Версия для печати

Действия водителя при возникновении опасных ситуаций, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов

  1. Действия, психофизиология, поведение водителя при пожаре
    1. Действия водителя при возникновении пожара
    2. Влияние психофизиологии
    3. Особенности поведения
  2. Действия, психофизиология, поведение водителя при поломке автомобиля
    1. При возникновении технической неисправности автомобиля. Прокол (разрыв) шины
    2. При разных неисправностях
    3. Влияние психофизиологии
    4. Особенности поведения
  3. Действия, психофизиология, поведение водителя при правонарушениях пассажиров
    1. При совершении пассажирами правонарушений
    2. Влияние психофизиологии
    3. Особенности поведения
  4. Действия, психофизиология, поведение водителя при обнаружении бесхозных, потенциально опасных вещей, в опасных ситуациях
    1. При обнаружении бесхозных вещей, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, захвате заложников
    2. Влияние психофизиологии
    3. Особенности поведения
  5. Порядок информирования об актах незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
    1. Водителям
    2. Cубъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам

1. Действия, психофизиология, поведение водителя при пожаре

1.1. Действия водителя при возникновении пожара

Причиной возникновения пожара автомобиля может стать:

  • неисправность электрической проводки;
  • разгерметизация топливной системы (подтекание топлива);
  • перегрев некоторых деталей (двигателя, тормозной системы, шин и т.п.);
  • курение в автомобиле;
  • неправильная перевозка опасных грузов;
  • столкновение автомобилей;
  • поджог недоброжелателями.

При пожаре в автомобиле поставьте машину на стояночный тормоз, выключите зажигание (выключить дистанционный выключатель «массы» при его наличии). Если Вы увидели дым из-под капота, предварительно подготовьте огнтушитель к тушению возгорания, открывайте капот осторожно, надев перчатки или обернув руки ветошью (капот может оказаться горячим, из-под него может полыхнуть пламя). Из-за притока воздуха огонь может разгореться сильнее. Направьте струю из огнетушителя на очаг возгорания, постепенно отвоёвывая у огня пространство.

https://youtu.be/r8K0LZc6ggU

Очаг возгорания можно засыпать песком, если он есть поблизости. Ограничить доступ кислорода можно одеялом или иным полотном (одеждой).

1.2. Влияние психофизиологии

Автомобиль выгорает полностью за 4–6 минут. При возгорании автомобиля не паникуйте, остановите автомобиль на обочине или съедьте с дороги подальше от людей, других автомобилей, зданий и построек. Выключите мотор, высадите пассажиров, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, заберите документы из машины и приступайте к тушению пожара. Помните, что нельзя находиться внутри салона более чем 90 секунд.

Если возгорание автомобиля случилось в процессе движения, не сто́ит увеличивать скорость движения, поскольку это только ещё больше воспламенит транспортное средство.

Пожарная безопасность автомобиля зависит от бдительности и ответственности его владельца, от соблюдения им правил и норм эксплуатации. Кроме того, немаловажным условием безопасности является наличие исправного огнетушителя в автомобиле.

При пожаре важно своевременно (особенно при невозможности самостоятельно справиться с возгоранием) сообщить по телефону 101 или 112. По номеру 112 можно позвонить, даже если в телефоне нет SIM-карты или отсутствует сеть Вашего мобильного оператора, а также когда у Вас отрицательный баланс.

Если автомобиль не удаётся потушить, смиритесь, как бы дорого он не стоил. Главное, что Вы остались живы. Отойдите от машины на безопасное расстояние, так как может взорваться топливный бак.

1.3. Особенности поведения

Если в загоревшемся автомобиле находятся пассажиры, в этом случае важно как можно быстрее помочь им выбраться и отвести на безопасное расстояние, при необходимости оказать им доврачебную помощь и в последующем вызвать «скорую помощь». Если в автомобиле находится человек, а двери заклинило, то взломайте двери или выбейте стекло (монтировкой, камнем или ногами).

В ожидании пожарных поливайте водой стоящие рядом автомобили, чтобы огонь не перекинулся на них, или откатите их в сторону с помощью прохожих и других водителей. Не приступайте к тушению, если Вы в легковоспламеняющейся или промасленной одежде, а также если Ваши руки смочены бензином — это крайне опасно.

Следите за тем, чтобы в радиусе опасной зоны (не менее 10 метров) не было посторонних (не задействованных в тушении пожара) людей. Особенно опасно находиться возле автомобилей с газобалонной топливной системой, автомобилей, перевозивших опасные грузы. Такие автомобили лучше вообще не тушить, ожидая на безопасном расстоянии прибытия пожарных.

2. Действия, психофизиология, поведение водителя при поломке автомобиля

2.1. При возникновении технической неисправности автомобиля. Прокол (разрыв) шины

Водитель обязан перед началом движения и в пути следования контролировать (проверять) техническое состояние автомобиля. Если неисправность представляет опасность для движения, либо она относится к перечню неисправностей, который запрещает участие в дорожном движении, водитель должен прекратить движение, попытаться устранить неисправность.

Если устранить неисправность не удалось, он должен либо вызвать эвакуатор, либо (в случаях, описанных в Правилах дорожного движения) двигаться к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер предосторожности.

Одной из наиболее часто встречающихся неисправностей автомобиля в пути является прокол автомобильной шины. Признаком прокола служит появление нарастающего увода автомобиля в сторону проколотой шины.

Гораздо опаснее, когда происходит разрыв шины при движении автомобиля, особенно передней. Происходит резкий рывок рулевого колеса, водитель может испугаться и выпустить руль из рук. Напротив, необходимо во что бы то ни стало удержать рулевое колесо, не поддаваться панике и ни в коем случае не нажимать педаль тормоза. На высокой скорости это может привести к опрокидыванию автомобиля.

Если колесо взорвалось не на ведущей оси, можно аккуратно притормаживать автомобиль двигателем.

2.2. При разных неисправностях

Далеко не все водители обладают навыками ремонта автомобилей, что уж говорить о диагностике. Контролировать техническое состояние водителю помогают многочисленные датчики, сообщения с которых передаются на панель приборов в виде коротких сообщений или при помощи сигнальных лампочек. Так водитель может узнать, что давление масла в магистрали меньше нормативного или двигатель перегревается.

Если в пути загорелась красная лампа, это говорит об опасных условиях для движения или выявлении неисправности, при которой необходимо остановиться.

Возможных причин перегрева двигателя множество. После остановки автомобиля с перегревом не спешите выключать двигатель. Поскольку в этом случае прекращается циркуляция жидкости, и на стенках рубашки охлаждения усиливается кипение. В результате теплообмен ухудшается, так как газовая плёнка препятствует отводу тепла. Как следствие — дорогостоящий ремонт двигателя.

Но если из-под капота повалил густой пар — срочно глушите двигатель!

https://youtu.be/VpVwAUl68gw

Если двигатель перегрет, но ещё не кипит, включите печку на полную мощность, выключите кондиционер, откройте капот. Ни в коем случае на горячем двигателе не открывайте пробку расширительного бачка! Это может привести к выплеску кипящего антифриза и получению серьёзных ожогов.

Также проверьте двигатель на наличие возможного подтекания охлаждающей жидкости. Когда двигатель остынет, можно попробовать устранить подтекание из патрубков и шлангов.

2.3. Влияние психофизиологии

Для каждого водителя поломка автомобиля всегда происходит невовремя и некстати, особенно если это случилось на трассе за пределами города. Как правило, в этом случае водитель начинает нервничать, суетиться, совершать необдуманные поступки. Водитель, не уверенный в надёжности своего автомобиля в дальней поездке, излишне напряжён, прислушивается к мельчайшим шумам, иногда они ему мерещатся.

Для придания уверенности можно посоветовать подготовить автомобиль к дальней поездке заранее: пройти диагностику, устранить неисправности, долить или заменить технические жидкости. Конечно, эти мероприятия не смогут полностью исключить появление возможных неисправностей в дороге, но точно сведут вероятность их появления к минимуму.

Если поездки недальние, то можно заранее обзавестись визиткой проверенного эвакуатора, работающего круглые сутки, в любую погоду, и главное — обеспечивающего эвакуацию транспортных средств за городом. В случае же дальних путешествий поможет мобильный телефон с выходом в интернет, с помощью которого можно всегда найти подходящий эвакуатор.

Современные эвакуаторы обеспечивают не только перевозку неисправных авто, но и оказание скорой технической помощи прямо на месте. Для этого они оснащены необходимым оборудованием. Нужно понимать, что эвакуатора бояться не сто́ит. В прежние времена эта услуга была дорогостоящей. Сегодня же ситуация изменилась кардинально, и услуги эвакуации доступны широкому кругу водителей с различными доходами.

2.4. Особенности поведения

Если на дороге произошла поломка, вследствие которой Вы не можете продолжать движение, никогда не тормозите резко. Включите аварийную световую сигнализацию и плавно останавливайтесь. Если по какой-либо причине Вы не видите обочину, останавливайтесь в полосе движения.

Не спешите выходить из автомобиля. Убедитесь в безопасности выхода и наденьте аварийный жилет (жилет со световозвращающими элементами). После этого удалите автомобиль с проезжей части. Для этого следует повернуть ключ в замке зажигания, чтобы предотвратить блокировку руля, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, открыть дверь со стороны водителя и, упираясь плечом в стойку, выкручивая руль, выкатить авто на обочину или к самому краю проезжей части (при отсутствии обочины).

Незамедлительно выставьте знак аварийной остановки на расстоянии, определённом Правилами дорожного движения. Он своевременно предупредит других водителей об опасности и позволит снизить вероятность ДТП.

Выходить на проезжую часть без надобности не следует, и только в аварийном жилете, который обязательно возите всегда в салоне автомобиля. Человека на дороге в таком жилете со световозвращающими элементами видно издалека.

https://youtu.be/xS6Vo5sQQTA

При замене колеса высадите пассажиров и позаботьтесь, чтобы они отошли подальше от проезжей части. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и дополнительно поставьте на передачу. Эти действия обезопасят Вас от схода автомобиля с домкрата.

При ремонте автомобиля всегда контролируйте положение своего тела, не выставляя ноги или руки на проезжую часть под колёса проезжающих машин.

3. Действия, психофизиология, поведение водителя при правонарушениях пассажиров

3.1. При совершении пассажирами правонарушений

Водитель легкового автомобиля может перевозить два типа пассажиров: знакомых и незнакомых. Чтобы обезопасить себя и своё транспортное средство, лучше не подвозить незнакомых пассажиров, если Вы не водитель по найму или не работаете в сфере пассажирских перевозок. Тем более небезопасно, перевозя незнакомых пассажиров, съезжать с трассы. Есть риск не вернуться обратно.

Если пассажир пьян, то хлопот он может Вам добавить независимо от того, знаете ли Вы его или не знаете.

https://youtu.be/CUMgJPQsHpI

Также водитель должен пресекать нарушение пассажирами Правил дорожного движения. Следить, чтобы пассажиры при движении не отстёгивали ремни безопасности, не высовывались в открытые окна, не окрывали двери при движении, не высаживались из транспортного средства на проезжую часть дороги.

3.2. Влияние психофизиологии

Совершение правонарушения пассажирами — это далеко не типовая ситуация, с которой водитель сталкивается ежедневно.

Как поступить, если жизни водителя угрожает опасность? Соблюдая спокойствие и выдержку, он должен постараться известить других участников движения путём подачи светового сигнала о сложившейся чрезвычайной обстановке, постараться «спровоцировать» неисправность автомобиля, чтобы выиграть время до прибытия на помощь спецслужб.

Если ситуация не представляет существенной опасности для водителя, необходимо высадить пассажира и сообщить в милицию о правонарушении, если оно либо его последствия представляют опасность для общества.

3.3. Особенности поведения

Чаще всего на водителя нападает пассажир, сидящий сзади.
Одно из «популярных» устройств — удавка. Водитель должен постараться отодвинуть кресло назад, повернуть голову вправо и постараться просунуть пальцы под удавку.

Желательно возить с собой газовый баллончик. Газ распылить наугад позади себя. Можно привлечь внимание звуковым сигналом или разбить боковое стекло. Желательно привлечь внимание к автомобилю.

Если нападение было осуществлено в движении, можно ускориться или спровоцировать наезд на препятствие. Автомобиль жалко, но жизнь дороже!

4. Действия, психофизиология, поведение водителя при обнаружении бесхозных, потенциально опасных вещей, в опасных ситуациях

4.1. При обнаружении бесхозных вещей, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, захвате заложников

Далее рассмотрим действия водителя при обнаружении бесхозных вещей. При обнаружении бесхозной вещи, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, а также в других опасных ситуациях, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов, водитель должен немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы. При этом, если есть подозрение, что обнаружено взрывное устройство (провода, тикающий механизм, щелчки, светодиодная индикация и прочее), не следует пользоваться возле него мобильным телефоном. Это может спровоцировать самоподрыв взрывного устройства.

Следует отойти на предполагаемое безопасное расстояние (не менее 300 метров) и постараться не подпускать к подозрительному предмету посторонних до прибытия специалистов-взрывотехников. О найденном предмете необходимо сообщить по телефону 102 или 112.

При захвате заложников из числа перевозимых пассажиров, водитель должен действовать благоразумно, проявлять выдержку и осмотрительность. Водитель должен найти возможность оповестить о случившемся правоохранительные органы. С целью выигрыша времени спровоцировать техническую неисправность транспортного средства, чтобы получить возможность выхода пассажиров из автомобиля или подъезда к объекту, где могут оказать должное воздействие на захватчиков.

4.2. Влияние психофизиологии

В опасных ситуациях, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов, главное не терять самообладания и не паниковать. При этом и проявление излишнего геройства не является лучшим вариантом. Террористы не действуют в одиночку, следует оставить вопрос их нейтрализации спецслужбам. Если у террористов есть заложники, не следует провоцировать преступников на акты агрессии по отношению к заложникам.

Взрывчатые устройства тоже могут находиться под наблюдением, поэтому они могут быть приведены в действие, если появится угроза преждевременного обнаружения. Не следует подходить близко, нельзя трогать бесхозные вещи!

4.3. Особенности поведения

При обнаружении бесхозных вещей, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ иногда любопытство и жажда наживы берёт верх над осторожностью и благоразумием. «А вдруг в сумке что-то ценное?»

Образуют состав хищения случаи, когда имущество, исходя из обстоятельств его обнаружения, явно забыто — сумочка стоит на лавке в парке, пакет на остановке транспорта и т.п. В таких случаях при соответствующей стоимости похищенного действия лица, присвоившего находку, образуют состав преступления, предусмотренного статьёй 205 УК РБ («Кража»).

Что касается оружия или взрывчатых веществ, то они явно не подлежат присвоению. Это уже совсем другая статья!

Также будучи свидетелем, нельзя игнорировать увиденные события, которые влияют на безопасность граждан. Если водитель стал свидетелем противоправного действия, он должен незамедлительно сообщить о нём в правоохранительные органы.

5. Порядок информирования об актах незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах

5.1. Водителям

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, повлёкшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материальный ущерб. Нарушителем считается лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Водитель должен без промедления информировать правоохранительные органы об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в том числе автомобильные вокзалы и станции; тоннели, эстакады, мосты; участки автомобильных дорог, железнодорожных путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

5.2. Cубъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам

Субъект транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, органы внутренних дел Республики Беларусь или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства:

  • Угроза захвата объекта или его критического элемента;
  • Угроза взрыва объекта или его критического элемента;
  • Угроза размещения или попытки размещения взрывных устройств (веществ) на объекте или на его критическом элементе;
  • Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
  • Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение или ограничивающего функционирование, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
  • Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов, которое может привести в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.