Версия для печати

Проезд нерегулируемых перекрёстков

  1. Введение
    1. Нерегулируемые перекрёстки
  2. Перекрёсток равнозначных дорог. Помеха справа
    1. Приближающимся справа
    2. Приближающимся слева
    3. Если приближаются слева и справа
    4. Водитель трамвая имеет преимущество перед другими ТС (кроме трамваев)
    5. На кольцевом перекрёстке равнозначных дорог
  3. Перекрёсток равнозначных дорог. При повороте налево, развороте
    1. Без трамвайных путей
    2. С трамвайными путями
  4. Выезд со двора. Разное покрытие дорог. Перекрёсток неравнозначных дорог
    1. Выезд со двора
    2. Гравийное, грунтовое и щебёночное покрытия
    3. От неусовершенствованного к усовершенствованному покрытию
    4. Примеры определения главной дороги по покрытию
  5. Перекрёсток неравнозначных дорог. Знаки приоритета
    1. На главной дороге
    2. На главной дороге. Ситуации
    3. На второстепенной дороге
    4. На второстепенной дороге. Ситуации
  6. Перекрёсток неравнозначных дорог. При повороте налево, развороте
    1. С главной дороги
    2. По отношению к встречным ТС, движущимся налево
    3. Со второстепенной дороги
    4. Со второстепенной дороги. По отношению к встречным ТС, движущимся налево
    5. Особенность очерёдности проезда со знаком «Движение без остановки запрещено»
  7. Преимущество трамваев при одновременном праве на движение
    1. При одновременном праве на движение с трамваями
    2. Ситуации при одновременном праве на движение с трамваями
  8. Перекрёсток неравнозначных дорог. Главная дорога меняет направление
    1. Главная налево
    2. Главная направо
    3. Главная дорога впереди и справа
    4. Главная дорога впереди и слева
  9. Кольцо со знаками приоритета
    1. Кольцевой перекрёсток неравнозначных дорог
  10. Главная дорога меняет направление, конфликт по равнозначной
    1. Главная налево
    2. Главная направо
    3. Главная дорога впереди и справа
    4. Главная дорога впереди и слева
  11. Главная дорога меняет направление, конфликт по равнозначной, трамвай
    1. Главная налево
    2. Главная направо
    3. Главная дорога впереди и справа
    4. Главная дорога впереди и слева
  12. Главная дорога меняет направление, конфликт по равнозначной, трамвай рядом
    1. Главная налево
    2. Главная направо
    3. Главная дорога впереди и справа
    4. Главная дорога впереди и слева
    5. Главная дорога впереди и слева. Направления движения по полосам
  13. Затруднения в определении последовательности проезда перекрёстка
    1. Если водитель не может определить последовательность проезда перекрёстка
  14. Правила проезда перекрёстков и безопасность
    1. Опасные последствия несоблюдения правил проезда перекрёстков

1. Введение

1.1. Нерегулируемые перекрёстки

Очерёдность проезда нерегулируемых перекрёстков определяется при помощи знаков приоритета и на основании определения «Главная дорога».

Отдельным пунктом рассматривается проезд перекрёстков равнозначных дорог.

2. Перекрёсток равнозначных дорог. Помеха справа

2.1. Приближающимся справа

На перекрёстке равнозначных дорог водитель транспортного средства, кроме трамвая, обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Это правило известно как «помеха справа», или иначе говоря,
кто справа — тот прав!

2.2. Приближающимся слева

Так как на перекрёстке равнозначных дорог водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, можно вывести утверждение:
на перекрёстке равнозначных дорог водитель транспортного средства имеет преимущество перед транспортными средствами (кроме трамвая), приближающимися слева.

2.3. Если приближаются слева и справа

Так как на перекрёстке равнозначных дорог водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, но что делать, если транспортные средства приближаются к такому перекрёстку одновременно с нескольких сторон? Может так получиться, что решения у задачи может не быть, перекрёсток станет «неразводным».

При решении таких задач внимательно читайте вопрос, и если он звучит «Как должен поступить водитель такого-то автомобиля?» — смело отвечайте: «Уступить тому, кто справа».

А на реальных дорогах неразводные ситуации решаются по договорённости между водителями, но к Правилам дорожного движения это относится разве что как «действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми».

2.4. Водитель трамвая имеет преимущество перед другими ТС (кроме трамваев)

На перекрёстке равнозначных дорог водитель трамвая имеет преимущество перед другими транспортными средствами (кроме трамваев) независимо от направления его движения.

Mежду собой водители трамваев руководствуются правилом уже упоминаемой «помехи справа».

2.5. На кольцевом перекрёстке равнозначных дорог

Если на перекрёстке равнозначных дорог организовано круговое движение, правила проезда не меняются.
Так как на таких перекрёстках движение организовано против часовой стрелки, получается, что водители, выехавшие на перекрёсток и движущиеся по кругу, обязаны уступить дорогу транспортным средствам, выезжающим на перекрёсток.

3. Перекрёсток равнозначных дорог. При повороте налево, развороте

3.1. Без трамвайных путей

При повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо. При этом помним, что на перекрёстке равнозначных дорог водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

3.2. С трамвайными путями

При повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо.

При одновременном праве на движение водители трамваев (как и на всех равнозначных перекрёстках) имеют преимущество перед другими транспортными средствами (кроме трамваев) независимо от направления их движения.

4. Выезд со двора. Разное покрытие дорог. Перекрёсток неравнозначных дорог

4.1. Выезд со двора

Очерёдность проезда нерегулируемых перекрёстков определяется на основании определения «Главная дорога».

Если перекрёсток образован дорогой и выездом с прилегающей территории или жилой зоны, то такой выезд будет считаться второстепенной дорогой. Так как на основании определения, главная дорога — любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон.

4.2. Гравийное, грунтовое и щебёночное покрытия

На основании определения, если перед перекрёстком отсутствуют знаки приоритета, то главной дорогой также является дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой.

Давайте уточним, что такое гравийное покрытие. Гравий — это рыхлая крупнообломочная осадочная горная порода, сложенная окатанными обломками пород, образовавшихся в результате естественного разрушения твёрдых горных пород. В чистом виде гравий в качестве дорожного покрытия применяется редко. Чаще это песчано-гравийная смесь, где песок используется для заполнения пустот между частицами горных пород.

Что такое грунтовая дорога? Грунтовыми называют дороги, устроенные из естественного грунта. Поверхности дороги придают выпуклый профиль, для создания которого используют привозной грунт или грунт, полученный при устройстве водоотводных канав.

В определении главной дороги отсутствует упоминание дорог со щебёночным покрытием. В чём основное отличие щебёночного покрытия от гравийного? Щебень производят путём дробления обломков горной породы с помощью стационарного или передвижного оборудования. Гравий же образуется природным путём во время постепенного разрушения горной породы. Иными словами, гравий образуется в результате самостоятельного разрушения породы, а щебень — механического.
Учитывая написанное, можно сказать о недоработке при написании текста Правил дорожного движения.

4.3. От неусовершенствованного к усовершенствованному покрытию

На основании определения, главная дорога — дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия.

Вспомним, что такое усовершенствованное покрытие. Усовершенствованное покрытие — покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебёночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.

https://youtu.be/E2WILOhy6Ts

Иными словами, усовершенствованное покрытие — это твёрдое покрытие (сыпучее покрытие или переходной тип покрытия, если его обработать вяжущими материалами, также становится по характеристикам близким к асфальтобетону).

Дороги без усовершенствованного покрытия (гравий, щебень без обработки вяжущими материалами, а также грунт) являются второстепенными по отношению к дороге с усовершенствованным покрытием.

4.4. Примеры определения главной дороги по покрытию

На перекрёстке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

Вспомним из определения «Главная дорога»:
«Главная дорога — ...дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия, дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой...
Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрёстком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает её равной по значению с пересекаемой
.

5. Перекрёсток неравнозначных дорог. Знаки приоритета

5.1. На главной дороге

На перекрёстке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

Перефразируя данное положение Правил дорожного движения, получаем следующее утверждение:
водитель транспортного средства, движущегося по главной дороге, имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися по второстепенной дороге, независимо от направления продолжения движения.

5.2. На главной дороге. Ситуации

На перекрёстке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

Как мы выяснили, водитель транспортного средства, движущегося по главной дороге, имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися по второстепенной дороге, независимо от направления продолжения движения. В том числе водитель на главной дороге имеет преимущество перед трамваями на второстепенной дороге.

Но есть исключение: водители транспортных средств оперативного назначения при движении с включённым маячком синего цвета имеют преимущество независимо от того, по какой дороге они приближаются к перекрёстку (см. п.26 ПДД РБ).

5.3. На второстепенной дороге

На перекрёстке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения (в том числе при их съезде на второстепенную дорогу).

5.4. На второстепенной дороге. Ситуации

На перекрёстке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

Обращаем внимание, что в определённых случаях транспортные средства могут осуществлять движение по обочине. Если обочина — часть дороги, которая является главной, то следует также уступать дорогу и транспортному средству, движущемуся по обочине (как правило, это велосипед, гужевое транспортное средство).

Также следует не забывать о пешеходах, пересекающих проезжую часть, и уступать им дорогу в случаях, определённых Правилами дорожного движения.

6. Перекрёсток неравнозначных дорог. При повороте налево, развороте

6.1. С главной дороги

При повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо, и попутному трамваю..

6.2. По отношению к встречным ТС, движущимся налево

При повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо, и попутному трамваю.
Иначе говоря, двигаясь прямо или поворачивая направо, водитель имеет преимущество перед встречным транспортным средством, поворачивающим налево или осуществляющим разворот.

6.3. Со второстепенной дороги

При повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо, и попутному трамваю.. Это правило действует как на главной, так и на второстепенной дорогах.

6.4. Со второстепенной дороги. По отношению к встречным ТС, движущимся налево

При движении прямо или повороте направо водитель, подъехавший к перекрёстку по второстепенной дороге, имеет преимущество перед встречными автомобилями, поворачивающими налево или выполняющими разворот, при условии, что главная дорога на перекрёстке направление не меняет (пересекаемая дорога).

6.5. Особенность очерёдности проезда со знаком «Движение без остановки запрещено»

Второстепенная дорога может быть обозначена как дорожным знаком «Уступить дорогу», так и дорожным знаком «Движение без остановки запрещено».
Водители, въезжающие на перекрёсток, обозначенный перечисленными знаками, находятся на равных по значению дорогах и имеют одновременное право на движение.

7. Преимущество трамваев при одновременном праве на движение

7.1. При одновременном праве на движение с трамваями

При одновременном праве на движение водители трамваев имеют преимущество перед другими транспортными средствами (кроме трамваев) независимо от направления их движения.

Под одновременным правом на движение понимается нахождение на равных по значению дорогах.

7.2. Ситуации при одновременном праве на движение с трамваями

При одновременном праве на движение водители трамваев имеют преимущество перед другими транспортными средствами (кроме трамваев) независимо от направления их движения.

Если безрельсовое транспортное средство находится на главной дороге, а трамвай — на второстепенной, такие условия нельзя назвать одновременным правом на движение. Водитель трамвая на второстепенной дороге обязан уступить дорогу всем транспортным средствам, находящимся на главной дороге.

8. Перекрёсток неравнозначных дорог. Главная дорога меняет направление

8.1. Главная налево

В случае, когда главная дорога на перекрёстке меняет направление, водители транспортных средств, движущихся по главной дороге, всё равно имеют преимущество перед транспортными средствами на второстепенных дорогах независимо от направления продолжения движения.

Для того, чтобы определить направление главной дороги, мысленно кладём дорожный знак 7.13 «Направление главной дороги» от себя на центр перекрёстка. Жирные линии будут указывать главную дорогу, тонкие линии — второстепенные дороги.

8.2. Главная направо

Сопоставляем изображение знака 7.13 «Направление главной дороги» с конфигурацией перекрёстка и определяем, как главная дорога меняет направление.

8.3. Главная дорога впереди и справа

В случае, когда главная дорога на перекрёстке меняет направление, водители транспортных средств, движущихся по второстепенной дороге, должны уступать дорогу транспортным средствам на главной дороге независимо от их направления дальнейшего движения.
Главное — правильно определить, какие транспортные средства находятся на главной дороге.

8.4. Главная дорога впереди и слева

Осталось рассмотреть перекрёсток при нахождении на второстепенной дороге, когда кроме нас на второстепенной дороге будут находиться транспортные средства, приближающиеся справа, а встречные и приближающиеся слева — на главной дороге.
Тем, кто приближается к перекрёстку по главной дороге, уступаем дорогу.

9. Кольцо со знаками приоритета

9.1. Кольцевой перекрёсток неравнозначных дорог

В случае, когда на перекрёстке организовано круговое движение, чаще всего устанавливают знаки приоритета таким образом, чтобы круговая часть перекрёстка являлась главной дорогой. В таком случае водители, въезжающие на перекрёсток, обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по кругу.

Но будьте внимательны, главной дорогой может быть только часть круга или сквозной проезд через круг.

10. Главная дорога меняет направление, конфликт по равнозначной

10.1. Главная налево

В случае, когда мы находимся на главной дороге, и она меняет направление налево, мы имеем преимущество перед всеми транспортными средствами, приближающимся к перекрёстку с любых направлений, независимо от их дальнейшего направления движения. Ведь те, кто находится с нами в равных условиях, находятся слева от нас.

10.2. Главная направо

В случае, когда мы находимся на главной дороге и она меняет направление направо, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку справа по главной дороге, независимо от их дальнейшего направления движения.
Перед транспортными средствами, приближающимися к перекрёстку по второстепенным дорогам, мы имеем преимущество.

10.3. Главная дорога впереди и справа

В случае, когда мы находимся на второстепенной дороге, а главная дорога расположена впереди и справа, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку по главной дороге.
Перед транспортными средствами, приближающимися к перекрёстку по второстепенной дороге слева, мы имеем преимущество.

10.4. Главная дорога впереди и слева

В случае, когда мы находимся на второстепенной дороге, а главная дорога расположена впереди и слева, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку со всех направлений.
Такая конфигурация главной дороге самая обидная: уступать необходимо всем!

11. Главная дорога меняет направление, конфликт по равнозначной, трамвай

11.1. Главная налево

В случае, когда мы находимся на главной дороге, и она меняет направление налево, мы имеем преимущество перед всеми транспортными средствами, приближающимся к перекрёстку с любых направлений, независимо от их дальнейшего направления движения, кроме трамвая, приближающегося к перекрёстку по главной дороге.
Трамвай на второстепенной дороге преимущества не имеет.

11.2. Главная направо

В случае, когда мы находимся на главной дороге, и она меняет направление направо, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку справа по главной дороге, независимо от их дальнейшего направления движения.
Перед транспортными средствами, приближающимися к перекрёстку по второстепенным дорогам, мы имеем преимущество, в том числе и перед трамваями.

11.3. Главная дорога впереди и справа

В случае, когда мы находимся на второстепенной дороге, а главная дорога расположена впереди и справа, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку по главной дороге.
Перед транспортными средствами, приближающимися к перекрёстку по второстепенной дороге слева (за исключением трамваев), мы имеем преимущество.

11.4. Главная дорога впереди и слева

В случае, когда мы находимся на второстепенной дороге, а главная дорога расположена впереди и слева, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку со всех направлений.

12. Главная дорога меняет направление, конфликт по равнозначной, трамвай рядом

12.1. Главная налево

В случае, когда мы находимся на главной дороге, и она меняет направление налево, мы имеем преимущество перед всеми транспортными средствами, приближающимся к перекрёстку с любых направлений, независимо от их дальнейшего направления движения, кроме трамвая, приближающегося к перекрёстку по главной дороге, в том числе и с нашего направления.
Трамвай на второстепенной дороге преимущества не имеет.

12.2. Главная направо

В случае, когда мы находимся на главной дороге, и она меняет направление направо, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку справа по главной дороге, независимо от их дальнейшего направления движения, а также попутному трамваю.
Перед транспортными средствами, приближающимися к перекрёстку по второстепенным дорогам, мы имеем преимущество, в том числе и перед трамваями.

12.3. Главная дорога впереди и справа

В случае, когда мы находимся на второстепенной дороге, а главная дорога расположена впереди и справа, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку по главной дороге, а также попутному трамваю.
Перед транспортными средствами, приближающимися к перекрёстку по второстепенной дороге слева (за исключением трамваев), мы имеем преимущество.

12.4. Главная дорога впереди и слева

В случае, когда мы находимся на второстепенной дороге, а главная дорога расположена впереди и слева, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку со всех направлений. Также необходимо уступить дорогу попутному трамваю.
Одним словом: Трамвай — плохой попутчик. Ему необходимо уступать!

12.5. Главная дорога впереди и слева. Направления движения по полосам

В случае, когда мы находимся на второстепенной дороге, а главная дорога расположена впереди и слева, мы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам, приближающимся к перекрёстку со всех направлений, а также трамваю попутного направления.
При этом ни количество полос движения, ни наличие или отсутствие дорожных знаков «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе» не играют никакой роли в определении очерёдности проезда перекрёстка. Наличие перечисленных знаков может влиять на необходимость (отсутствие необходимости) перестроения на трамвайные пути для поворота налево или разворота.

13. Затруднения в определении последовательности проезда перекрёстка

13.1. Если водитель не может определить последовательность проезда перекрёстка

Если водитель не может определить последовательность проезда перекрёстка (из-за невозможности распознать наличие покрытия на проезжей части дороги (тёмное время суток, грязь, снег и прочее) либо по другим причинам), он должен действовать так, как если находится на второстепенной дороге.

Правило действует только в тех случаях, когда водитель не может определить последовательность проезда.
Если он, например, знает наверняка, какое покрытие под свежевыпавшим снегом, или может определить очерёдность по обратной стороне установленных перед перекрёстком с других направлений знаков, он может действовать соответственно установленной очерёдности проезда.

14. Правила проезда перекрёстков и безопасность

14.1. Опасные последствия несоблюдения правил проезда перекрёстков

Перекрёсток — это место пересечения траекторий движения транспортных средств, пешеходов. Также на перекрёстке транспортные средства совершают маневрирование: повороты и развороты.

Несоблюдение правил проезда перекрёстка в основной своей массе приводят к созданию аварийных ситуаций и дорожно-транспортным происшествиям. Причём виды ДТП — самые разнообразные, с участием транспортных средств, транспортных средств и пешеходов, транспортных средств и велосипедистов и прочие.

Определение очерёдности проезда перекрёстка — задача не самая сложная. Сложнее контролировать ситуацию на перекрёстке и на всех подъездах к нему, правильно оценивать ситуацию и принимать меры по обеспечению безопасности участников дорожного движения.


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.