый сигнал поворота может означать разворот.

4. Начало и окончание подачи сигналов

4.1. Подача сигнала указателями поворота ИЛИ РУКОЙ должна производиться

Подача сигнала световыми указателями поворота или рукой должна производиться до начала маневрирования таким образом, чтобы другие участники дорожного движения имели возможность безопасного продолжения движения.

4.2. Подача сигнала указателями поворота должна прекращаться

Подача сигнала световыми указателями поворота должна прекращаться немедленно после завершения маневрирования.

https://youtu.be/1J_JA8Q5Jfo

4.3. Подача сигнала рукой прекращается

Подача сигнала световыми указателями поворота или рукой должна прекращаться немедленно после завершения маневрирования, но подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед маневрированием.

4.4. При опережении и обгоне

Подача сигнала световыми указателями поворота должна быть начата заблаговременно и осуществляться на всём протяжении перестроения.

При этом подача сигнала поворота должна прекращаться немедленно после завершения перестроения из одной полосы движения в другую.

4.5. Сигнал не должен подаваться, если он

Сигнал поворота не должен подаваться, если он может ввести в заблуждение относительно направления и траектории выполнения манёвра других участников дорожного движения.

Вот пример раннего включения сигнала поворота до остановки у правого края проезжей части дороги:

https://youtu.be/YJ9jowj3kHA

5. Подача сигналов на кольцевом перекрёстке

5.1. При въезде на кольцо

При въезде на перекрёсток, где организовано круговое движение, подача сигнала световыми указателями поворота не производится.

5.2. При перестроении на кольце и съезде с него

Перед съездом с перекрёстка, на котором организовано круговое движение, водитель должен показывать сигнал поворота соответствующего направления (чаще всего правый), равно как и при перестроении на "круге" .

6. Требование уступить дорогу начинающему движение и при съезде с ПЧ

6.1. После остановки или стоянки водитель ТС, начинающего движение, обязан

После остановки или стоянки водитель транспортного средства, начинающего движение, обязан уступить дорогу движущимся транспортным средствам, независимо от их скорости и направления движения.

https://youtu.be/-o8zbPsw_lw

6.2. При съезде с ПЧ водитель обязан

При съезде с проезжей части дороги водитель обязан уступить дорогу всадникам и велосипедистам, а также предоставить преимущество пешеходам, путь движения которых он пересекает.

https://youtu.be/6th1tjLQxJs

7. Перестроение, в т.ч. одновременное, выезд на трамвайные пути, съезд с них

7.1. При перестроении водитель должен

При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.

7.2. При одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен

При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

7.3. При выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен

При выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.

При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель, транспортное средство которого съезжает с трамвайных путей, должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8. Перестроение ТС на перекрёстках

8.1. Перестроение ТС на перекрёстках

Перестроение транспортных средств на перекрёстке запрещается, кроме перекрёстка, на котором организовано круговое движение.

https://youtu.be/4dxDTdjuuN8

9. Перестроение при равномерно занятых полосах и при заторе

9.1. Перестроение на соседнюю полосу на дороге с двумя и более полосами в одном направлении, когда эти полосы равномерно заняты

Перестраиваться на соседнюю полосу движения на дороге с двумя и более полосами движения в одном направлении, обозначенными горизонтальной дорожной разметкой, когда эти полосы равномерно заняты движущимися транспортными средствами, разрешается только для:

  • поворота налево или направо,
  • разворота,
  • остановки,
  • объезда препятствия.

9.2. При заторе на дороге, имеющей две и более полосы движения в одном направлении

Если на дороге, имеющей две и более полосы движения в одном направлении, из-за препятствия на одной из них образовался затор, водитель каждого транспортного средства, движущегося по соседней полосе движения, должен дать возможность перестроиться на его полосу одному из стоящих в заторе транспортных средств.

10. Маневрирование и ТС оперативного назначения

10.1. Транспортные средства оперативного назначения при перестроении и проезде перекрёстков

Несмотря на то, что при перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения, на водителей транспортных средств оперативного назначения при включении ими маячков это требование не распространяется, и водители прочих транспортных средств обязаны уступать им дорогу.

Несмотря на то, что перед разворотом, поворотом налево или направо водитель обязан занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, водители транспортных средств оперативного назначения при включении ими маячков могут отступать от этого требования.

11. Положение на ПЧ перед поворотами или разворотом

11.1. Когда направления движения не определены знаками (разметкой)

Перед разворотом, поворотом налево или направо водитель обязан, не создавая препятствия и опасности для движения других участников дорожного движения, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении.

11.2. Когда направления движения определены знаками (разметкой)

При выборе положения на проезжей части дороги следует учитывать требования дорожных знаков, предписывающих движение только в определённых направлениях или запрещающих движение в определённых направлениях.
При этом, такие знаки не устанавливают разрешённые направления движения применительно к каждой полосе движения в частности, а определяют общие требования ко всей проезжей части дороги данного направления.

11.3. Когда направления движения определены знаками (разметкой); временные знаки

В случаях, когда поворот при въезде на перекрёсток и выезде с него совершается в тех местах, где организовано круговое движение, занимать крайнюю полосу движения нет необходимости. Въезжать на «круг» разрешено по любой полосе движения.

Перед перекрёстками, где направление движения по проезжей части дороги (перекрёстку) определено дорожными знаками и (или) горизонтальной дорожной разметкой, водители при выборе полосы движения обязаны руководствоваться этими знаками.

При выборе полосы движения и направления движения следует помнить, что в случаях, когда значения временных и постоянных знаков противоречат друг другу, участники дорожного движения должны руководствоваться временными знаками.

11.4. На дороге с односторонним движением

Привыкнув к правостороннему движению, многие водители забывают, что на дороге с односторонним движением поворот налево должен осуществляться с левой полосы.

11.5. По сигналу регулировщика

Следует помнить, что установленные сигналы регулировщика не отменяют требования занимать крайние полосы для осуществления поворота или разворота.

И ещё важно, что сигналы регулировщика отменяют сигналы светофора.

12. Использование трамвайных путей для манёвров

12.1. Поворот налево (разворот)

При наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги, поворот налево или разворот должен выполняться с этих путей.

12.2. Поворот налев (разворот) при знаках «Направления движения по полосам»

Если при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги, дорожными знаками 5.8.1 «Направления движения по полосам», 5.8.2 «Направление движения по полосе» предписан иной порядок движения, поворот налево и разворот должен осуществляться с установленных этими знаками полос движения.

12.3. В случае создания препятствия для трамвая

Если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, других транспортных средств, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда указанных транспортных средств.

В случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобождён. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

13. Положение на ПЧ перед поворотами или разворотом. Отступление от требований

13.1. В случае препятствия на крайней полосе движения

Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 Правил дорожного движения, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения.

На показанном перекрёстке поворот налево не запрещён. Но с крайней левой полосы движения повернуть невозможно из-за сломавшегося автомобиля. Следовательно, можно отступить от требования знака над полосой и повернуть со средней полосы.

14. Особенности маневрирования при поворотах

14.1. Положение на перекрёстке при повороте налево и направо

Поворот налево или направо должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей дорог транспортное средство не оказалось на встречной полосе движения.

https://youtu.be/3OXTmQseqLQ

При повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрёстка, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения, при этом поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа.

14.2. Положение на перекрёстке при повороте направо

При повороте направо транспортное средство должно двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения.

При этом следует внимательно отнестись к требованиям запрещающих, предписывающих и информационно-указательных дорожных знаков, устанавливающих разрешённые направления движения.

15. Поворот налево (разворот) вне перекрёстка

15.1. Перед поворотом налево или разворотом вне перекрёстка водитель обязан

Перед поворотом налево или разворотом вне перекрёстка водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам.

Перед поворотом налево или разворотом вне перекрёстка водитель транспортного средства обязан уступить дорогу попутному трамваю.

15.2. Разворот вне перекрёстка от правого края дороги

Если для разворота вне перекрёстка ширина проезжей части дороги недостаточна для его выполнения из крайнего левого положения, разворот допускается производить от правого края проезжей части дороги или с правой по ходу движения обочины. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

При этом, перед выполнением разворота водитель заблаговременно должен включить сигнал левого поворота, информируя участников дорожного движения о намерении выполнить такой манёвр.

16. Если очерёдность проезда не оговорена ПДД

16.1. Помеха справа вне дорог

В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очерёдность проезда не оговорена ПДД, дорогу обязан уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Такие случаи происходят на прилегающей территории (АЗС, обширные места для стоянки, дворовые и внутризаводские территории и прочее).

17. Манёвры при наличии полосы торможения

17.1. При наличии полосы торможения перед поворотом

При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость движения только на ней.

https://youtu.be/GebHx45Havs

Полосы торможения позволяют не снижать скорость основному потоку транспортных средств, так как транспортные средства, съезжающие с дороги, снижают скорость на полосе торможения.

https://youtu.be/uijJ20aAP-Y

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу движения, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

18. Места, где запрещён разворот

18.1. Переходы и ближе 15 метров от них с обеих сторон (кроме разрешённого разворота на перекрёстке)

Разворот запрещается на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них с обеих сторон, кроме случая разрешённого разворота на перекрёстке.

18.2. Места, где видимость хотя бы в одном направлении менее 100 м

Разворот запрещается в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров.

В показанной ситуации видимость дороги не играет никакой роли, так как водитель находится на участке дороги с односторонним движением.

18.3. Остановочные пункты маршрутных транспортных средств

Разворот запрещается на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств.

При этом вблизи от остановочных пунктов разворот не запрещён. На уширениях проезжей части дороги, где оборудованы стояночные места, разворот также не запрещён.

18.4. Путепроводы и под ними

Разворот запрещается на путепроводах и под ними.

При этом вблизи путепровода разворот не запрещён.

18.5. Железнодорожные переезды

Разворот запрещается на железнодорожных переездах.

При этом перед железнодорожным переездом или за ним разворот не запрещён.

19. Места, где запрещён разворот. Закрепление

19.1. Места, где разрешён и запрещён разворот

Подытожим, в каких местах на дороге запрещается разворот:

  • на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них с обеих сторон, кроме случая разрешённого разворота на перекрёстке;
  • в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров;
  • на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств;
  • на путепроводах и под ними;
  • на железнодорожных переездах.

Кстати, обратите внимание, как определить границы железнодорожного переезда (место, где запрещён разворот):

19.2. Места, где разрешён и запрещён разворот. Геометрия дороги и перекрёстка

Разворот не запрещён на любых участках дорог, за исключением тех, которые перечислены в предыдущей группе вопросов.

Но чаще всего для выполнения разворота водители используют перекрёстки, так как в таких местах удаётся выполнить разворот даже на автомобилях с большим радиусом поворота за один приём без включения задней передачи (движение задним ходом на перекрёстках запрещено, но подробнее об этом в следующем инфоблоке).

20. Места, где запрещено движение задним ходом

20.1. Движение задним ходом на перекрёстках

Движение задним ходом запрещается на перекрёстках (кроме перекрёстков, расположенных в жилых зонах).

Вспомним, что околотротуарные места для стоянки не являются частями перекрёстков и могут быть использованы для выполнения разворота с применением заднего хода.

20.2. Движение задним ходом на перекрёстках в жилой зоне

На перекрёстках в жилых зонах движение задним ходом не запрещено ввиду ограниченности проездов и невозможности выполнить разворот.

20.3. Задний ход и разворот на переходах; остановках; переездах; путепроводах, при видимости <100 м

Движение задним ходом запрещается на перекрёстках (кроме перекрёстков, расположенных в жилых зонах) и в местах, где запрещён разворот согласно Правил дорожного движения:

  • на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них с обеих сторон;
  • в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров;
  • на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств;
  • на путепроводах и под ними;
  • на железнодорожных переездах.

Где запрещён разворот и движение задним ходом

  Разворот Задний ход
Перекрёстки , кроме жилых зон
Пешеходные переходы ±15 м
Видимость менее 100 м
Остановочные пункты маршрутных ТС
Путепроводы и под ними
Железнодорожные переезды

20.4. Некоторые места, где разрешено движение задним ходом

Движение задним ходом не запрещается на дорогах с односторонним движением, в местах сужения дороги и на прочих участках дороги, не перечисленных в предыдущей группе вопросов.

Но в каждом конкретном случае следует помнить, что движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, если эти действия не создадут препятствия для других участников дорожного движения, и будет обеспечена безопасность дорожного движения.
При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц, которые сигнализировали бы о складывающейся ситуации позади транспортного средства.

21. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования

21.1. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования

Несвоевременное информирование участников дорожного движения об осуществлении маневрирования может ввести их в заблуждение относительно Ваших дальнейших действий. Даже имея преимущество, водитель обязан своевременно указывать направление своего движения.

Ни в коем случае нельзя осуществлять манёвр наугад, не убедившись в его безопасности. Следует исключить из своего водительского мышления такие слова, как «успеть», «проскочить», «сколько можно было пропускать других» и т.п.

Начало движения автомобиля, осуществление перестроений, поворотов, включая разворот, а также съезд с проезжей части дороги в целях остановки или стоянки должны быть предсказуемыми и соответствовать положениям Правил дорожного движения.

Иначе говоря, сюрпризы на дорогах не могут быть приятными. Предсказуемость и понятность находятся во главе угла безопасного маневрирования.

https://youtu.be/DnehwhcQktc

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.