Версия для печати

Основные понятия и термины

  1. Транспортные средства
    1. Велосипеды, мопеды и мотоциклы
    2. На соответствие термину велосипед, мопед, мотоцикл
    3. Квадрициклы (мотоколяски и мотовездеходы UTV)
    4. Квадроциклы ATV типа I и типа II, снегоходы
    5. Электромобиль
  2. Комбинированное транспортное средство
    1. Комбинированное транспортное средство
    2. Комбинированное транспортное средство и спецразрешение
  3. Манёвры
    1. Маневрирование
    2. Маневрирование согласно Конвенции
    3. Остановка и стоянка транспортного средства
  4. Средство персональной мобильности
    1. Средство персональной мобильности
    2. К пешеходу приравнивается
    3. Механическое ТС. Происшествие с участием СПМ и электровелосипеда
  5. Велосипедная дорожка, пешеходная дорожка
    1. Велосипедная дорожка
    2. Пешеходная дорожка
  6. Велосипедный переезд и островок безопасности
    1. Велосипедный переезд
    2. Велосипедный переезд наряду с пешеходным переходом
    3. Островок безопасности
  7. Зона «30», перекрёсток и регулировщик
    1. Зона с ограничением максимальной скорости
    2. Перекрёсток и его границы
    3. Регулировщик
  8. Предоставить преимущество и уступить дорогу
    1. Преимущество 2 полосы, разделительная зона и полоса
    2. Преимущество 2 полосы, трамвайный путь
    3. Преимущество 2 полосы на велопереезде
    4. Преимущество, когда велопереезд наряду с переходом
    5. Уступить дорогу (не иметь преимущества)
  9. Путепровод и транспортная развязка в разных уровнях
    1. Путепровод
    2. Транспортная развязка в разных уровнях

1. Транспортные средства

1.1. Велосипеды, мопеды и мотоциклы

Велосипед

Велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колёс и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нём, в частности при помощи педалей или рукояток.

К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определённую его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;

Велосипед, приводимый в движение при помощи педалей или рукояток, может развиваться скорость и более 25 км/ч, но не более максимальной конструктивной скорости, определённой его изготовителем.

Мопед

Мопед — двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определённую его техническими характеристиками, не более 50 км/чК мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками

Мотоцикл

Мотоцикл — двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом 50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трёх- и четырёхколёсные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряжённом состоянии не более 550 килограммов (без учёта массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

1.2. На соответствие термину велосипед, мопед, мотоцикл

Вопросы на соответствие терминам велосипед и мотоцикл с учетом внесённых изменений.

1.3. Квадрициклы (мотоколяски и мотовездеходы UTV)

Из термина ПДД «Автомобиль» к автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) — четырёхколёсные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряжённом состоянии не более 550 килограммов.

К квадрициклам также следует отнести мотовездеходы UTV.

Согласно пункта ПДД 3 мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой допускаются к участию в дорожном движении только по дорогам без усовершенствованного покрытия.

1.4. Квадроциклы ATV типа I и типа II, снегоходы

Снегоболотоходы колёсные малогабаритные (квадроциклы – ATV) типа I категорий G, S и типа II также как и мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой допускаются к участию в дорожном движении только по дорогам без усовершенствованного покрытия.

Категории назначения ATV:

G - Модель общего назначения (16 лет и старше).

S - Спортивная модель (опытный водитель в возрасте 16 лет и старше).

Y - Молодежная модель (менее 16 лет под присмотром взрослых):

  Y6+ (6 лет или старше);

  Y10+(10 лет или старше);

  Y12+ (12 лет или старше).

T - Переходная модель (менее 14 лет под присмотром взрослых, или в возрасте 16 лет и старше)

Сравнение ATV и UTV:

Квадроцикл/ATV(all-terrain vehicle) — транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, имеющее более 3 колёс, и следующие признаки:

• шины, рассчитанные на низкое давление;

• водитель/пассажир сидит верхом на сидении;

руль мотоциклетного типа;

• число мест - не более двух.

 

Мотовездеход UTV(Side-by-side) — транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, имеющее более 3 колёс и следующие признаки:

• шины, рассчитанные на низкое давление;

поперечная посадка водителя и пассажира;

руль и сидения автомобильного типа;

• число мест - от двух до четырех;

• пространственная рама, защищающая экипаж.

1.5. Электромобиль

Электромобиль — транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии.

Согласно этого определения к электромобилям можно приравнять электромотоциклы и электромопеды, которые наравне с ними имеют право пользоваться станциями зарядки и передвигаться по полосам для маршрутных транспортных средств.

2. Комбинированное транспортное средство

2.1. Комбинированное транспортное средство

Комбинированное транспортное средство — состав транспортных средств, состоящий из грузового автомобиля, автомобиля-тягача, седельного тягача, колёсного трактора и буксируемого механического транспортного средства.

Состав транспортных средств, состоящий из легкового автомобиля и буксируемого механического транспортного средства, не является комбинированным транспортным средством.

2.2. Комбинированное транспортное средство и спецразрешение

Термин "Комбинированное транспортное средство" введён для того, чтобы ограничить их движение по дорогам общего пользования, если общая длина обоих ТС, входящих в комбинированное, превышает 24 метра.

3. Манёвры

3.1. Маневрирование

В перечень манёвров включены:

  • выезд транспортного средства на трамвайные пути;
  • cъезд транспортного средства с трамвайных путей.

3.2. Маневрирование согласно Конвенции

Конвенция о дорожном движении, Оригинал ООН
Статья 14
Общие предписания, касающиеся маневров

1. Водитель, который намерен выполнить какой-либо маневр, как, например, выехать из ряда транспортных средств, находящихся на стоянке, или въехать в него, принять вправо или влево на проезжей части дороги, в частности, чтобы переменить полосу движения, выполнить поворот направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение, должен начинать этот маневр только после того, как он убедится, что может это сделать, не подвергая опасности тех пользователей дороги, которые следуют позади него, впереди или навстречу, и с учетом их положения, направления движения и скорости.

3.3. Остановка и стоянка транспортного средства

Согласно ПДД 2.41

«Остановка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более чем на 5 минут, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства, а также зарядки электромобиля»

прекращение движения более чем на 5 минут, для зарядки электромобиля является остановкой:

Согласно ПДД 2.61

«Стоянка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства, а также зарядкой электромобиля».

4. Средство персональной мобильности

4.1. Средство персональной мобильности

Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее);





4.2. К пешеходу приравнивается

К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.

4.3. Механическое ТС. Происшествие с участием СПМ и электровелосипеда

Электровелосипед в отличии от велосипеда является механическим ТС. Это надо учитывать при отнесении тех или иных происшествий к ДТП.

5. Велосипедная дорожка, пешеходная дорожка

5.1. Велосипедная дорожка

Когда велодорожка совмещена с пешеходной, она может обозначаться дорожным знаком «Велосипедная и пешеходная дорожка».
Также велосипедная дорожка или часть её может обозначаться зелёным цветом.

5.2. Пешеходная дорожка

Совмещенная дорожка, обозначенная знаком «Велосипедная и пешеходная дорожка» :

Согласно терминов:

«2.47. пешеходная дорожка — выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожными знаками «Пешеходная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка» и (или) дорожной разметкой 1.30 либо 1.31 соответственно»

и

«2.6. велосипедная дорожка — обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее — велосипедисты) и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, обозначенные дорожными знаками «Велосипедная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка» и (или) дорожной разметкой 1.29 либо 1.31 соответственно... »

показанный элемент является и пешеходной и велосипедной дорожкой одновременно и предназначен для совместного движения пешеходов и велосипедистов.

6. Велосипедный переезд и островок безопасности

6.1. Велосипедный переезд

Велосипедный переезд — участок проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;


6.2. Велосипедный переезд наряду с пешеходным переходом

В одних границах, определяемых дорожными знаками, может находится велопереезд наряду с пешеходным переходом.

Расстояние безопасной зоны (т.е расстояние от горизонтальной дорожной разметки 1.14.3 до 1.15), разделяющей пешеходный переход от велосипедного переезда на проезжей части, составляет 1 метр.

6.3. Островок безопасности

Островок безопасности — техническое средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее — пешеходный переход), защитные элементы которого обеспечивают конструктивное выделение места для безопасной остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.

К островку безопасности относится участок разделительной полосы, через которую проходит пешеходный переход.

7. Зона «30», перекрёсток и регулировщик

7.1. Зона с ограничением максимальной скорости

Зона с ограничением максимальной скорости — территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Зона с ограничением максимальной скорости движения» и «Конец зоны с ограничением максимальной скорости движения».

7.2. Перекрёсток и его границы

Граница перекрёстка определяется линиями дорожной разметки 1.37, а при её отсутствии — воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удалённые от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей дорог.

Границы перекрестка в случае применения разметки 1.37 (вафельницы). 

Применение такой разметки позволяет установить четкие границы перекрестка, где есть плавные закруглений входящих в него проезжих частей (закругления большого радиуса).

Это в свою очередь облегчает водителю принятие решений при выполнении различных требований Правил, например требования «запрещается въезжать на перекресток, если образовался затор». Отметим, что остановка запрещается в 15 метрах от края пересекаемой проезжей части, а не от линии разметки-вафельницы.

7.3. Регулировщик

Регулировщик — сотрудник ГАИ, осуществляющий регулирование дорожного движения в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с жезлом и свистком).

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооружённых Сил органов пограничной службы, органов государственной безопасности и подчинённых им воинских частей в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, МВД,органам государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

работники дорожно-строительных и эксплуатационных организаций, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах в одежде из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) при исполнении ими своих служебных обязанностей.

8. Предоставить преимущество и уступить дорогу

8.1. Преимущество 2 полосы, разделительная зона и полоса

Преимущество и 2 полосы запаса

Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения.

Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).

 

Прогнозирование предоставления преимущества

При предоставлении преимущества нужно спрогнозировать, чтобы две полосы запаса или более были в момент пересечения траекторий движения автомобиля (передний бампер) и пешехода.


 

8.2. Преимущество 2 полосы, трамвайный путь

Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).

В расчете предоставления преимущества нужно учитывать только трамвайный путь попутного направления:

8.3. Преимущество 2 полосы на велопереезде

При предоставлении преимущества пешеходу, пересекающему проезжую часть дороги по велопереезду действует такое же правило двух полос:

8.4. Преимущество, когда велопереезд наряду с переходом

На совмещенном пешеходному переходе, где наряду с пешеходным переходом есть и велосипедный переезд, водителю нужно учитывать появление как обычных пешеходов, так и пешеходов, передвигающихся на СПМ, отдельно просчитывая пешеходный переход и отдельно велопереезд. При этом правило двух полос не работает за спиной пешеходов.

8.5. Уступить дорогу (не иметь преимущества)

Правил двух полос применяется для:

1. Пешеходов, передвигающихся пешком;

2. Пешеходов, передвигающихся на СПМ.

Велосипедистам на велопереездах водитель уступает дорогу.

9. Путепровод и транспортная развязка в разных уровнях

9.1. Путепровод

Путепровод —инженерное сооружение, устраиваемое в местах пересечения дорог или дороги с железнодорожными путями для обеспечения беспрепятственного движения в разных уровнях.


9.2. Транспортная развязка в разных уровнях

Транспортная развязка в разных уровнях — инженерное сооружение, включающее путепровод и съезды, обеспечивающие перемещение транспортных средств с одной дороги на другую.


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.