Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 3

Эксплуатационные свойства автомобиля

3.1. Активная безопасность автомобиля — это совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями автомобиля.
3.2. Пассивная безопасность автомобиля — совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия.
3.3. Послеаварийная безопасность — это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых ДТП.
3.4. На автомобиль при движении действуют:
  • сила тяжести;
  • инерционные силы, возникающие при изменении скорости или направления движения;
  • сила сопротивления подъёму;
  • сила сопротивления качению;
  • реакция дороги на опору колёс;
  • сила сопротивления боковому скольжению;
  • сила тяги на ведущих колёсах.
3.5. Сила инерции, действующая на автомобиль, находится в квадратичной зависимости от скорости движения автомобиля, поэтому и длина тормозного пути увеличивается в квадратичной зависимости от степени увеличения скорости движения. Если скорость движения автомобиля увеличить в три раза, то длина тормозного пути увеличится в девять раз.
3.6. Для уменьшения центробежной силы необходимо снизить скорость до момента вхождения в поворот и не допускать резких движений рулевым колесом при прохождении поворота.
3.7. Чем выше скорость движения автомобиля на повороте, тем больше центробежная сила, действующая на автомобиль.
3.8. Установка багажника на крыше легкового автомобиля способствует увеличению расхода топлива, а размещение груза на нём снижает устойчивость автомобиля.
3.9. Чем выше скорость движения автомобиля, тем меньше сила сцепления шин с дорогой.
3.10. Контролировать давление в шинах можно при помощи специального манометра (довольно часто он встроен в конструкцию автомобильного насоса). Давление воздуха должно соответствовать нормативному, указанному в инструкции по эксплуатации.
3.11. Зимние шины в отличие от летних при низких температурах остаются эластичными и обеспечивают максимальное сцепление с дорогой. Высокий протектор, шипы или липучки помогают бороться со снегом и льдом.
3.12. Аквапланирование — это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Чем больше водная плёнка на поверхности дороги и меньше остаточная глубина протектора шины, тем выше риск аквапланирования. Менее склонен к аквапланированию переднеприводный автомобиль.
3.13. Остановочный путь — это путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения водителем опасности (препятствия) для движения до полной остановки.
3.14. Длина остановочного пути автомобиля зависит от времени реакции водителя и условий, влияющих на величину тормозного пути.
3.15. Тормозной путь — это путь, пройденный автомобилем с момента начала торможения до полной остановки автомобиля.
3.16. Эффективность торможения автомобиля характеризуется длиной тормозного пути.
3.17. Длина тормозного пути автомобиля зависит от скорости автомобиля, эффективности рабочей тормозной системы, вида и состояния шин автомобиля, вида и состояния дорожного покрытия, погодных и метеорологических условий, наличия уклона на дороге.
3.18. Длина тормозного пути у легкового автомобиля с прицепом, не оборудованным тормозами, больше, чем у автомобиля без прицепа.
3.19. При блокировке колёс автомобиля (торможении на «юз») длина тормозного пути увеличивается на любом покрытии.
3.20. Наименьшая длина тормозного пути с сохранением устойчивости и управляемости автомобиля достигается при торможении на грани блокировки колёс (колёса вращаются с минимальной скоростью).
3.21. АБС (антиблокировочная система) — это электронная система, препятствующая блокировке колёс, которая позволяет уменьшить тормозной путь с сохранением управляемости. АБС срабатывает при нажатии на педаль тормоза до упора.
3.22. Если на автомобиле не установлена или неисправна антиблокировочная система (АБС), тормозить необходимо, периодически нажимая педаль тормоза, не выключая сцепление.
3.23. При экстренном торможении (при отсутствии АБС) нельзя выключать сцепление.
3.24. При длительном торможении на затяжных спусках возможен перегрев тормозных механизмов и выход их из строя.
3.25. При подъезде к крутому спуску необходимо заранее выбрать пониженную передачу для торможения двигателем исходя из условия: чем круче спуск, тем ниже передача.
3.26. Торможение двигателем повышает устойчивость заднеприводного автомобиля на скользкой дороге.
3.27. Устойчивость автомобиля — это его способность двигаться без опрокидывания и скольжения. Различают продольную, поперечную и боковую устойчивость автомобиля.
3.28. Чем выше центр тяжести автомобиля, тем менее устойчив автомобиль.
3.29. Учитывая воздействие на автомобиль центробежной силы, безопаснее проезжать поворот, имеющий уклон в сторону центра поворота.
3.30. Водитель должен помнить о том, что при движении накатом (с выключенной передачей) устойчивость автомобиля существенно снижается.
3.31. При движении по дороге с поворотами движение безопаснее всего осуществлять с включённой передачей.
3.32. Управляемость автомобиля — это его способность сохранять заданное направление движения в определённой дорожной обстановке или изменять его при воздействии на рулевое управление.
3.33. Боковой занос автомобиля — скольжение передней или задней осей автомобиля в направлении, перпендикулярном продольной оси автомобиля.
3.34. Резкое нажатие на педаль подачи топлива (педаль «газа») может привести к возникновению бокового заноса на скользкой дороге.
3.35. Боковое скольжение автомобиля (боковой занос) может быть вызвано резким ускорением или торможением (уменьшением скорости движения), резким поворотом рулевого колеса, неодновременным действием тормозных механизмов правых и левых колёс. Также боковое скольжение может быть спровоцировано неравномерной загрузкой автомобиля, различным давлением воздуха в шинах, различным износом протектора левых и правых колёс, применением шин с различным рисунком протектора на одной оси автомобиля.
3.36. Нарушение углов установки (развала) колёс не увеличивает вероятность возникновения бокового заноса автомобиля, а ведёт к неравномерному износу шин по ширине.
3.37. Особенности управления автомобилем с различным приводом:
  • Задний привод. Управление и тяга, разведённые по разным осям, позволяют и раздельно, и совместно влиять на поведение автомобиля в сложных ситуациях.
  • Передний привод. Управление и тяга, сведённые на переднюю ось, делают передние колёса главными при любых манёврах.
  • Полный привод. Наиболее сложен по управлению в критических ситуациях, так как привод включает в себя аспекты поведения переднего и заднего привода.
3.38. Информативность автомобиля — это свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и других участников движения. Различают внутреннюю и внешнюю информативность.
3.39. Мёртвая (слепая) зона — это пространство вокруг автомобиля вне обзора водителя.
3.40. Предметы, отображаемые в сферических и панорамных зеркалах, кажутся дальше, чем в действительности.
3.41. На панели приборов автомобиля могут включаться индикаторы, сигнализирующие о работе и состоянии отдельных систем и механизмов автомобиля. Индикаторы красного цвета предупреждают о невозможности или опасности продолжать движение, жёлтого цвета — могут предупреждать о неисправностях, необходимости произвести определённые действия по управлению автомобилем или его сервисному обслуживанию, индикатор синего цвета традиционно информирует о включении дальнего света фар.


← Глава 2. Методические основы по использованию органов управления автомобилем Глава 4. Основы маневрирования автомобилем →

Наверх

Провайдер электронных платежей ЕРИП    Гамак.by

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.