Версия для печати

Перевозка грузов

  1. Введение
    1. Введение
    2. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям
  2. Размещение, крепление и состояние груза
    1. Преимущественное размещение груза
    2. Перед началом движения и в пути следования
  3. Условия, при которых запрещается перевозка грузов
    1. Создаёт угрозу безопасности
    2. Ограничивает водителю обзорность дороги
    3. Затрудняет управление транспортным средством
    4. Закрывает
    5. Cоздаёт шум, пылит, загрязняет
  4. Обозначение крупногабаритного груза
    1. За габариты ТС сзади более чем на 1 метр
    2. Или спереди
    3. За габариты ТС сбоку более чем на 0.4 метра
    4. В тёмное время суток
    5. При недостаточной видимости дороги
  5. Отнесение транспортного средства к крупногабаритному
    1. Если груз выступает за габариты транспортного средства по длине на 2 метра и более
  6. Специальное разрешение для грузовых автомобилей
    1. Проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств
    2. По высоте и ширине
    3. По длине
    4. По высоте, ширине и длине одновременно
    5. Для ТС с изотермическим кузовом
  7. Специальное разрешение для легковых автомобилей
    1. По высоте
    2. По ширине ≤ 2.55
    3. По ширине > 2.55
    4. По длине 12, 20
  8. Практические вопросы перевозки
    1. Если стоит задача перевозки негабаритного груза

1. Введение

1.1. Введение

Перевозка грузов должна осуществляться водителем при соблюдении мер безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Водителю не следует принимать к перевозке грузы, которые не могут быть перевезены на данном транспортном средстве с соблюдением мер безопасности. Не следует размещать груз в непредусмотренных для этого местах, в местах, где груз может повредить конструкцию транспортного средства, травмировать перевозимых пассажиров.

Необходимо уяснить, что легковой автомобиль не предназначен для перевозки всех видов грузов.

1.2. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям

Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных изготовителем для данного транспортного средства.

Перегруз одной или нескольких осей транспортного средства могут привести к поломкам деталей подвески или выходу из строя рабочей тормозной системы.

2. Размещение, крепление и состояние груза

2.1. Преимущественное размещение груза

Перевозка грузов в легковом автомобиле должна осуществляться преимущественно в багажнике.

Для фиксации груза необходимо использовать прижимные сети и ремни. При отсутствии сзади пассажиров и при складывающихся сиденьях рекомендуется застегнуть на них ремни безопасности, что несколько укрепит конструкцию сидений.

Если Вы перевозите крупный груз и сложили задние сиденья, закрепите груз дополнительно в салоне, чтобы при торможении или наезде на препятствие он не сместился вперёд и не травмировал Вас или пассажира спереди, не повредил ветровое или боковые стёкла.

Не следует размещать груз на полке у заднего стекла, так как он будет ограничивать обзорность и может повредить нити обогрева заднего стекла.

Особое внимание следует уделить грузу, перевозимому на одноосном прицепе к легковому автомобилю. Если центр тяжести смещён вперёд относительно оси, то часть нагрузки будет передаваться на сцепное устройство, что дополнительно загрузит заднюю ось автомобиля, а переднюю наоборот разгрузит. Прередняя ось потеряет часть сцепного веса, и у автомобиля значительно ухудшится управляемость.
Если центр тяжести груза сместится назад от оси прицепа, то сцепное устройство получит нагрузку, направленную вверх от дорожного покрытия, что может стать причиной расцепки с прицепом.

2.2. Перед началом движения и в пути следования

Перед началом движения и в пути следования водитель обязан при наличии объективной возможности контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его смещения и падения.

Если размещение, крепление, состояние груза создают угрозу безопасности дорожного движения, водитель должен принять меры к устранению возникшей опасности либо прекратить дальнейшее движение.

https://youtu.be/ue2psMBllt4

Для осмотра груза следует использовать краткие технические остановки (АЗС, туалет, кафе и т.п.), при которых визуально контролировать положение груза, а также проверять натяжение крепёжных ремней. Если движение осуществляется по дороге, имеющей косогоры, подъёмы-спуски, неудовлетворительное дорожное покрытие, то остановки с целью проверки груза следует проводить чаще.

3. Условия, при которых запрещается перевозка грузов

3.1. Создаёт угрозу безопасности

Перевозка груза запрещается, если он создаёт угрозу безопасности дорожного движения.

Не следует принимать к перевозке грузы, которые могут ухудшить самочувствие водителя или пассажиров либо иным образом повлиять на ухудшение безопасности движения (груз нестабилен, его невозможно надёжно закрепить и т.п.).

3.2. Ограничивает водителю обзорность дороги

Перевозка груза запрещается, если он ограничивает водителю обзорность дороги.

Когда груз ухудшает водителю обзорность зон (сзади или сбоку), которые он привык беспрепятственно просматривать, это ведёт к ошибкам в принятии решений, и может привести к созданию аварийных ситуаций.

И совсем недопустимо, если груз закрывает водителю обзорность дороги в направлении движения.

3.3. Затрудняет управление транспортным средством

Перевозка груза запрещается, если он затрудняет управление транспортным средством, нарушает его устойчивость.

Неправильное размещение груза, смещение центра тяжести вверх или в одну из сторон существенно снижают устойчивость транспортного средства и его управляемость, что может привести, в частности, к опрокидыванию транспортного средства.

3.4. Закрывает

Перевозка груза запрещается, если он закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные, временные номерные и опознавательные знаки транспортных средств, а также препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой при неисправных (отсутствующих) световых указателях поворотов.

https://youtu.be/sXf7ATqfcNc

Недопустимо, когда из-за перевозимого груза другие участники дорожного движения лишены информации о направлении дальнейшего движения транспортного средства.

Также недопустимо, когда в тёмное время суток груз ухудшает освещение проезжей части дороги, дезинформирует других участников дорожного движения о габаритах транспортного средства и расстоянии до него.

Также нельзя закрывать регистрационные и опознавательные знаки транспортного средства.

3.5. Cоздаёт шум, пылит, загрязняет

Перевозка груза запрещается, если он создаёт шум, пылит, загрязняет дорогу и окружающую среду.

Сыпучие грузы следует накрывать специальными материалами, закрывающими груз настолько, чтобы он не пылил и не загрязнял дорогу. Задний и боковые борта должны быть закрыты и надёжно зафиксированы.

Не допускается перевозить жидкие грузы не в специально предназначенных для них ёмкостях.

При перевозке животных следует применять впитывающие подстилки.

4. Обозначение крупногабаритного груза

4.1. За габариты ТС сзади более чем на 1 метр

Груз, выступающий за габариты транспортного средства сзади более чем на 1 метр, должен быть обозначен в светлое время суток опознавательными знаками «Крупногабаритный груз».

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади, не должен закрывать водителю обзорность, не должен закрывать внешние световые приборы.

Иногда, при перевозке негабаритных грузов, водители оставляют открытой дверь, не обращая внимания на то, что нельзя перевозить пассажиров с открытыми дверями транспортного средства, а открытая дверь к тому же ограничивает видимость внешних световых приборов и иногда изменяет положение регистрационного знака, делая его нечитаемым.

При изменении условий видимости дороги до недостаточной водителю следует обозначить перевозимый груз фонарями.

4.2. Или спереди

Груз, выступающий за габариты транспортного средства не только сзади, но и спереди более чем на 1 метр, должен быть обозначен в светлое время суток опознавательными знаками «Крупногабаритный груз».

4.3. За габариты ТС сбоку более чем на 0.4 метра

Груз, выступающий за габариты транспортного средства сбоку более чем на 0.4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен в светлое время суток опознавательными знаками «Крупногабаритный груз».

4.4. В тёмное время суток

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку более чем на 0.4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен в тёмное время суток в дополнение к опознавательным знакам «Крупногабаритный груз»:

  • спереди — фонарём, излучающим белый свет,
  • сзади — фонарём, излучающим красный свет.

4.5. При недостаточной видимости дороги

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку более чем на 0.4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен при недостаточной видимости дороги в дополнение к опознавательным знакам «Крупногабаритный груз»:

  • спереди — фонарём, излучающим белый свет,
  • сзади — фонарём, излучающим красный свет.

5. Отнесение транспортного средства к крупногабаритному

5.1. Если груз выступает за габариты транспортного средства по длине на 2 метра и более

Если груз выступает за габариты транспортного средства по длине на 2 метра и более, то это транспортное средство относится к категории крупногабаритных.

6. Специальное разрешение для грузовых автомобилей

6.1. Проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств

При определённых весогабаритных показателях транспортных средств, превышающих установленные значения, в том числе перевозящих крупногабаритные грузы, такие транспортные средства причисляются к тяжеловесным и (или) крупногабаритным (далее — ТКТС).

Для проезда ТКТС по дорогам Республики Беларусь необходимо получить разовое или многоразовое специальное разрешение, выдаваемое РУП «Белдорцентр». Разрешение выдаётся на основании заявления и прилагаемых документов, перечень которых указан на сайте данного предприятия. Срок осуществления данной административной процедуры составляет до двух дней (при необходимости получения сведений о согласовании маршрута движения ТКТС и условий дорожного движения с заинтересованными организациями — до 1 месяца).

Срок действия разрешения составляет не более 30 дней (в отношении многоразовых специальных разрешений — не более 12 месяцев). В разрешении указывается согласованный маршрут передвижения и условия сопровождения ТКТС (автомобилем прикрытия или автомобилем сопровождения).

 В соответствии со специальными разрешением на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования и правилами осуществляется движение тяжеловесного транспортного средства и транспортного средства, габаритные размеры которого с грузом или без груза превышают хотя бы один из следующих показателей*:
______________________________
* Данные требования не распространяются на тяжеловесные и (или) крупногабаритные транспортные средства, въезжающие (въехавшие) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь и превышающие допустимую общую массу и (или) допустимую осевую массу (сумму осевых масс) до 10 процентов включительно, или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

по высоте — 4 метра от поверхности дороги;

по длине:

12 метров для автомобиля, троллейбуса, прицепа;

13,5 метра для автобуса с двумя осями, 15 метров для автобуса с более чем двумя осями;

18,75 метра для сочленённого автобуса, сочленённого троллейбуса;

20 метров для автопоезда;


24 метра для комбинированного транспортного средства;

по ширине:

2,6 метра для транспортных средств с изотермическим кузовом, автомобиля-самосвала МАЗ-6501, автопоезда в составе автомобиля-самосвала МАЗ-6501 и прицепа-самосвала МАЗ-8561;

2,75 метра для автомобилей КрАЗ, МАЗ-509А, МАЗ-543, МАЗ-5316, МАЗ-6317, МАЗ-6425, МЗКТ-6906 и их модификаций;

2,55 метра для других транспортных средств;

если груз выступает за габариты транспортного средства по длине на 2 метра и более, то это транспортное средство относится к категории крупногабаритных.

При перевозке грузов легковым автомобилем следует размещать груз таким образом, чтобы не превысить установленных габаритов, иначе транспортное средство необходимо будет отнести к крупногабаритным.

6.2. По высоте и ширине

Водитель грузового автомобиля должен следить, чтобы общие габариты при перевозке груза не превышали:

  • по высоте — 4 метра от поверхности дороги,
  • по ширине — 2.55 метра. (кроме изотермических кузовов)

6.3. По длине

Водитель грузового автомобиля должен следить, чтобы общие габариты при перевозке груза не превышали по длине 12 метров, даже с учётом груза, выступающего за габариты по длине.

6.4. По высоте, ширине и длине одновременно

Водитель должен контролировать одновременно все габаритные размеры автомобиля с учётом перевозимого груза.

Если хотя бы один из разрешённых показателей превышен, транспортное средство будет отнесено к категории крупногабаритных.

Крупногабаритное ТС, если более:

  • по высоте — 4 метра от поверхности дороги;
  • по длине — 12 метров для автомобиля, прицепа; 20 метров для автопоезда; 24 метра для комбинированного транспортного средства;
  • по ширине — 2.55 метра.

Если груз выступает за габариты транспортного средства по длине на 2 метра и более, то это транспортное средство также относится к категории крупногабаритных.

6.5. Для ТС с изотермическим кузовом

Для автопоезда максимальная длина, при которой не требуется получения специального разрешения на проезд крупногабаритного транспортного средства, составляет 20 метров.

Чтобы грузовой автомобиль с изотермическим кузовом не был отнесён к ТКТС, необходимо, чтобы общие габариты при перевозке груза не превышали:

  • по высоте — 4 метра от поверхности дороги,
  • по длине — 12 метров,
  • по ширине — 2.6 метра, за исключением автомобиля-самосвала МАЗ-6501, автопоезда в составе автомобиля-самосвала МАЗ-6501 и прицепа-самосвала МАЗ-8561.

Учтите, что и автомобиль с изотермическим кузовом может быть тягачём в составе автопоезда.

7. Специальное разрешение для легковых автомобилей

7.1. По высоте

Водитель легкового автомобиля должен следить, чтобы габариты при перевозке груза не превышали по высоте 4 метра от поверхности дороги.

7.2. По ширине ≤ 2.55

Осуществляя перевозку груза, выступающего за габариты легкового автомобиля сбоку, водитель должен учитывать не только величину выступающего груза, но и общую фактическую ширину транспортного средства с грузом. Ширина легкового автомобиля с грузом не должна превышать 2.55 метра.

7.3. По ширине > 2.55

Если ширина легкового автомобиля с грузом или без груза превышает 2.55 метра, то для движения по дорогам общего пользования требуется получение специального разрешения на проезд крупногабаритного транспортного средства. Получить такое разрешение крайне затруднительно.

Проезд крупногабаритных транспортных средств возможен только в случае перевозки грузов, которые не могут быть разделены на части без чрезмерных затрат или порчи этих грузов.

7.4. По длине 12, 20

Водитель легкового автомобиля должен следить, чтобы габариты при перевозке груза не превышали по длине 12 метров. Обычно длина легкового автомобиля далека от таких габаритов. Более 12 метров может быть по длине разве что лимузин, перевозящий длинномерные грузы в незакрытом багажнике.

Если водитель осуществляет движение с прицепом, общий габарит по длине не должен превышать 20 метров.

8. Практические вопросы перевозки

8.1. Если стоит задача перевозки негабаритного груза

Водитель должен планировать перевозку негабаритных грузов заранее, чтобы по возможности не получать специальное разрешение на проезд крупногабаритного транспортного средства.

Груз можно разделить, правильно перераспределить и закрепить, использовать прицеп или заказать транспортировку груза другим транспортным средством.

Получить разрешение на проезд крупногабаритного транспортного средства для автомобиля категории «B» крайне затруднительно, практически невозможно. Проезд ТКТС по автомобильным дорогам допускается в случае перевозки грузов, которые не могут быть разделены на части без чрезмерных затрат или порчи этих грузов.


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.