Версия для печати

Управление автомобилем на перекрёстках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах

  1. Перекрёсток и пешеходный переход как место концентрации ДТП
    1. ДТП на перекрёстках, пешеходных переходах и вблизи них
  2. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку
    1. Общий алгоритм
    2. Ситуации
    3. Сложные ситуации
    4. Трамвайные пути
    5. Ограниченная обзорность
  3. Осмотр дороги, прогнозирование и изменение намерений
    1. При последовательном осмотре дороги и перекрёстка по мере приближения
    2. Осмотр и прогнозирование
    3. Опасность изменения водителем своих намерений
  4. Движение по регулируемому и по нерегулируемому перекрёстку
    1. Движение по регулируемому перекрёстку
    2. Движение по нерегулируемому перекрёстку
  5. Пересечение пешеходных переходов. Движение в местах скопления пешеходов
    1. Пересечение пешеходных переходов
    2. Места скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда
  6. Управление автомобилем в местах возможного появления детей и подростков
    1. Места возможного появления детей и подростков. Учреждения образования
    2. Места возможного появления детей и подростков. Дворы и детские площадки
  7. Меры безопасности при проезде железнодорожных переездов
    1. При проезде железнодорожных переездов
  8. Влияние психофизиологии водителя при движении на перекрёстках, переходах и переездах
    1. На перекрёстках
    2. На пешеходных переходах
    3. На железнодорожных переездах
  9. Особенности поведения водителя при движении на перекрёстках, переходах и переездах
    1. Особенности поведения водителя при движении на перекрёстках, переходах и переездах
  10. Типичные ДТП на перекрёстках, пешеходных переходах, ж/д переездах
    1. Типичные ДТП на перекрёстках
    2. Типичные ДТП на пешеходных переходах
    3. Типичные ДТП на железнодорожных переездах

1. Перекрёсток и пешеходный переход как место концентрации ДТП

1.1. ДТП на перекрёстках, пешеходных переходах и вблизи них

Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «конфликтных точках», то есть в местах, где на одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов — на перекрёстках и пешеходных переходах, а также вблизи них.

https://youtu.be/AvIUYm3NP0Y

При внезапном появлении препятствия для водителя ситуация может развиваться следующим образом:

  • водитель нажимает педаль тормоза (при малом расстоянии и большой скорости происходит столкновение на перекрёстке или наезд на пешехода);
  • водитель нажимает педаль тормоза (при несоблюдении дистанции наезд сзади совершает попутное транспортное средство);
  • водитель пытается объехать препятствие (на большой скорости происходит опрокидывание или наезд на иное препятствие, такие как дерево, опора освещения, ограждение и прочее.

Это несколько неблагоприятных сценариев развития ситуации, когда водитель неправильно осматривал подъезд к перекрёстку или пешеходному переходу, а значит и неправильно выбрал скорость движения.

Вовремя обнаруженное препятствие или потенциальная опасность и правильные действия водителя не дадут развиться ситуации до аварийной, когда действия водителя зачастую могут только снизить тяжесть последствий ДТП.

2. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку

2.1. Общий алгоритм

Водитель должен своевременно идентифицировать такой участок дороги, как приближение к перекрёстку. Частично эту проблему решают установленные на дороге знаки приоритета. Кроме того, по знакам приоритета или табличкам, установленным с ними, иногда можно установить конфигурацию перекрёстка.

Далее водитель должен выяснить, регулируемый перекрёсток перед ним или нерегулируемый. Дальнейшие алгоритмы действий водителя будут зависеть от типа перекрёска.

На границах перекрёстка часто располагаются пешеходные переходы, и это тоже важно учитывать при его проезде. Но о них мы более подробно поговорим чуть позже.

При приближении к перекрёстку водитель должен быть готов к снижению скорости движения. Если на перекрёстке предполагается совершить поворот или разворот, водитель должен заблаговременно занять соответствующее положение на проезжей части дороги, убедившись в том, что такой манёвр на перекрёстке не запрещён. Частично на конфигурацию перекрёстка могут указывать информационно-указательные знаки.

Независимо от типа перекрёстка водитель должен убедиться, что к перекрёстку не приближаются транспортные средства оперативного назначения с включёнными маячками, на площади перекрёстка не образовалось затора или иного препятствия, на площади перекрёстка отсутствуют пешеходы, для которых он может представлять опасность.

Перекрёсток — место конфликта интересов и водителей, и пешеходов, и крайне важно видеть не только всю площадь перекрёстка, подъезжая к нему, но и участки дорог, выходящих на перекрёсток, и пешеходных путей на участках приближения к перекрёстку.

Подведём итоги, определив общую последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку:

Общая последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку

  • убедиться, есть ли светофор, регулировщик;
    если нет — есть ли знаки приоритета;
    если знаков нет — сравнить дорожные покрытия или иным образом выяснить наличие главной дороги;
  • убедиться, есть ли трамвайные пути;
  • установить конфигурацию перекрёстка, расположение пешеходных переходов на перекрёстке и вблизи него;
  • отслеживать смену сигналов светофора (регулировщика), приближение транспортных средств и пешеходов, возможное появление препятствий на пути движения;
  • быть в готовности уступить дорогу всем участникам дорожного движения, имеющим преимущество, для чего посмотреть прямо, направо, налево;
  • быть в готовности прибегнуть к экстренному торможению в случае проезда транспортного средства, не имеющего преимущества, но не выполняющего требования уступить дорогу.

2.2. Ситуации

Рассмотрим несколько простых ситуаций, связанных с приближением к перекрёстку.

Ситуация 1:

На первый взгляд не видно никакой опасности. Но на данном участке дороги действует ограничение скорости до 40 км/ч. Значит, участок дороги всё-таки может таить опасность. Перед нами два последовательных примыкания. Сперва — правое примыкание, а через несколько метров — левое. Знаки «Главная дорога» обозначают не два перекрёстка, по их расстановке делаем вывод, что оба примыкания рассматриваются как один перекрёсток. Оба второстепенных примыкания на участках приближения к перекрёстку не просматриваются. Следовательно, выехавшая скорая помощь с маячками или иное транспортное средство оперативного назначения будет полной неожиданностью. Учитывая, что мы движемся по небольшому городку, на перекрёсток может выскочить например гужевая повозка или велосипедист-подросток.

Запомните — знаки, ограничивающие скорость движения, просто так не ставят!

Ситуация 2:

Мы подъезжаем к перекрёстку с пешеходным переходом и искусственной неровностью. Перед переходом стоит женщина с ребёнком на руках. Слева по второстепенной дороге к перекрёстку подъехал легковой автомобиль. Пешеходу, несмотря на то, что он не движется, необходимо предоставить право на первоочерёдное движение.

Далее несколько вариантов развития событий:

  • Мы останавливаемся, пешеход начинает переходить дорогу. Водитель слева под прикрытием пешехода поворачивает направо;
  • Мы останавливаемся, пешеход не переходит дорогу. Водитель слева, пользуясь тем, что мы остановились, поворачивает направо.

А теперь представьте, что мы не пропустили пешехода, а перед спящим полицейским лишь слегка сбросили скорость. А водитель красного автомобиля рассчитывал на иное развитие событий, надеясь минимум на то, что искусственную неровность будем проезжать медленно и аккуратно... Понятно, что в случившемся ДТП будет виноват водитель, повернувший со второстепенной, но при адекватном нашем поведении такого бы ДТП не случилось.

Ситуация 3:

Ну а здесь на что смотреть? Нам горит зелёный, на правый поворот мы никому не создадим помех, пешеходов справа перед переходом нет, да и времени у них на переход почти не осталось! Есть невидимая опасность и на этом перекрёстке. Мы пересекаем велодорожку! В городских условиях зачастую велосипедисты движутся со скоростью, сопоставимой со скоростью транспортного потока. С учётом заканчивающегося времени велосипедист сзади справа на велодорожке может ещё и ускориться. Поэтому при правом повороте смотрите вправо назад. Кроме велосипедиста можно увидеть и участника дорожного движения на электросамокате.

Ситуация 4:

Подъезжая к перекрёстку, необходимо убедиться, нет ли на пути Вашего движения препятствия, а также нет ли препятствия, из-за которого другие водители будут вынужденно пересекать Вашу траеторию движения. В показанной ситуации препятствие создано водителю встречного автомобиля. Водитель уже начал смещаться на встречную для него полосу движения. Безопаснее всего дать ему возможность объехать препятствие, так как перед показанным перекрёстком всё равно необходимо снижать скорость до минимума, потому что, находясь на второстепенной дороге, мы не имеем возможности осмотреть главную дорогу справа, обзорность которой ограничена зданием, стоящим перед перекрёстком.

2.3. Сложные ситуации

Рассмотрим несколько ситуаций посложнее, также связанных с приближением к перекрёстку.

Ситуация 1:

Перекрёсток имеет большую площадь и смещённые полосы движения. В пределах перекрёстка меняются разрешённые направления движения по полосам. Это улица Семашко в Минске, известная всем, кто сдавал водительские экзамены в столице. Множество учебных автомобилей искусственно замедляют движение, вызывают нервозность. Курсантам за рулём свойственно ошибаться. А тут ещё пешеход, который в случае смены сигналов не отреагирует никак, отвлекаясь на свой телефон, двигаясь даже не по тротуару.
Ещё совет — подъехать ближе к переходу, чтобы улучшить обзорность влево, закрытую попутным автомобилем.

Ситуация 2:

Мы подъезжаем к перекрёстку, где на светофоре включён жёлтый мигающий сигнал. У водителей, выезжающих со второстепенной дороги, имеется проблема с выездом на перекрёсток, так как по главной дороге идёт сплошной поток автомобилей. Явно в данной ситуации таксист может нервничать. На площади перекрёстка стоят два автомобиля в ожидании поворота налево и (или) разворота. Они тоже ожидают разрыва потока. Если за нами автомобилей нет, то ситуация несколько улучшится, и некоторые из стоящих автомобилей смогут продолжить движение, а если за нами сплошной поток, то в разрыв между нами и попутным автомобилем впереди кто-то из них (таксист или водитель грузового автомобиля) может спровоцировать попытаться вклиниться, потеряв терпение.

Ситуация 3:

Перед перекрёстком в такую погоду из-за постоянных торможений покрытие особенно скользкое, а нам необходимо уступить дорогу пешеходу. Поворачивающий легковой автомобиль может занести на перекрёстке. Знак «Движение запрещено налево» говорит, что за первым перекрёстком сразу левое примыкание, его обзор ограничен. В этом месте стоит трактор с прицепом, и скорее всего готовый начать движение. Сместившийся самосвал (то ли перед поворотом налево, то ли перед обгоном) напрочь закрыл видимость встречной полосы.

В общем, полная неопределённость. Пока снижаем скорость вплоть до остановки, уступая дорогу пешеходу, а там разберёмся. На дороге часто так случается, пока мы снижаем скорость, ситуация становится проще, безопаснее и понятнее.

2.4. Трамвайные пути

Подъезжая к перекрёстку, необходимо уяснить, есть ли на перекрёстке или вблизи его границ трамвайные пути, так как от этого будет зависеть, в какой очерёдности Вы проедете перекрёсток.

Перед перекрёстком, на нём и на съезде с него необходимо уступить дорогу всем, кто имеет преимущество, для чего внимательно осмотреть выходы на пешеходные переходы и подъезды к перекрёстку с направлений, где водители будут иметь преимущество по отношению к Вам.

В показанной ситуации мы при повороте направо, выезжая с перекрёстка, обязаны уступить дорогу трамваю. Велосипедист ждёт включения разрешающего для него сигнала. Но, учитывая, что велосипед является неустойчивым транспортным средством, необходимо проезжать мимо него с особой осторожностью, контролируя поведение велосипедиста.

При проезде показанного перекрёстка необходимо обратить внимание на то, что трамвайный светофор не работает, соответственно водитель трамвая будет руководствоваться сигналами общих транспортных светофоров. Время действия разрешающего сигнала истекает. Необходимо убедиться, не приближается ли трамвай в попутном или во встречном направлении, не намерен ли он повернуть на перекрёстке. Если нет, то необходимо проехать перекрёсток без промедления.

2.5. Ограниченная обзорность

На участке приближения к перекрёстку с ограниченной обзорностью перед водителем стоит напростая задача, как его безопасно пересечь. Перед некоторыми перекрёстками, если с данного направления обзорность ограничена в силу объективных причин, устанавливается дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Перед таким перекрёстком необходимо остановиться (кроме случаев, когда перекрёсток является регулируемым).

В остальных случаях, если на перекрёстке ограничена обзорность, необходимо снизить скорость вплоть до остановки (даже если Вы имеете преимущество), чтобы иметь возможность остановиться в случае необходимости. Двигаться через перекрёсток следует только после того, как убедитесь в безопасности, как, например, в показанной ситуации.

На некоторых перекрёстках с ограниченной обзорностью устанавливают специальные зеркала, позволяющие видеть участки дорог, выходящих на перекрёстки.

https://youtu.be/bGwrAQOvjrQ

Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрёстку отличается цикличностью (повторяемостью) действий ввиду постоянного изменения дорожной ситуации на отдельно взятом перекрёстке, особенно с ограниченной обзорностью: «один раз, ещё раз, ещё сколько нужно раз».

https://youtu.be/PmhM69I5TFw

3. Осмотр дороги, прогнозирование и изменение намерений

3.1. При последовательном осмотре дороги и перекрёстка по мере приближения

Приближаясь к перекрёстку, мы последовательно и дозированно получаем новую информацию, которая возможно повлияет на наши дальнейшие действия.

Мы видим впереди перекрёсток, на котором ещё 18 секунд для нас будет гореть запрещающий сигнал, можем спокойно подкатываться к перекрёстку, чтобы подъехать к включению разрешающего сигнала.

По мере подъезда обнаруживаем ещё один знак, который разрешает разворот из дополнительной полосы слева. Если мы искали место для разворота, то ещё имеем возможность заблаговременно включить левый указатель поворота и перестроиться на дополнительную полосу слева.

3.2. Осмотр и прогнозирование

Действия водителя зависят от его прогноза развития дорожной ситуации, основанного на личном опыте, а также знаниях, полученных в автошколе, и сведениях из СМИ и прочитанной литературы.

Попробуем составить прогноз развития наблюдаемой ситуации.

Водитель белого автомобиля может начать движение, закончив посадку (высадку) пассажиров. Кто-нибудь из встречного потока может повернуть налево на одном из трёх перекрёстков впереди. Пешеход впереди слева может начать переход дороги.
Посмотрим на развитие этой ситуации:

Из прогнозируемых событий случилось только одно: пешеход начал переход проезжей части. Но появилось ещё одно: справа со второстепенной дороги выезжает автомобиль, который под прикрытием пешехода может попытаться повернуть направо, пока мы остановимся, чтобы уступить дорогу пешеходу. Как видим, прогнозирование, исходя из наихудшего развития ситуации, не позволяет случиться критическим событиям и позволяет водителю заблаговременно подготовиться к правильному реагированию.

3.3. Опасность изменения водителем своих намерений

Действия водителя должны быть понятны окружающим и не нести в себе элемента неожиданности. Недопустимо введение в заблуждение остальных участников дорожного движения.

Рассмотрим следующую ситуацию. Мы намерены повернуть направо на перекрёстке и заблаговременно включили правый указатель поворота.

Заметив, что на пешеходном переходе много пешеходов, решаем выключить сигнал поворота и проследовать прямо, так как к месту назначения можно доехать, повернув направо и на следующем перекрёстке. При этом будет пройдено такое же расстояние до места назначения. Можно так поступить? Конечно нет!

Наши действия будут неожиданными и непредсказуемыми для водителя, движущегося впереди в попутном направлении и включившего сигнал правого поворота. Он нас фактически уже вычеркнул из области внимания. Водитель белого автомобиля, если спешит, может попытаться вклиниться между пешеходами и повернуть направо, ведь для него мы тоже с включённым правым поворотом не представляем, по его пониманию, опасности.

Поэтому, если включили сигнал поворота, продолжайте движение только в намеченном направлении. Перекрёсток — это не место для переменчивых решений.

4. Движение по регулируемому и по нерегулируемому перекрёстку

4.1. Движение по регулируемому перекрёстку

При проезде регулируемого перекрёстка необходимо определить места остановки в случае включения запрещающего сигнала (стоп-линия или дорожный знак 5.33 «Стоп-линия»), так как их место расположения может отличаться от расположения светофора.

Следует помнить, что разрешающий сигнал горит не вечно, и в какой-то момент он может смениться на запрещающий. Зелёный мигающий сигнал редко «моргает» более трёх раз, и если Вы только подъезжаете к перекрёстку и не видели, в какой момент светофор начал мигать, то безопаснее всего плавно снизить скорость и остановится в установленном Правилами дорожного движения месте.

Не следует сломя голову нестись через перекрёсток на жёлтый сигнал, равно как и нет никакой необходимости стартовать на сочетание красного и жёлтого сигналов — многие ДТП с тяжёлым исходом происходят в момент смены сигналов светофора.

4.2. Движение по нерегулируемому перекрёстку

Регулируемый перекрёсток в любой момент может стать нерегулируемым (регулировщик ушёл, светофор переведён в режим жёлтого мигающего сигнала или выключен). Опасность такого момента в том, что водители и пешеходы могут вовремя не перестроится на новую организацию дорожного движения.

Водитель при движении по нерегулируемому перекрёстку руководствуется очерёдностью, установленной Правилами дорожного движения. Проблема может быть в том, что ввиду высокой скорости движения он может неправильно определить наличие и направление главной дороги. Скорость движения должна позволять внимательно рассмотреть установленные перед перекрёстком дорожные знаки, определить наличие главной дороги, если знаки приоритета отсутствуют, и в случае необходимости уступить дорогу транспортным средствам, имеющим преимущество.

5. Пересечение пешеходных переходов. Движение в местах скопления пешеходов

5.1. Пересечение пешеходных переходов

Каждый водитель знает о том, что пешеходам необходимо уступать дорогу на нерегулируемых пешеходных переходах, а также и на регулируемых — при одинаковом разрешающем сигнале для водителей и пешеходов. Почему тогда ДТП на переходах происходят так часто? Разберём несколько типичных случаев.

https://youtu.be/HsWwnVaYWUg

Бегущий пешеход, пешеход на самокате, гироскутере и прочие, приближаясь к пешеходному переходу, находится вне зоны периферического зрения водителя, а когда такой пешеход будет замечен — автомобилю не хватит длины тормозного пути и произойдёт наезд. Сюда же можно записать и велосипедиста, пересекающего проезжую часть по пешеходному переходу, при этом не спешившегося. Пешеход может внезапно появиться на проезжей части дороги из-за зелёных насаждений в непосредственной близости от проезжей части, в тёмное время суток — выйти из тени дерева.

Так что перед любым пешеходным переходом лучше снижать скорость и быть готовым немедленно остановиться.

Особая беда — нерегулируемый пешеходный переход на многополосной дороге. Пешеход пересекает проезжую часть дороги между движущихся транспортных средств, но для какого-нибудь водителя он станет виден уже только на капоте. На таком участке дороги лучше двигаться со скоростью потока или даже меньшей, но ни в коем случае никого не опережать!

На регулируемом пешеходном переходе не сто́ит начинать движение при включившемся разрешающем сигнале, не убедившись, что все пешеходы закончили переход проезжей части.

5.2. Места скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда

При проезде мест скопления пешеходов водитель должен снизить скорость и быть готовым к внезапному перемещению пешехода или группы пешеходов на проезжую часть дороги.

Скопления пешеходов могут быть в местах проведения массовых мероприятий, ярмарок, распродаж, вблизи стадионов и прочих спортивных объектов. В какой-то момент ме́ста на тротуаре становится недостаточно, и пешеходы или выходят на проезжую часть дороги, или их могут вытолкнуть на проезжую часть.

От скопления пешеходов может исходить агрессия (спортивные фанаты, молодёжные группировки, в которых выделяются лица в состоянии алкогольного или иного опьянения). Мимо таких групп пешеходов лучше не проезжать, или сто́ит перестроиться на полосу как можно левее (правее) от них.

Ещё одна группа пешеходов — лица, ожидающие прибытия трамвая на тротуаре, в том случае, когда трамвайные пути проложены по центру дороги. Пешеходы внезапно, не глядя на приближающиеся транспортные средства, могут выйти на проезжую часть, увидев вдалеке приближающийся трамвай.

Запомните, увидев группу пешеходов у края проезжей части, всегда снижайте скорость, будьте готовы остановиться.

6. Управление автомобилем в местах возможного появления детей и подростков

6.1. Места возможного появления детей и подростков. Учреждения образования

При проезде мест возможного появления детей и подростков (учреждения образования, детские центры, дома детского творчества и прочие) водитель всегда должен быть готов к внезапному появлению на проезжей части дороги групп детей. Дети в группе менее дисциплинированы и осмотрительны, зачастую перед своими одноклассниками демонстративно нарушают Правила дорожного движения.

Дети могут появиться на проезжей части дороги не только неорганизованной толпой или в одиночку, но и в составе организованной группы. Вот только компетенция, осмотрительность и авторитет у сопровождающего лица могут оставлять желать лучшего. От такой «организованной» группы можно ожидать чего угодно, то есть в такой ситуации реагируем снижением скорости, в готовности немедленно остановиться.

6.2. Места возможного появления детей и подростков. Дворы и детские площадки

При проезде мест расположения детских площадок и дворовых территорий водитель должен двигаться с минимальной скоростью, ожидая появления на проезжей части не только взрослых, но и самых маленьких пешеходов, в том числе катающихся на роликовых коньках и гироскутерах, а также начинающих велосипедистов. Ребёнка, выбегающего между припаркованными автомобилями, не видно из-за его маленького роста. В зимнее время на таких территориях под колёса автомобиля могут попасть дети (и взрослые), катающиеся с горы на санках или тюбингах.

Отдельно стоит сказать об опасности парковки в местах массовых игр детей. Припаркованный автомобиль легко могут повредить (поцарапать) начинающие велосипедисты и дети на самокатах.

При движении по дворовым территориям, а также в иных местах, где прогуливаются родители с детьми в колясках, не сто́ит подавать звуковые сигналы и громко кричать — в это время дети могут спать.

7. Меры безопасности при проезде железнодорожных переездов

7.1. При проезде железнодорожных переездов

Неудачное переключение передач может привести к остановке двигателя. Чтобы этого не произошло, на железнодорожном переезде категорически не рекомендуется переключать передачи или осуществлять движение на нейтральной передаче. Настил железнодорожного переезда может иметь покрытие гораздо менее ровное, чем проезжая часть дороги, и, чтобы не переключать передачи, следует перед железнодорожным переездом включать заблаговременно одну из низших передач.

Если Вы перед переездом останавливались у дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», и Вы не успеваете после возобновления движения перейти на вторую передачу — проезжайте весь переезд на первой передаче.

В случае, если Вы всё-таки вынужденно остановились на переезде, и двигатель не заводится, для освобождения переезда можно использовать стартер. Включаете первую передачу или передачу заднего хода (куда ближе выводить автомобиль), отпускаете сцепление и пытаетесь запустить двигатель. Автомобиль сможет проехать пару метров, используя силу электродвигателя стартера. Правда, такой способ подходит не всем автомобилям. В некоторых стартер не включается, если сцепление не выключено.

Если Вы видите, что другому водителю нужна помощь в освобождении переезда, то автомобиль можно вытолкать руками с переезда, если это невозможно — вытянуть с переезда на буксире (при отсутствии приближающегося поезда в данный момент), а также можно вытолкать бампером своего автомобиля (если бампер металлический).

В случае, если удалить автомобиль с переезда невозможно, необходимо пойти вдоль железнодорожных путей на один километр в сторону худшей видимости железнодорожного пути, а при появлении поезда — подавать машинисту сигнал остановки, соблюдая меры предосторожности. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днём — с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с фонарём или факелом).

8. Влияние психофизиологии водителя при движении на перекрёстках, переходах и переездах

8.1. На перекрёстках

Одним из наиболее опасных участков дорог являются перекрёстки, где, по данным статистики, происходит до 25% ДТП. Для повышения безопасности движения на перекрёстках обычно осуществляются такие первоочередные мероприятия, как расчистка зоны видимости и установка дорожных знаков. При этом размеры зоны видимости определяются длиной тормозных путей автомобилей, увеличенных на длину пути за время реакции водителя. Последнее зависит от сложности дорожной обстановки и скорости движения автомобиля.

В процессе проезда перекрёстка взгляд водителя перемещается с одного элемента дорожной обстановки на другой. Продолжительность задержки взгляда, его фиксация на том или ином элементе определяются информационной ёмкостью последнего. Время, затрачиваемое водителем на сбор и обработку информации, может быть определено на основе алгоритма операции «проезд перекрёстка». Исходя из этого, могут устанавливаться ограничения скорости на участках дорог, выходящих на перекрёсток.

Подъезжая к перекрёстку, водитель видит знаки, расположенные перед ним, и анализирует их. На регулируемом перекрёстке в городских условиях основное внимание уделяется сигналам светофора (регулировщика).

Приближение транспортного средства оперативного назначения к перекрёстку регистрируется, как правило, при помощи слуха. И лишь затем зрительно водитель определяет точное местонахождение, направление и скорость движения такого транспортного средства.

Как только загорается зелёный сигнал, водитель начинает движение (прямо, поворот направо или налево), убеждаясь, что участники движения, для которых загорелся красный сигнал светофора, либо остановились, либо закончили манёвр на перекрёстке.

Возникновение аварийной ситуации водитель также может зарегистрировать на слух, услышав звуковой сигнал или звук торможения.

Распространённая ошибка водителей — концентрация внимания на объекте, в данный момент не представляющем опасности и не влияющем на очерёдность проезда. Последствия такой ошибки могут быть печальными.

https://youtu.be/z15mUkCJJvI

8.2. На пешеходных переходах

Другим опасным участком автомобильных дорог являются пешеходные переходы. Суммарное количество ДТП на пешеходных переходах превышает количество ДТП на перекрёстках.

Риск возникновения аварии наиболее высокий на нерегулируемом пешеходном переходе, оборудованном на перегоне улицы, в то же время при введении регулирования на таком объекте количество ДТП снижается в среднем на 60% в год.

На нерегулируемом перекрёстке, двигаясь со скоростью 60 км/ч и более, сложно вовремя увидеть выходящего на проезжую часть пешехода, особенно в сумерках или в тёмное время суток. Сложно остановить автомобиль, если пешеход выбегает на переход или передвигается с помощью средств индивидуальной мобильности. Но только ли дело в этих причинах?

Вопрос высокой аварийности на нерегулируемых пешеходных переходах изучался в Германии. Поведение водителей транспортных средств на пешеходном переходе без светофора оценивалось по тому, присутствовали ли в нём определённые признаки агрессивности (продолжение движения, несмотря на создание опасности для переходящих улицу пешеходов, вынужденных бежать; выкрики в их адрес; подача звуковых сигналов). Оказалось, что на пешеходном переходе агрессивное поведение у водителей проявляется чаще, чем в быту. В качестве возможного объяснения указывались бо́льшая анонимность в дорожном движении, чувство защищённости в автомобиле, безнаказанности и превосходства.

Для принудительного снижения скорости перед пешеходными переходами предусмотрены средства успокоения движения: «спящие полицейские», островки безопасности, заужения проезжей части и прочие. В таких местах водитель вынужден снижать скорость, даже если всего-то ширина полосы движения сужается или полоса расположена со смещением. Во многих странах нерегулируемые пешеходные переходы оборудованы средствами фотофиксации нарушений.

8.3. На железнодорожных переездах

Согласно статистике, до 98.5% дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах происходят из-за осознанных грубых нарушений водителями Правил дорожного движения. Кроме того, к возникновению трагедий на переездах приводят ошибки водителей в оценке дорожной обстановки из-за невнимательности, беспечности или нахождения в состоянии алкогольного опьянения.

Самая неблагополучная обстановка с обеспечением безопасности движения складывается на переездах, не обслуживаемых дежурными работниками. Здесь происходят около 85% от общего количества дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах.

Будьте особо внимательны при приближении к железнодорожному переезду! Поезд мгновенно остановить невозможно. При применении машинистом всех средств экстренного торможения тормозной путь поезда составляет 1500–2000 метров. При подъезде к железнодорожному переезду ограничивайте скорость движения транспортного средства до разумных пределов, заранее продумайте свои действия с позиции обеспечения безопасности дорожного движения.

Определите условия видимости поездов (на участке с ограниченной обзорностью пути можно опустить стекло и послушать, не подаёт ли сигнал машинист приближающегося локомотива), оцените качество автомобильной дороги на подходе, выберите правильный скоростной режим автомобиля с учётом движения других транспортных средств. Не принимайте решения о проследовании через переезд перед приближающимся поездом, так как по силуэту локомотива, а тем более по свету его прожекторов невозможно даже приблизительно определить скорость поезда и расстояние до него от переезда.

Также необходимо остановиться при запрещающих показаниях переездной сигнализации, закрытых шлагбаумах. От начала подачи переездной сигнализацией красных сигналов о запрещении движения автотранспорта через переезд до подхода поезда расчётное время составляет всего 30–40 секунд! После прохода поезда начинать движение через переезд можно, только убедившись, что по соседнему пути нет приближающегося к переезду поезда.

9. Особенности поведения водителя при движении на перекрёстках, переходах и переездах

9.1. Особенности поведения водителя при движении на перекрёстках, переходах и переездах

Поведение водителя автомобиля при движении на перекрёстках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах должно основываться на строгом соблюдении Правил дорожного движения, уважении и корректности по отношению ко всем участникам дорожного движения.

Однако в процессе движения по дорогам мы можем наблюдать явные отклонения от норм. Многие водители вместо того, чтобы снижать скорость, заблаговременно увидев мигающий зелёный сигнал, увеличивают скорость движения, пересекая перекрёсток или пешеходный переход на скорости 80–100 км/ч на жёлтый сигнал светофора, а иногда и на включившийся красный. Налицо грубое нарушение ПДД, ничем не обоснованное. Некоторые водители похожим образом реагируют на включение красных сигналов на железнодорожном переезде или при приближении железнодорожного транспортного средства на необорудованном сигнализацией переезде — газ в пол! И так поступают люди, у которых всего одна жизнь!

https://youtu.be/6n5iUYNR6LU

Не очень удачная идея — становиться в крайнюю полосу на перекрёстке со светофором с дополнительной стрелкой, если двигаться необходимо прямо. Секунду назад на поворот никого не было, а вот уже сзади кто-то моргает фарами. ПДД требуют повернуть в направлении стрелки, но водителю-то на поворот не нужно. Один стоит до победы, создавая препятствие, другой выезжает на перекрёсток, чтобы дать возможность стоящим сзади повернуть. И опять оба действия не пример для подражания на дороге.

При повороте направо или налево необходимо уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу. А если пешеход идёт медленно? Кто-то из водителей не выдерживает и начинает движение перед пешеходом: «Он же не изменил скорость движения через проезжую часть!» Кто-то начинает объезжать пешехода сзади, иногда при этом перестраиваясь на перекрёстке. Возникает хаос, из которого ничего хорошего не получается. Также хаотично и опасно движение через перекрёсток, когда водители «увеличивают» количество полос движения на перекрёстке, занимая межрядовое пространство. Так и хочется воскликнуть: «Кто вас этому учил?» Явно не мы. Давайте при движении по дорогам строго следовать Правилам дорожного движения!

10. Типичные ДТП на перекрёстках, пешеходных переходах, ж/д переездах

10.1. Типичные ДТП на перекрёстках

На перекрёстках чаще всего происходят столкновения транспортных средств:

  • столкновение с наездом сзади — столкновение с другим механическим транспортным средством, находящимся на той же полосе движения и движущимся в том же направлении или остановившимся ввиду условий дорожного движения (запрещающий сигнал регулировщика или светофора, выполнение требований уступить дорогу и прочие;
  • столкновение с другим механическим транспортным средством, движущимся в поперечном направлении;
  • столкновение механического транспортного средства с другим механическим транспортным средством, движущимся во встречном направлении или двигавшимся во встречном направлении и остановившимся ввиду условий дорожного движения;
  • столкновение механических транспортных средств, движущихся в одном направлении (перестроение на перекрёстке из одной полосы движения в другую, одновременный поворот налево, направо или разворот, объезд препятствия;
  • наезд на велосипедиста — столкновение, при котором механическое транспортное средство наехало на велосипедиста или велосипедист наехал на движущееся механическое транспортное средство.

Среди причин перечисленных ДТП выделяются непредоставление преимущества в движении, несоблюдение дистанции и бокового интервала, нарушение правил расположения на проезжей части дороги, правил маневрирования и подачи световых сигналов поворота.

10.2. Типичные ДТП на пешеходных переходах

Пешеходные переходы могут быть расположены как на участках дорог вне перекрёстка, так и на перекрёстке (на границе перекрёстка). Так что дорожно-транспортные происшествия, о которых мы будем говорить, характерны и для перекрёстков.

На пешеходных переходах происходят ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода (одно или несколько механических транспортных средств и один или несколько пешеходов). В таких происшествиях пешеход может получить тяжёлые увечья.

https://youtu.be/5KybRkCC78g

Также на пешеходных переходах и в непосредственной близости от них происходят столкновения с наездом сзади — столкновение с другим механическим транспортным средством, находящимся на той же полосе движения и остановившимся ввиду запрещающего сигнала регулировщика или светофора, либо выполнения требования уступить дорогу пешеходу.

https://youtu.be/lS0cslnGfBc

Перечисленные дорожно-транспортные происшествия могут произойти также из-за увеличения длины тормозного пути перед пешеходным переходом или перекрёстком, так как в зимнее время из-за частых торможений покрытие дороги перед перекрёстками и пешеходными переходами становится чрезвычайно скользким.

https://youtu.be/8CXnvUxcpI0

10.3. Типичные ДТП на железнодорожных переездах

На железнодорожных переездах чаще всего происходят столкновения между механическим транспортным средством и железнодорожным транспортным средством.

Происходят такие ДТП по причине того, что водитель не убедился в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства. Также ДТП на железнодорожных переездах происходят по причине неисправности сигнализации или вынужденной остановки механического транспортного средства на переезде.

Дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах характеризуются высокой степенью повреждений механических транспортных средств и тяжелейшими травмами водителей и пассажиров, зачастую с летальным исходом.


Провайдер электронных платежей ЕРИП

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.