Версия для печати

Техническое обслуживание автомобиля

  1. Техническое обслуживание автомобиля
    1. Сведения о техническом обслуживании и ремонте. Сервисная книжка
    2. Контрольный осмотр и ежедневное ТО
    3. Масла и технические жидкости
    4. Снижение вредного воздействия на окружающую среду
    5. Меры противопожарной безопасности и правила тушения пожара
  2. Техническое обслуживание автомобиля. Практика
    1. Проверка и доведение до нормы уровня антифриза
    2. Проверка и доведение до нормы уровня моторного масла
    3. Проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости
    4. Проверка и долив стеклоомывающей жидкости
  3. Техническое обслуживание автомобиля. АКБ, ВСП, колёса и шины
    1. АКБ, внешние световые приборы и предохранители
    2. Поддержание давления в шинах, замена колеса
  4. Заключение
    1. Знание устройства своего авто

1. Техническое обслуживание автомобиля

1.1. Сведения о техническом обслуживании и ремонте. Сервисная книжка

Техническое обслуживание автомобиля — это комплекс мер, направленных на поддержание транспортного средства в исправном состоянии, а также на выявление и устранение возможных скрытых неисправностей.

Ремонт автомобиля — это комплекс работ, направленных на устранение возникших неисправностей, при помощи замены или восстановления деталей узлов и агрегатов.

По периодичности, перечню и трудоёмкости работ техническое обслуживание автотранспортных средств подразделяется на следующие виды:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
  • периодическое техническое обслуживание (ТО);
  • сезонное обслуживание (СО).

Периодичность технического обслуживания может определяться:

  • временны́м интервалом. Например: контроль текущего состояния ремня привода генератора проводится каждые 2 года (24 месяца);
  • временем и пробегом. Пример: замена масла и замена масляного фильтра проводятся каждый год (по истечении 12 месяцев), или по факту 15 000 км пробега;
  • километрами пробега. Например: замена ремня привода ГРМ проводится каждые 50–90 тысяч километров пробега.

Регламент технического обслуживания — это в первую очередь рекомендации инженеров изготовителя транспортного средства. Рекомендации относительно надёжности Вашего автомобиля и, что самое главное, относительно безопасности Вашей жизни.

Периодичность, регламент и порядок проведения технического обслуживания будут указаны в сервисной книжке, которая является одним из обязательных документов к любому транспортному средству. Кроме того, о приближении планового технического обслуживания предупредит индикатор с изображением ключа, который отображается на панели приборов от 6 до 10 секунд после запуска двигателя. Также может выводиться на дисплей информация об оставшемся пробеге до планового технического обслуживания.

Сезонное обслуживание предусматривает выполнение работ по подготовке автотранспортных средств к зимней или летней эксплуатации в соответствии с рекомендациями изготовителя.

Станция технического обслуживания (СТО) — предприятие, предоставляющее услуги населению и/или организациям по плановому техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, устранению поломок, установке дополнительного оборудования, восстановительному (кузовному) ремонту автомобилей.

СТО представляет собой комплекс сооружений и механизмов (подъёмники, рихтовочные стенды, шиномонтажный станок, балансировочный стенд, стенд развала-схождения, установка для замены масла, промывки топливной системы, рихтовочное и покрасочно-сушильное оборудование, стенды для диагностики электроцепей автомобиля), а также ручной и пневматический инструмент, собранные в одном месте для комплексного ремонта и обслуживания автомобилей.

По степени специализации предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные) и специализированные по видам работ.

Комплексные СТО выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей, или специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля.

Сервисная книжка автомобиля выдаётся владельцу при продаже автомобиля. В неё вносятся сведения о произведённых плановых и внеплановых работах по техническому обслуживанию и ремонту, а также рекомендации организации, выполнявшей техническое обслуживание, по проведению дальнейших работ (например рекомендаци восстановления лакокрасочного покрытия после сколов (царапин) или информация о степени износа тормозных колодок). Некоторые автоцентры предлагают владельцам оформить сервисные книжки в электронном виде.

Сведения о неисправностях систем или механизмов автомобиля могут выводиться на дисплей бортового компьютера, поэтому для любого водителя важно знать, что означает каждый из индикаторов.

1.2. Контрольный осмотр и ежедневное ТО

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) легкового автомобиля производит сам водитель. Контрольный осмотр (КО) автомобиля является составной частью ЕТО и проводится водителем перед выездом из гаража (перед началом движения). При длительном движении автомобиля контрольный осмотр проводится также во время перерыва в вождении (кратковременного отдыха). Внешний осмотр автомобиля следует производить также, если Вы вернулись к своему автомобилю, оставленному на парковке на длительное время.

Контрольный осмотр включает следующие операции:

  • проверка отсутствия течи (тормозной жидкости, жидкости гидроусилителя, охлаждающей жидкости, моторного масла, трансмиссионного масла и прочего);
  • проверка уровня технических жидкостей, при необходимости — долив;
  • проверка работы внешних световых приборов, указателей поворотов, индикаторов приборной панели;
  • проверка состояния шин, при необходимости — подкачка;
  • запуск двигателя, проверка тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки передач.

Операции ежедневного технического обслуживания проводятся также после возвращения в гараж и заключаются в проведении следующих мероприятий:

  • внешний осмотр автомобиля;
  • проверка состояния шин;
  • при необходимости — мойка автомобиля, уборка салона.

Проведение ЕТО является залогом раннего диагностирования неисправностей и обеспечения бесперебойной работы важнейших систем и механизмов автомобиля.

1.3. Масла и технические жидкости

Основные масла и технические жидкости, требующие периодической замены:

  • моторное масло;
  • трансмиссионное масло (оно же масло для КПП);
  • антифриз;
  • жидкость гидроусилителя;
  • тормозная жидкость.

Особняком стоит ещё одна техническая жидкость — стеклоочиститель («незамерзайка»). Подбирается она в зависимости от температуры окружающей среды (температура замерзания жидкости указана на этикетке). Жидкость доливается в бачок стеклоомывателя по мере необходимости.

Периодичность замены масла в двигателе составляет в зависимости от вида моторного масла и рекомендаций изготовителя автомобиля от 7 500 км до 15 000 км пробега.

Периодичность замены масла в коробке передач (КПП), если в коробке не было внештатных поломок или повреждений, следующий:

  • для механгических КПП (МКПП): от 30 000 км до 60 000 км пробега;
  • для автоматических КПП (АКПП): от 80 000 км до 160 000 км пробега.

Периодичность замены антифриза составляет каждые 2–5 лет, или от 60 000 км до 300 000 км пробега.

При обращении с антифризом не следует пренебрегать мерами предосторожности, так как он токсичен. Антифризы окрашены в яркие цвета, что облегчает контроль уровня жидкости в бачке. Помутнение или обесцвечивание антифриза свидетельствует о необходимости преждевременной замены вследствии загрязнения или потери эксплуатационных свойств жидкости.

В соответствии с техническим регламентом в гидроусилителе руля требуется производить проверку жидкости после пробега автомобилем 15–30 тысяч км или 1–2 раза в год.

Тормозная жидкость подлежит замене 1 раз в 2–3 года или от 30 000 км до 60 000 км пробега.

В гидроприводе сцепления также применяется тормозная жидкость, которая подлежит замене с той же периодичностью, что и в тормозной системе.

1.4. Снижение вредного воздействия на окружающую среду

Повседневная эксплуатация автомобилей заключается в использовании эксплуатационных материалов, нефтепродуктов, природного газа, атмосферного воздуха и сопровождается негативными процессами:

  • загрязнением атмосферы;
  • загрязнением воды;
  • загрязнением земель и почв;
  • шумовыми, электромагнитными и вибрационными воздействиями;
  • выделением в атмосферу неприятных запахов;
  • выбросом токсичных отходов;
  • тепловым загрязнением.

Негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду проявляется во время движения автомобилей, при техническом обслуживании, при функционировании инфраструктуры, обеспечивающей его действие.

Основными направлениями снижения загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом являются:

  • применение новых видов экологичного автотранспорта;
  • рациональная организация и управление транспортными потоками;
  • использование более качественных, экологически чистых видов топлива;
  • применение совершенных катализаторов топлива и систем шумопоглощения;
  • применение безвредных технологий утилизации автомобилей и изношенных узлов и агрегатов (в том числе изношенных аккумуляторов, автомобильных шин и прочего).

Для автолюбителя должны стать незыблемым правилом запрет слива в землю или водоёмы отработавших технических жидкостей, а также запрет на мойку автомобиля вне специально предназначенных для этого мест.

Для снижения количества выбросов в атмосферу отработавших газов следует отказаться от стоянок с работающим двигателем, при нахождении в заторе также следует глушить двигатель. Снижению вредных выбросов способствует расчёт оптимального маршрута и времени совершения поездки.

Отработавшие свой ресурс аккумуляторы и автомобильные шины должны сдаваться в специальные пункты приёма вторсырья.

1.5. Меры противопожарной безопасности и правила тушения пожара

Возгорание автомобиля может произойти по причинам неисправности систем, механизмов и узлов транспортного средства, нарушения правил эксплуатации транспортного средства. Чтобы снизить до минимума возможность возникновения пожара в автомобиле, необходимо содержать индивидуальный автомобиль в технически исправном состоянии, эксплуатировать и обслуживать в соответствии с требованиями инструкции изготовителя, а также строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Для успешной ликвидации возгорания важно своевременно его обнаружить и сразу принять меры к его ликвидации.

Существуют факторы, которые предшествуют пожару. Это может быть запах бензина, горелой изоляции, дым из-под капота.

Пожары очень часто возникают из-за неисправностей в системе электропроводки. Поэтому необходимо при осмотре подкапотного пространства обращать внимание на состояние изоляции и качество контактов.

Современная отделка автомобиля в основном состоит из полимеров, пластиков и других синтетических материалов, причём практически все они горючие. Газы, выделяющиеся при горении таких материалов — высокотоксичные!

Если ваш автомобиль загорелся во время движения, соблюдайте следующие правила поведения в автомобиле при пожаре:

  • остановите автомобиль;
  • выключите двигатель;
  • освободите замок капота, но не открывайте капот;
  • эвакуируйте всех пассажиров;
  • позвоните по телефону «101» и вызовите спасателей;
  • если это не опасно и возможно, попытайтесь воспользоваться имеющимся в автомобиле огнетушителем для тушения возгорания.

Порядок применения порошковых огнетушителей:

  • необходимо поднести огнетушитель на минимально возможное и безопасное для тушения пожара расстояние;
  • сорвать пломбу на огнетушителе, имеющуюся на запорно-пусковом устройстве;
  • выдернуть чеку;
  • направить насадку шланга на очаг возгорания;
  • нажать рычаг на огнетушителе;
  • приступить к тушению возгорания.

Запрещено держаться за раструб во время работы углекислотного огнетушителя, так как он сильно охлаждается, что может привести к обморожению рук.

На сегодняшний день требования к автомобильным огнетушителям таковы: для легковых автомобилей предназначен двухлитровый огнетушитель ОП (порошковый) или ОУ (углекислотный).

Разберёмся с маркировкой огнетушителей. Например, ОП‑2(З) расшифровывается так: огнетушитель порошковый, закачанного типа, с массой смеси для тушения пожара 2 кг.

2. Техническое обслуживание автомобиля. Практика

2.1. Проверка и доведение до нормы уровня антифриза

Антифриз предназначен для охлаждения двигателя при его работе. Если антифриза залито в систему охлаждения недостаточно, автомобиль может перегреться, что приведёт в свою очередь к катастрофическим последствиям для двигателя.

Проверять уровень охлаждающей жидкости следует только на холодном двигателе, так как антифризы имеют высокий коэффициент расширения при нагреве.

Долив антифриза осуществляется через пробку расширительного бачка. Уровень жидкости должен быть между отметками «Min» и «Max». Не рекомендуется смешивать антифризы разных цветов и разных производителей, так как это может привести к повышенной коррозии деталей системы охлаждения и к образованию осадка, засорению радиатора.

Категорически запрещено в антифриз G11 доливать антифриз G12. Совместимость антифризов G11 и G12 отсутствует полностью, и, если смешать их, это может значительно повредить двигателю. Поэтому в том случае, когда требуется долить совсем немного, лучше добавить дистиллированной воды.

2.2. Проверка и доведение до нормы уровня моторного масла

Для проверки уровня масла в поддоне двигателя необходимо поставить автомобиль на ровную горизонтальную площадку. После остановки двигателя должно пройти не менее пятнадцати минут для того, чтобы находящееся в масляной системе масло максимально стекло в поддон.

Следует вынуть щуп и протереть его салфеткой, затем снова вставить его в канал до упора и снова вынуть, держа вертикально вниз, чтобы стекающее масло не могло исказить результаты измерения.

Уровень масла должен находиться между отметками «max» и «min», или между насечками (это зависит от того, какой щуп использует производитель автомобиля). Если уровень оказался ниже или выше нормы, запускать двигатель нельзя. Сперва нужно долить недостающее масло, либо избавиться от лишнего.

Как правило, на доливку оставляют масло, оставшееся в канистре после предыдущей замены. Если же масла на доливку не осталось, то оптимальным вариантом можно считать смешивание масел одного производителя с аналогичной вязкостью, которые имеют одинаковую основу. В этом случае риски минимальны. Не сто́ит смешивать масла разных производителей и типов.

При доливке масла не допускайте попадания грязи, пыли, мусора, посторонних жидкостей или предметов в горловину для залива масла. Заливная воронка также должна быть абсолютно чистой. Открыв крышку масляной горловины (обычно на ней изображена маслёнка), вставьте воронку и заливайте масло маленькими порциями, регулярно проверяя уровень с помощью щупа. От верхней до нижней риски примерно 0.5–1 литр масла, в зависимости от автомобиля.

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute) — в обозначениях API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S — бензиновый мотор, C — дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых, и для дизельных моторов данной категории.

Также широко применена система классификации по SAE (международный стандарт, регламентирующей вязкость масел при плюсовых и минусовых температурах). Например, масло 10W-40 предназначено по таблице для эксплуатации в условиях от -30°C до +40°C.

2.3. Проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости

Проверять уровень тормозной жидкости следует по отметкам на бачке, установленном на главном тормозном цилиндре, как можно чаще, хотя бы при каждой заправке топливом.

Если уровень жидкости понизился за время, прошедшее с последней проверки, не спешите сразу доливать тормозную жидкость. Сначала необходимо выяснить и устранить причину понижения уровня. Причин может быть две: утечка тормозной жидкости вследствие разгерметизации системы или износ тормозных колодок.

В случае разгерметизации (утечки) дальнейшая эксплуатация автомобиля недопустима. Необходимо устранить нарушение герметичности путём замены неисправных деталей, а затем заполнить систему и удалить из неё воздух (прокачать).

Если снижение уровня тормозной жидкости вызвано износом накладок тормозных колодок, необходимо проверить степень износа. Если износ не превысил максимально допустимые значения, можно долить тормозную жидкость и продолжить эксплуатацию.

Для долива можно использовать тормозную жидкость, которая допущена к применению в Вашем автомобиле. Тип жидкости обычно указан в руководстве по эксплуатации или на крышке бачка главного тормозного цилиндра.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга, по крайней мере, если они одного производителя.

Замена силиконовой тормозной жидкости на гликолевую практически невозможна (DOT 5 на DOT 3, 4 или 5.1), сколько бы Вы не промывали всю систему предварительно, потому что гликолевый DOT весьма агрессивен, и если элементы тормозной системы не были изначально предназначены для него, то скорее всего произойдёт разрушение уплотнителей тормозной системы.

2.4. Проверка и долив стеклоомывающей жидкости

Проверка уровня стеклоомывающей жидкости чаще всего затруднена. Можно заглянуть в заливную горловину и попытаться визуально определить степень заполненности бачка. В некоторых автомобилях бачок стеклоомывателя находится вверху, и уровень неплохо виден. Бортовой компьютер, как правило, предупреждает о необходимости долива жидкости специальным сообщением.

В зимнее время водитель может быть введён в заблуждение, полагая, что жидкость закончилась, если она замёрзла, а также если лёд образовался в каналах распылителей. Кроме того, если водитель редко пользовался стеклоомывателями, распылители могут забиться пылью, и потребуется их прочистка.

Не рекомендуется пользоваться стеклоочистителями в сухую погоду, и при этом не включать стеклоомыватели, так как частицы песка и пыли будут царапать ветровое стекло. Стекло со временем станет сильно бликовать в солнечную погоду и в тёмное время суток от света встречных автомобилей.

В зимнее время во избежание замерзания стеклоомывающей жидкости внимательно изучайтие этикетки при покупке. Зачастую в названии жидкости указана не та цифра, которая присутствует мелким шрифтом в маркировке относительно температуры замерзания.

3. Техническое обслуживание автомобиля. АКБ, ВСП, колёса и шины

3.1. АКБ, внешние световые приборы и предохранители

Современные аккумуляторные батареи оборудованы датчиками, сигнализирующими о разряде или недостаточном уровне электролита. Зелёный цвет индикатора свидетельствует о приемлемом заряде, чёрный — о недостаточном уровне заряда (менее 65%), бесцветный или жёлтый — о низком уровне электролита в батарее. Однако, окончательную оценку состояния батареи следует делать по результатам измерений, проводимых с помощью тестера.

Снятие аккумулятора с автомобиля следует производить в следующей последовательности: необходимо ослабить затяжку болта (гайки) и отсоединить провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи, ослабить затяжку болта (гайки) и отсоединить провод от положительной клеммы аккумуляторной батареи. После этого можно снять аккумуляторную батарею с автомобиля, не допуская её ударов о части автомобиля, стараясь не наклонять АКБ.

Установка аккумулятора производится в порядке, обратном порядку снятия.

В случае, если лампа внешнего светового прибора перегорела, прежде, чем её заменять, ознакомьтесь в инструкции по эксплуатации, как это произвести. Если раньше Вы не проводили такую операцию на данном автомобиле, лишнее усилие может повредить держатель лампы или корпуса фонаря.

Как правило, замена ламп внешних световых приборов не требует специального инструмента и знаний автослесаря. Так, замена лампы фары головного света производится с тыльной стороны без разборки или снятия блока фары. После замены ламп желательно при случае проверить регулировку света фар.

Автомобильные предохранители — простые, но достаточно надёжные защитники автомобиля от выхода из строя электрических приборов. Во время коротких замыканий в проводке предохранители выходят из строя, поэтому автовладельцу обязательно нужно знать, где и как искать сгоревший предохранитель.

Большинство предохранителей устанавливается в так называемых монтажных блоках. На автомобиле может быть один такой блок, а может быть и несколько. Монтажные блоки, как правило, делят по «территории» действия: предохранители, отвечающие за защиту салонного оборудования, устанавливают в салоне, а те, что защищают внешнее оборудование (например, фары) — под капотом.

Вся необходимая информация по схеме предохранителей изложена в инструкции по эксплуатации ТС. Некоторые производители выводят такую схему на крышку блока. При этом, не составит труда отыскать, какой элемент отвечает в автомобиле за ту или иную систему и нуждается в замене.

Считается, что самый верный способ проверить предохранитель — это визуально его осмотреть на наличие обрыва. Для этого предохранитель вытаскивается из блока, а после просматривается на свет. Если проволока внутри разорвана или на нём имеются обгорелые следы, значит, обрыв цепи произошёл из-за предохранителя.

Автолюбителю следует иметь в автомобиле набор запасных предохранителей, чтобы иметь возможность произвести замену в пути. Если же выход из строя предохранителей участился, следует произвести тщательную диагностику электрооборудования автомобиля.

3.2. Поддержание давления в шинах, замена колеса

От того, насколько корректно подобрано давление в шинах, зависит не только эффективность эксплуатации шины. Правильное давление в шинах — это ключевой фактор безопасности при эксплуатации транспортного средства.

Поведение транспортного средства на дороге (реакция на руление, управляемость и эффективность торможения), сцепные свойства шин на скользких поверхностях, а также стабильность деформаций шины при качении напрямую зависят от давления в шинах. Для заданной величины нагрузки и условий эксплуатации существует строго определённое производителем значение давления в шине. Соблюдайте соответствующие рекомендации производителей транспортных средств и производителей шин.

Проверить давление воздуха в шинах можно при помощи шинного манометра. Иногда шинный манометр встроен в конструкцию насоса.

О падении давления воздуха в шинах может предупредить бортовой компьютер. Индикатор с изображением шины и восклицательного знака предупреждает о падение давления воздуха более чем на 25% от номинального значения в одном или нескольких колёсах. Это может происходить по причине прокола, неплотного прилегания шины к колёсному диску, негерметичности вентиля. Следует помнить, что в холодное время года давление в шинах снижается, что может приводить к ухудшению управляемости автомобиля, повышенному износу шин.

Если шина получила повреждение, и требуется её замена, строго следуйте мерам предосторожности. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить подкладку, на которую установить домкрат.

Не допускается устанавливать под домкрат случайные предметы. При работе баллонным ключом не допускается использовать дополнительные рычаги, а также удлинять гаечные ключи присоединением другого ключа или трубы.

Чтобы не допустить перекоса при установки запасного колеса, производите затяжку болтов в три приёма крест-накрест или по рисунку звёздочки, в зависимости от количества точек крепления колёсного диска.

Проехав несколько километров, остановитесь и проверьте надёжность затяжки каждого болта.

4. Заключение

4.1. Знание устройства своего авто

Существует точка зрения, что знание устройства автомобиля не является обязательным для водителя-любителя. Ведь современные автомобили достаточно надёжны и требуют минимум внимания. Но есть и обратная сторона медали.

Знания, как устроен автомобиль, дают уверенность в возможностях управляемого автомобиля, позволяют своевременно диагностировать симптомы зарождающейся неисправности и предотвратить поломку в пути. А ведь любая неисправность может привести к печальным последствиям на дороге.

Зная основы устройства, Вы можете общаться со специалистами в автосервисе, что может сберечь Ваши деньги. Также даже поверхностные знания устройства помогут Вам сделать правильный выбор при покупке автомобиля.

На этом наш краткий курс устройства автомобиля закончен. Поздравляем, Вы стали лучше разбираться в устройстве, и это напрямую повлияет на Вашу уверенность в своём авто и безопасность на дороге.


Провайдер электронных платежей ЕРИП

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.