Безопасность дорожного движения

Основы управления транспортным средством и безопасность движения

Глава 9
Управление автомобилем в транспортном потоке

9.1. Транспортный поток — это упорядоченное транспортной сетью движение транспортных средств.
Для характеристики транспортных потоков используются следующие основные показатели:
  • интенсивность движения,
  • временной интервал,
  • плотность движения,
  • скорость.
9.2. Интенсивность движения транспортных средств — это количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение дороги в определённом направлении или направлениях в единицу времени.
Для распределения интенсивности движения по дням недели характерно её максимальное значение по пятницам, когда автомобилем пользуется наибольшее количество индивидуальных владельцев.
В течение суток, как правило, наибольшая интенсивность движения наблюдается в утренний час пик, после него следует небольшой спад, после которого интенсивность движения плавно увеличивается до вечернего часа пик, который существенно более растянут по времени, чем утренний.
9.3. Дорожно-транспортная обстановка — это совокупность обстоятельств, которые обязан учитывать водитель при выборе режима и полосы движения транспортного средства, а также приёмов управления.
Дорожно-транспортная обстановка определяется дорожными условиями, а также видимостью, обзорностью, интенсивностью транспортных и пешеходных потоков, наличием неподвижных препятствий, особенностями и техническим состоянием данного транспортного средства и его скоростью.
Понятие дорожной обстановки включает в себя также факторы, относящиеся к организации движения на конкретном участке дороги: линии разметки, дорожные знаки и сигналы светофоров, наличие перекрёстков и закруглений дороги и т.п.
9.4. Учитывая особенности формирования дорожно-транспортной обстановки в определённом населённом пункте, водитель способен её прогнозировать.
Формирование дорожно-транспортной обстановки достаточно циклично, повторяясь при одинаковых исходных условиях. Осуществляя множественные поездки в различных условиях, водитель может с большой долей вероятности прогнозировать её развитие.
9.5. Цель поездки оказывает значительное влияние на безопасность управления транспортным средством. Цель поездки может производить угнетающее, депрессивное действие на водителя, если она неприятна для водителя либо связана с негативными событиями, и наоборот, оказывать благоприятное воздействие, если связана с позитивными событиями.
9.6. Условия движения не всегда могут быть благоприятными, поэтому следует дать объективную оценку необходимости поездки и при возможности перенести её на более подходящее время при благоприятных условиях.
9.7. При выборе маршрута движения важным фактором является расстояние, а также следует учитывать вид и состояние дорожного покрытия, наличие населённых пунктов и прочих скоростных ограничений, количество полос движения.
При расчёте времени на поездку необходимо учитывать расстояние, скоростные ограничения, а также время на короткий и продолжительный отдых, технические остановки, приём пищи и прочее.
9.8. Умение управлять транспортным средством состоит в том, чтобы вовремя оценивать беспрерывно изменяющиеся обстоятельства на дороге с позиции их потенциальной опасности, выбирать правильный режим движения, имея возможность своевременно предупредить дорожно-транспортное происшествие.
9.9. Оценка безопасности движения водителем может производиться только при постоянном наблюдении за дорожной обстановкой. Прогнозирование её развития возможно только при полном включении в информационную картину всех участников дорожного движения.
Получая неполную картину дорожной обстановки, водитель не может полноценно представить уровень исходящей опасности и своевременно среагировать для предотвращения аварийной ситуации.
9.10. При прямолинейном движении самым распространённым происшествием считается столкновение с наездом сзади. Поэтому залогом безопасного движения в транспортном потоке при прямолинейном движении помимо скоростного режима является поддержание безопасной дистанции до впереди движущегося транспортного средства и беспрерывное наблюдение в направлении движения.
9.11. Наиболее безопасные условия обеспечиваются при движении со скоростью приблизительно равной скорости транспортного потока.
9.12. Перестраиваться в транспортном потоке необходимо плавно, заранее включив указатель поворота, предварительно рассчитав безопасную траекторию движения.
9.13. Перестроение из одной полосы движения в другую в плотном транспортном потоке опасно возможным нахождением транспортных средств в «мёртвой зоне», резким торможением впереди идущего автомобиля.
9.14. При проезде поворота одновременно с автопоездом следует помнить о смещении прицепа к центру поворота, поэтому на поворотах дороги желательно избегать встречного разъезда и попутного движения по соседней полосе. Это правило действует и в отношении сочленённых автобусов и троллейбусов.
9.15. В процессе движения транспортных средств в транспортном потоке происходит постоянное взаимодействие его участников. От поведения одного участника процесса зависит поведение остальных. Часто ошибка одного водителя приводит к фатальным последствиям для водителя, пассажиров другого транспортного средства. Положительное, конструктивное взаимодействие ведёт к улучшению общего состояния безопасности на дороге.
9.16. После остановки на обочине дороги или у края тротуара необходимо, прежде чем выходить из автомобиля, убедиться в том, что Вы не создадите помех для движения других транспортных средств или пешеходов, повернув голову назад, или через зеркала заднего вида.
9.17. Безопасная скорость — скорость, которую может объективно позволить конкретный водитель на данном транспортном средстве в конкретных условиях движения. При выборе безопасной скорости необходимо руководствоваться положениями Правил дорожного движения и скоростными ограничениями, установленными техническими средствами организации дорожного движения с обязательным учётом складывающейся дорожной обстановки.
Безопасной считается дистанция, которая позволит при движении со скоростью потока безопасно остановиться в случае экстренного торможения впереди движущегося автомобиля.
Выбор безопасного бокового интервала зависит от характера разъезда: попутного или встречного. При этом, чем выше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.
9.18. Если впереди движущееся транспортное средство в тёмное время суток внезапно остановилось, следует снизить скорость и совершить объезд, убедившись в его безопасности.
9.19. Держите безопасную дистанцию до транспортных средств, перевозящих сыпучие и прочие грузы, которые при падении могут повредить автомобиль.
9.20. В зоне остановочного пункта и рядом с ним высока вероятность появления пешеходов, идущих или бегущих к остановившемуся автобусу, троллейбусу или трамваю, а также выходящих из-за остановившегося маршрутного транспортного средства.
При объезде остановившегося автобуса или троллейбуса следует по возможности увеличить боковой интервал, снизить скорость и быть готовым остановиться.
9.21. При движении по проезжей части дороги со встречным движением водитель обязан осуществлять контроль не только попутной, но и встречной полосы, определяя места возможного вынужденного выезда встречных автомобилей на его полосу движения (препятствия на проезжей части, критичные неровности, места проведения ремонтных работ и прочее).
Старайтесь по возможности избегать встречного разъезда на поворотах, лучше всего заблаговременно снизить скорость, дать встречному автомобилю закончить движение на повороте, затем проехать самому.
9.22. Обгон является одним из самых опасных действий водителя механического транспортного средства.
До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
Полоса движения считается свободной, если позволяет беспрепятственно совершить обгон с учётом максимальной скорости встречного автомобиля и расстояния, необходимого для безопасного возвращения на ранее занимаемую полосу движения, не создавая помех обгоняемому транспортному средству.
9.23. Если объезд препятствия связан с выездом на встречную полосу движения, водитель обязан заблаговременно включить световой указатель левого поворота, убедиться в том, что при объезде он не создаст препятствия встречным транспортным средствам, снизить скорость при необходимости вплоть до остановки.
Перед осуществлением объезда необходимо убедиться, что сзади никто не приступил к обгону (объезду), и только потом приступать к совершению объезда препятствия.
9.24. Расстояние, необходимое для обгона, зависит от разницы скоростей обгоняемого и обгоняющего транспортных средств. При одинаковой разнице скоростей, чем выше суммарная скорость обгоняемого и обгоняющего транспортных средств, тем длина пути обгона будет больше.
9.25. Управление транспортным средством в плотном транспортном потоке отличается повышенным физиологическим и психологическим напряжением и зависит от разных факторов.
Для обеспечения наивысшей надёжности работы водителя продолжительность его пребывания в состоянии оптимального эмоционального напряжения должна быть более 80%, в состоянии перегрузки — менее 5%, в состоянии информационной недогрузки — менее 15%.
Продолжительность непрерывного пребывания в состоянии перегрузки не должна превышать 2–4 минуты в зависимости от интенсивности движения.
9.26. При движении в транспортном потоке поведение водителей может говорить об их дальнейших действиях. Об этом можно судить по изменению положения автомобиля в полосе движения или по подаваемым водителями сигналам световыми приборами или указателями поворотов.
9.27. Кратковременное включение стоп-сигналов впереди идущего автомобиля может означать просьбу об увеличении дистанции или предупреждение о последующем торможении.
9.28. При движении по дороге, имеющей по одной полосе движения в каждом направлении, сигнал левого указателя поворота может использоваться водителями грузовых автомобилей, движущихся впереди, как предупреждение об опасности при совершении обгона или невозможности его выполнения.
9.29. Характерные ДТП, совершённые при движении в транспортном потоке — это различные столкновения транспортных средств (лобовое, попутное, с наездом сзади).
При движении по загородным дорогам (особенно в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) происходят ДТП, которые также характеризуются тяжкими последствиями, но уже в отношении иных участников дорожного движения: наезд на велосипедиста, наезд на гужевое транспортное средство, наезд на пешехода. Не обозначенные световозвращающими элементами, двигающиеся по краю проезжей части дороги, эти участники постоянно находятся в группе риска.
9.30. Если автомобиль, который Вы собирались опередить, попал в боковой занос, следует отказаться от опережения до окончания заноса.


← Глава 8. Движение на перекрёстках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах Глава 10. Управление автомобилем в особых условиях →

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.