Версия для печати

Основы психофизиологии труда водителя

  1. Введение в психофизиологию водителя
    1. Психофизиология водителя
  2. Зрение и слух
    1. Зрение и его характеристика
    2. Слух
  3. Ощущение и восприятие. Прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
    1. Ощущение
    2. Восприятие. Поле зрения как составляющая зрительного восприятия
    3. Прогнозирование дорожно-транспортной обстановки
  4. Внимание. Общая характеристика внимания
    1. Объём, концентрация, распределение и переключение внимания
  5. Понятие о реакции водителя
    1. Реакция водителя. Время реакции
  6. Дисциплинированность, эмоциональная устойчивость, выносливость, самообладание
    1. Дисциплинированность
    2. Эмоциональная устойчивость
    3. Выносливость
    4. Самообладание
  7. Работоспособность. Утомляемость, усталость, сонливость
    1. Работоспособность
    2. Утомляемость, усталость, сонливость
  8. Приёмы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Стрессовые ситуации
    1. Приёмы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Стрессовое состояние
    2. Стрессовые ситуации. Сильный стресс
  9. Влияние неблагоприятных факторов на психофизиологические качества водителя
    1. Внутренние неблагоприятные факторы
    2. Внешние неблагоприятные факторы
  10. Надёжность водителя. Повышение квалификации водителя
    1. Надёжность водителя
    2. Влияние квалификации, образования, стажа работы и возраста на надёжность водителя
    3. Порядок проведения стажировки водителей механических транспортных средств
    4. Непрерывность вождения

1. Введение в психофизиологию водителя

1.1. Психофизиология водителя

Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать дорожную обстановку, принимать правильные решения и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Точность, скорость и надёжность этих процессов и действий, а значит и мастерство вождения автомобиля, зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение. Он должен также знать наиболее целесообразные пути и средства развития указанных качеств.

2. Зрение и слух

2.1. Зрение и его характеристика

Основную долю информации о дорожной ситуации водитель воспринимает через органы зрения.

Хорошее зрение необходимо водителю для оценки положения автомобиля на дороге, определения направления и скорости движения, положения предметов, их цвета, свойств и расстояния до них.

Некоторые люди не различают отдельные цвета (например, красный и зелёный). Это заболевание называется дальтонизмом или цветовой слепотой. Дальтоники не могут быть водителями.

Также с помощью зрения водитель получает информацию о состоянии транспортного средства на основании показаний контрольно-измерительных приборов.

2.2. Слух

Слух помогает водителю обнаруживать неисправности автомобиля, возникшие при движении, а также в дополнение к зрению помогает ему воспринимать расстояния и направления и обнаруживать по шуму транспортные средства, движущиеся в попутном и встречном направлениях.

https://youtu.be/y81hlpjVWgQ

Подводя итоги, делаем вывод, что водитель оценивает положение, скорость, направление движения управляемого им автомобиля и их изменение главным образом при помощи зрения и слуха.

3. Ощущение и восприятие. Прогнозирование дорожно-транспортной обстановки

3.1. Ощущение

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные и другие ощущения. При помощи ощущений водитель непрерывно оценивает положение органов управления автомобиля; форму, цвет и размеры подвижных и неподвижных объектов на дороге; звуковые и световые сигналы.

Своевременность и точность ощущения зависят от чувствительности, которая определяется минимальной величиной раздражения, вызывающей ощущение. Эти величины раздражения называются порогом ощущения.

Пороги ощущения у разных людей неодинаковые. Они повышаются при утомлении, в болезненном состоянии, после приёма алкоголя, а также в пожилом возрасте.

Чем меньше величина порога ощущения, тем больше чувствительность органов чувств и лучше восприятие.

3.2. Восприятие. Поле зрения как составляющая зрительного восприятия

Восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств, связанный с пониманием целостности отражённого.

Восприятие является последующим этапом обработки поступающей информации. Оно даёт представление о предмете или явлении в виде единого образа.

Особенно большое значение для водителя имеет зрительное восприятие. Зрительное восприятие затруднено в условиях ограниченной видимости, в тёмное время суток, в тумане, во время дождя, снегопада, на пыльной дороге. Зрительное восприятие зависит и от расположения солнца и тени.

Водитель должен обладать совершенным профессиональным восприятием пространства, без которого невозможно безопасное управление автомобилем. К пространственному восприятию относятся: острота зрения, поле зрения, глубинное зрение.

Острота зрения — это способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них. Острота зрения определяется минимальным расстоянием между двумя параллельными линиями, при котором глаз воспринимает их раздельно.

Поле зрения — это пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном состоянии глаз. Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаз совмещаются, и он видит перед собой определённое пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) около 160–180°.

Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более чётко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них; это так называемое бинокулярное острое зрение. Объекты, расположенные вне поля острого зрения (сбоку), глаза улавливают, хотя детали этих объектов рассмотреть невозможно. Такое зрение называют боковым или периферическим (обзорным). Оно имеет для водителя большое значение. Благодаря периферическому зрению водитель получает представление о том, что делается за пределами бинокулярного острого зрения (например пешеход, приближающийся к проезжей части).

Поле зрения уменьшается в зависимости от скорости движения: при скорости 50 км/ч — до 105°, а при скорости 100 км/ч — до 50°. Сужение поля зрения также может быть в результате врождённого дефекта или перенесённого заболевания.

Глубинное зрение — это зрение, характеризующееся способностью различать относительную и абсолютную удалённость наблюдаемых предметов.

Адаптация зрения — это способность глаза приспосабливаться к изменению освещённости. При быстром переходе от темноты к свету или наоборот наступает временное ослепление, продолжительностью от 10–15 сек до 2–4 мин, и за это время фактически неуправляемый автомобиль проходит значительное расстояние (при 30 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 8.33 м).

Большую роль при управлении автомобилем играет восприятие времени — умение оценивать продолжительность действий и перемещений, совершённых самим водителем, другими транспортными средствами и пешеходами. На этом восприятии основано и представление о времени, требуемом для выполнения действий, предотвращающих наезды и столкновения.

При вождении исключительно важное значение имеет зрительное восприятие скорости и его изменения. Опытный водитель довольно точно по ориентирам определяет скорость автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после длительного движения с высокой скоростью на загородном шоссе он нередко значительно ошибается в восприятии скорости, в частности переоценивает снижение им скорости при въезде в населённые пункты, и вследствие этого превышает допустимую скорость автомобиля.

3.3. Прогнозирование дорожно-транспортной обстановки

Восприятие водителя включает также память, мышление и воображение.

Способность быстро воспринимать дорожную обстановку, положение своего автомобиля по отношению к другим участникам движения приобретается с опытом. Опытный водитель не только воспринимает отдельные объекты дорожной обстановки, но и выделяет объекты и явления, наиболее значимые в данный момент с точки зрения безопасности движения, что позволяет ему своевременными действиями предупредить возникновение аварийных ситуаций, то есть прогнозировать развитие дорожной ситуации и действовать на опережение.

Внимание водителя должно быть распределено между оценкой положения автомобиля на дороге, восприятием дорожных знаков, линий разметки, сигналов светофоров, наблюдением за другими транспортными средствами и пешеходами. Для водителя особенно важно уметь сосредоточивать внимание на факторах, определяющих его действия (например, появление детей или других пешеходов). Подъезжая к нерегулируемому перекрёстку, опытный водитель может, в зависимости от поведения пешеходов, переходящих пересекающую улицу, заблаговременно предугадать осложнение обстановки из-за приближения транспортного средства, имеющего преимущественное право проезда.

Таким образом, водитель должен наблюдать дорожную обстановку так, чтобы в каждый данный момент отчётливее видеть объекты, от которых в наибольшей степени зависит безопасность движения. При низкой скорости взор можно направлять ближе, то есть под большим углом к дороге, а при высокой скорости — дальше, чтобы водитель при появлении помехи для движения имел достаточно времени для принятия мер. Однако опасность может возникнуть сзади или сбоку. Поэтому водитель должен смотреть не только вперёд, но и по сторонам и назад (в зеркало заднего вида).

Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе их динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Неточная оценка временного интервала приводит к излишней поспешности, резким приёмам управления и, как следствие, к аварийным ситуациям.

4. Внимание. Общая характеристика внимания

4.1. Объём, концентрация, распределение и переключение внимания

Объём внимания водителя определяется числом объектов, которые он может заметить и воспринять одновременно, и на которые в состоянии правильно реагировать. Объём внимания водителя — это одна из характеристик внимания, показывающая такое количество дорожных объектов, которое в один момент воспринимается вниманием, или какое количество действий может совершаться одновременно. Чем шире объём внимания человека, тем больше объектов способно охватить его внимание. Исследования показывают, что человек способен охватить одновременно 4–6 объектов, если условия восприятия не слишком сложные. Например, водитель на практике может охватить вниманием одновременно 2–3 дорожных знака. У опытных водителей со стажем объём внимания (или широта) больше, чем у начинающих.

С устойчивостью внимания тесно связано такое его качество, как концентрация внимания — намеренное сосредоточение внимания на одном только объекте с одновременным отвлечением от всего остального. Концентрация внимания характеризуется степенью напряжённости внимания при восприятии объекта — чем больше концентрация внимания, тем полнее и отчётливее восприятие объекта. Когда человек целиком поглощён тем, что происходит вокруг, это свидетельствует о высокой устойчивости и концентрации внимания. У водителя автомобиля такая концентрация внимания может быть в течение незначительных промежутков времени, например, при проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, железнодорожных переездов, при встречном разъезде на узких улицах и дорогах, мостах, тоннелях, при въезде на эстакаду и т.д. С другой стороны, опытный водитель никогда не будет пытаться охватить одновременно шесть–восемь объектов или три–четыре дорожных знака.

Под распределением внимания понимается возможность одновременного сосредоточения на двух или нескольких видах деятельности. Обычно человек может распределить внимание только между двумя разнородными действиями, причём одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля будет более безопасным, если водитель всё внимание уделяет дорожной обстановке и почти не следит за движением своих рук и ног. Такое распределение внимания возможно при наличии у водителя опыта, твёрдых навыков и глубоких знаний своей специальности.

Успешное распределение внимания между двумя совершенно незнакомыми видами деятельности очень затруднено. Например, начинающий водитель, не имеющий опыта вождения, прежде чем остановить автомобиль перед появившимся на дороге препятствием, сначала посмотрит на педаль тормоза, чтобы попасть на неё ногой. В это время автомобиль продолжает двигаться с прежней скоростью, а поэтому может произойти наезд на препятствие. В условиях опасной аварийной обстановки требования к распределению внимания водителя повышаются. Он должен одновременно смотреть, думать и действовать. Единство и слаженность этих сторон направленности внимания обеспечивают правильные действия водителя в сложной обстановке.

При вождении автомобиля водителю постоянно приходится менять объекты, на которые направлено его внимание. Это называется переключением внимания. Скорость переключения внимания имеет важное значение для водителя. Она помогает ему воспринимать те объекты, которые при распределении внимания он не может охватить одновременно. Хорошее переключение внимания — основа осмотрительности и предосторожности водителя.

Известно, что длительное однообразное движение по дороге с малой интенсивностью приводит к значительному ухудшению характеристик внимания водителя: ухудшению распределения и переключения внимания, увеличению времени реакции, снижению точности восприятия и оценки дорожной обстановки. Всё это приводит, в свою очередь, к снижению качества вождения и в ряде случаев к дорожно-транспортным происшествиям.

5. Понятие о реакции водителя

5.1. Реакция водителя. Время реакции

Из всех психологических качеств, непосредственно оказывающих влияние на безопасность движения, самым важным, пожалуй, является быстрота реакции водителя на изменения дорожной обстановки. Связь восприятия и ответного действия водителя при управлении автомобилем осуществляется в форме реакции.

Реакция — это ответное действие организма на какой-либо раздражитель.

В психологической практике реакции принято делить на две группы: простые комплексы и сложные комплексы — по следующему признаку: если осуществляется оценка одного воздействия и выполняется только одно движение (моторная реакция) в ответ на это воздействие, то этот комплекс реакции называют простой реакцией; если же осуществляется оценка не одного, а нескольких воздействий, которые нужно между собой различить и отреагировать существующим образом на каждое, то такой комплекс будет называться сложной реакцией.

В деятельности водителя основным видом являются сложные реакции, так как ему постоянно приходится оценивать разнообразные признаки объектов среды движения и выполнять соответствующие моторные действия рычагами управления. Любые реакции водителей характеризуются следующими параметрами: правильностью, точностью, скоростью, вариативностью. Характеристики этих параметров определяют возможности того или иного водителя.

Ещё одной очень важной характеристикой реакций и комплексов реакций является их скорость. На оценку, например, расстояний до появившегося на повороте пешехода или автомобиля требуется определённое время. Также требуется время на отдельные манипуляции с механизмами управления, на нажатие педали тормоза и т.д. Чем меньше это время, тем больше скорость реакции водителя.

Время комплексов реакций складывается из времени составляющих его компонентов. Временем реакции водителя называется время, необходимое для передачи сигнала, полученного зрением или слухом, головному мозгу с момента обнаружения препятствия до начала действия механизмами управления. Если водитель при виде опасности или появлении сигнала, запрещающего движение, примет простое, заранее известное действие, чаще всего торможение, то реакция будет простой, и время её не превысит 0.6 сек; за это время он должен перенести ногу с педали газа на тормозную педаль.

Время реакции у различных людей различно. Время реакции в значительной степени зависит от стажа работы водителя, у одного и того же человека время реакции может измениться в довольно широких пределах в зависимости от состояния здоровья и самочувствия, также время реакции водителя зависит от возраста водителя (с возрастом время реакции увеличивается).

Если водитель начнёт объезжать препятствие, остановит автомобиль или увеличит скорость при проезде места опасности, реакция будет сложной, и время её в сравнении с временем простой реакции значительно увеличится.

В городских условиях реакция водителя будет быстрее, чем при движении на загородных дорогах, так как он постоянно готов к изменению обстановки. Длительное вождение автомобиля по загородным дорогам при благоприятных условиях вызывает увеличение времени реакции.

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще после 10–11 часов работы водителя и характеризуются тяжёлыми последствиями.

6. Дисциплинированность, эмоциональная устойчивость, выносливость, самообладание

6.1. Дисциплинированность

Дисциплинированность (также самодисциплина, организованность) — черта характера, или выработанная, ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения.

Дисциплинированность водителя прежде всего выражается в строгом выполнении Правил дорожного движения, а также в уважении других водителей и пешеходов, в культуре поведения. Кроме того, водитель должен бесприкословно выполнять все правила перевозки пассажиров и грузов, а также нормы охраны труда, в том числе соблюдать режим труда и отдыха.

6.2. Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная устойчивость — способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение, контролировать свои эмоции и чувства, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации.

Излишнее эмоциональное возбуждение и напряжение может привести к ослаблению контроля за своими действиями. Следовательно, при нахождении за рулём эмоциональное возбуждение может повлечь за собой ошибки в выполнении тех или иных приёмов вождения.

Эмоциональная устойчивость является свойством темперамента человека. Различают четыре основных типа темперамента:

  • Сангвиник — человек с относительно устойчивым эмоциональным фоном. Для него характерны высокая работоспособность и эмоциональная устойчивость, в том числе и за рулём.
  • Холерик — человек с быстрыми реакциями, с сильными внезапно возникающими чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. Такой человек эмоционально легко возбудим, склонен к бурным, неадекватным эмоциональным вспышкам, необоснованным действиям и поступкам. Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном самоконтроле при управлении автомобилем.
  • Флегматик — человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Смена эмоциональных переживаний у такого человека происходит медленно, переживания находят слабое внешнее выражение. Уравновешенность и спокойствие флегматика делают его незаменимым в дальних рейсах. Но замедленность реакций затрудняет действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.
  • Меланхолик — человек со слабыми реакциями. Для него типична медленная смена настроений, как у флегматика, но его переживания характеризуются большой глубиной и длительностью. Для вождения автомобиля меланхолик считается наименее пригодным.

6.3. Выносливость

Выносливость человека — способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а также его восстановлению. Показателем выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную форму деятельности.

Различают общую и специальную выносливость. Специальная выносливость, в том числе водительская, характеризуется высоким уровнем физиологических и психических возможностей применительно к виду деятельности и условиям, в которых она вырабатывается.

6.4. Самообладание

Самообладание — это умение в любых условиях управлять своей умственной деятельностью, чувствами и поступками.

Самообладание водителя выражается в его способности не поддаваться страху в опасных, критических ситуациях. Водитель, умеющий владеть собой, сможет не только мобилизовать свои силы и возможности в неожиданной дорожной обстановке, проявляя при этом энергию и активность, но и сдержать неадекватные действия и поступки.

7. Работоспособность. Утомляемость, усталость, сонливость

7.1. Работоспособность

Работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени.

Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели.
Первая стадия характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости обычно продолжается 1–1.5 часа, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2–2.5 часа (вторая стадия). В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии. Поэтому несмотря на то, что наибольшая интенсивность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП.
Третья стадия характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления (об утомляемости мы поговорим позже), которое можно приостановить, устроив перерыв на обед. Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, но характер её изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, а третий период — снижение работоспособности — наступает раньше.

Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка.

7.2. Утомляемость, усталость, сонливость

Зевота, ощущение тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они неопасны и легко устраняются кратковременным отдыхом. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем организма.

При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяются пульс и артериальное давление. Одновременно снижаются интенсивность и устойчивость внимания, замедляется его переключение; увеличивается время сенсомоторных реакций; нарушается мышление, что выражается в замедлении процессов переработки информации. В результате увеличивается время принятия решений и время выполнения управляющих действий; появляется чувство тягостного напряжения и неуверенности.

В состоянии утомления снижается степень автоматизма ранее выработанных навыков, затрудняется приобретение новых знаний и навыков, нарушается точность и координация движений; снижаются воля, решительность, а также контроль за выполняемыми действиями; более частыми становятся непроизвольные, кратковременные отключения внимания от управления автомобилем. Такие отключения в деятельности водителя могут быть причинами ошибок и ДТП.

Усталость — это психический процесс, выражающийся в субъективном переживании человеком утомления. Однако в ряде случаев, несмотря на утомление, не чувствуется усталости. Так нередко бывает перед концом утомительного рабочего дня, когда ожидание отдыха вызывает бодрое настроение и как бы снимает усталость. Бывает и наоборот, когда неприятности и плохое настроение вызывают чувство усталости у ещё не работавшего или только начавшего работать человека.

Переутомление возникает как хроническое последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит, а накапливается. Управление автомобилем в таком состоянии особенно опасно, так как в результате резкого снижения работоспособности возможны ошибки, засыпание за рулём и ДТП. Причиной переутомления может быть недостаточный отдых. Особенно это касается водителей, ежедневно работающих по 12 часов и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днём и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита.

Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулём, что нередко приводит к ДТП. Утомлённый водитель может некоторое время преодолевать сонливость и надёжно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезапно. Поэтому, если водитель за рулём почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражнения. Продолжать путь можно только после снятия сонливости.

Засыпание за рулём может быть вызвано не переутомлением как таковым, а монотонностью окружающей обстановки. Такой эффект называют «сонное опьянение». Засыпание может произойти мгновенно, внезапно. А сон воспринимается как реальность, в которой водитель движется по какой-то виртуальной дороге. Кстати, сладко посапывающий пассажир, особенно на переднем сиденье, сильно сокращает шансы благополучно добраться до места назначения.

Ведущие автопроизводители стали внедрять в конструкцию автомобилей системы распознавания усталости и засыпания. Система распознавания усталости помогает водителю на протяжённых монотонных участках пути, препятствуя внезапной потере концентрации и опасности засыпания, — это значительно повышает безопасность, особенно в ночных поездках. Такие системы могут регистрировать частоту воздействия на органы управления, частоту моргания глаз, выводя предупредительные сообщения на дисплей, подавая предупредительные звуковые сигналы или затормаживая автомобиль.

Правильная организация режима труда, создание условий для своевременного и полноценного отдыха и питания водителей в пути, совершенствование дорог и организация дорожного движения — вот мероприятия, без комплексного решения которых невозможно предупреждение ДТП, связанных со снижением работоспособности водителей в результате их утомления и переутомления.

8. Приёмы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Стрессовые ситуации

8.1. Приёмы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Стрессовое состояние

Воля является способностью человека на сознательное и активное управление своей деятельностью, на преодоление препятствий для выполнения поставленных целей и создания дополнительной мотивации к деятельности, когда недостаточно имеющейся мотивации. Волевые процессы являются сознательным регулированием человеком своего поведения и действий, связанным с преодолением внешних и внутренних препятствий, мобилизацией всех сил на достижение поставленной цели.

Уставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном усложнении дорожной обстановки, если он будет более внимателен к ней и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря которому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат дополнительной энергии, что влечёт за собой дополнительное утомление и учащающиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.

В зависимости от воли различают произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное (или пассивное) внимание возникает без сознательного волевого усилия под влиянием внешних раздражителей и длится до тех пор, пока они действуют. Произвольное внимание — это активное, сознательное внимание. Оно требует волевого усилия и всегда направлено на восприятие объектов и явлений с заранее поставленной целью.

Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности. Это позволит снизить утомляемость.

Для предупреждения сонливости или заторможенного состояния, вызываемого монотонными условиями движения, можно включить радиоприёмник, беседовать с пассажиром, жевать кислые конфеты или сушёные фрукты.

Одно из важных свойств водителя — это восстанавливаемость. Восстанавливаемость — свойство водителя восстанавливать свою работоспособность после устанавливаемых перерывов в деятельности.

В течение рабочего дня необходимо правильно чередовать труд и отдых. Если движение продолжается 3–5 часов, необходимо примерно через час делать 5–10-минутный перерыв, во время которого полезны кратковременные (2–3-минутные) физические упражнения для мышц спины, рук и ног. После 2-го и 4-го часа работы целесообразно выпить сладкий чай, кофе.

Особое значение для водителя имеет правильно организованное питание, так как нарушение режима и плохое качество питания приводят к быстрому нарастанию утомления и заболеваниям. Нежелательно изменять привычное время обеда и заменять горячие блюда холодной закуской. Водителям, совершающим дальние рейсы, рекомендуется брать с собой горячую пищу в термосе.

Правильный режим работы и отдыха водителя является основой борьбы с утомлением и переутомлением.

В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, поэтому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального напряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности дорожных условий, переход от монотонных условий к напряжённым, например при выезде из тихого переулка на оживлённый проспект крупного города. Если водитель, зная о предстоящей смене условий движения, внутренне подготовился к такому усложнению дорожной обстановки, то эмоциональное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.

Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Отрицательные эмоции (плохое настроение) приводят к быстрому утомлению, вызывают чувства неуверенности, сомнений, страха. Если за рулём Вы ощутили волнение, то остановитесь, сделайте дыхательную гимнастику: медленно вдохните и через нос выдохните на счёт пять, следующий вдох на счёт 10, 15, 20. В случае возбуждения и неосознанной тревоги сконцентрируйтесь на окружающей Вас обстановке: облаках, небе. Дышите ровно, спокойно, глубоко. Можно включить мелодичную музыку, расслабить мышцы плеч, шеи и лица.

Под влиянием сильных эмоций у человека иногда возникает состояние, которое называют стрессом. Стресс (напряжение) может возникнуть и у водителя в сложной дорожной обстановке. Различают эвстресс и дистресс. Эвстресс — «хороший» стресс, характеризующийся мобилизацией функций организма. Дистресс — «плохой стресс», когда сильные эмоции приводят к истощению организма, угнетению его психофизиологических возможностей, что выражается в снижении работоспособности и дезорганизации поведения человека.

Для уменьшения влияния отрицательных эмоций рекомендуется аутогенная тренировка, которая заключается в самостоятельном настрое перед рейсом. Например, водитель мысленно говорит: «Сегодня я должен быть спокойным, внимательным, дисциплинированным, тогда я не совершу дорожно-транспортного происшествия...». Повторение с полной серьёзностью этих слов помогает снять эмоциональное возбуждение, избавиться от неуверенности, внушить себе спокойствие перед выездом в рейс.

Чтобы избавиться от стрессового состояния, возникшего в пути, следует сделать кратковременную остановку и выполнить ряд упражнений:

  • Поднять руки вверх, потянуться, с удовольствием зевнуть и опустить руки. Сделайте так 8 раз, и упражнение поднимет Вам тонус.
  • Массаж при помощи гримас. Представьте, что передразниваете мартышку, и стройте разнообразные рожицы.
  • Точечный массаж: скулы массируют при помощи большого и указательного пальцев круговыми движениями. Если от нажатия Вы ощущаете боль, то значит Ваша нервная система истощена, и нужно хорошенько отдохнуть.

Пока не вернёте себе душевное равновесие, за руль не садитесь.

8.2. Стрессовые ситуации. Сильный стресс

Водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальную психическую форму, когда наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия дорожной информации. Отклонения в ту или иную сторону от нормального психического состояния (нервное возбуждения или депрессия) увеличивают вероятность ошибочных действий за рулём.

ДТП может стать следствием стресса — неожиданного изменения психического состояния водителя, обычно спокойного и с уравновешенной психикой. Острое переживание или даже неприятное воспоминание могут вспышкой отключить сознание от контроля за дорогой. Поэтому не рекомендуется садиться за руль человеку, переживающему ДТП с тяжёлым исходом, потерю родных, работы или какое-либо иное трагическое событие. Но и без жизненных трагедий современная жизнь сама по себе располагает к стрессам — финансовые проблемы, домашние неурядицы, конфликты на работе, да и просто вынужденная поездка в общественном транспорте из-за поломки автомобиля приводят психику водителя в угнетённое состояние.

Такое понятие как «транспортный стресс» возникло сравнительно недавно. Большая загруженность дорог в мегаполисах, высокий темп жизни вызывают негативные эмоции и постоянное напряжение нервной системы.

При длительных поездках мозг постоянно фиксирует различные раздражители, долгое время вынужден поддерживать внимание. Эти факторы изматывают нервную систему, вызывая её истощение. В это время организм вырабатывает гормон стресса кортизол. Во-первых, сильно снижается возможность логически мыслить, инстинктивные импульсы выходят на первый план, что в свою очередь влечёт неадекватные реакции водителя на дороге. Во-вторых, резко снижается эффективность иммунной системы, повышается артериальное давление и количество сахара в крови, угнетается репродуктивная и пищеварительная системы. Когда речь заходит о длительном стрессе, постоянно высокий уровень кортизола вызывает массу пагубных последствий для нашего организма.

Сильный стресс за рулём возникает в любой аварийной ситуации. Боритесь со стрессом, держите свои нервы в узде. В целом риск попасть в аварию во время сильного стресса в пять раз выше, чем когда человек находится в спокойном состоянии.

Для каждого человека методы борьбы со стрессом будут различны, но все их можно уложить в простую четырёхступенчатую формулу. Главное о ней помнить и вовремя применять. Итак, если Вы чувствуете раздражение и понимаете, что пора начать что-то делать, остановитесь и следуйте рекомендациям ниже:

  • Дышите глубоко и спокойно. Правильное дыхание поможет нормализовать сердцебиение и поступление кислорода к мозгу. Прочувствуйте глубокие вдохи и медленные выдохи, сконцентрировав на них внимание на пару минут. Для нейтрализации вспышек гнева и ярости нужно откинуться на сиденье и начать считать в уме, если это не помогает — прибегайте к аутотренингу.
  • Переосмыслите проблему, верните ей из слона прежний размер мухи и гоните прочь.
  • Найдите самый простой выход из ситуации, часто это тот, который приходит на ум первым.
  • Проанализируйте собственные действия, не забыв похвалить себя за проявленную выдержку, рассудительность и спокойствие.

Ни в коем случае не увлекайтесь синтетическими успокоительными препаратами, они и вождение — несовместимы. Здоровый образ жизни, занятия физкультурой или спортом, временный отказ от вождения и смена деятельности способствуют скорой реабилитации водителя от психической неуравновешенности. Кстати, любому водителю с нормальной психикой специалисты рекомендуют разлучаться хоть иногда с машиной, отдохнуть от вождения — на даче, в туристической вылазке или просто в прогулке на природе.

Борьба со стрессом — это серьёзная проблема современности. За рулём водитель подвержен дополнительным стрессовым ситуациям и вынужден решать их по мере поступления, иначе нервного срыва не избежать.

Автомобильные компании со своей стороны пытаются помочь водителям. Так, например компания Ford запустила в разработку биометрический комплекс, призванный снимать показания состояния водителя. При достижении определённого уровня сердцебиения и других показателей загруженности организма устройство должно оповещать владельца для оптимизации управления авто. Комплекс даже переводит телефон в режим «не беспокоить», чтобы максимально обезопасить водителя.

9. Влияние неблагоприятных факторов на психофизиологические качества водителя

9.1. Внутренние неблагоприятные факторы

Неблагоприятные факторы, влияющие на психофизиологические качества водителя, можно разделить на внутренние (внутрисалонные) и внешние (дорожная обстановка).

Внутренние факторы выражаются в необеспечении удовлетворяющим санитарно-гигиеническим и психофизиологическим требованиям организации рабочего места водителя, а именно: напряжённость рабочей позы (неправильно отрегулировано сиденье); неблагоприятный микроклимат (частые перепады температуры в кабине автомобиля или температура, не соответствующая оптимальной); частые изменения освещённости и недостаточная освещённость дороги фарами в тёмное время суток; загрязнённость токсическими веществами салона вследствие попадания в кабину паров бензина или отработанных газов; повышенный шум и вибрация и прочие.

Неблагоприятные условия на рабочем месте провоцируют отвлечение внимания или вызывают повышенную утомляемость.

Под микроклиматом понимают температуру и влажность в салоне (кабине) автомобиля, а также скорость потоков воздуха вблизи различных частей тела водителя и пассажиров. Микроклимат кабины водителя влияет на степень внимания, на точность и скорость реакции, приводит к развитию утомления.

Оптимальной температурой для водителей в летнее время является 18…20°C, а в зимнее — 15…25°C. При высокой температуре воздуха в кабине (25 градусов по Цельсию и выше) увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, существенно нагружаются функции центральной нервной системы, снижается внимание и способность к сосредоточению, ослабляется чувство осторожности, водитель допускает большое число ошибок. Пониженная температура вызывает усиленную теплоотдачу и сковывает движения рук и ног водителя, снижает быстроту его движений, что может привести к ошибкам при управлении транспортным средством.

Наиболее благоприятная влажность составляет 30…60%. Высокая влажность способствует переохлаждению организма, возникновению простудных заболеваний.

Автомобиль — это сложная виброзвукоизлучающая система, поэтому водитель и пассажиры подвержены влиянию вибрации, шумов аэродинамического типа, а также низких, средних и высоких частот звукового спектра, что отрицательно, сказывается на здоровье, безопасности, настроении водителя и пассажиров.

В салон могут поступать токсичные вещества, которые ускоряют развитие утомляемости, увеличивают число ошибок при управлении автомобилем. Такими веществами являются токсичные вещества отработавших газов двигателя, а также дорожная пыль, поступающая в салон автомобиля.

Меры предосторожности следует предпринимать и при обращении с бензином. Так, этилированный бензин (октановое число повышено добавлением тетраэтилсвинца) является сильнодействующим ядом, способным вызвать даже в незначительных количествах тяжёлые отравления при попадании на кожу.

9.2. Внешние неблагоприятные факторы

Во время вождения, если вокруг достаточно однообразный ландшафт, водитель гораздо быстрее почувствует усталость, чем в том случае, если бы вокруг было интенсивное городское движение. При условиях монотонной обстановки, при ощущении недостатка поступающей информации или вынужденного бездействия чувство усталости появится гораздо быстрее, чем при интенсивной работе, хотя сам человек может не наблюдать у себя признаков утомления.

Водители особенно тяжело переживают «дорожный гипноз» потому, что он приносит сонливое и тормозное состояние. Человек, сидящий за рулём, вынужден преодолевать его значительными волевыми усилиями, изо всех сил поддерживать нужный уровень бодрствования. А когда необходимо сохранять такое состояние на протяжении длительного периода времени, работа водителя становится тяжёлым и напряжённым трудом. Именно поэтому деятельность водителя в условиях монотонии часто приравнивается к экстремальной езде. Например, если ехать по однообразной дороге 10–12 километров, время реакции возрастет на 30%.

В любом случае, на характеристики водителя неблагоприятно влияет общее время нахождения за рулём. Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще после 10–11 часов общей продолжительности работы водителя и характеризуются тяжёлыми последствиями.

Увеличение времени реакций отмечается и при управлении автомобилем в условиях недостаточной видимости, а особенно — в тёмное время суток. В среднем в тёмное время суток время реакций увеличивается на 0.6–0.7 с. Это объясняется тем, что при плохой видимости требуется больше времени для восприятия объектов на дороге, что увеличивает время реакции. Кроме того, ночью на время реакции влияет и суточный биоритм. Человек в процессе длительной эволюции активный образ жизни вёл днём, а ночью спал. Поэтому ночью все жизненные процессы протекают на более низком уровне, что замедляет восприятие, мышление, а следовательно и психомоторные реакции, время которых в среднем увеличивается на 75–100%.

Время реакции возрастает и при увеличении скорости, так как при быстром перемещении объектов восприятие затруднено и происходит более медленно, что приводит к увеличению времени реакции. Например, при увеличении скорости движения с 50 до 70 км/час время реакции увеличивается с 1.1 до 1.7 с.

10. Надёжность водителя. Повышение квалификации водителя

10.1. Надёжность водителя

Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Основные факторы, определяющие надёжность водителя: профессиональная пригодность, подготовленность, высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени.

10.2. Влияние квалификации, образования, стажа работы и возраста на надёжность водителя

Надёжность водителя или его профессиональное мастерство характеризуется большим количеством показателей, факторов и параметров, определяющих знания, навыки, умения.

На безопасное управление автомобилем оказывает влияние стаж и возраст водителя. Исследования показали, что рост аварийности у водителей со стажем до 2 лет связан с недостатком профессиональных знаний и навыков, а при стаже от 3 до 6 лет — с переоценкой водителями своих возможностей и снижением осторожности.

C увеличением стажа водителя происходит снижение количества ДТП, но этот процесс происходит неравномерно.

Увеличение водительского стажа может не привести к повышению надёжности водителя, в том случае если у водителя на стадии обучения сформировались неправильные навыки и ошибочные знания. Так систематические ошибки в сочетании с завышенной самооценкой своего мастерства могут привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо периодически проводить курсы повышения квалификации с привлечением опытных преподавателей.

Лица в молодом возрасте (18–35 лет) имеют больше шансов получить профессиональные знания и в последующем постоянно повышать свою квалификацию. Молодые водители закрепляют свои навыки и совершенствуют мастерство с годами, постоянно управляя автомобилем. Степень влияния образования на надёжность водителя установить сложно, но можно утверждать, что чем выше степень образования водителя, тем ему проще усваивать теоретические знания при подготовке или переподготовке с одной водительской категории на другую, а также понимать свойства различных сил, действующих на автомобиль при движении.

Статистикой подтверждено, что ДТП чаще всего возникают у водителей в возрасте от 20 до 25 лет, а затем (с увеличением возраста вплоть до 60 лет) такие случаи бывают реже.

Водителям в возрасте 45 лет и старше нужно быть более внимательными, хотя до 60 лет снижение их физических возможностей обычно в какой-то мере компенсируется накопленным опытом работы.

В группе старше 60 лет необратимо превалирует возрастное снижение операторских способностей. За счёт накопленных знаний и опыта водитель способен частично компенсировать это снижение, однако сохранять свою защищённость при вождении на безопасном уровне становится сложнее.

10.3. Порядок проведения стажировки водителей механических транспортных средств

Стажировка водителей механических транспортных средств проводится для водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, а также водителей, переведённых на другую марку (модель) автомобиля.

Стажировка водителей проводится с целью подготовки к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров, сохранность перевозимых грузов, а также для практического освоения безопасных методов и приёмов работы, выполнение которой входит в функциональные обязанности водителя.

Проведение стажировки организуется юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства. При отсутствии у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, возможностей для проведения стажировки, она осуществляется на основании договоров с другими юридическими лицами, эксплуатирующими транспортные средства, которые имеют возможности для её проведения.

Для проведения стажировки определяются лица из числа опытных водителей или лиц, обучающих управлению механическим транспортным средством (водитель-наставник). К водителю-наставнику предъявляется ряд требований, например, наличие общего стажа работы в качестве водителя механического транспортного средства или стажа обучения управлению механическим транспортным средством не менее трёх лет, а также отсутствие дорожно-транспортных происшествий по его вине на протяжении трёх последних лет.

Стажировка проводится в течение не менее двух рабочих дней в соответствии с продолжительностью стажировки. Так, например, стажировка водителя, переведённого на автомобиль другой марки (модели), на котором предстоит работать и на котором ранее не работал, проводится в количестве не менее 12 часов, а стажировка водителя-такси, принятого на работу и имеющего перерыв в выполнении работ более одного года, в том числе в случае, если он ранее не работал водителем автомобиля-такси — не менее 32 часов.

По усмотрению юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, допускается проведение дополнительного количества часов стажировки и дополнительной стажировки в другой период года, исходя из навыков водителя-стажёра, его уровня квалификации и вида выполняемых работ.

Оценка квалификации и профессиональной пригодности водителя-стажёра к самостоятельной работе осуществляется комиссией по проверке квалификации и пригодности водителя-стажёра к самостоятельной работе. Положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки, является необходимым условием для допуска к самостоятельной работе водителя, прошедшего стажировку.

10.4. Непрерывность вождения

Для водителей-любителей (не работающих по найму) важно следить за соблюдением непрерывности вождения автомобиля, чтобы не растерять приобретённые навыки вождения.

Перерывы в вождении могут быть обусловлены объективными и субъективными причинами. И если с объективными (болезнь, лишение прав и т.п.) водитель ничего поделать не может, то с субъективными (усталость от вождения, страх сесть за руль после ДТП, психологический кризис после продажи автомобиля) можно бороться как с помощью психотерапевнических средств, так и воспользовавшись каршерингом или прибегнув к помощи друзей-автомобилистов (эти способы подходят к случаям продажи или длительного ремонта автомобиля).

При этом следует помнить, что управление двумя разными автомобилями даже одной модели может значительно отличаться, а что уж говорить о разных производителях и разных моделях. Но для того, чтобы управление автомобилем было для Вас всегда безопасным и нестрессовым, никогда не бросайте «баранку» надолго. Перерыва в неделю-две вполне достаточно, чтобы отдохнуть и восстановить свои силы. Безопасных Вам дорог!


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.