Версия для печати

Обгон, встречный разъезд

  1. Введение
    1. Обгон. Понятие
    2. Обгон. Стадии
    3. Обгон. Как совершить
  2. Условие обгона
    1. Встречная полоса
    2. Встречная полоса занята
    3. Встречная полоса частично занята
    4. Безопасность при обгоне. Скорость. Направление
  3. Обгон с учётом действий водителей впереди / позади
    1. Движущийся впереди подал
    2. Внимательно! Движущийся впереди подал
    3. Случаи нарушений
    4. Движущийся позади начал
  4. Обгон с учётом действий водителей, знаков и разметки
    1. Движущийся впереди подал и разметка
    2. Движущийся впереди подал и знаки
  5. Объезд ТС с левым поворотом
    1. Объезд ТС, водитель которого подал налево
    2. Объезд ТС, водитель которого подал налево. Ситуации
  6. Обязанности обгоняемого
    1. Водитель обгоняемого ТС обязан двигаться
    2. Водитель обгоняемого ТС не должен
    3. Ты (за рулём) и обгоняемый
  7. Запрет на обгон. Знаки, разметка, обзорность
    1. В зоне действия знаков и при наличии разметки
    2. Повороты дороги
    3. Крутой подъём
    4. В конце подъёмов
    5. Ограниченная обзорность дороги
  8. Обгон на перекрёстках
    1. Обгон на обозначенных перекрёстках
    2. Обгон на регулируемых перекрёстках
    3. Обгон на необозначенных перекрёстках, на пересечениях с трамвайными путями
  9. Обгон на пешеходных переходах
    1. Обгон на пешеходных переходах
    2. Обгон на пешеходных переходах. Ситуации
  10. Обгон ТС, производящего обгон или объезд
    1. Обгон ТС, производящего обгон. Первая стадия
    2. Обгон ТС, производящего обгон. Вторая стадия
    3. Обгон ТС, производящего объезд препятствия
  11. Обгон при недостаточной видимости
    1. Обгон при недостаточной видимости дороги
    2. Обгон при неблагоприятных условиях
  12. Обгон на путепроводах
    1. Обгон на путепроводах и под ними
  13. Обгон на железнодорожных переездах
    1. Обгон при приближении к переездам
    2. Обгон на переездах и после них
    3. Опережение на переездах, обгон на трамвайных путях
  14. Закрепление правил обгона
    1. Места: перекрёстки, переходы, переезды, путепроводы
    2. Иные места: жилая зона, зона остановочных пунктов, скользкая дорога
  15. Обгон тихоходного, тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС вне НП
    1. Обгон тихоходного, тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС
  16. Затруднённый встречный разъезд
    1. Прямая дорога и препятствие
    2. Уклон и препятствие
    3. Уклон и перекрёсток
  17. Последствия несоблюдения правил обгона
    1. Последствия несоблюдения правил обгона

1. Введение

1.1. Обгон. Понятие

Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги).

Опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства (транспортных средств).

https://youtu.be/Y3vW1afrKn8

Подытоживая, можно сказать:
Обгон — это опережение движущегося транспортного средства по встречной полосе.

1.2. Обгон. Стадии

Различают три активных стадии обгона:

  1. выезд на полосу встречного движения;
  2. опережение;
  3. возвращение в ранее занимаемую полосу.

Первая и третья стадии связаны с выполнением маневрирования (перестроения).

На второй стадии водитель выполняет опережение одного или нескольких транспортных средств.

1.3. Обгон. Как совершить

Обгон можно отнести к самым сложным манёврам, и, прежде чем приступить к его выполнению, нужно взвесить все «за» и «против». Он требует наибольшей концентрации внимания в оценке дорожно-транспортной ситуации, прогнозировании развития событий, выработке стратегии и принятии решения.

Обгон оправдан только тогда, когда дорожные условия, возможности автомобиля и интенсивность движения позволяют обгоняющему после этого манёвра продолжать движение с более высокой скоростью, а идущие впереди с меньшей скоростью транспортные средства мешают этому.

Необходимых условий для безопасного выполнения обгона очень много — они различны для каждой дорожной ситуации, но в любом случае нельзя пренебрегать главным правилом обгона: не уверен — не обгоняй.

2. Условие обгона

2.1. Встречная полоса

До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.

Свободной полоса считается, если она просматривается на расстоянии, достаточном для выполнения обгона в реальных дорожных условиях. При этом следует учитывать ширину свободного пространства встречной полосы с соблюдением безопасного бокового интервала. Расстояние, достаточное для выполнения обгона, рассчитывается из необходимого для выполнения самого обгона и возможного расстояния, пройденного встречным автомобилем при его внезапном появлении.

При этом о наличии автомобиля на встречной полосе в тёмное время суток может информировать свет фар встречного автомобиля или зарево от света фар, видимое из-за поворота или холма.

2.2. Встречная полоса занята

Запрещается выполнять обгон, если встречная полоса движения занята как встречным, попутным, так и стоящим транспортным средством.

https://youtu.be/mpu7o9VLUXQ

2.3. Встречная полоса частично занята

Запрещается выполнять обгон, если встречная полоса движения занята частично, так как в таких условиях невозможно гарантировать соблюдение безопасных боковых интервалов.

2.4. Безопасность при обгоне. Скорость. Направление

До начала обгона водитель должен убедиться в том, что своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.

Действия водителя, совершающего обгон, должны быть корректными и безопасными для остальных участников дорожного движения.

https://youtu.be/UbFKwyICUcI

3. Обгон с учётом действий водителей впереди / позади

3.1. Движущийся впереди подал

Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.

3.2. Внимательно! Движущийся впереди подал

Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения (даже через одно транспортное средство), подал сигнал левого поворота.

Необходимо обратить особое внимание на транспортные средства, движущиеся с включённой аварийной световой сигнализацией. Водитель такого транспортного средства будет подавать сигнал поворота рукой.

3.3. Случаи нарушений

Водителю запрещается выполнять обгон, если это может заставить других участников движения изменить направление движения или скорость, а такжее если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота.

https://youtu.be/tRNS9zMJlgs

3.4. Движущийся позади начал

Водителю запрещается выполнять обгон, если следующие за ним водители начали обгон.

Перед выполнением обгона необходимо убедиться с помощью зеркал заднего вида в том, что позади движущиеся транспортные средства не приступили к выполнению обгона. Также при этом следует учитывать возможное нахождение транспортного средства в «мёртвой зоне». Поэтому крайне важно постоянно контролировать складывающуюся позади дорожную обстановку.

https://youtu.be/n__iagG-rW4

4. Обгон с учётом действий водителей, знаков и разметки

4.1. Движущийся впереди подал и разметка

Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота, независимо от требований горизонтальной дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

4.2. Движущийся впереди подал и знаки

Водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота, независимо от требований дорожных знаков, даже если они не запрещают выполнение обгона на данном участке дороги.

5. Объезд ТС с левым поворотом

5.1. Объезд ТС, водитель которого подал налево

Объезд транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению манёвра, производится с правой стороны.

Следует учитывать, что крупногабаритные транспортные средства могут поворачивать налево или разворачиваться от правого края проезжей части дороги или с правой обочины.

5.2. Объезд ТС, водитель которого подал налево. Ситуации

Выполняя объезд транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению манёвра, следует учитывать, что движение по обочине и тротуару запрещено. Также следует не снижать внимание на требования технических средств организации дорожного движения.

https://youtu.be/zvSXbABhno8

6. Обязанности обгоняемого

6.1. Водитель обгоняемого ТС обязан двигаться

Водитель обгоняемого транспортного средства обязан с учётом дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями.

6.2. Водитель обгоняемого ТС не должен

Водитель обгоняемого транспортного средства обязан не препятствовать обгону какими-либо действиями, но при этом и не обязан снижать скорость или съезжать на обочину (движение по обочине запрещено).

https://youtu.be/t9I3WwLJtJM

6.3. Ты (за рулём) и обгоняемый

Водитель, совершающий обгон, и водитель обгоняемого автомобиля находятся во взаимодействии и обязаны быть корректными и взаимновежливыми.

Действия обгоняющего не должны приводить к изменению скорости движения обгоняемого, а обгоняемый не должен препятствовать выполнению обгона.
По возможности водитель обгоняемого траспортного средства должен сместиться на проезжей части правее.
Чтобы обгоняемый обратил своё внимание на то, что его обгоняют, обгоняющий может предупредить световым и (или) в разрешённых случаях звуковым сигналом.

7. Запрет на обгон. Знаки, разметка, обзорность

7.1. В зоне действия знаков и при наличии разметки

Обгон запрещается в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещён», «Обгон грузовым автомобилям запрещён» в соответствии с требованиями этих дорожных знаков.

7.2. Повороты дороги

Обгон запрещается: на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками 1.11 «Опасный поворот», 1.12 «Опасные повороты».

Это обусловлено опасностью совершения ускорения на поворотах малого радиуса закругления, а также опасностью выезда на встречную полосу движения в условиях вероятного ограничения обзорности дороги.

7.3. Крутой подъём

Обгон запрещается: на подъёмах, обозначенных дорожным знаком 1.14 «Крутой подъём», а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъёмов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги.

При этом не запрещается совершить обгон до начала обозначенного этим знаком подъёма.

7.4. В конце подъёмов

При отсутствии дорожного знака 1.14 «Крутой подъём» обгон запрещается в конце подъёмов с ограниченной обзорностью дороги.

https://youtu.be/5R26K0PiOPg

7.5. Ограниченная обзорность дороги

Обгон запрещается на любых участках дорог с ограниченной обзорностью дороги.

Совершение обгона в условиях ограниченной обзорностью является не только самоубийством, но и убийством ни в чём неповинных участников дорожного движения. Наиболее тяжёлые травмы получают водители и их пассажиры именно при встречном столкновении транспортных средств.

https://youtu.be/dzqqG7CggPs

8. Обгон на перекрёстках

8.1. Обгон на обозначенных перекрёстках

Обгон запрещается на обозначеных перекрёстках.
Обозначенный перекрёсток — перекрёсток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета.

8.2. Обгон на регулируемых перекрёстках

Обгон запрещается на регулируемых как светофорами, так и регулировщиками перекрёстках.

8.3. Обгон на необозначенных перекрёстках, на пересечениях с трамвайными путями

Обгон не запрещается на пересечениях проезжей части дороги с трамвайными путями (вне перекрёстков) и на необозначенных перекрёстках. Но во всех случаях водитель должен убедиться в безопасности совершения обгона.

Необозначенные перекрёстки не обязательно равнозначные.
Наличие главной дороги можно определить по виду дорожного покрытия.
Кроме того, выезды с прилегающей территории являются второстепенными дорогами.

9. Обгон на пешеходных переходах

9.1. Обгон на пешеходных переходах

Обгон запрещается на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них в обе стороны.

Особое внимание следует уделить запрету совершения обгона даже после проезда пешеходного перехода — на расстоянии меньше 50 метров от него.

9.2. Обгон на пешеходных переходах. Ситуации

При совершении обгона следует обратить особое внимание на возможное наличие впереди участка дороги, где обгон запрещён. Например, пешеходный переход может быть не обозначен линиями горизонтальной дорожной разметки. Важные элементы дорожной инфраструктуры справа могут быть закрыты обгоняемым транспортным средством.

10. Обгон ТС, производящего обгон или объезд

10.1. Обгон ТС, производящего обгон. Первая стадия

Запрещается обгон транспортного средства, производящего обгон, во всех трёх стадиях его выполнения.

10.2. Обгон ТС, производящего обгон. Вторая стадия

Запрещается обгон транспортного средства, производящего обгон, и во второй стадии обгона, когда на транспортном средстве уже выключен световой указатель левого поворота, либо включён правый.

10.3. Обгон ТС, производящего объезд препятствия

Запрещается обгон транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия.

11. Обгон при недостаточной видимости

11.1. Обгон при недостаточной видимости дороги

Обгон запрещается при недостаточной видимости дороги.
Невозможно гарантировать соблюдение мер безопасности, совершая обгон при видимости дороги менее 300 метров в направлении движения, а также в условиях ограниченной обзорности и на прочих участках дорог, где согласно ПДД обгон запрещён.

11.2. Обгон при неблагоприятных условиях

Условия недостаточной видимости дороги часто сопряжены с неблагоприятными погодными условиями (снег, дождь, туман).

https://youtu.be/-FtBZeV1ltw

Обгон в неблагоприятных погодных условиях, либо при скользком дорожном покрытии чрезвычайно опасен, даже если видимость дороги более 300 метров, так как высокую скорость при обгоне развивать опасно, маневрирование может спровоцировать боковой занос.

12. Обгон на путепроводах

12.1. Обгон на путепроводах и под ними

Обгон запрещается на путепроводах.

Также обгон запрещается под путепроводами.

13. Обгон на железнодорожных переездах

13.1. Обгон при приближении к переездам

Обгон запрещается ближе чем за 100 метров перед железнодорожными переездами.

Сориентироваться в оставшемся расстоянии до железнодорожного переезда помогают дорожные знаки «Приближение к железнодорожному переезду».

13.2. Обгон на переездах и после них

Обгон запрещается на железнодорожных переездах.

После проезда железнодорожного переезда обгон не запрещён, если это не запрещено дорожными знаками и (или) дорожной разметкой.

https://youtu.be/hpPKX_ZknrA

13.3. Опережение на переездах, обгон на трамвайных путях

Опережение на железнодорожных переездах не запрещается, но при этом необходимо обращать внимание на горизонтальную дорожную разметку.

Обгон на пересечениях с трамвайными путями вне перекрёстков также не запрещён.

14. Закрепление правил обгона

14.1. Места: перекрёстки, переходы, переезды, путепроводы

Обгон запрещён на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них в обе стороны; на путепроводах и под ними; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

При этом обгон не запрещён сразу после проезда железнодорожного переезда.

14.2. Иные места: жилая зона, зона остановочных пунктов, скользкая дорога

Обгон не запрещается в жилых зонах (не превышая установленной скорости движения), при приближении и в зонах остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.

Также обгон не запрещён на спусках и других опасных участках дорог, если в складывающейся обстановке обгон будет безопасен.

15. Обгон тихоходного, тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС вне НП

15.1. Обгон тихоходного, тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС

Вне населённых пунктов водитель тихоходного, тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, конструкция которого, перевозимый груз или техническое состояние затрудняют его обгон, должен занять положение на дороге как можно правее.

Вне населённых пунктов водитель такого транспортного средства при необходимости должен остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.

16. Затруднённый встречный разъезд

16.1. Прямая дорога и препятствие

Если встречный разъезд затруднён, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, обязан уступить дорогу.

Если препятствие на встречной полосе движения — пользуемся преимуществом в движении.

https://youtu.be/7xr8LAyrBgE

Исключения составляют участки дорог, обозначенные знаками приоритета, устанавливающими очерёдность проезда.

https://youtu.be/-YXh5A84-Y0

16.2. Уклон и препятствие

На уклонах, обозначенных дорожными знаками «Крутой спуск», «Крутой подъём», при наличии препятствия для дорожного движения уступить дорогу обязан водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

https://youtu.be/NiFws0ixm8A

16.3. Уклон и перекрёсток

Если на уклонах, обозначенных дорожными знаками «Крутой спуск», «Крутой подъём», находится перекрёсток, то при маневрировании на нём необходимо руководствоваться правилами проезда перекрёстков.

При проезде показанного перекрёстка мы, управляя легковым автомобилем, пользуемся преимуществом перед транспортным средством, поворачивающим налево.

17. Последствия несоблюдения правил обгона

17.1. Последствия несоблюдения правил обгона

Нарушение правил обгона — одна из распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом. Зачастую смерть на дороге происходит при столкновении «лоб в лоб», которое возможно только при выезде одного из автомобилей за пределы своей полосы движения.

Зачастую водители не понимают, что обгон сопряжён с большими рисками. Но даже если и понимают, то всё равно пытаются обогнать. Большая часть автомобилистов считает, что они умеют выполнять безопасный обгон, и это позволяет им значительно экономить время в пути. И вообще, правилами манёвр разрешён, значит — выполняем.

Следует помнить, что обгон — это действие, в которое вовлечены водители попутных транспортных средств, встречных автомобилей и другие категории участников дорожного движения, например, пассажиры, в том числе и дети.

Вот некоторые необоснованные причины выполнения обгона: дефицит времени, вызванный неверным планированием, демонстрация преимущества, демонстрация возможностей автомобиля, уверенность в соответствии навыков уровню риска, эмоциональное состояние водителя.

В каждом из перечисленных случаев понятно, что водитель подвергает опасности свою жизнь и жизни окружающих, не имея на то никаких причин.


Провайдер электронных платежей ЕРИП

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.