Версия для печати

Дорожные условия

  1. Элементы (составляющие) автомобильных дорог и их характеристика
    1. Элементы (составляющие) автомобильных дорог
    2. Характеристика элементов (составляющих) автомобильных дорог
  2. Влияние дорожных условий на безопасность движения
    1. Влияние характеристик дорог на безопасность движения
  3. Опасные участки дорог вне населённого пункта и в населённых пунктах
    1. Опасные участки дорог вне населённого пункта
    2. Опасные участки дорог в населённых пунктах
  4. Обеспечение безопасности движения при управлении ТС в населённых пунктах и вне их
    1. Управление транспортным средством на городских улицах
    2. Обеспечение безопасности при движении на городских улицах
    3. Обеспечение безопасности при движении на дорогах в небольших населённых пунктах
    4. Обеспечение безопасности при движении на дорогах вне населённого пункта
  5. Движение по дорогам в разные сезоны: летом, осенью, зимой, весной
    1. Движение по дорогам в летний период
    2. Движение по дорогам в осенний период
    3. Движение по дорогам в зимний период
    4. Движение по дорогам в весенний период

1. Элементы (составляющие) автомобильных дорог и их характеристика

1.1. Элементы (составляющие) автомобильных дорог

Автомобильная дорога — это комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств, обеспечивающие непрерывность, безопасность и удобство передвижения с установленными скоростями и грузоподъёмностью.

Технической классификацией установлено пять категорий дорог, исходя из перспективной интенсивности движения автомобилей в сутки.

Дорога располагается в полосе отвода и может состоять из определённых элементов. Для начала вспомним определение «Элементы дороги» из ПДД.
Элементы дороги — одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины.
Полоса отвода, кроме перечисленных элементов, также включает обрезы, кюветы, откосы, земляное полотно.

К элементам обустройства дорог относятся автобусные остановки, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог и т.д.

1.2. Характеристика элементов (составляющих) автомобильных дорог

Для водителя первостепенное значение играют конструкция проезжей части дороги, её покрытие, количество полос движения, их ширина и направления движения по ним, наличие разделительных зон или разделительных полос, наличие обочин, их ширина и их покрытие. В значительной степени наличие и характеристики перечисленных элементов зависят от того, какая категория присвоена данной автомобильной дороге.

Одной из основных характеристик проезжей части дороги и обочины является коэффициент сцепления. Самый высокий показатель этого коэффициента будет у асфальтобетонного и цементобетонного покрытия. Коэффициент сцепления изменяется в зависимости от состояния дорожного покрытия. Самый высокий показатель — на сухом и при этом чистом дорожном покрытии.

2. Влияние дорожных условий на безопасность движения

2.1. Влияние характеристик дорог на безопасность движения

Водитель при выборе безопасной скорости движения руководствуется такими параметрами, как видимость дороги в направлении движения, вид и состояние дорожного покрытия, количество попутных полос движения и их ширина, наличие разделительной полосы (зоны). В тёмное время суток большую роль играет наличие и качество искусственного освещения. Также на безопасность и выбор скорости влияет, разделены ли пешеходные и автомобильные потоки, есть ли между ними ограждения, а также как часто встречаются пересечения дорог на одном уровне.

Правильно спроектированная и построенная дорога не должна иметь обратного (от центра поворота) уклона. Водоотводные сооружения должны обеспечивать своевременное удаление воды с проезжей части дороги. Дорожное покрытие не должно иметь колейности и разрушенных участков. На опасных участках дороги должны быть установлены дорожные ограждения. Протяжённые автомобильные дороги должны быть оборудованы согласно нормативам местами для отдыха.

Приближение к опасным учаткам дорог должно быть обозначено дорожными знаками и разметкой. Современная автомобильная дорога должна быть оборудована таким образом, чтобы свести к минимуму непреднамеренные ошибки водителей в управлении транспортными средствами и максимально уменьшить вероятность возникновения аварийных ситуаций. Ещё одна задача — минимизировать вероятность участия третьих лиц в дорожно-транспортных происшествиях (пешеходы при столкновении транспортных средств, встречные автомобили при попутном столкновении и прочие).

3. Опасные участки дорог вне населённого пункта и в населённых пунктах

3.1. Опасные участки дорог вне населённого пункта

Автомобильная дорога имеет такую характеристику, как коэффициент безопасности. Он представляет отношение общей длины участков, не требующих ограничений, к общей длине участков, где такие ограничения необходимы. Чем выше коэффициент, тем безопаснее условия для движения.

Однако на любой дороге некоторые её элементы и прилегающие к ним участки считаются опасными.
К опасным участкам относятся:

  • Пересечения дорог на одном уровне с прилегающими участками до 50 метров во все стороны.
  • Повороты с радиусом закругления менее 100 метров и повороты с видимостью дороги менее 100 метров в каждом направлении.
  • Подъёмы и спуски, а также участки перед подъёмом до 150 метров и за вершиной — до 100 метров.
  • Мосты, путепроводы, дамбы, высокие насыпи.
  • Места сужения дорог, а также участки с повреждённым или разрушенным дорожным покрытием.

На поворотах дорог малого радиуса закругления нельзя осуществлять действия, снижающие устойчивость автомобиля (торможение, переключение передач, выключение сцепления, а также движение на нейтральной передаче).

Отдельно остановимся на участках дорог, на которых возможно опасное воздействие бокового ветра. Это выезды из закрытого для ветра участка дороги на открытый: из дорожной выемки, из леса, отдельные участки горных дорог. В таких местах необходимо уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного направления движения. Парировать отклонение необходимо плавным движением рулевого колеса, не допуская резких движений органами управления.

3.2. Опасные участки дорог в населённых пунктах

Отличие автомобильных дорог в населённых пунктах состоит в большем количестве полос движения, наличии средств регулирования движения, меньшем расстоянии между перекрёстками и между пешеходными переходами.

Потенциально опасными участками считаются места пересечения транспортных потоков, а также пешеходных и транспортных потоков. К ним относятся перекрёстки, наземные пешеходные переходы, места расположения остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, участки дорог вблизи детских учреждений, места пересечения с велосипедными дорожками.

Также определённую опасность представляют участки дорог с тротуарами, не отделёнными от проезжей части дороги газоном или ограждением, пешеход может оказаться на проезжей части дороги внезапно как для водителей, так и для самого себя.

Не менее опасны участки дорог с велосипедными и (или) пешеходными дорожками, отделёнными от проезжей части дороги только линиями разметки.

4. Обеспечение безопасности движения при управлении ТС в населённых пунктах и вне их

4.1. Управление транспортным средством на городских улицах

Дорожное движение на городских улицах характеризуется высокой интенсивностью движения транспортных средств, практическим отсутствием магистралей непрерывного движения, наличием большого количества пешеходов и велосипедистов как вблизи проезжей части дороги, так и непосредственно на ней.

Управление транспортным средством на городских улицах требует постоянной концентрации внимания, своевременного переключения внимания. Характер управления не предрасполагает к появлению сонливости, но при этом ведёт к более быстрому утомлению. Этому способствует постоянное переключение передач (на автомобилях с механической трансмиссией), чередование разгонов и торможений, постоянный контроль дистанции и боковых интервалов, а также множественное совершение манёвров (поворотов, перестроений и прочих).

4.2. Обеспечение безопасности при движении на городских улицах

При управлении транспортным средством на городских улицах необходимо строго соблюдать установленные скоростные режимы и постоянно быть готовым остановиться, используя как служебное, так и экстренное торможение.

К постоянному контролю полосы движения (безопасной дистанции) необходимо добавить контроль соседних полос движения, обстановки позади транспортного средства и осуществлять прогнозирование поведения транспортного потока. Обеспечение безопасности движения усложняется наличием припаркованных с нарушениями транспортных средств у края проезжей части дороги, которые существенно ограничивают обзорность перекрёстков, пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.

Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средством на городских улицах также заключается в своевременном и корректном информировании участников дорожного движения о намерении произвести маневрирование.

Для более безопасного движения заранее планируйте свой маршрут с учётом карты заторов и проводимых дорожных работ, пользуйтесь навигаторами в незнакомых населённых пунктах, места предполагаемых остановок изучайте с помощью панорам, доступных в сети интернет.

4.3. Обеспечение безопасности при движении на дорогах в небольших населённых пунктах

В небольших населённых пунктах интенсивность движения значительно меньше, основная масса дорог имеет только по одной полосе для движения в каждом направлении, светофоры встречаются редко. Расслабленность за рулём в таких условиях может сыграть с водителем злую шутку.
Во-первых, очень часто на таких дорогах отсутствуют тротуары, и пешеходы, в том числе и дети, могут осуществлять движение по проезжей части дороги.
Во-вторых, в таких населённых пунктах высока вероятность появления на дорогах тихоходных транспортных средств, гужевых транспортных средств, велосипедов без световозвращающих элементов.
Отдельная категория — мотоциклисты без водительского удостоверения, а также на технически неисправных мотоциклах и мопедах.

Обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средством на дорогах в небольших населённых пунктах сводится к строгому соблюдению скоростных режимов, повышенной бдительности при обгоне тихоходных транспортных средств, ожидании непредвиденных действий от каждого участника дорожного движения.

Ещё следует учитывать, что в небольших населённых пунктах многие улицы не имеют усовершенствованного покрытия, в зимнее время дороги хуже обрабатываются противогололёдными реагентами, а в тёмное время суток искусственное освещение обычно оставляет желать лучшего.

4.4. Обеспечение безопасности при движении на дорогах вне населённого пункта

Анализ дорожно-транспортных происшествий и их последствий, произошедших на дорогах вне населённого пункта, свидетельствует о том, что основная беда водителей — превышение установленной скорости движения. Кроме того, ДТП с летальным исходом вне населённого пункта — это наезды на пешеходов, движущихся по краю проезжей части дороги, а также нарушения правил обгона.

Делаем вывод, что обеспечение безопасности движения при управлении транспортным средством на дорогах вне населённого пункта в первую очередь состоит в недопустимости превышения установленной скорости движения. Выбор скорости должен обеспечивать гарантированную остановку в пределах видимости дороги в направлении движения при экстренном торможении вследствие появления препятствия.

Ни в коем случае нельзя приступать к обгону в условиях ограниченной обзорности и недостаточной видимости, когда безопасность обгона не может быть обеспечена.

Также вспомним высокую вероятность появления сонливости при движении по дорогам вне населённых пунктов. Своевременно делайте перерывы для отдыха и разминки.

5. Движение по дорогам в разные сезоны: летом, осенью, зимой, весной

5.1. Движение по дорогам в летний период

Дорожное движение в летний период многим водителям кажется идеальным. Чаще всего — это сухое дорожное покрытие, большой световой день, много солнца. Но при этом по статистике ДТП не всё так радужно. Почему? Некоторая расслабленность за рулём, повышенные температуры играют не лучшую роль в безопасности движения. К тому же большая продолжительность светового дня не должна на полную катушку использоваться водителями для движения — это гораздо больше безопасного времени нахождения за рулём.

Высокая степень усталости, сонливость — это в первую очередь про летнее вождение.

Нередки летом и дожди. Первые капли дождя смачивают остатки сажи на дорожном покрытии, пыль, капли масла, образуя на короткое время очень скользкую плёнку на поверхности проезжей части. Поэтому в начале дождя необходимо снизить скорость и быть предельно осторожным.

Во время сильного дождя и сразу после него на поверхности дорожного покрытия может скапливаться большое количество воды, а в некоторых местах лужи могут просуществовать несколько дней после дождя. Про уменьшение коэффициента сцепления и возможность аквапланирования мы уже с Вами говорили. Упомянем ещё один вид опасности.

Под водой могут скрываться невидимые глазу ямы (выбоины), камни, иные предметы — всё это может стать причиной повреждения транспортного средства. Так что водные преграды следует преодолевать на пониженных передачах с большой осторожностью.

В августе количество ДТП резко возрастает в силу ухудшения погодных условий, при этом водители ещё вовсю используют летний бесшабашный стиль вождения. Но такие условия уже ближе к осенним. Особенности движения по дорогам осенью разберём в следующей группе.

5.2. Движение по дорогам в осенний период

Дорожное движение в осенний период требует от водителей перестроения на спокойный, осторожный стиль вождения. Мы ведь уже знаем, что осенние меcяцы — самые аварийноопасные.

Частые дожди делают дорожное покрытие менее безопасным. Рано темнеет — водителям приходится ездить в тёмное время суток в те часы, когда летом было ещё светло. В первые заморозки появление на проезжей части корки льда является для некоторых водителей полной неожиданностью, а на автомобиле — летние шины!

Отдельно остановимся на таком явлении, как листопад. Скользкие и мокрые листья на проезжей части дороги резко снижают коэффициент сцепления и увеличивают длину тормозного пути. Также появляется вероятность бокового заноса.

5.3. Движение по дорогам в зимний период

Дорожное движение в зимний период — это напряжение и постоянная концентрация за рулём. Одно неловкое движение органами управления — и автомобиль уже скользит в боковом заносе. Ещё мгновение — и автомобиль лежит в кювете!

Из-за снега и льда на проезжей части дороги резко увеличивается тормозной путь, а, значит, безопасная дистанция значительно увеличивается в отличие от летнего вождения. Самый низкий коэффициент сцепления — на льду. Автомобиль очень плохо управляем, а пешеход или велосипедист в любой момент могут оказаться под колёсами.

Улицы населённых пунктов и загородные трассы после снегопадов могут значительно сужаться. Их действительная ширина — ширина расчищенного пространства. Оставшееся на проезжей части дороги количество снега может быть неоднородным, и маневрировать на таком покрытии крайне опасно. На сузившейся проезжей части дороги сложно выполнить обгон, а иногда — технически невозможно.

Так как обочины очищаются не так хорошо, как проезжая часть, пешеходы могут осуществлять движение там же, где и транспортные средства.

Если возникла необходимость двигаться по нерасчищенной дороге по глубокому снегу, то включите пониженную передачу и старайтесь двигаться без остановок, не поворачивая руль, чтобы задние колёса, по возможности, шли по колее передних. Таким образом будет уменьшено сопротивление качению, и проходимость Вашего автомобиля будет выше. Если автомобиль забуксовал, сдайте назад и повторите попытку, не допускайте длительной пробуксовки колёс.

5.4. Движение по дорогам в весенний период

В первые месяцы весны не сто́ит спешить менять зимнюю резину и переходить на летний стиль управления: скоростной и манёвренный. Утренний лёд на дороге — привычное дело. Снегопады могут быть как в марте, так и в апреле.

Есть и ещё одна потенциальная опасность. На дорогу выезжают водители, чьи транспортные средства не эксплуатировались в зимний период. Техническое состояние таких транспортных средств после простоя может быть неидеальным, а навыки вождения водителей, «впадавших в спячку», в значительной степени ухудшились за время зимы.

Весна — начало активных полевых работ. Большое количество тихоходной и крупногабаритной сельскохозяйственной техники осуществляет движение по дорогам, а ведь водители этих транспортных средств в значительной степени зимой тоже простаивали...

Весна — парад водителей с не очень хорошими навыками управления. Будьте бдительны и осторожны!


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.