Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 2

Методические основы по использованию органов управления автомобилем

2.1. Основные органы управления автомобилем:
  • рулевое колесо;
  • педали сцепления, тормоза, газа;
  • рычаг переключения передач;
  • рычаг стояночного тормоза.
2.2. Рабочее место водителя характеризуется обзорностью, удобством доступа к органам управления, положением сиденья, наличием и информативностью контрольно-измерительных приборов, особенностями среды (микроклимат, освещённость, шум и др.).
2.3. Основным требованием к конструкции сиденья является обеспечение положения тела водителя, исключающего излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности.
2.4. Регулировать водительское кресло необходимо в следующей последовательности: продольное положение сиденья; наклон спинки сиденья; регулировка высоты подушки сиденья; регулировки угла наклона подушки сиденья; регулировка поясничной поддержки.
2.5. При регулировке высоты подголовника важно, чтобы средняя часть затылка совпадала с серединой подголовника.
2.6. Основная регулировка современных ремней безопасности — регулировка по высоте. Если крепление ремня безопасности расположено слишком близко к шее, ремень не сможет обеспечить максимальную защиту.
2.7. Регулировка положения зеркал заднего вида осуществляется только после регулировки положения сиденья и наклона спинки.
2.8. Правильное расположение рук на рулевом колесе — между 9 и 10 часами (левая рука) и между 2 и 3 часами (правая рука) воображаемого циферблата часов. Неправильным расположением рук на рулевом колесе являются верхний и нижний хват, а также удержание рулевого колеса за спицы. Не рекомендуется также управлять рулевым колесом одной рукой.
2.9. Рукоятка (рычаг) регулировки рулевой колонки находится в её нижней части. Для начала регулировки рукоятку следует опустить в нижнее положение.
2.10. При управлении автомобилем с механической коробкой передач левая нога водителя должна располагаться слева от педали сцепления на полу или специальной площадке.
2.11. Действовать педалью подачи топлива и педалью управления рабочей тормозной системы следует только правой ногой.
2.12. Перед пуском двигателя необходимо выполнить контрольный осмотр автомобиля. В перечень операций контрольного осмотра автомобилей, оснащённых двигателем внутреннего сгорания, входит в том числе проверка уровня масла в поддоне двигателя.
2.13. Запуская двигатель, необходимо убедиться в том, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Поворотом ключа необходимо запустить двигатель и подождать, пока он прогреется.
2.14. При остановке двигателя необходимо перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобиле с АКПП — в положение «P») и затормозить автомобиль стояночным тормозом.
2.15. Начиная движение на автомобиле с механической коробкой передач, необходимо выключить сцепление, включить первую передачу, отпуская педаль сцепления, опустить рычаг стояночного тормоза и одновременно увеличить обороты двигателя педалью «газа».
2.16. При разгоне на автомобиле с механической коробкой передач необходимо каждый раз при переходе на повышающую передачу полностью выключать сцепление. Затем включить следующую повышающую передачу. После этого необходимо плавно отпустить педаль сцепления, плавно увеличивая обороты двигателя.
2.17. При торможении следует не выключать сцепление для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля. Сцепление необходимо выключить и перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение только перед остановкой автомобиля, иначе двигатель заглохнет.
2.18. При переключении передач по возрастанию следует придерживаться принципа последовательности, каждый раз полностью выключая сцепление. При переключении передач по убыванию допускается переключать передачи через одну, если ввиду торможения скорость автомобиля снизилась до подходящей передачи.
2.19. При маневрировании следует заблаговременно включать световой сигнал поворота соответствующего направления. Не следует выполнять манёвр, не убедившись в его безопасности.
2.20. В ожидании разрешающего сигнала светофора желательно не включать передачу заранее, так как длительное выключение сцепления ведёт к повышенному износу выжимного подшипника.
2.21. Во избежание поломки автоматической коробки передач не рекомендуется буксировать автомобиль с АКПП, и тем более не стоит пытаться таким образом запустить двигатель.
2.22. При движении в условиях плотного транспортного потока с большим количеством остановок и постоянным переключением передач у водителя, управляющего автомобилем с автоматической коробкой передач, утомляемость будет меньше, чем у водителя, управляющего автомобилем с механической коробкой передач.
2.23. Стояночный тормоз следует использовать как при кратковременном, так и при длительном прекращении движения.
2.24. При длительной стоянке в зимнее время на ровной площадке не рекомендуется затормаживать автомобиль стояночным тормозом во избежание последующего нерастормаживания тормозных колодок.
2.25. При движении на низших передачах расход топлива увеличивается.


← Глава 1. Классификация и причины ДТП Глава 3. Эксплуатационные свойства автомобиля →

Наверх

Провайдер электронных платежей ЕРИП    Гамак.by

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.