Основы управления ТС и безопасность движения

Глава 5

Основы психофизиологии труда водителя

5.1. Психофизиология — отдел психологии, изучающий соотношение между психологическими процессами и физиологическими явлениями, а также нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.
5.2. В системе «Водитель–Автомобиль–Дорога–Среда» водителю отводится место оператора, он выполняет совокупность определённых операций. Основным содержанием деятельности водителя является приём, анализ, переработка поступающей информации и выполнение соответствующих действий по управлению транспортным средством.
5.3. Основные физические качества водителя: зрение, слух, обоняние, осязание.
5.4. Зрение человека (зрительное восприятие) — способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.
5.5. Поле зрения — пространство, воспринимаемое глазом при неподвижном взгляде.
5.6. Самые распространённые дефекты зрения — ухудшение видимости близких или удалённых предметов (близорукость и дальнозоркость). Дальтонизм (цветовая слепота) — наследственная, реже приобретённая, особенность зрения человека, выражающаяся в сниженной способности или полной неспособности видеть или различать все или некоторые цвета.
5.7. Чем выше скорость движения автомобиля, тем у́же поле зрения водителя.
5.8. Слух — способность человека воспринимать звук с помощью органов слуха; специальная функция слухового аппарата организма, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды. Частичная потеря слуха может быть связана с громким шумом, приёмом определённых медикаментов или с возрастом.
5.9. Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные и другие ощущения. При помощи ощущений водитель непрерывно оценивает положение органов управления автомобиля; форму, цвет и размеры подвижных и неподвижных объектов на дороге; звуковые и световые сигналы.
5.10. Восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств, связанный с пониманием целостности отражённого. Восприятие является последующим этапом обработки поступающей информации. Оно даёт представление о предмете или явлении в виде единого образа.
5.11. Опытный водитель не только воспринимает отдельные объекты дорожной обстановки, но и выделяет объекты и явления, наиболее значимые в данный момент с точки зрения безопасности движения, что позволяет ему своевременными действиями предупредить возникновение аварийных ситуаций, т.е. прогнозировать развитие дорожной ситуации и действовать на опережение.
5.12. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Объём внимания водителя — это одна из характеристик внимания, показывающая, количество дорожных объектов, которое в один момент воспринимаются вниманием, или какое количество действий может совершаться одновременно. Концентрация внимания — намеренное сосредоточение внимания на одном только объекте с одновременным отвлечением от всего остального.
5.13. Длительное однообразное движение по дороге с малой интенсивностью ведёт к быстрому ухудшению всех характеристик внимания.
5.14. Реакция — это ответное действие организма на какой-либо раздражитель. Из всех психологических качеств, непосредственно оказывающих влияние на безопасность движения, самым важным является время реакции водителя на изменения дорожной обстановки.
5.15. Время реакции водителя — это время с момента обнаружения водителем опасности (препятствия) для движения до начала его действий.
5.16. На время реакции водителя влияют время суток и время нахождения за рулём, а также возраст водителя. С возрастом время реакции увеличивается.
5.17. При длительном движении по прямолинейному участку дороги без поворотов, подъёмов и спусков время реакции водителя увеличивается.
5.18. Дисциплинированность — черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения. Дисциплинированность водителя прежде всего выражается в строгом выполнении Правил дорожного движения, а также в уважении других водителей и пешеходов, в культуре поведения.
5.19. Эмоциональная устойчивость — способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение, контролировать свои эмоции и чувства, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации.
5.20. Выносливость человека — способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а также его восстановлению. Показателем выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную форму деятельности.
5.21. Самообладание — это умение в любых условиях управлять своей умственной деятельностью, чувствами и поступками. Самообладание водителя выражается в его способности не поддаваться страху в опасных, критических ситуациях.
5.22. Работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели.
5.23. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем организма.
5.24. Усталость — это психический процесс, выражающийся в субъективном переживании человеком утомления.
5.25. Сонливость — желание заснуть во время поездки.
Сонливость часто наблюдается у людей в болезненном или утомлённом состоянии. Сонливость также наблюдается у здоровых людей при недостаточном ночном сне или в условиях стресса. Может зависеть от времени суток, времени, проведённого за рулём, и иных факторов.
Если Вы в пути следования почувствовали сильную сонливость, необходимо остановиться и отдохнуть.
5.26. Стресс — неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы, воздействующие на него.
5.27. Стрессовое состояние как длительное пребывание в стрессе связано с тем, что автомобиль является источником повышенной опасности, и даже опытный водитель при интенсивном дорожном движении испытывает сильную ответственность за собственную жизнь, за безопасность перевозимых пассажиров и груза. При этом состоянии зачастую преобладают негативные эмоции: тревога, страх, сомнение, беспокойство из-за возможного возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благоприятном исходе.
5.28. Источником аварийных и стрессовых ситуаций является страх, паника и неправильное поведение на дороге.
Главным «лекарством» от стресса является спокойствие и уверенность в себе.
5.29. Приёмы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния: волевое усилие, дыхательная гимнастика, массаж при помощи гримас.
5.30. На психофизиологические качества водителя оказывают влияние внутренние и внешние неблагоприятные факторы. Неблагоприятные факторы провоцируют отвлечение внимания или вызывают повышенную утомляемость.
5.31. Внутренние неблагоприятные факторы — напряжённость рабочей позы, неблагоприятный микроклимат, загрязнённость токсическими веществами салона, повышенный шум и вибрация.
5.32. Внешние неблагоприятные факторы — неблагоприятные дорожные условия: однообразный ландшафт, длительное движение в условиях интенсивного дорожного движения, неудовлетворительное состояние дороги, слабая освещённость; и неблагоприятные погодные (метеорологические) условия: дождь, снегопад, туман, недостаточная видимость, тёмное время суток.
5.33. Изменение температуры в салоне (кабине) автомобиля от оптимальной для водителя негативно сказывается на его работоспособности.
5.34. Наиболее ядовит этилированный бензин.
5.35. Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.
5.36. На надёжность управления автомобилем оказывают влияние стаж и возраст водителя. Исследования показали, что рост аварийности у водителей со стажем до 2 лет связан с недостатком профессиональных знаний и навыков, а при стаже от 3 до 6 лет — с переоценкой водителями своих возможностей и снижением осторожности.
5.37. Увеличение водительского стажа может не привести к повышению надёжности водителя, в том случае если у водителя на стадии обучения сформировались неправильные навыки и ошибочные знания.
5.38. Необходимо периодически проходить курсы повышения квалификации или самостоятельно повышать своё мастерство. Лица в молодом возрасте (18–35 лет) имеют больше шансов получить профессиональные знания и в последующем постоянно повышать свою квалификацию.
5.39. Степень влияния образования на надёжность водителя установить сложно, но можно утверждать, что чем выше степень образования водителя, тем ему проще усваивать теоретические знания при подготовке или переподготовке с одной водительской категории на другую.
5.40. Стажировка водителей механических транспортных средств проводится для водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, а также водителей, переведённых на другую марку (модель) автомобиля.
5.41. Для водителей-любителей (не работающих по найму) важно следить за соблюдением непрерывности вождения автомобиля, чтобы не растерять приобретённые навыки вождения.


← Глава 4. Основы маневрирования автомобилем Глава 6. Этика поведения водителя автомобиля →

Наверх

Провайдер электронных платежей ЕРИП    Гамак.by

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.