Версия для печати

Этика поведения водителя автомобиля

  1. Этика и безопасность дорожного движения
    1. Этические причины, отрицательно влияющие на безопасность движения
    2. Недисциплинированное поведение водителей: несознательное, сознательное
    3. Прямой и косвенный умысел
  2. Этика поведения водителя и его взаимоотношения с участниками дорожного движения
    1. Этика поведения водителя и его взаимоотношения с участниками дорожного движения
  3. Связь агрессивного стиля управления с ДТП. Опасность конфликтного поведения на дороге
    1. Дорожно-транспортное происшествие и агрессивный стиль управления
    2. Опасность конфликтного поведения на дороге
  4. Приёмы подавления негативного состояния, методы предотвращения конфликтов
    1. Психологические и физиологические приёмы подавления негативного состояния
    2. Методы предотвращения конфликтов
  5. Основные нарушения ПДД, являющиеся примерами агрессивного поведения водителей
    1. Основные нарушения ПДД, являющиеся примерами агрессивного поведения водителей
  6. Умышленное причинение вреда другим участникам дорожного движения
    1. Умышленное причинения вреда другим участникам движения
  7. Влияние алкоголя, наркотиков, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ
    1. Алкоголь, наркотики, психотропы, токсических и другие одурманивающие вещества
    2. Алкоголь и время реакции
  8. Упреждающий, защитный, корректный стиль управления
    1. Упреждающий, защитный, корректный стиль управления механическим ТС
  9. Разбор дорожно-транспортной обстановки, которая может спровоцировать негативную реакцию водителя
    1. Разбор дорожно-транспортной обстановки, которая может спровоцировать негативную реакцию водителя

1. Этика и безопасность дорожного движения

1.1. Этические причины, отрицательно влияющие на безопасность движения

Неуступчивое, грубое поведение участников движения на дороге опасно. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создаёт благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

1.2. Недисциплинированное поведение водителей: несознательное, сознательное

Недисциплинированное поведение водителей, связанное с нарушением Правил дорожного движения, может быть несознательным (связанным с невнимательностью, отсутствием знаний тонкостей ПДД и т.д.) или сознательным (связанным с самонадеянностью, упрямством, чувством безнаказанности, превосходства и прочим).

В любом случае такое поведение на дороге может привести к самым печальным последствиям.

1.3. Прямой и косвенный умысел

Умысел — наиболее распространённая форма вины. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Для обоих видов умысла характерно осознание общественной опасности своих действий (бездействия), а также предвидение возможности (для прямого умысла иногда также неизбежности) наступления общественно опасных последствий.

Применительно к водителю, вина в ДТП может быть признана преступлением, совершённым умышленно, например с целью «проучить», если следствием такого ДТП стала смерть человека или причинение ему тяжких телесных повреждений.

2. Этика поведения водителя и его взаимоотношения с участниками дорожного движения

2.1. Этика поведения водителя и его взаимоотношения с участниками дорожного движения

Такие понятия, как водительская этика и культура, взаимовыручка и уважение к другим участникам движения для любого нормального водителя не являются пустым звуком. За несоблюдение общепринятых норм и правил официально никто не накажет, но это является признаком дурного тона.

Никогда не отказывайте попавшим в беду коллегам. Не стоит торопить водителей звуковыми сигналами. Если Вы паркуетесь на стоянке, где мало свободных мест, ставьте машину компактно. Культурный водитель и вне пешеходного перехода всегда пропустит женщину с ребёнком, инвалида и даже обычного пешехода. При езде по крайней правой полосе в дождливую погоду не забрызгайте пешеходов грязью.

Важны взаимоотношения водителя и с такими участниками дорожного движения, как пассажиры. Курение в салоне, громкая и своеобразная музыка, открытая форточка в холодное время и многое другое подобное не настроит Ваших пассажиров на приятную поездку. Следует содержать салон автомобиля в чистоте, своевременно менять салонный фильтр. Чистота и порядок в салоне — дань уважения не только к пассажирам, но и к самому себе.

Осуществляя посадку–высадку пассажиров тщательно подбирайте место, где пассажирам будет безопасно и комфортно её осуществить.

Отдельная категория пассажиров — это дети. Контролируйте, чтобы они не отстёгивали в движении ремни безопасности и не высовывались в окна. Заблокируйте двери перед поездкой, так как дети могут попытаться их открыть при движении или сделать это нечаянно.

3. Связь агрессивного стиля управления с ДТП. Опасность конфликтного поведения на дороге

3.1. Дорожно-транспортное происшествие и агрессивный стиль управления

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят по причине агрессивного стиля управления транспортным средством (опасное вождение — правонарушение, выделяемое в законодательстве некоторых государств и стран, в том числе в Великобритании, Российской Федерации и других).

Вычислить агрессивного водителя можно по стилю вождения. Если Вас обгоняет, оттесняет из ряда, причём явно с нарушением правил, и показывает Вам, будто это Вы неадекватны, значит, агрессии у такого типа хватит на троих. Неуравновешенного водителя отличает и нервное, часто даже непонятное маневрирование. Вот он выскочил вперёд, обогнал Вас, но тут же замедлил ход, хотя перед ним свободное пространство...

Признаком агрессивности можно считать и «вышивание» или «шашки» на дороге, когда водитель мечется на большой скорости с полосы на полосу. Часто он ещё и не включает сигналы поворотов при перестроении. Таких водителей видно издалека, и профессиональные водители стараются побыстрее пропустить их и держаться от них подальше.

https://youtu.be/h1ZWN_ErmQE

3.2. Опасность конфликтного поведения на дороге

Прежде всего посмотрите на себя со стороны. А не выглядит ли Ваш стиль вождения для остальных агрессивным, не провоцируете ли Вы конфликтные ситуации на дороге?

Неуважение к другим участникам дорожного движения, хамство не способствуют разрешению конфликтных ситуаций на дороге. Наоборот, такие действия провоцируют создание новых аварийных ситуаций, и как следствие могут привести к ДТП.

Если уж аварийная ситуация возникла, и возникла не по Вашей вине, не следует выяснять отношения с нарушителем на дороге.

4. Приёмы подавления негативного состояния, методы предотвращения конфликтов

4.1. Психологические и физиологические приёмы подавления негативного состояния

Чтобы самому не представлять опасности для других участников дорожного движения, каждый водитель должен владеть психологическими и физиологическими приёмами подавления негативного состояния.

Вирус агрессии очень коварен. Им может заразиться и спокойный человек, особенно когда вокруг такая суета на дорогах. Что делать, если вдруг малейшие ошибки или некорректное поведение других водителей начали вызывать у Вас злость, раздражение, желание отомстить обидчику. Приготовьте несколько фраз, которые бы несли положительный заряд. Ну, например, вместо того чтобы выругаться и крикнуть водителю, который Вас подрезал: «Ты что творишь, такой-разэдакий?!» — тихо скажите: «Что же ты, неразумный, делаешь? Не шали, дорога — штука опасная...».

Психологи утверждают, что доброжелательная реакция на ошибки соседей в автомобильном потоке уже через неделю–две не только успокаивает, но и приводит Ваши нервы в норму, снимает агрессию.

Если Вы чувствуете, что не владеете собой, снимите эмоциональное напряжение дыхательной гимнастикой: откиньтесь на кресле, сделайте глубокий вдох носом и медленный выдох ртом, несколько раз повторите действие.

4.2. Методы предотвращения конфликтов

Конфликты на дорогах, как правило, провоцируют люди, которые находятся под воздействием постоянного стресса или испытывают серьёзное психологическое давление. Такие водители легко теряют контроль над своими эмоциями, угрожают, оскорбляют, готовы даже пожертвовать своим автомобилем, но отомстить! Начинается всё с оскорбительных жестов и угроз, которые впоследствии перерастают в серьёзный конфликт.

В конфликт может быть втянут любой человек, но не каждый умеет его правильно разрешить. Переучить окружающих Вас людей — шансов мало. Примите то, что все мы разные, и отвечайте, прежде всего, за своё поведение.

Для разрешения конфликтных ситуаций на дороге можно применять следующие приёмы:

  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Представьте водителя, раздражающего Вас, в другой ситуации, например на отдыхе. Проверьте, как изменится Ваше отношение к нему.
  • Перед тем как ответить на претензии другого водителя, сделайте три небольших вдоха и выдоха.
  • Похвалите своего оппонента за то, в чём он действительно хорош.
  • Соблюдайте правило трёх Д: «дай дорогу дураку».

5. Основные нарушения ПДД, являющиеся примерами агрессивного поведения водителей

5.1. Основные нарушения ПДД, являющиеся примерами агрессивного поведения водителей

Агрессивное вождение — откровенно агрессивное поведение водителя, которое проявляется непосредственно во время управления транспортным средством. Правила дорожного движения запрещают препятствовать обгону, пользоваться звуковым сигналом в населённом пункте без необходимости предотвращения ДТП, перестраиваться без необходимости обгона или поворота, создавать иные препятствия для движения, а также нарушать установленные скоростные режимы.

Разберём несколько характерных примеров нарушения ПДД, являющихся примерами агрессивного поведения водителей.

Умышленная езда с дальним светом. Включение дальнего света в крайней левой полосе движения или периодическое моргание дальним светом, ослепление водителя впереди идущего автомобиля, чтобы тот вынужден был перестроиться. Иногда водитель, поспешно уступающий дорогу, не убедившийся в безопасности перестроения, совершает ДТП с транспортным средством, движущимся в правой полосе движения.

Соревнование. Обгон в ответ на обгон, езда со скоростью, заметно превышающей скорость движения транспортного потока.

Воспитание. Сознательное резкое перестроение, «подрезание», торможение, уменьшение бокового интервала, в ответ на манёвры других водителей, которые могут как соответствовать ПДД, так и быть ошибочными в силу человеческого фактора или неопытности. При встрече двух «воспитателей», стремящихся проучить друг друга, вероятность ДТП повышается многократно.

Маневрирование без включения сигналов поворота. Ситуация усугубляется, если такой водитель ещё и решил поиграть в «шашечки» — постоянно менять ряды, «ныряя» между машинами на высокой скорости. Сюда же отнесём и поворот без предупреждения. Мало того, агрессивный водитель зачастую поворачивает без включения сигнала поворота из полосы, не предназначенной для движения на поворот или разворот.

Разворот через сплошную линию разметки. Разворот на узкой дороге. Водитель в лучшем случае перекрывает своим автомобилем движение на несколько секунд: «Ну а что, никуда не денутся — подождут».

Выезд на встречную полосу или движение по трамвайным путям встречного направления — средство борьбы против пробок, которые являются хронической болезнью любого большого города. Также можно наблюдать объезд затора и по обочине, а иногда и по тротуару.

Отдельной строкой стоят нарушения в местах для стоянки, например один водитель занимает сразу два места — для себя и супруги (супруга) про запас, или ставит свой автомобиль таким образом, что делает невозможным выезд с парковки другого автомобиля.

6. Умышленное причинение вреда другим участникам дорожного движения

6.1. Умышленное причинения вреда другим участникам движения

В ходе происходящего конфликта на дороге недопустимо умышленное причинение вреда другим участникам дорожного движения ни в словесной, ни в физической форме.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, умышленное причинение телесного повреждения, не повлёкшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечёт наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечёт наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

7. Влияние алкоголя, наркотиков, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ

7.1. Алкоголь, наркотики, психотропы, токсических и другие одурманивающие вещества

Алкоголь — главный враг безопасности дорожного движения, причина гибели и увечья людей. Тяжесть последствий ДТП, совершённых пьяными водителями, как правило, значительно выше, чем совершённых трезвыми. В них в полтора раза чаще у пострадавших фиксируется смерть и тяжкие увечья.

Алкоголь даже в самых маленьких и слабых дозах действует непосредственно на мозг. Он ухудшает восприятие дорожно-транспортной обстановки, изменения рельефа, дистанции до объекта. Также алкоголь ухудшает световосприятие и негативно сказывается на безопасности вождения в тёмное время суток.

Спиртные напитки вызывают усталость, неблагоприятно влияют на координацию движений. Кроме того, у нетрезвого водителя проявляется эффект растормаживания, исчезает чувство самосохранения, он становится вспыльчивым, не замечает опасность и не контролирует свои поступки. В таком состоянии человек склонен превышать скорость, совершать рискованные манёвры, игнорировать требования светофоров, знаков и дорожной разметки, может не заметить переходящих дорогу пешеходов и стать виновником гибели людей.

Опасность могут представлять и некоторые медикаменты, особенно в смешении с алкоголем. Ни в коем случае нельзя садиться за руль после употребления какого-либо спиртосодержащего напитка или принятия каких-то психотропных, наркотических, токсических или других одурманивающих веществ.

Не доверяйте таблицам, показывающим время полного протрезвления. Организм каждого человека имеет особенности, и эти таблицы несут скорее вред, чем полезную информацию. Даже пропущенные накануне рюмки алкоголя негативно сказываются на работоспособности водителя. Поэтому, если Вы выпили даже совсем немного — воздержитесь от управления автомобилем. Этим Вы обеспечите собственную безопасность, безопасность своих близких и иных участников дорожного движения.

И ещё, если Вы сами устраиваете праздничный вечер, позаботьтесь о гостях после его завершения. Вызовите для них такси или предложите ночлег. Если Вы сами собираетесь ехать на автомобиле — отдохните перед поездкой, не употребляйте спиртное, не принимайте лекарств, снижающих внимание и быстроту реакции.

7.2. Алкоголь и время реакции

При употреблении спиртного время реакции увеличивается, искажается критичность оценки сложной транспортной ситуации. Реакция выпившего водителя является замедленной, запоздалой, хотя ему в момент передвижения так не кажется.

8. Упреждающий, защитный, корректный стиль управления

8.1. Упреждающий, защитный, корректный стиль управления механическим ТС

Упреждающее, защитное, корректное вождение — это стиль управления автомобилем, позволяющий избежать ДТП, несмотря на действия других участников дорожного движения, погодные условия и прочие факторы риска.

Этот стиль включает следующие принципы:

  • Контроль собственной скорости.
  • Прогнозирование развития дорожной ситуации, готовность к внезапному её изменению.
  • Внимание и концентрация.
  • Готовность к непредвиденным действиям и реакциям других водителей и пешеходов, не ожидать, что другие водители сделают то, что обычно делаете Вы.
  • Уважение к другим участникам дорожного движения.
  • Сохранение безопасной дистанции (assured clear distance ahead — ACDA).
  • Безопасное вождение с учётом погодных и дорожных условий.
  • Снижение скорости перед входом в поворот, чтобы не тормозить на повороте.

Защитный стиль вождения — это следование здравому смыслу, который позволит Вам ездить долго, быстро, безопасно и с удовольствием.

9. Разбор дорожно-транспортной обстановки, которая может спровоцировать негативную реакцию водителя

9.1. Разбор дорожно-транспортной обстановки, которая может спровоцировать негативную реакцию водителя

Многие люди, довольно спокойные и уравновешенные в обычной жизни, полностью теряют эти ценные качества на дороге. Самого незначительного повода достаточно для того, чтобы вызвать у них обиду, гнев, озлобленность. Причём эти опасные состояния они не контролируют. Конечно, высокая интенсивность и напряжённость дорожного движения повышают общую нервозность.

Рассмотрим некоторые типичные примеры развития дорожно-транспортной обстановки, при которых у водителя может возникнуть негативная реакция.

В первую очередь, негативную реакцию водителей провоцирует агрессивное и конфликтное поведение. Но об этом мы говорили ранее довольно подробно.

https://youtu.be/8vuNETOwSV0

Во вторую очередь, негативную реакцию водителей провоцирует медлительное выполнение манёвров и медленная скорость движения в левых полосах. Не стоит быть особенно критичным в таких ситуациях, возможно человек первый раз за рулём именно этого автомобиля и не привык к органам управления, габаритам, а может он иногородний, и ему сложно ориентироваться в этом населённом пункте.

Третий пример, который выводит многих водителей из себя — медлительные пешеходы. Передвижение по пешеходному переходу со скоростью, близкой к нулю, многие водители принимают как оскорбление. Но это законная территория пешехода, в конце концов, возможно человек задумался, возможно он никогда не сидел за рулём и не был на Вашем месте. Вы в тепле (прохладе, подаренной кондиционером), у Вас играет музыка, Вам всё равно лучше!

У каждого водителя найдётся ещё пяток-другой примеров дорожно-транспортной обстановки, которая провоцирует негативную реакцию. Ищите способы, как её преодолевать. Можно с уверенностью сказать, что способность рассматривать других участников дорожного движения в качестве партнёров, а не конкурентов или помех для движения — один из основных факторов обеспечения безопасности дорожного движения.


Провайдер электронных платежей ЕРИП

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.