Версия для печати

Управление автомобилем в особых условиях

  1. Особенности движения по автомагистралям и дорогам для автомобилей
    1. Особенности движения по автомагистралям
    2. Особенности движения по дорогам для автомобилей
  2. Особенности движения по дорогам с полосой для маршрутных транспортных средств
    1. Особенности движения по дорогам с полосой для маршрутных транспортных средств
  3. Проезд мостов, эстакад, путепроводов, транспортных развязок
    1. Проезд мостов, эстакад, путепроводов
    2. Проезд транспортных развязок
  4. Управление автомобилем при буксировке. Особенности управления автомобилем с прицепом
    1. Управление автомобилем при буксировке
    2. Особенности управления автомобилем с прицепом
  5. Управление автомобилем при движении в колонне
    1. Управление автомобилем при движении в колонне
  6. Проезд населённых пунктов
    1. Въезд в населённый пункт
    2. Чередование населённых пунктов
  7. Проезд подъёмов и спусков
    1. Проезд подъёмов и спусков
  8. Движение по дорогам без усовершенствованного покрытия. Преодоление канав, водных преград
    1. Правила и приёмы управления автомобилем по дорогам без усовершенствованного покрытия
    2. Приёмы преодоления канав, водных преград
  9. Движение по дорогам при пониженном коэффициенте сцепления
    1. Правила управления автомобилем на дорогах при пониженном коэффициенте сцепления
  10. Движение по скользкой дороге на поворотах, начало движения и торможение. Приёмы управления при заносе
    1. Особенности движения по скользкой дороге на поворотах, при начале движения и торможении
    2. Приёмы управления при заносе
    3. Приёмы управления при заносе переднеприводного автомобиля
    4. Приёмы управления при заносе заднеприводного автомобиля
  11. Опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину
    1. Выезд на мокрую или заснеженную обочину
  12. Управление автомобилем в тёмное время суток и при недостаточной видимости
    1. Управление автомобилем в тёмное время суток
    2. Управление автомобилем при недостаточной видимости
  13. Пользование внешними световыми приборами в тёмное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при остановках
    1. Пользование внешними световыми приборами в тёмное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде
    2. Пользование внешними световыми приборами при преднамеренной и вынужденной остановках
  14. Меры по предотвращению ослепления водителей попутно и встречно движущимися МТС
    1. Меры по предотвращению ослепления водителей попутно движущимися МТС
    2. Меры по предотвращению ослепления водителей встречно движущимися МТС
    3. Ослепление
  15. Дорожно-транспортная обстановка, развитие навыков её прогнозирования
    1. Дорожно-транспортная обстановка
    2. Развитие навыков прогнозирования дорожно-транспортной обстановки
  16. Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в особых условиях
    1. Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в особых условиях
  17. Особенности поведения водителя при движении в особых условиях
    1. Особенности поведения водителя автомобиля при движении в особых условиях
  18. Типичные ДТП, совершаемые при управлении автомобилем в особых условиях
    1. Типичные ДТП, совершаемые при управлении автомобилем в особых условиях

1. Особенности движения по автомагистралям и дорогам для автомобилей

1.1. Особенности движения по автомагистралям

В настоящее время в Республике Беларусь только разрабатываются проекты реконструкции некоторых дорог до уровня автомагистрали. Так что мы будем изучать в какой-то мере Правила дорожного движения будущего. При этом в странах-соседях автомагистрали есть, и на них действуют правила движения, схожие с нашими, так что знания особенностей движения по автомагистралям лишними не будут.

Отличительными особенностями автомагистрали являются наличие нескольких полос (как минимум двух) для движения в каждом направлении и разделительной полосы, отсутствие пересечений с другими дорогами на одном уровне. Также на автомагистралях отсутствуют наземные пешеходные переходы. Разворот на автомагистрали разрешается только с использованием специальных дорожных развязок. Остановка на магистрали разрешается только на специальных площадках, обозначенных знаками «Место стоянки» или «Место отдыха».

Каждая из перечисленных особенностей делает саму дорогу более безопасной и уменьшает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. При этом движение по автомагистрали характеризуется монотонностью и может приводить к появлению сонливости. Отсутствие обочины или запрещение остановки на ней тоже негативно влияет на работоспособность водителя. Учитывая, что разрешённые скорости на автомагистрали повышены, есть соблазн при появлении сильной сонливости на предельной скорости успеть доехать до ближайшего места отдыха. Но так поступать не сто́ит. Лучше остановиться в наиболее безопасном месте или использовать аварийный карман.

При вынужденной остановке на обочине или проезжей части дороги после включения аварийной световой сигнализации знак аварийной остановки лучше выставить как можно дальше от автомобиля, чтобы водители транспортных средств, движущихся с высокой скоростью, имели возможность вовремя сориентироваться.

Часто автомагистрали бывают платными, так что, планируя поездку по такой дороге, поинтересуйтесь способами и величиной оплаты проезда.

1.2. Особенности движения по дорогам для автомобилей

Правила движения по дорогам, обозначенным дорожным знаком «Дорога для автомобилей», в нашей стране идентичны правилам движения по автомагистрали. Но оборудование таких дорог до уровня автомагистрали немного не дотягивает.

На дорогах для автомобилей могут встречаться наземные пешеходные переходы и перекрёстки. Их не так много по сравнению с обыкновенными дорогами общего пользования, поэтому перед ними устанавливают дорожные знаки, ограничивающие скорость, а также могут устанавливать камеры фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения.

Не у всех участков дорог, обозначенных дорожным знаком «Дорога для автомобилей», имеются полноценные дублирующие дороги общего пользования, поэтому в нарушение Правил дорожного движения по дорогам для автомобилей нередко передвигаются тихоходные транспортные средства, пешеходы и велосипедисты. На участках, проходящих по лесным и заболоченным территориям, можно встретить диких животных, выходящих на дорогу.

2. Особенности движения по дорогам с полосой для маршрутных транспортных средств

2.1. Особенности движения по дорогам с полосой для маршрутных транспортных средств

Для обеспечения бесперебойной работы общественного транспорта и рационального использования улично-дорожной сети на дорогах в населённых пунктах оборудуются полосы для маршрутных транспортных средств. В случае оборудования такой полосы во встречном направлении движение всех остальных транспортных средств по такой полосе категорически запрещено.

В попутном направлении для маршрутных транспортных средств чаще всего выделяется крайняя правая полоса (так как справа расположены остановочные площадки и павильоны), но бывает, что полоса для маршрутных транспортных средств выделяется крайняя левая (для поворота налево на ближайшем перекрёстке или в том случае, когда остановочные площадки с павильонами расположены по центру дороги. Пешеходы попадают к остановочным площадкам по надземным или подземным пешеходным переходам).

По попутным полосам для маршрутных транспортных средств движение прочих транспортных средств может быть разрешено, если полоса отделена прерывистой линией, для остановки у правого края для посадки или высадки пассажиров, а также для поворота или разворота. При этом запрещено создавать препятствия для движения маршрутных транспортных средств.

Если полоса для маршрутных транспортных средств отделена сплошной линией дорожной разметки, то движение по ней, а также остановка прочих транспортных средств запрещены.

https://youtu.be/b-cbL24nwLc

3. Проезд мостов, эстакад, путепроводов, транспортных развязок

3.1. Проезд мостов, эстакад, путепроводов

При въезде на мост и съезде с него иногда возникают технологические зазоры, обусловленные сезонным тепловым расширением материалов, из которых изготовлен мост, или же наличием разводных пролётов. После нескольких лет эксплуатации, особенно при движении по мосту большегрузной техники, в этих местах сильно разрушается дорожное покрытие, образуются выбоины. Кроме того, подобное происходит и из-за разных характеристик асфальта, которым покрыты мост и прилегающая дорога. Поэтому, подъезжая к мосту, следует заранее снизить скорость, чтобы избежать повреждения подвески.

При проезде узких мостов, эстакад, путепроводов нужно помнить, что отсутствие на них обочин создаёт у водителей ложное впечатление значительного сужения дороги, и поэтому они стремятся ехать как можно ближе к осевой линии, что затрудняет встречный разъезд. Двигаться по мосту нужно с постоянной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию. С наступлением холодов при въезде на мост нужно остерегаться гололедицы и гололёда, хотя на дорогах этого может и не быть. Это объясняется тем, что пролётные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению способствует также повышенная влажность воздуха от испарения воды.

На лесных и просёлочных дорогах встречаются деревянные мосты, грузоподъёмность которых не указана. Старайтесь избегать движения по мосту такого рода, лучше поищите объездную дорогу. Если же по деревянному мосту ехать всё-таки придётся, тщательно обследуйте его, обращая особое внимание на опоры и пролётные конструкции. Перед проездом такого моста в целях безопасности высадите пассажиров.

Также на реках могут быть временно оборудованы понтонные мосты. Проезд по мосту осуществляется по одной колее на минимальной скорости. На въездах на понтонный мост может находиться дежурный по переправе, регулирующий движение по мосту.

https://youtu.be/SPjA2yux4hc

3.2. Проезд транспортных развязок

При подъезде к транспортной развязке следует разобраться в схеме движения по ней, чтобы не создать препятствия или не проехать развязку в ненужном для Вас направлении. Съезды транспортных развязок часто бывают шириной в одну полосу и имеют закругления малого радиуса. Поэтому следует снижать скорость на полосах торможения, чтобы по возможности не тормозить на закруглении дороги.

Особую опасность представляют места слияния транспортных съездов с основными полосами движения. Бывает, что в таких местах ввиду стеснённых условий не оборудуются полосы разгона. В ночное время на развязках без искусственного освещения водитель слишком поздно узнаёт об этом.

Также опасны полосы разгона, совмещённые с полосами торможения. В таких местах также часто происходят ДТП. Такие места характерны для развязок типа «клеверный лист».

К дорожно-транспортным происшествиям на развязках приводит недисциплинированное поведение водителей, пытающихся двигаться по обочинам или в два ряда на однополосном съезде транспортной развязки. Итогом такого ДТП становятся многокилометровые заторы, потерянное время, стресс и повреждённые транспортные средства.

4. Управление автомобилем при буксировке. Особенности управления автомобилем с прицепом

4.1. Управление автомобилем при буксировке

Для буксировки неисправного автомобиля к месту стоянки или ремонта проще и безопаснее воспользоваться услугами эвакуатора. Но что делать, если услуга эвакуатора по тем или иным причинам недоступна? В таком случае водители легковых автомобилей, как правило, используют буксировку на гибкой сцепке. Для этого в машине необходимо возить буксировочный трос длиной от 4 до 6 метров с предупредительными устройствами (не менее двух флажков или щитков на тросе).

https://youtu.be/3VwXq-hh8jA

Перед началом транспортировки договоритесь с другим водителем о маршруте, скорости движения и условных знаках, которые нужно будет подать, например, для внеплановой остановки.

Трос должен быть надёжно закреплён на буксировочной проушине или фаркопе.

Важно помнить, что неаккуратная буксировка может привести к ДТП и, возможно, человеческим жертвам, поэтому не сто́ит подходить к этому процессу легкомысленно. Если опыта буксировки нет, то не следует начинать практику на оживлённых городских улицах.

Начало движения — один из самых сложных моментов при буксировке. Водитель первого автомобиля должен начинать движение плавно, чтобы не было рывка при старте. Если у машины механическая коробка передач, в момент, когда трос натянется, нужно чуть выжать педаль сцепления. Это смягчит рывок. Затем нужно добавить газа, чтобы не дать тросу провиснуть сразу после начала движения. Полностью избежать рывков на прицепном звене вряд ли получится.

В условиях гололедицы — это гарантированный занос. Вывести из заноса буксируемый автомобиль сложно, почти невозможно. Поэтому буксировка на гибкой сцепке в гололедицу запрещена.

Нужно помнить, что водитель сзади видит дорогу хуже, чем водитель автомобиля-тягача, и к тому же имеет сильно ограниченные возможности для манёвра. Потому в сцепке нужно двигаться осторожно, по возможности избегая торможений и остановок. Но если остановка необходима, перед торможением можно включить аварийную сигнализацию. Это даст понять второму водителю, что вы собираетесь останавливаться.

При проезде поворотов по возможности закладывайте большой радиус поворота, ведь буксируемый автомобиль проезжает его по заметно меньшему радиусу.

Автомобили с автоматической трансмиссией не рекомендуется буксировать на большие расстояния (максимальное расстояние не должно превышать 50 км, через 20–25 км следует осуществить остановку и дать автоматической коробке остыть).

4.2. Особенности управления автомобилем с прицепом

Одноосные автоприцепы легче и проще в управлении. Двухосные оптимальны для перевозки квадрициклов, мотоциклов и т.п. Эксплуатируя любой из них, нужно иметь противооткатные упоры для остановки на уклонах.

Начинать движение с прицепом нужно плавно. Расход топлива при езде с прицепной техникой всегда увеличивается на 10–20%. Также помните: прицепная техника увеличивает тормозной путь автомобиля, снижает динамику разгона даже при отсутствии грузов (учтите это особенно при обгоне).

Перед началом движения необходимо проверить состояние прицепного устройства. Замок должен быть в исправном состоянии (это же относится к его предохранителю) и надёжно фиксировн в закрытом положении. Не забудьте о страховочных цепях или тросиках. На автомобиле для них нужны надёжные крепления. Шар сцепного устройства (фаркоп) необходимо смазать графитной смазкой.

Груз в прицепе укладывайте так, чтобы центр тяжести груза был как можно ниже и ближе к оси. Лучше сместить груз немного вперёд, чем перегрузить корму тележки. В любом случае дышло загруженного прицепа (речь идёт о легковом автомобиле) не должно давить на фаркоп с усилием более 50 кг.

Когда у прицепа перегружена задняя часть, он приподнимает заднюю часть автомобиля, снижая тем самым эффективность задних тормозов и перегружая переднюю подвеску. Когда перегружена передняя часть — дышло давит на фаркоп и приподнимает переднюю часть автомобиля. В этом случае перегруженная машина может не слушаться руля, а переднеприводной автомобиль может забуксовать даже на асфальте.

Манёвренность у автомобиля с прицепом значительно хуже, чем без него. При резких манёврах прицеп может раскачаться влево-вправо. То же самое может произойти на неровной дороге, особенно на спусках. Выровнять движение прицепа можно, немного увеличив скорость.

Кроме того, у машины с прицепом возрастает ширина габаритного коридора. Чем больше расстояние от фаркопа до оси прицепа, тем больше места занимает автопоезд в повороте. Прицеп смещается к центру поворота. Выполняя поворот на перекрёстке, необходимо оставлять между бортом машины и бордюром не менее 1.5 метра, иначе прицеп может заехать на тротуар. Этим же правилом необходимо пользоваться при объезде любых других препятствий.

https://youtu.be/Qs1wy_c9XpU

Самый сложный элемент в управлении машиной с прицепом — движение задним ходом. Руль необходимо поворачивать в сторону, противоположную направлению поворота прицепа. Для того, чтобы прицеп поворачивал направо, рулевое колесо необходимо вращать влево. Чтобы этому научиться, необходимо выбрать свободную площадку и потренироваться.

Во время движения задним ходом прицеп может «сложиться» — встать перпендикулярно автомобилю. В такой ситуации продолжать движение назад нельзя: дышло может согнуться, а сам прицеп может повредить заднюю часть автомобиля. Необходимо подать вперёд и повторить манёвр.

Если в какой-то ситуации проехать задним ходом не удаётся, лучше всего отсоединить прицеп и перекатить его вручную — будет быстрее и спокойнее. Помните, что на некоторых прицепах, оснащённых инерционной тормозной системой, перед началом движения назад тормоза нужно заблокировать, иначе колёса застопорятся.

5. Управление автомобилем при движении в колонне

5.1. Управление автомобилем при движении в колонне

В туристических походах, в различных процессиях, в отпускном путешествии водитель может быть включён в состав автомобильной колонны. Движение в колонне требует от водителя предельной собранности и внимательности. Это вызвано тем, что в колонне нет необходимого обзора и дорожная обстановка воспринимается не полностью. Большинство дорожных препятствий возникает перед водителем неожиданно, а это требует постоянной готовности к немедленному торможению или изменению направления движения.

В многодневных поездках замыкает колонну наиболее опытный водитель на самой надёжной машине по возможности повышенной проходимости. Там сосредоточиваются необходимые запасные части, запас бензина, охлаждающей и тормозной жидкости, воды, буксирный трос, полный набор водительского инструмента и другие необходимые в походе предметы.

Останавливаться по собственному решению водителям не разрешается. Остановка может быть только вынужденной, из-за технической неисправности автомобиля. В этом случае остальные машины колонны продолжают движение, а помощь оказывает замыкающий.

Длина колонны и дистанции в ней в значительной степени зависят от режима движения головной машины, которой управляет старший колонны. Он должен двигаться плавно, не допуская резких изменений скорости. При трогании разгоняется медленно, все остальные без задержки начинают движение и набирают нужную дистанцию. Перед остановками и поворотами скорость движения головной машины снижается заблаговременно, включается соответствующий указатель поворотов. Остальные машины сигнал повторяют. Основной принцип управления колонной — «делай как я».

Недопустимо двигаться на чрезмерно большой дистанции. В образовавшиеся разрывы будут вклиниваться посторонние, и водитель может потерять впереди идущую машину. Нередко в таких случаях оторванная часть колонны сбивается с маршрута.

Колонны, сопровождаемые автомобилями оперативных служб с включённым проблесковым маячком синего цвета или специальным звуковым сигналом, пользуются правом отступать от требований ряда разделов Правил дорожного движения.

https://youtu.be/XeQbD-RLoaM

6. Проезд населённых пунктов

6.1. Въезд в населённый пункт

Въезжая в населённый пункт, водитель попадает на участок дороги, на котором действуют специальные правила, устанавливающие порядок движения по населённым пунктам. Режим управления транспортным средством кардинально меняется.

Особенности дорог в населённых пунктах — это гораздо большая частота перекрёстков, пешеходных переходов и остановочных пунктов. Часть перекрёстков и пешеходных переходов оборудованы светофорами. Учитывая, что вне населённых пунктов светофоры попадаются очень редко, водитель может проигнорировать сигнал светофора, банально не обратив на него внимание, поэтому перед первым светофорным объектом населённого пункта обязательно устанавливают дорожный знак «Светофорное регулирование».

Проезжать населённые пункты лучше всего, используя кольцевые дороги, транспортные хорды, магистральные улицы непрерывного движения (с минимумом перекрёстков и светофорных объектов). Большее расстояние, нежели по прямой, компенсируется меньшими затратами времени и расходом топлива. На таких улицах, как правило, скорости движения повышены при помощи дорожных знаков.

При транзитном движении ещё лучше при имеющейся возможности в населённые пункты не заезжать вовсе, используя объездные дороги. Так будет безопаснее.

6.2. Чередование населённых пунктов

Определённое напряжение для водителей создают участки дорог с часто расположенными небольшими населёнными пунктами. Разгон и торможение. Иногда конец одного населённого пункта и начало другого разделяет всего десяток метров. Проще всего на таких участках дорог не переходить на загородный режим движения. К тому же между населёнными пунктами, расположенными на незначительном расстоянии, как правило, существует интенсивное движение пешеходов по обочинам или по краю проезжей части дороги.

Если водитель проезжает участок дороги, обозначенный дорожным знаком «Начало границы населённого пункта», то в этом случае не следует двигаться так же расслаблено, как вне населённого пункта. Жилая застройка возможно где-то поблизости, пусть и реже, но попадаются остановочные пункты маршрутных транспортных средств и перекрёстки. Следует усилить внимание и быть готовым снизить скорость в случае необходимости.

7. Проезд подъёмов и спусков

7.1. Проезд подъёмов и спусков

Подъёмы небольшой протяжённости преодолеваются с разгона без переключения передач.

Крутые, а также продолжительные подъёмы преодолеваются на такой передаче, на которой автомобиль может преодолеть весь подъём без переключения передач и без остановок. На подъёмах нельзя допускать перегрузки и остановки двигателя, задержки в переключении передач, переключения передач на скользкой дороге, скатывания назад.

Спуски преодолеваются на низших передачах при постоянных оборотах коленчатого вала, притормаживая двигателем. На спуске не следует выключать сцепление или двигаться на нейтральной передаче, с повышенной скоростью и остановленным двигателем.

https://youtu.be/brQgQBmlWIg

При движении по косогору (с боковым креном) автомобиль нужно вести на одной из низших передач, избегая крутых поворотов, иначе автомобиль может опрокинуться. Необходимо учитывать, что на влажном травянистом грунте автомобиль будет сползать вниз по косогору, поэтому весь путь движения по косогору выбирают примерно на одном уровне или с некоторым постепенным съездом вниз, а не вверх.

8. Движение по дорогам без усовершенствованного покрытия. Преодоление канав, водных преград

8.1. Правила и приёмы управления автомобилем по дорогам без усовершенствованного покрытия

На дорогах с переходным типом покрытия (гравийным, щебёночным) и на грунтовых дорогах коэффициент сцепления значительно меньше, чем на дорогах с усовершенствованным покрытием. На таких дорогах тормозной путь значительно больше, а при движении на поворотах и при резких движениях рулевым колесом возникает угроза бокового заноса. Поэтому не сто́ит на таких дорогах двигаться со скоростью более 70 км/ч, даже если покрытие идеально ровное.

На дорогах с переходным типом покрытия высока вероятность вылета камней из-под колёс как встречных, так и попутных автомобилей, поэтому при встречном разъезде и при обгоне следует увеличивать боковой интервал. На грунтовых дорогах в дождь и после него при встречном разъезде на стёкла и зеркала может попасть большое количество грязи.

На грунтовых дорогах сопротивление качению колёс автомобиля значительно больше, чем на дорогах с усовершенствованным покрытием. Поэтому при разгоне необходимо быстрее переключать передачи. Также быстро необходимо переключать передачи при переходе с повышенных на пониженные во избежание застревания. При застревании не допускайте длительной пробуксовки. Преодолевайте труднопроходимые участки на низших передачах враскачку. Небольшие лужи следует или объезжать, или преодолевать на низших передачах по следу проехавших легковых автомобилей.

При появлении на дороге глубокой выбоины или иного препятствия во избежание повреждения тормозных механизмов следует тормозить до препятствия, а не на нём. Перед проездом препятствия торможение следует прекратить.

При движении по грунтовой дороге, поросшей густой и высокой травой, есть вероятность днищем или поддоном двигателя зацепить камень, который в траве не виден. Камни, проволока и прочий строительный мусор может быть в глубоких лужах. Перед тем, как преодолевать такие участки, сто́ит произвести разведку.

https://youtu.be/GDFFwct70lc

8.2. Приёмы преодоления канав, водных преград

Двигаясь по бездорожью, неглубокие и узкие канавы следует преодолевать под прямым углом к ним на пониженной передаче и на минимальной скорости. Для преодоления глубоких канав и рвов нужно предварительно подкопать их края, движение осуществлять медленно, без разгона, на первой передаче, под прямым углом к канаве или рву.

Узкие канавы или рвы пересекать под углом нельзя, так как это может привести к потере управляемости или опрокидыванию автомобиля. Широкие канавы или рвы, наоборот, следует пересекать наискосок, предварительно сравняв их края лопатой и, при необходимости, «вымостив» дно ветками или другим твёрдым подручным материалом. Съезжать в канаву нужно осторожно на низшей передаче, на минимальной скорости. Приближаясь к её дну, следует увеличить обороты двигателя, чтобы, используя инерцию автомобиля, преодолеть противоположный склон.

Для преодоления водной преграды необходимо тщательно разведать подъездные пути к броду, состояние его дна, глубину, которая должна быть не более половины диаметра колеса автомобиля. Въезжать в воду необходимо без разгона, на первой передаче, под небольшим углом к берегам и вниз по течению. При спуске в воду увеличить обороты двигателя и поддерживать их на всём протяжении брода, чтобы не допустить попадания воды в глушитель.

На противоположный берег следует выезжать плавно, увеличивая обороты двигателя. После преодоления брода на ровном участке выполнить несколько торможений для просушки тормозных колодок.

https://youtu.be/Jwrm5mhIftM

9. Движение по дорогам при пониженном коэффициенте сцепления

9.1. Правила управления автомобилем на дорогах при пониженном коэффициенте сцепления

На дорогах, имеющих загрязнённое, мокрое, обледенелое, заснеженное покрытие, существенно уменьшается коэффициент сцепления колёс с дорогой, вследствие чего возникает большая вероятность проскальзывания и пробуксовки шин автомобиля. При неправильных действиях водителя в этих условиях автомобиль может стать неуправляемым. Своевременно меняйте летнюю резину на зимнюю при среднесуточной температуре ниже +7°C.

Если участок со скользким покрытием небольшой, снижать скорость необходимо до такого участка. Проезжайте опасный участок (лёд, мокрые листья, масло и т.п.), поддерживая скорость постоянной. Если участок со скользким покрытием обнаружить заблаговременно не представлялось возможным, проезжайте его, не изменяя скорости и не воздействуя на педаль тормоза.

Если на всём протяжении дороги покрытие мокрое или заснеженное, то скорость движения должна быть снижена до безопасной. Снижение скорости на скользком покрытии необходимо, даже если проезжая часть посыпана песчано-солевой смесью. Дороги могут быть посыпаны неравномерно.

Во всех случаях безопаснее всего двигаться по проложенной другими транспортными средствами колее. Находящиеся в ней колёса имеют лучшее сцепление с дорожным полотном. Педалью подачи топлива следует работать плавно и мягко. Любое движение и манёвры на скользкой дороге должны выполняться водителем без резких поворотов рулевого колеса, резкого торможения и переключения передач.

10. Движение по скользкой дороге на поворотах, начало движения и торможение. Приёмы управления при заносе

10.1. Особенности движения по скользкой дороге на поворотах, при начале движения и торможении

Перед началом движения на скользкой дороге следует расчистить перед колёсами снег. Если под колёсами — лёд, то можно перед колёсами насыпать песок.

Трогаться при гололёде и в гололедицу можно со второй передачи. Рулевое колесо следует поставить прямо. При проскальзывании одного из ведущих колёс включите (если она не активируется автоматически) блокировку дифференциала. Если на автомобиле отсутствует блокировка, то можно подтормозить проскальзывающее колесо (на заднеприводном автомобиле чуть подтянув рычаг стояночного тормоза, а на переднеприводном — полувыжав педаль сцепления) и повторить трогание с места. Под ведущие колёса можно также подложить противобуксовочные коврики.

Для того, чтобы избежать бокового заноса на повороте, следует заблаговременно снизить скорость, а при прохождении поворота избегать переключения передач, торможения или резкого ускорения.

Боковой занос на скользкой дороге может быть также вызван сильным боковым ветром, внезапными порывами ветра. Чтобы быть готовым парировать возможный снос автомобиля, следует на опасном участке снизить скорость, по возможности сместиться ближе к центру дороги, крепче удерживать рулевое колесо. На резкие порывы ветра следует реагировать плавными движениями рулевым колесом. Боковой занос может быть также вызван потоком воздуха при встречном разъезде с автопоездом.

https://youtu.be/H8I5YVhMfKY

Ещё одна причина потери управления автомобилем — аквапланирование. Если при сильном дожде теряется контакт передних колёс с поверхностью дороги, необходимо срочно снизить скорость, затормаживая автомобиль двигателем, так как торможение рабочей тормозной системой может привести к заносу. При сильном ливне также снижается видимость дороги. Не забывайте в таких условиях включать противотуманные фонари. Некоторые водителии в их отсутствии включают аварийную световую сигнализацию.

https://youtu.be/IAWKXyd_fD4

10.2. Приёмы управления при заносе

Если автомобиль из-за начатого водителем торможения начало заносить, в первую очередь независимо от типа привода автомобиля необходимо прекратить начатое торможение. Во избежание бокового заноса на скользкой дороге рекомендуется осуществлять торможение двигателем.

Если начало заносить прицеп к автомобилю, то его из заноса можно вытянуть плавным ускорением. Чтобы уменьшить вероятность бокового заноса прицепа на скользкой дороге, необходимо вести автопоезд как можно плавнее, не допуская рывков, резких снижений скорости. На спуск не сто́ит двигаться накатом. Загрузка прицепа должна быть по возможности равномерной.

https://youtu.be/jCbTSm7GldQ

10.3. Приёмы управления при заносе переднеприводного автомобиля

Если при движении на переднеприводном автомобиле начался занос задней оси, ни в коем случае нельзя бросать газ и тормозить.

https://youtu.be/bMX7vD80bs0

Для стабилизации автомобиля следует немного увеличить подачу топлива. Колёса автомобиля следует ставить по направлению движения, доворачивая рулевое колесо на незначительный угол при корректировке направления движения.

https://youtu.be/dFQeFQeqmis

10.4. Приёмы управления при заносе заднеприводного автомобиля

Если при движении на заднеприводном автомобиле начался занос задней оси, следует быстро повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса.

Одновременно с этим необходимо плавно отпустить педаль газа. Ни в коем случае нельзя выключать сцепление! Немного не дожидаясь выравнивания автомобиля в полосе, перекладываем рулевое колесо в противоположную сторону для погашения вторичного заноса.

https://youtu.be/oJiv4t_HOAw

Главное здесь — не замешкаться, работать рулём с опережением. Иначе автомобиль не стабилизируется после заноса, а пойдёт в другой, потом в третий. Это называется ритмический занос. С каждым разом его амплитуда возрастает, и стабилизировать движение автомобиля становится всё труднее. Кончается это, как правило, тем, что автомобиль оказывается в кювете или на встречной полосе движения.

https://youtu.be/3R7KwM5XbrA

11. Опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину

11.1. Выезд на мокрую или заснеженную обочину

Съезжать на обочину необходимо на минимальной скорости, не допуская резких действий рулевым колесом. После ремонта она может быть недостаточно утрамбована, после дождей — раскисшей или с промоинами от потоков воды. В зимнее время обочина может быть недостаточно промёрзшей, и под небольшим слоем снега она также может быть раскисшей и вязкой. Под снегом на обочине может быть слой льда из-за стекавшей с проезжей части дороги воды.

После снегопадов и сильного ветра границы внешнего края обочины могут быть определены ошибочно, на самом деле это может быть просто сугроб. Обычно дорожные рабочие отмечают обрез дороги специальными указательными вехами с чередующимися красными и белыми полосами (устанавливаются на расстоянии 0.3 м во внешнюю сторону от бровки земляного полотна).

После остановки на обочине могут возникнуть трудности с началом движения. Особенно если правые колёса находятся на обочине, а левые — на проезжей части. Из-за разности коэффициента сцепления под правыми и левыми колёсами возникает пробуксовка колёс одного борта. Как с этим бороться, мы уже разбирали ранее.

Если съезд на обочину произошёл случайно и на большой скорости, ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза и не допускайте резких движений рулевым колесом, иначе может произойти занос и опрокидывание. Возвращать автомобиль не проезжую часть необходимо плавно.

Контролировать край проезжей части необходимо ещё по причине того, что у края проезжей части дороги на обочине могут образоваться глубокие выбоины. Обочину можно также «зацепить», двигаясь по внутреннему радиусу на повороте дороги или поворачивая направо на повороте.

12. Управление автомобилем в тёмное время суток и при недостаточной видимости

12.1. Управление автомобилем в тёмное время суток

Управление автомобилем в тёмное время суток сильно осложняется. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в два раза.

С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Свет фар автомобиля освещает лишь ограниченный участок дороги, причём объекты появляются в освещённой зоне внезапно, а для опознания их требуется больше времени, чем днём. Светотеневая граница ближнего света фар расположена таким образом, чтобы свет распространялся вперёд вправо, а не влево. Цель — недопущение ослепления светом фар водителей встречных транспортных средств.

В тёмное время суток и в сумерках почти невозможно цветоощущение предметов. Они отличаются не по цвету, а по яркости, причём яркость объектов дорожной обстановки (транспортные средства, пешеходы) и контрастность их относительно дороги сильно снижаются.

В вечерние сумерки и на рассвете у многих водителей появляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили не белого и не жёлтого цветов сливаются с фоном дороги. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги. Резкие и частые изменения освещённости и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате глаза водителя быстро утомляются.

Не следует осуществлять движение в тёмное время суток с включённым освещением в салоне (исключение — водители городских автобусов, троллейбусов, трамваев), так как видимость дороги при этом значительно ухудшается.

По характеру света фар встречных автомобилей водитель может определять профиль дороги. Периодическое появление и исчезновение света свидетельствует о пересечённом профиле. Если замеченный свет не исчезает — дорога впереди ровная.

Если, двигаясь по дороге, впереди в темноте Вы увидели одну горящую фару, то варианта два: либо это мотоциклист, либо это автомобиль с негорящей фарой. В любом случае, самым безопасным вариантом будет в своей полосе «прижаться» к правому краю.

Не рекомендуется смотреть прямо в фары встречного автомобиля, при этом видимость дороги значительно ухудшается, смотреть лучше правее, ориентируясь по правому краю проезжей части.

У автомобиля, движущегося на подъём, фары ближнего света светят вверх, и их можно перепутать с дальним светом (это явление легко наблюдать, когда встречный автомобиль преодолевает искусственную неровность). Не нужно ему в ответ «моргать» дальним светом. Когда ваши направления движения перейдут в общую плоскость, станет понятно, что на встречном автомобиле включён ближний свет фар.

12.2. Управление автомобилем при недостаточной видимости

Видимость дороги значительно ухудшается во время снегопада, проливного дождя и особенно тумана. Туман закрывает ориентиры, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, жёлтый свет в тумане становится красноватым, а зелёный — желтоватым.

Пелена тумана может быть настолько густой, что даже с включёнными фарами нельзя ничего различить на расстоянии 10–20 метров. Если туман слишком густой, и движение по дороге не может быть безопасным, сто́ит съехать с дороги и подождать, пока условия видимости дороги не улучшатся до приемлемых.

При движении в условиях недостаточной видимости (тумана, снегопада, дождя) водитель испытывает большое напряжение и быстро устаёт. В этих случаях безопасное движение обеспечат правильно выбранная скорость и включение внешних световых приборов. Скорость должна выбираться в зависимости от видимости дороги (в том числе и в тёмное время суток), с таким расчётом, чтобы остановочный путь был меньше этого расстояния.

В тумане поток света фар сильно рассеивается, преломляется и искажается. Объекты, внезапно появляющиеся на проезжей части, не имеют резких очертаний. В этих сложных дорожных условиях необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. В качестве удобных ориентиров для выбора безопасной траектории движения нужно выбирать дорожную разметку — продольные линии горизонтальной разметки, отражатели на вертикальных столбиках.

13. Пользование внешними световыми приборами в тёмное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при остановках

13.1. Пользование внешними световыми приборами в тёмное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде

В тёмное время суток при движении по дороге на автомобиле должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Лучше всего дорога видна в свете фар дальнего света, но Правилами дорожного движения не всегда разрешено их использовать, в том числе во избежание ослепления других участников дорожного движения. На хорошо освещённом участке дороги (в том числе вне населённого пункта) лучше всего двигаться с включённым ближним светом фар.

https://youtu.be/rvMBVQH73Bk

В условиях недостаточной видимости при движении по дороге на автомобиле также должны быть включены фары дальнего или ближнего света. При этом в сильный туман, дождь или снегопад фары дальнего света не являются эффективными. Гораздо эффективней освещают дорогу фары ближнего света. Если совместно с ними включить противотуманные фары, видимость проезжей части станет ещё лучше. При этом не нужно забывать о водителях, двигающихся сзади. Включение задних противотуманных фонарей поможет своевременно заметить Ваш автомобиль.

Противотуманные фары дают плоский горизонтальный луч света, с наклоном к дороге. В связи с этим, а также вследствие их расположения на автомобиле значительно ниже основных фар (в непосредственной близости к дорожному полотну) — свет от них распространяется под туманом и освещает дорогу.

Кроме того, даже в хорошую погоду в тёмное время суток противотуманные фары будут отнюдь не лишними, поскольку очень хорошо освещают все неровности дороги в непосредственной близости от автомобиля и лучше освещают обочину (объекты, находящиеся на обочине), в том числе перед съездом на неё в дополнение к адаптивному свету автомобиля. Адаптивный свет — система головного освещения, автоматически изменяющая направление светового потока фар синхронно с направлением движения автомобиля, либо в неё включена дополнительная пара вспомогательных фар, включающихся при резком повороте руля и освещающая правую и левую стороны дороги по ходу автомобиля.

https://youtu.be/t7uE6Yk3a28

13.2. Пользование внешними световыми приборами при преднамеренной и вынужденной остановках

При остановке, стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дороги и (или) при её недостаточной видимости (кроме жилых зон) на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни. Если они неисправны — необходимо включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

В случае остановки или стоянки автопоезда в дополнение к габаритным или стояночным огням должен быть включён опознавательный знак «Автопоезд».

При вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, также должна быть включена аварийная световая сигнализация и незамедлительно должен быть выставлен знак аварийной остановки (в тёмное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом). Знак аварийной остановки устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности, но не менее 15 метров от транспортного средства в населённых пунктах и не менее 40 метров — вне населённых пунктов.

Также при вынужденной остановке на проезжей части дороги или на обочине в условиях недостаточной видимости (густой туман или ливень) можно не выключать задние противотуманные фонари (фонарь).

Эти правила направлены на недопущение случаев наезда на стоящее транспортное средство на обочине, у края проезжей части дороги или находящееся в неподвижном состоянии в полосе движения и представляющее препятствие для движения.

При съезде на обочину в тёмное время суток не следует выключать противотуманные фары до полной остановки автомобиля, так как они лучше освещают пространство непосредственно перед автомобилем и в сторону от него, а перед выездом с обочины — заблаговременно их включить.

14. Меры по предотвращению ослепления водителей попутно и встречно движущимися МТС

14.1. Меры по предотвращению ослепления водителей попутно движущимися МТС

Для предотвращения ослепления попутно движущимися транспортными средствами водителю следует изменить положение центрального зеркала заднего вида (на некоторых автомобилях установлено зеркало, которое в зависимости от силы света уменьшает отражение и предохраняет от ослепления). Чтобы в поездке постоянно не менять положение зеркала заднего вида и не отвлекаться от вождения, рекомендуется перед ночной поездкой перевести переключатель зеркала в ночное положение.

Водитель движущегося с большей скоростью позади транспортного средства должен заблаговременно переключить дальний свет на ближний, не дожидаясь момента, когда он осветит задний борт догоняемого автомобиля. Водитель автомобиля, движущегося спереди, может попросить о более раннем переключении включением на своём автомобиле аварийной световой сигнализации.

Чтобы не ослепить водителя, совершающего обгон, водитель обгоняемого автомобиля должен переключить дальний свет на ближний, как только оба транспортных средства приблизительно поравняются зеркалами при движении по соседним полосам.

14.2. Меры по предотвращению ослепления водителей встречно движущимися МТС

Для предотвращения ослепления встречно движущимися транспортными средствами водителю при встречном разъезде следует смотреть не на фары приближающегося транспортного средства, а в сторону правой обочины, контролируя при этом край проезжей части дороги. Отводить взгляд в сторону от дороги или переводить его на внутренние элементы салона опасно, так как теряется контроль положения автомобиля на дороге.

Для того, чтобы попросить водителя встречного транспортного средства переключиться на ближний свет фар на большем расстоянии, чем 300 метров, разрешается «моргнуть» несколько раз дальним светом. Как правило, после такого сигнала каждый водитель переключит дальний свет фар на ближний.

14.3. Ослепление

При ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться.

Точно так же необходимо действовать водителю, если по какой-либо причине он перестал видеть дорогу в направлении движения (загрязнение ветрового cтекла грязью, внезапное открытие капота, попадание крупного камня в стекло, попадание инородного тела в глаз и прочее). Продолжать движение или маневрировать, не видя дороги, смертельно опасно не только для водителя, но и для окружающих.

15. Дорожно-транспортная обстановка, развитие навыков её прогнозирования

15.1. Дорожно-транспортная обстановка

Дорожно-транспортная обстановка в рассмотренных особых условиях характеризуется, особенно для начинающего водителя, своей кажущейся непредсказуемостью. Автомобиль движется с разрешённой скоростью, дорога сухая и чистая, а при проезде небольшого моста внезапно уходит в боковой занос и через мгновение, пробивая ограждение, летит в канаву. Всё потому, что водитель не учёл, что при температуре около нуля на мосту может образовываться наледь.

Особые условия движения — это повседневное движение по дорогам в условиях чуть хуже, чем идеальные. Концентрация внимания и личная дисциплинированность — вот что требуется от каждого водителя. Также необходимо понимание, что остальные водители тоже осуществляют движение в особых условиях, они подвержены усталости, и им свойственно ошибаться. Но иногда дорожные условия ухудшаются настолько, что в целях безопасности лучше отказаться от поездки.

15.2. Развитие навыков прогнозирования дорожно-транспортной обстановки

В основе развития навыков прогнозирования дорожно-транспортной обстановки в особых условиях лежит понимание, что дорожная ситуация может развиваться по самому плохому сценарию. При этом не следует надеяться, что вокруг находятся водители, чьи навыки управления транспортным средством лучше Ваших. Не каждый водитель в состоянии не то, что вывести автомобиль из бокового скольжения, но и принять все меры, чтобы его не допустить. Если Вы считаете, что в определённой сложной ситуации другой водитель не справится с управлением, прогнозируйте свои действия, исходя именно из этого сценария.

Чтобы иметь возможность среагировать на худшее развитие событий на дороге, необходимо контролировать скорость, дистанцию и боковой интервал. Это по сути три богатыря на страже Вашей безопасности на дороге. Дефицит времени и расстояния приводят к ДТП.

16. Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в особых условиях

16.1. Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в особых условиях

Дорожно-транспортная обстановка в особых условиях характеризуется постоянным напряжением для водителей, а следовательно ведёт к более быстрому утомлению. Кроме того, при движении в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости время реакции водителя возрастает вдвое.

В тумане вследствие низкой прозрачности воздуха контуры предметов размываются, объекты кажутся дальше, чем в действительности, также изменяется цветовосприятие. В тумане, в сумерках и в тёмное время суток у водителя могут возникать зрительные иллюзии, а появление реальных объектов в зоне видимости может первоначально ставиться под сомнение.

К быстрому утомлению ведёт движение по скользкой дороге, когда буквально кончиками пальцев приходится ощущать малейшее отклонение движения автомобиля от заданного направления и реагировать на это мгновенно.

17. Особенности поведения водителя при движении в особых условиях

17.1. Особенности поведения водителя автомобиля при движении в особых условиях

Среди замеченных особенностей поведения водителей автомобилей при движении в особых условиях следует отметить:

  • при проезде через небольшие населённые пункты в тёмное время суток многие не снижают скорость, если нет её контроля;
  • повышение дисциплинированности на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств (при отсутствии строгого контроля уже не занимают эту полосу, как раньше);
  • не всегда хорошо очищают от снега и льда стёкла автомобиля, экономят на омывателе;
  • далеко не все воздерживаются от поездок в сложных и даже экстремальных особых условиях, идя на риск;
  • большое количество неоправданных обгонов в тёмное время суток и на скользкой дороге, особенно на автомобилях повышенной проходимости;
  • многие готовы прийти на помощь в сложных условиях: подвезти пассажира, вытолкать автомобиль из снега или грязи, «прикурить» автомобиль с севшим аккумулятором, взять на буксир.

В зимнее время после выпадения снега водители часто на двухполосных дорогах смещаются к центру, накатывая одну общую для обоих направлений колею. При встречном разъезде приходится смещаться вправо, а справа — нерасчищенный или неукатанный снег. На большой скорости это чревато неприятностями для водителей обоих автомобилей.

18. Типичные ДТП, совершаемые при управлении автомобилем в особых условиях

18.1. Типичные ДТП, совершаемые при управлении автомобилем в особых условиях

Особые условия дорожного движения уже сами по себе ставят ряд задач перед водителями и могут быть на любых участках дорог, поэтому для таких условий характерен весь спектр категорий и видов ДТП.

При этом в особых условиях часто происходят ДТП с участием одного механического транспортного средства. К данной категории относятся ДТП, не связанные со столкновением механического транспортного средства с другими участниками дорожного движения (например, водитель механического транспортного средства не справился с управлением и съезжает с дороги), или ДТП, обусловленные наездом на препятствие.

Ещё одно характерное ДТП — наезд на пешехода, передвигавшегося по проезжей части дороги. В зимнее время обочины очищаются от снега в последнюю очередь, и пешеходам остаётся возможность двигаться только по проезжей части дороги. Ночью двигаться по обочине неудобно, даже если на ней отсутствует снег, вот пешеходов и тянет на проезжую часть.

В тумане, во время гололёдных явлений на скоростных участках дорог попутные столкновения могут стать массовыми с участием десятков транспортных средств. И в основной массе ДТП в особых условиях происходят по причине превышения скорости, а точнее несоответствия выбранной скорости дорожным условиям.

https://youtu.be/KXWmb5ZK6wI

ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.