Версия для печати

Основы маневрирования автомобилем

  1. Начало движения, прямолинейное движение, повороты и развороты в ограниченном пространстве
    1. Начало движения, прямолинейное движение
    2. Повороты и развороты в ограниченном пространстве
  2. Применение заднего хода при маневрировании
    1. Применение заднего хода при развороте
    2. Маневрирование и применение заднего хода при постановке автомобиля на стоянку
  3. Движение на подъёме, остановка и начало движения
    1. Движение на подъёме
    2. Остановка и начало движения на подъёме
  4. Ошибки при маневрировании
    1. Типичные ошибки при маневрировании:
  5. Влияние психофизиологии водителя на маневрирование
    1. Влияние психофизиологии водителя на выполнение приёмов маневрирования в ограниченном пространстве
  6. Особенности поведения водителя при маневрировании, при постановке авто на стоянку
    1. Особенности поведения водителя при маневрировании
    2. Особенности поведения водителя при постановке автомобиля на стоянку в различных местах
    3. Особенности поведения водителя при постановке автомобиля на стоянку и выходе из автомобиля
  7. Типичные ДТП, совершаемые при начале движения, при поворотах и разворотах в ограниченном пространстве
    1. Типичные ДТП, совершаемые при начале движения
    2. Типичные ДТП, совершаемые при поворотах и разворотах в ограниченном пространстве

1. Начало движения, прямолинейное движение, повороты и развороты в ограниченном пространстве

1.1. Начало движения, прямолинейное движение

Перед началом движения необходимо очистить стёкла, зеркала и внешние световые приборы от грязи, инея, снега и наледи. Не поднимайте стеклоочистители, если они примёрзли к ветровому стеклу, пока стекло не прогреется. Не начинайте движение, если ветровое и боковые передние стёкла, а также зеркала ещё не отпотели.

Начиная движение, необходимо убедиться, что Вы не создадите помех для других участников дорожного движения, заблаговременно включите световой указатель поворота. Если начало движения связано с включением заднего хода, прибегните к помощи других лиц. Если такой возможности нет, а убедиться в безопасности начала движения нет возможности, включите аварийную световую сигнализацию и подайте звуковой сигнал.

Двигаясь прямо, необходимо контролировать ситуацию в соседних полосах движения и позади транспортного средства, периодически бросая взгляд в зеркала заднего вида, но не концентрируя своё внимание на них. Ни в коем случае не следует упускать из виду ситуацию по направлению движения. Особое внимание следует уделить соблюдению безопасной дистанции до впереди движущегося транспортного средства, своевременно реагируя на включение стоп-сигналов.

1.2. Повороты и развороты в ограниченном пространстве

На узких дорогах и проездах следует так рассчитывать траекторию поворота, чтобы не выехать на полосу встречного движения, не заехать на тротуар, не задеть придорожные сооружения. При этом следует иметь в виду, что на поворотах заднее внутреннее колесо катится по дуге, расположенной гораздо ближе к центру поворота, чем дуга, по которой катится переднее внутреннее колесо. Поэтому, выбирая траекторию поворота, следует располагать продольную ось автомобиля под некоторым углом к траектории.

Начиная поворот, нужно направить переднее внутреннее колесо на таком расстоянии от края проезжей части, чтобы по ней смогло пройти заднее внутреннее колесо, а заднее крыло не задело бы близко расположенное сооружение. В стеснённых условиях поворота одновременно нужно следить за перемещением наружных переднего и заднего крыльев.

Разворот в ограниченном пространстве может потребовать отклонения траектории движения вправо и (или) влево, чтобы по возможности не прибегать к применению заднего хода. При этом сигналы поворотов не должны вводить в заблуждение остальных участников дорожного движения.

2. Применение заднего хода при маневрировании

2.1. Применение заднего хода при развороте

Разворот на узкой дороге может потребовать остановки и движения задним ходом, поэтому выполнять такой разворот следует в крайних случаях.

Так как такой разворот на проезжей части может помешать движению другого транспорта, его нужно выполнять быстро, но без суетливости, с правильным расчётом движения на ограниченном пространстве. Чтобы разворот ускорить, нужно наиболее полно использовать ширину проезжей части, сокращая путь движения автомобиля за счёт поворачивания колёс в противоположную сторону перед остановкой в крайних положениях.

Для успешного и бысторго выполнения разворота с применением заднего хода необходимо:

  • заранее наметить место, наиболее отвечающее требованиям быстрого манёвра, для того, чтобы не мешать продвижению другого транспорта;
  • снизить скорость, перейти на низшую передачу;
  • для максимального использования ширины проезда принять насколько можно вправо и остановиться;
  • если дорога свободна, то, вращая руль до отказа, повернуть влево и направить автомобиль к противоположной стороне проезда;
  • перед самой остановкой (не доезжая 1 м до противоположного края), энергично действуя рулём, повернуть колёса в обратную сторону;
  • осмотреться по сторонам и назад, направить автомобиль задним ходом к противоположной стороне проезда;
  • не доезжая до противоположного края, быстро действуя рулём, снова повернуть колёса в обратную сторону;
  • осмотреться, направить автомобиль вперёд и двигаться в новом направлении.

2.2. Маневрирование и применение заднего хода при постановке автомобиля на стоянку

Движение задним ходом требует от водителя повышенного внимания и осторожности. Перед началом движения задним ходом и в местах, где могут находиться дети, нельзя полагаться только лишь на зеркало заднего вида, так как в нём не будет заметен находящийся за автомобилем ребёнок. Следует выйти из автомобиля, обойти его вокруг и убедиться в отсутствии помех для движения.

При маневрировании в ограниченном пространстве следует двигаться с очень малой скоростью, педаль сцепления нужно удерживать в положении неполного включения. Это обеспечит полный контроль над автомобилем и возможность его мгновенной остановки.

Движение задним ходом в стеснённых условиях обязывает водителя выйти из автомобиля и убедиться в отсутствии препятствий для движения. Если препятствия расположены близко к автомобилю с левой стороны проезда, рекомендуется при движении смотреть назад через левое боковое окно. Когда препятствия расположены справа, следует наблюдать за движением правой задней части автомобиля, глядя через заднее стекло.

Периодически необходимо следить за движением передней части автомобиля. Во время движения задним ходом нужно иметь в виду, что при повороте передних колёс передняя часть автомобиля круто смещается в сторону, противоположную повороту, в то время как задняя часть плавно движется в направлении поворота. Эту особенность следует учитывать при повороте при стеснённых условиях в очень узкий проезд, когда передним ходом въехать невозможно или небезопасно.

Задним ходом также рекомендуется заезжать на стоянку, когда место для неё между стоящими в один ряд автомобилями имеет длину не более чем полуторная длина заезжающего автомобиля (диагональная парковка).

Вначале нужно остановиться рядом с передним автомобилем так, чтобы ось задних колёс поравнялась с задним бампером этого автомобиля. Затем начать двигаться задним ходом, быстро повернув колёса вправо до отказа, и, когда автомобиль займёт положение под углом примерно 45° к ряду стоящих автомобилей, быстро повернуть колёса до отказа влево. При дальнейшем осторожном движении назад автомобиль въедет на место стоянки, использовав его минимальную длину и встав в один ряд с другими автомобилями.

3. Движение на подъёме, остановка и начало движения

3.1. Движение на подъёме

Подъёмы лучше преодолевать без переключения передач на них. Пологий короткий подъём преодолевается с ходу с предварительным разгоном автомобиля, если видимость и состояние дороги не затрудняют разгон.

Крутые подъёмы (короткие с ограниченной видимостью и длинные) преодолеваются также без переключения передач. Необходимо заранее включить нужную для преодоления подъёма передачу.

Если при подъёме скорость движения начинает падать, необходимо своевременно включать низшую передачу, не ожидая остановки двигателя автомобиля.

3.2. Остановка и начало движения на подъёме

Останавливаясь на подъёме, необходимо поставить автомобиль на стояночный тормоз, это позволит «свободной» правой ногой установить повышенные обороты двигателя при последующем трогании с места, не допустив отката назад или остановки двигателя.

Перед началом движения на подъём необходимо включить первую передачу и, не отпуская педаль сцепления, увеличить обороты двигателя, плавно отпуская педаль сцепления, подвести диски сцепления в положение начала их контакта (об этом засвидетельствуют незначительно падающие обороты двигателя и появление небольшой вибрации), быстро снять автомобиль со стояночного тормоза и добавить обороты двигателя. После начала движения плавно уже до конца отпустить педаль сцепдения.

Определённую сложность для начинающего водителя представляет начало движения на подъём задним ходом (например для выезда с места стоянки, когда выехать на спуск нет возможности). Очерёдность действий точно такая же, только вместо первой передачи следует включить задний ход. Всем советуем, так как такой элемент не отрабатывается в автошколах, потренироваться в безопасных условиях в выполнении такого манёвра.

4. Ошибки при маневрировании

4.1. Типичные ошибки при маневрировании:

Ошибки при маневрировании обусловлены несколькими факторами.

Первое — это отсутствие должного контроля габаритов автомобиля. Такая ошибка характерна для начинающих водителей, а также при отсутствии концентрации внимания.

Второе — это неправильная оценка скорости движения, не соответствующая данному манёвру или дорожным условиям. Например, выезд на высокой скорости на обочину без усовершенствованного покрытия, что может вызвать боковой занос и даже опрокидывание автомобиля.

Третье — отсутствие контроля дорожной обстановки, мёртвых зон.

5. Влияние психофизиологии водителя на маневрирование

5.1. Влияние психофизиологии водителя на выполнение приёмов маневрирования в ограниченном пространстве

Чтобы уверенно управлять автомобилем в ограниченном пространстве, водитель должен чувствовать габариты своего автомобиля, представлять себе, как перемещаются крайние его точки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движения передних и задних колёс. Это достигается многократными тренировками.

Наиболее трудно водителю со своего места определять положение крайних габаритных по ширине точек автомобиля и передних колёс. Эти навыки необходимо развивать уже с первых занятий по вождению. Водитель заблаговременно выбирает хорошо видимые ему ориентиры на автомобиле (изгиб облицовки капота или крыла, или прочие) и наблюдает за их положением относительно края проезжей части, тротуара, линии разметки и других элементов дороги. С помощью этих ориентиров он следит за автомобилем при выезде с места стоянки, при остановке у края проезжей части дороги или между припаркованными автомобилями.

В стрессовой ситуации необходимо отказаться от быстрых, панических действий при маневрировании.

6. Особенности поведения водителя при маневрировании, при постановке авто на стоянку

6.1. Особенности поведения водителя при маневрировании

Общие требования правил маневрирования обязывают водителя предварительно внимательно изучить окружающую обстановку, используя в том числе при этом зеркало заднего вида, заблаговременно подать предупредительный сигнал о манёвре, правильно выбрать скорость и точно выполнить сам манёвр, не создавая опасности для движения.

Подача сигнала о намеченном манёвре не освобождает водителя от обязанности не создавать помехи движению и не снимает с него ответственности за последствия в случае создания препятствия или опасности для движения.

Перестроение с одной полосы движения на другую можно производить, убедившись, что этот манёвр не заставит водителей транспортных средств на той полосе движения, куда намечено перестроение, резко тормозить, увеличивать скорость или перестраиваться. Эти условия можно выполнить, когда между транспортными средствами на этой полосе имеется расстояние, позволяющее беспрепятственно перестроиться с соблюдением безопасной дистанции. Поравнявшись с таким «окном», следует подать сигнал о перестроении и, поддерживая соответствующую скорость, плавно повернуть рулевое колесо для перестроения на эту полосу, а затем также плавно повернуть руль обратно, выравнивая автомобиль. После этого нужно выключить сигнал поворота и, двигаясь по новой полосе, выдерживать безопасную дистанцию.

Повороты или разворот требуют от водителя вышеуказанных подготовительных действий из-за обязательного перестроения в соответствующую крайнюю полосу движения. Если перед поворотом налево из крайней левой полосы потребовалось остановиться для пропуска встречных транспортных средств, то автомобиль лучше располагать параллельно движению с колёсами в среднем положении. Это позволит избежать выброса автомобиля на полосу встречного движения при ударе во время случайного наезда сзади.

6.2. Особенности поведения водителя при постановке автомобиля на стоянку в различных местах

При постановке автомобиля на стоянку необходимо продумать, как затем выезжать с этого места (удобно ли выезжать задним или передним ходом, не создадут ли препятствия выезду автомобили, которые припаркуются позже, не придётся ли преодолевать подъём, трогаясь с места и прочее).

При постановке автомобиля на кратковременную стоянку предпочтительно выбирать места с лучшей обзорностью (не рядом с микроавтобусами или внедорожниками), чтобы выезжать с парковки в более благоприятных условиях.

При постановке автомобиля на стоянку на уклоне желательно в дополнение к стояночному тормозу поставить автомобиль на передачу (на автомобиле с механической трансмиссией), управляемое колесо в момент остановки повернуть в сторону бордюрного камня.

Если автомобиль остановился на подъём, то управляемое колесо необходимо повернуть от бордюра, уперев в бордюр заднюю часть колеса.

6.3. Особенности поведения водителя при постановке автомобиля на стоянку и выходе из автомобиля

После постановки автомобиля на стоянку, когда приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства, перед выходом на проезжую часть дороги водитель должен через зеркала заднего вида, а также при необходимости поворотом головы назад, убедиться в безопасности такого действия. Запрещается открывать двери или держать их открытыми, если это может создать препятствие для движения транспортных средств или пешеходов.

https://youtu.be/dJFVHmWTFbE

7. Типичные ДТП, совершаемые при начале движения, при поворотах и разворотах в ограниченном пространстве

7.1. Типичные ДТП, совершаемые при начале движения

Приблизительно каждое седьмое ДТП, совершённое по вине водителя механического транспортного средства, произошло вследствие нарушения правил маневрирования.

Начиная движение, водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения. Типичное ДТП при начале движения — столкновение с транспортным средством, движущимся в попутном или во встречном направлении (при остановке на левой стороне дороги).

https://youtu.be/nBLZXqgBZa4

Такие происшествия происходят в основном из-за невнимательности водителя, начинающего движение, а также ввиду начала движения в условиях ограниченной обзорности.

В предыдущих инфокартах мы рассказывали, как лучше выбирать место для парковки, но добавим, что при остановке под углом к проезжей части для удобства и безопасности последующего выезда на проезжую часть лучше ставить автомобиль «лицом» к проезжей части дороги.

7.2. Типичные ДТП, совершаемые при поворотах и разворотах в ограниченном пространстве

Типичные ДТП при поворотах и разворотах в ограниченном пространстве — столкновение со стоящим транспортным средством или наезд на препятствие (столб, дерево, прочее).

Дорожно-транспортные происшествия при маневрировании в ограниченном пространстве — следствие неправильного представления о габаритах транспортного средства и слабое понимание геометрии движения (в том числе задним ходом) в зависимости от угла поворота рулевого колеса.

При маневрировании в ограниченном пространстве не нужно стесняться прибегать к посторонней помощи, не нужно спешить. Если есть неуверенность в безопасности выполнения манёвра, можно его разложить на несколько приёмов. Тот же разворот можно совершить с многократным включением задней передачи, совершённое ДТП отнимет гораздо больше времени и других ресурсов.

Особое внимание необходимо уделить выезду задним ходом на проезжую часть. В некоторых случаях безопасно выехать без посторонней помощи не получится!

https://youtu.be/dt0s1IMaxzI

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.