Версия для печати

Транспортные средства

  1. Введение
    1. Введение
  2. Транспортное средство и гужевое ТС
    1. Транспортное средство
    2. Гужевое транспортное средство
  3. Велосипед
    1. Велосипед
    2. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства
  4. Механическое ТС, прицеп, электромобиль
    1. Прицеп
    2. Механическое транспортное средство
    3. Определение принадлежности ТС к механическому
    4. Электромобиль
  5. Автомобиль
    1. Автомобиль
    2. К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски)
  6. Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное ТС
    1. Автобус
    2. Троллейбус
    3. Трамвай
    4. Маршрутное транспортное средство
  7. Железнодорожное транспортное средство
    1. Железнодорожное транспортное средство
  8. Колёсный трактор и самоходная машина
    1. Колёсный трактор
    2. Самоходная машина
  9. Мопед, мотоцикл, одноколейное ТС
    1. Мопед
    2. Мотоцикл
    3. Одноколейное транспортное средство
  10. Крайнее правое (левое) положение на ПЧ дороги
    1. Крайнее правое (левое) положение на ПЧ дороги
  11. Автопоезд
    1. Автопоезд
  12. Тихоходное, тяжеловесное, крупногабаритное, комбинированное ТС
    1. Тихоходное транспортное средство
    2. Тяжеловесное и/или крупногабаритное транспортное средство
    3. Комбинированное транспортное средство
  13. Транспортная колонна, организованная транспортная колонна и ТС оперативного назначения
    1. Транспортная колонна
    2. Транспортное средство оперативного назначения
    3. Организованная транспортная колонна
    4. Организованная транспортная колонна. Соответствие термину
  14. Шасси ТС и технически допустимая общая масса
    1. Шасси транспортного средства
    2. Технически допустимая общая масса
  15. Тахограф
    1. Тахограф
  16. Итог
    1. От транспортных средств к условиям движения и дорожным ситуациям

1. Введение

1.1. Введение

Рассмотрим группу терминов «Транспортные средства». В ней мы собрали все определения, характеризующие устройства, предназначенные для движения по дорогам, за исключением средств индивидуальной мобильности пешеходов (гироскутеры, моноколёса и прочие), так как лица, передвигающиеся на них, приравнены к пешеходам.

Управление некоторыми видами транспортных средств требует обязательного наличия водительского удостоверения (удостоверения тракториста-машиниста) соответствующей категории, для управления иными транспортными средствами такого документа не предусмотрено.

Однако каждый водитель, управляя источником повышенной опасности, обязан знать и соблюдать ПДД для безопасного участия в дорожном движении.

2. Транспортное средство и гужевое ТС

2.1. Транспортное средство

Транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге:

  • для перевозки пассажиров,
  • для перевозки грузов,
  • для перевозки установленного на нём оборудования.

Транспортные средства делятся на механические и немеханические.

К немеханическим транспортным средствам относятся велосипеды, гужевые транспортные средства и прицепы к механическим транспортным средствам.

2.2. Гужевое транспортное средство

Гужевое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой животного (животных). В таком транспортном средстве в качестве тяги применяется сила одного или нескольких животных. Широкое распространение получили колёсные гужевые транспортные средства.

Также на дорогах встречаются санные гужевые транспортные средства.

3. Велосипед

3.1. Велосипед

Велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колёс и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нём, в частности при помощи педалей или рукояток.

Велосипед классический:

Велосипед, приводимый в движение мускульной силой человека при помощи рукояток:

Лицо, передвигающееся в инвалидной коляске не является велосипедистом, а является пешеходом:


3.2. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства

К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции ТС, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определённую его технической характеристикой, не более 25 км/ч.

4. Механическое ТС, прицеп, электромобиль

4.1. Прицеп

Прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

К прицепам согласно ПДД относятся полуприцепы. Полуприцеп — это разновидность прицепа, которая своей передней частью опирается на тягач.

К прицепам согласно ПДД также относятся прицепы-роспуски.
Прицеп-роспуск — это прицеп для поддержания хлыстов труб или брёвен (иных длинномерных грузов) при перевозке. Он не имеет грузовой платформы, но имеет боковые ограничители на грузовой тележке. Прицеп-роспуск может быть изменяемой длины за счёт применения телескопического дышла.

К прицепам не относятся прицепы к велосипедам, а также буксируемые механические транспортные средства (автомобили, колёсные тракторы и т.п.).

4.2. Механическое транспортное средство

Mеханическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Ключевое в определении — «приводимое», т.е. получающее привод на ведущие колёса (гусеничный движитель) от двигателя, установленного на транспортном средстве. Конструкция двигателя при этом не играет никакой роли. Это может быть двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель или любой другой.

К механическим транспортным средствам не относятся прицепы, оборудованные двигателем, так как они не приводятся в движение от этих двигателей. Двигатели, установленные на прицепах, могут приводить в действие дополнительное оборудование, электрогенераторы, насосные станции и т.п.

4.3. Определение принадлежности ТС к механическому

Перечислим наиболее распространённые механические транспортные средства:

  • мопед,
  • мотоцикл,
  • автомобиль (легковой, грузовой, автобус, специальный),
  • троллейбус,
  • трамвай,
  • колёсный трактор,
  • самоходная машина (приравнена к транспортным средствам при движении по дороге).

4.4. Электромобиль

Электромобиль относится к механическому транспортному средству.

Электромобиль — транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии.

Электромобилями также являются электромотоциклы и электромопеды.

5. Автомобиль

5.1. Автомобиль

Автомобиль — механическое транспортное средство, имеющее не менее 4-х колёс, расположенных не менее чем на 2-х осях, за исключением колёсных тракторов и самоходных машин.

Автомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые, автобусы и специальные.

5.2. К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски)

К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) — четырёхколёсные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряжённом состоянии не более 550 килограмм.

https://youtu.be/QYCULEWwuYY

6. Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное ТС

6.1. Автобус

Автобус — автомобиль с числом мест для сидения более 9, включая место водителя.

Согласно классификации ЕЭК ООН автобусы делятся на классы:

М2 (до 5 тонн)
для перевозки пассажиров (имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя);
М3 (свыше 5 т)
для перевозки пассажиров (имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя).

Также автобусы делятся на классы в зависимости от назначения:

класс I
городские автобусы — транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
класс II
междугородные автобусы — транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
класс III
туристские автобусы — транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.

6.2. Троллейбус

Троллейбус — механическое транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питание которого обеспечивается по подвесной контактной сети от внешнего источника электрического тока.

В настоящее время получили распространение троллейбусы со значительным запасом автономного хода, рассчитанного как для объезда заторов, так и для движения по маршрутам, частично пролегающим по участкам дорог с подвесной контактной сетью. Автономный ход может быть обеспечен как использованием аккумуляторных батарей, так и применением дизель-генераторов.

6.3. Трамвай

Трамвай — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам, участвующее в дорожном движении и не являющееся железнодорожным транспортным средством.

6.4. Маршрутное транспортное средство

Маршрутное транспортное средство — механическое транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, иное транспортное средство, осуществляющее движение в регулярном обычном, скоростном сообщении, в том числе экспрессном), движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.

Экскурсионные и туристические транспортные средства, не смотря на периодичность движения, не относятся к маршрутным. Также не относятся к маршрутным транспортным средствам автобусы, осуществляющие нерегулярные перевозки пассажиров.

7. Железнодорожное транспортное средство

7.1. Железнодорожное транспортное средство

Железнодорожное транспортное средство — это:

  • локомотив,
  • электропоезд,
  • дизель-поезд,
  • автомотриса,
  • иное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожному пути.
https://youtu.be/bdvcGFK3D0c

Ключевым в определении является то, что ж/д транспортное средство осуществляет движение по железнодорожному пути.

8. Колёсный трактор и самоходная машина

8.1. Колёсный трактор

Колёсный трактор — механическое транспортное средство:

  • для выполнения разнообразных технологических операций с помощью навесных, полунавесных и прицепных машин или орудий,
  • для привода стационарных машин,
  • для движения в составе с прицепом.

Основным классификационным параметром тракторов принято считать номинальное тяговое усилие на крюке, поэтому такая классификация называется тяговой.
Тяговый класс тракторов указывается цифрой, обозначающей тяговое усилие в тонно–силах (тс). Иногда встречается указание класса в килоньютонах (кН).

8.2. Самоходная машина

Самоходная машина — гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении.

При участии в дорожном движении самоходные машины приравниваются к транспортным средствам, а их движение по дорогам должно осуществляться в соответствии с требованиями ПДД, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении самоходных машин.

9. Мопед, мотоцикл, одноколейное ТС

9.1. Мопед

Мопед — двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом до 50 см3 (в случае ДВС) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определённую его техническими характеристиками,не более 50 км/ч.

   

9.2. Мотоцикл

Мотоцикл — двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом 50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. 

К мотоциклам приравниваются трёх- и четырёхколёсные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряжённом состоянии не более 550 килограммов (без учёта массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него является мотоциклом если максимально конструктивная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.

Электромотоцикл:

9.3. Одноколейное транспортное средство

Одноколейное транспортное средство — транспортное средство на колёсах, которые размещены на одной линии одно за другим. К одноколейным транспортным средствам относятся двухколёсные велосипеды.

К одноколейным транспортным средствам относятся двухколёсные мопеды.

К одноколейным транспортным средствам относятся двухколёсные мотоциклы без бокового прицепа.

10. Крайнее правое (левое) положение на ПЧ дороги

10.1. Крайнее правое (левое) положение на ПЧ дороги

Крайнее правое (левое) положение на проезжей части дороги — положение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном направлении.

Отдельные требования ПДД предписывают водителю занимать крайнее положение на проезжей части дороги для обеспечения безопасности дорожного движения.

Крайнее правое положение занимается у правого края проезжей части дороги.

Крайнее левое положение занимается у левого края проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении.

Аналогично изученному термину определяется крайнее положение в пределах полосы движения.

11. Автопоезд

11.1. Автопоезд

Автопоезд — состав транспортных средств, состоящий из автомобиля (колёсного трактора) и буксируемого им прицепа.

Мопеды, мотоциклы, велосипеды, буксирующие прицепы, автопоездами не считаются. Также автопоездами не считаются составы транспортных средств при буксировке механических транспортных средств.

Автопоездом также является состав транспортных средств, состоящий из автомобиля (колёсного трактора) и буксируемого им прицепа-роспуска.

Автопоезд — это также состав транспортных средств, состоящий из автомобиля (колёсного трактора) и буксируемого им полуприцепа.

Далее в ПДД все эти перечисленные прицепные устройства (транспортные средства) будут считаться прицепом.

12. Тихоходное, тяжеловесное, крупногабаритное, комбинированное ТС

12.1. Тихоходное транспортное средство

Тихоходное транспортное средство — механическое транспортное средство, которое по своей конструкции или по условиям обеспечения безопасности при перевозке груза не может двигаться со скоростью, превышающей 30 км/ч, обозначенное опознавательным знаком «Тихоходное транспортное средство».

К тихоходным транспортным средствам могут относится самоходные машины и некоторые виды колёсных тракторов.

12.2. Тяжеловесное и/или крупногабаритное транспортное средство

Тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования.

Допустимые параметры, условия проезда по дорогам Республики Беларусь установлены действующим законодательством.

12.3. Комбинированное транспортное средство

Комбинированное транспортное средство — состав транспортных средств, состоящий из грузового автомобиля, автомобиля-тягача, седельного тягача, колёсного трактора и буксируемого механического транспортного средства.

Термин комбинированное транспортное средство введён для того, чтобы ограничить их движение по дорогам общего пользования, если общая длина обоих ТС, входящих в комбинированное превышает 24 метра.

13. Транспортная колонна, организованная транспортная колонна и ТС оперативного назначения

13.1. Транспортная колонна

Транспортная колонна — группа из двух и более механических транспортных средств, следующих друг за другом по одной полосе движения с постоянно включённым ближним светом фар, обозначенная опознавательными знаками «Колонна», если иное не определено подпунктом 201.7 пункта 201 ПДД.

Группы немеханических транспортных средств не считаются транспортными колоннами.

13.2. Транспортное средство оперативного назначения

Транспортное средство оперативного назначения — транспортное средство, имеющее специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию (маячки синего или синего и красного цвета).

Иногда транспортное средство оперативного назначения может не иметь специальную цветографическую окраску, но будет оборудовано световой и звуковой сигнализацией.

Иногда транспортное средство оперативного назначения может иметь специальную цветографическую окраску, но не быть оборудовано световой сигнализацией.

13.3. Организованная транспортная колонна

Организованная транспортная колонна — транспортная колонна, движущиеся с постоянно включённым ближним светом фар в сопровождении транспортного средства (транспортных средств) оперативного назначения с включёнными проблесковыми сигналами (маячками) (далее — маячки) синего или синего и красного цветов.

Также организованной транспортной колонной считается всего одно транспортное средство, движущееся с постоянно включённым ближним светом фар в сопровождении транспортного средства (транспортных средств) оперативного назначения с включёнными проблесковыми маячками синего или синего и красного цветов.

https://youtu.be/ZSP1nTuai4Q

13.4. Организованная транспортная колонна. Соответствие термину

Организованная транспортная колонна — транспортное средство или транспортная колонна, движущиеся с постоянно включённым ближним светом фар в сопровождении транспортного средства (транспортных средств) оперативного назначения с включёнными проблесковыми маячками синего или синего и красного цветов.

Не будет считаться организованной транспортной колоной группа немеханических транспортных средств, движущаяся в сопровождении транспортных средств оперативного назначения.
Также не будет считаться организованной транспортная колонна, движущаяся без сопровождения транспортных средств оперативного назначения
.

В голове колонны должно идти транспортное средство оперативного назначения со включёнными маячками синего или синего и красного цветов.

В замыкании колонны может следовать транспортное средство оперативного назначения со включённым маячком синего цвета.

14. Шасси ТС и технически допустимая общая масса

14.1. Шасси транспортного средства

Шасси транспортного средства — составная часть грузового автомобиля, прицепа к нему, грузопассажирского автомобиля, тягача, предназначенная для последующего изготовления транспортного средства, не имеющая составляющих частей для перевозки пассажиров и (или) грузов и установленного оборудования.

Участие в дорожном движении шасси транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями ПДД, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении шасси транспортных средств.

Право на управление шасси транспортного средства имеет водитель, имеющий право на управление транспортным средством, составной частью которого является данное шасси.

14.2. Технически допустимая общая масса

Технически допустимая общая масса — максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем (с грузом, водителем и пассажирами).

Технически допустимой общей массой автопоезда является сумма технически допустимых общих масс автомобиля (колёсного трактора) и прицепа.

15. Тахограф

15.1. Тахограф

Тахограф — оборудование, предназначенное для установки на транспортных средствах в целях показания или регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме данных о движении этих ТС или об определённых периодах работы их водителей.

Например, в настоящее время установка тахографов обязательна на транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки пассажиров и грузов.

Получают распространение смарт-тахографы, позволяющие определить местоположение ТС, время прохождения определённых участков дорог (прохождение границ) и т.п.

16. Итог

16.1. От транспортных средств к условиям движения и дорожным ситуациям

В данной группе терминов мы изучили 27 новых определений, узнали, какие бывают транспортные средства и группы транспортных средств, получили сведения о некоторых технических параметрах транспортных средств.

Следующий шаг — изучение некоторых условий и особенностей движения транспортных средств, а также различных случаев прекращения движения.

Последняя группа терминов — самая интересная! Приступим!


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.