- Транспортные средства
- Велосипеды, мопеды и мотоциклы
- На соответствие термину велосипед, мопед, мотоцикл
- Квадрициклы (мотоколяски и мотовездеходы UTV)
- Квадроциклы ATV типа I и типа II, снегоходы
- Электромобиль
- Комбинированное транспортное средство
- Комбинированное транспортное средство
- Комбинированное транспортное средство и спецразрешение
- Манёвры
- Маневрирование
- Маневрирование согласно Конвенции
- Остановка и стоянка транспортного средства
- Средство персональной мобильности
- Средство персональной мобильности
- К пешеходу приравнивается
- Механическое ТС. Происшествие с участием СПМ и электровелосипеда
- Велосипедная дорожка, пешеходная дорожка
- Велосипедная дорожка
- Пешеходная дорожка
- Велосипедный переезд и островок безопасности
- Велосипедный переезд
- Велосипедный переезд наряду с пешеходным переходом
- Островок безопасности
- Зона «30», перекрёсток и регулировщик
- Зона с ограничением максимальной скорости
- Перекрёсток и его границы
- Регулировщик
- Предоставить преимущество и уступить дорогу
- Преимущество 2 полосы, разделительная зона и полоса
- Преимущество 2 полосы, трамвайный путь
- Преимущество 2 полосы на велопереезде
- Преимущество, когда велопереезд наряду с переходом
- Уступить дорогу (не иметь преимущества)
- Путепровод и транспортная развязка в разных уровнях
- Путепровод
- Транспортная развязка в разных уровнях
1. Транспортные средства
1.1. Велосипеды, мопеды и мотоциклы
Велосипед
Велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колёс и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нём, в частности при помощи педалей или рукояток.

К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определённую его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;

Велосипед, приводимый в движение при помощи педалей или рукояток, может развиваться скорость и более 25 км/ч, но не более максимальной конструктивной скорости, определённой его изготовителем.

Мопед
Мопед — двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определённую его техническими характеристиками, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками
Мотоцикл
Мотоцикл — двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом 50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
К мотоциклам приравниваются трёх- и четырёхколёсные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряжённом состоянии не более 550 килограммов (без учёта массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
1.2. На соответствие термину велосипед, мопед, мотоцикл
Вопросы на соответствие терминам велосипед и мотоцикл с учетом внесённых изменений.
1.3. Квадрициклы (мотоколяски и мотовездеходы UTV)
Из термина ПДД «Автомобиль» к автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) — четырёхколёсные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряжённом состоянии не более 550 килограммов.
К квадрициклам также следует отнести мотовездеходы UTV.
Согласно пункта ПДД 3 мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой допускаются к участию в дорожном движении только по дорогам без усовершенствованного покрытия.

1.4. Квадроциклы ATV типа I и типа II, снегоходы
Снегоболотоходы колёсные малогабаритные
(квадроциклы – ATV) типа I категорий G, S и типа II также как и мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой
допускаются к участию в дорожном движении только по дорогам без усовершенствованного покрытия.

Категории назначения ATV:
G - Модель общего назначения (16 лет и старше).
S - Спортивная модель (опытный водитель в возрасте 16 лет и старше).
Y - Молодежная модель (менее 16 лет под присмотром взрослых):
Y6+ (6 лет или старше);
Y10+(10 лет или старше);
Y12+ (12 лет или старше).
T - Переходная модель (менее 14 лет под присмотром взрослых, или в возрасте 16 лет и старше)
Сравнение ATV и UTV:

Квадроцикл/ATV(all-terrain vehicle) — транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, имеющее более 3 колёс, и следующие признаки:
• шины, рассчитанные на низкое давление;
• водитель/пассажир сидит верхом на сидении;
• руль мотоциклетного типа;
• число мест - не более двух.
Мотовездеход UTV(Side-by-side) — транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, имеющее более 3 колёс и следующие признаки:
• шины, рассчитанные на низкое давление;
• поперечная посадка водителя и пассажира;
• руль и сидения автомобильного типа;
• число мест - от двух до четырех;
• пространственная рама, защищающая экипаж.
1.5. Электромобиль
Электромобиль — транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии.
Согласно этого определения к электромобилям можно приравнять электромотоциклы и электромопеды, которые наравне с ними имеют право пользоваться станциями зарядки и передвигаться по полосам для маршрутных транспортных средств.

2. Комбинированное транспортное средство
2.1. Комбинированное транспортное средство
Комбинированное транспортное средство — состав транспортных средств, состоящий из грузового автомобиля, автомобиля-тягача, седельного тягача, колёсного трактора и буксируемого механического транспортного средства.

Состав транспортных средств, состоящий из легкового автомобиля и буксируемого механического транспортного средства, не является комбинированным транспортным средством.
2.2. Комбинированное транспортное средство и спецразрешение

Термин "Комбинированное транспортное средство" введён для того, чтобы ограничить их движение по дорогам общего пользования, если общая длина обоих ТС, входящих в комбинированное, превышает 24 метра.
3. Манёвры
3.1. Маневрирование
В перечень манёвров включены:
- выезд транспортного средства на трамвайные пути;
- cъезд транспортного средства с трамвайных путей.

3.2. Маневрирование согласно Конвенции
Конвенция о дорожном движении, Оригинал ООН
Статья 14
Общие предписания, касающиеся маневров
1. Водитель, который намерен выполнить какой-либо маневр, как, например, выехать из ряда транспортных средств, находящихся на стоянке, или въехать в него,
принять вправо или влево на проезжей части дороги, в частности, чтобы переменить полосу движения, выполнить поворот направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение, должен начинать этот маневр только после того, как он убедится, что может это сделать,
не подвергая опасности тех пользователей дороги, которые следуют позади него, впереди или навстречу, и с учетом их положения, направления движения и скорости.3.3. Остановка и стоянка транспортного средства
Согласно ПДД 2.41
«Остановка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более чем на 5 минут, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства, а также зарядки электромобиля»
прекращение движения более чем на 5 минут, для зарядки электромобиля является остановкой:

Согласно ПДД 2.61
«Стоянка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства, а также зарядкой электромобиля».
4. Средство персональной мобильности
4.1. Средство персональной мобильности
Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и
предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения)
использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее);




4.2. К пешеходу приравнивается
К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.
4.3. Механическое ТС. Происшествие с участием СПМ и электровелосипеда
Электровелосипед в отличии от велосипеда является механическим ТС. Это надо учитывать при отнесении тех или иных происшествий к ДТП.
5. Велосипедная дорожка, пешеходная дорожка
5.1. Велосипедная дорожка
Когда велодорожка совмещена с пешеходной, она может обозначаться дорожным знаком «Велосипедная и пешеходная дорожка».
Также велосипедная дорожка или часть её может обозначаться зелёным цветом.

5.2. Пешеходная дорожка
Совмещенная дорожка, обозначенная знаком «Велосипедная и пешеходная дорожка»
:

Согласно терминов:
«2.47. пешеходная дорожка — выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожными знаками «Пешеходная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка» и (или) дорожной разметкой 1.30 либо 1.31 соответственно»
и
«2.6. велосипедная дорожка — обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее — велосипедисты) и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, обозначенные дорожными знаками «Велосипедная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка» и (или) дорожной разметкой 1.29 либо 1.31 соответственно... »

показанный элемент является и пешеходной и велосипедной дорожкой одновременно и предназначен для совместного движения пешеходов и велосипедистов.
6. Велосипедный переезд и островок безопасности
6.1. Велосипедный переезд
Велосипедный переезд — участок проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;


6.2. Велосипедный переезд наряду с пешеходным переходом
В одних границах, определяемых дорожными знаками, может находится велопереезд наряду с пешеходным переходом.
Расстояние безопасной зоны (т.е расстояние от горизонтальной дорожной разметки 1.14.3 до 1.15), разделяющей пешеходный переход от велосипедного переезда на проезжей части, составляет 1 метр.

6.3. Островок безопасности
Островок безопасности — техническое средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее — пешеходный переход), защитные элементы которого обеспечивают конструктивное выделение места для безопасной остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.

К островку безопасности относится участок разделительной полосы, через которую проходит пешеходный переход.

7. Зона «30», перекрёсток и регулировщик
7.1. Зона с ограничением максимальной скорости
Зона с ограничением максимальной скорости — территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Зона с ограничением максимальной скорости движения» и «Конец зоны с ограничением максимальной скорости движения».

7.2. Перекрёсток и его границы
Граница перекрёстка определяется линиями дорожной разметки 1.37, а при её отсутствии — воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удалённые от центра перекрёстка начала закруглений проезжих частей дорог.

Границы перекрестка в случае применения разметки 1.37 (вафельницы).

Применение такой разметки позволяет установить четкие границы перекрестка, где есть плавные закруглений входящих в него проезжих частей (закругления большого радиуса).
Это в свою очередь облегчает водителю принятие решений при выполнении различных требований Правил, например требования «запрещается въезжать на перекресток, если образовался затор». Отметим, что остановка запрещается в 15 метрах от края пересекаемой проезжей части, а не от линии разметки-вафельницы.
7.3. Регулировщик
Регулировщик — сотрудник ГАИ, осуществляющий регулирование дорожного движения в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с жезлом и свистком).

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооружённых Сил органов пограничной службы, органов государственной безопасности и подчинённых им воинских частей в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, МВД,органам государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

работники дорожно-строительных и эксплуатационных организаций, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах в одежде из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) при исполнении ими своих служебных обязанностей.

8. Предоставить преимущество и уступить дорогу
8.1. Преимущество 2 полосы, разделительная зона и полоса
Преимущество и 2 полосы запаса
Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения.
Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).

Прогнозирование предоставления преимущества
При предоставлении преимущества нужно спрогнозировать, чтобы две полосы запаса или более были в момент пересечения траекторий движения автомобиля (передний бампер) и пешехода.


8.2. Преимущество 2 полосы, трамвайный путь
Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).
В расчете предоставления преимущества нужно учитывать только трамвайный путь попутного направления:


8.3. Преимущество 2 полосы на велопереезде
При предоставлении преимущества пешеходу, пересекающему проезжую часть дороги по велопереезду действует такое же правило двух полос:

8.4. Преимущество, когда велопереезд наряду с переходом
На совмещенном пешеходному переходе, где наряду с пешеходным переходом есть и велосипедный переезд, водителю нужно учитывать появление как обычных пешеходов, так и пешеходов, передвигающихся на СПМ, отдельно просчитывая пешеходный переход и отдельно велопереезд. При этом правило двух полос не работает за спиной пешеходов.

8.5. Уступить дорогу (не иметь преимущества)
Правил двух полос применяется для:
1. Пешеходов, передвигающихся пешком;
2. Пешеходов, передвигающихся на СПМ.

Велосипедистам на велопереездах водитель уступает дорогу.
9. Путепровод и транспортная развязка в разных уровнях
9.1. Путепровод
Путепровод —инженерное сооружение, устраиваемое в местах пересечения дорог или дороги с железнодорожными путями для обеспечения беспрепятственного движения в разных уровнях.


9.2. Транспортная развязка в разных уровнях
Транспортная развязка в разных уровнях — инженерное сооружение, включающее путепровод и съезды, обеспечивающие перемещение транспортных средств с одной дороги на другую.

