Версия для печати

Административная ответственность за нарушения требований законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности

  1. Понятие и виды административных правонарушений и взысканий
    1. Административная ответственность и её цели
    2. Связь административной и гражданской ответственности
    3. Понятие и виды (категории) административных правонарушений
    4. Понятие и виды административных взысканий
  2. Основания освобождения от административной ответственности
    1. При малозначительности совершённого деяния
    2. При проступках
    3. При значительных правонарушениях
    4. С учётом обстоятельств, смягчающих ответственность
  3. Орган, ведущий административный процесс, порядок обжалования
    1. Орган, ведущий административный процесс
    2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
    3. Ускоренный административный процесс
  4. Порядок обжалования
    1. Порядок обжалования процессуальных действий органа, ведущего административный процесс, постановлений по делу об административном правонарушении
  5. Административные правонарушения против безопасности движения
    1. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта
  6. Нарушения правил пользования радио- и телефонной связью
    1. Нарушения правил пользования радио- и телефонной связью во время движения
  7. Техосмотр и страховка
    1. Государственный технический осмотр
    2. Периодичность прохождения техосмотра
    3. Обязательное страхование
  8. Оставление места ДТП и управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления
    1. Оставление места ДТП
    2. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления
  9. Превышение скорости движения транспортного средства
    1. Превышение скорости движения
    2. Превышение скорости движения на основе средней скорости
  10. Управление (передача лицу) в состоянии алкогольного опьянения
    1. Состояние алкогольного опьянения
    2. Управление (передача лицу) в состоянии алкогольного опьянения
  11. Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств
    1. За техосмотр и страховку
    2. За правонарушения, зафиксированные специальными техническими средствами
  12. Наказание по нескольким Кодексам
    1. Наказание по нескольким Кодексам

1. Понятие и виды административных правонарушений и взысканий

1.1. Административная ответственность и её цели

Административная ответственность выражается в порицании лица, совершившего административное правонарушение, и наложении административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, юридическое лицо, подлежащее административной ответственности.

Административная ответственность имеет своими целями воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждение совершения новых правонарушений как лицом, его совершившим, так и другими физическими или юридическими лицами.

Административная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости.

1.2. Связь административной и гражданской ответственности

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причинённый правонарушением.

Споры о возмещении вреда разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

1.3. Понятие и виды (категории) административных правонарушений

Административным правонарушением признаётся противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность.

Административная ответственность физического лица наступает, если в совершённом деянии нет состава преступления.

В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:

  1. административные проступки;
  2. значительные административные правонарушения;
  3. грубые административные правонарушения.

К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:

  1. для физического лица — десяти базовых величин;
  2. для индивидуального предпринимателя — двадцати пяти базовых величин;
  3. для юридического лица — пятидесяти базовых величин.

К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, превышающем:

  1. для физического лица — десять базовых величин;
  2. для индивидуального предпринимателя — двадцать пять базовых величин;
  3. для юридического лица — пятьдесят базовых величин.

К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определённой деятельностью, а также повторное совершение которых влечёт уголовную ответственность.

1.4. Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание является мерой административной ответственности, налагаемой на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, и (или) на юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности.

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений в отношении физических лиц применяются следующие виды административных взысканий:

  1. штраф;
  2. общественные работы;
  3. административный арест;
  4. лишение права заниматься определённой деятельностью;
  5. депортация;
  6. конфискация;
  7. взыскание стоимости;
  8. запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

За совершение административных правонарушений в отношении юридических лиц применяются следующие виды административных взысканий:

  1. штраф;
  2. лишение права заниматься определённой деятельностью;
  3. конфискация;
  4. взыскание стоимости.

2. Основания освобождения от административной ответственности

2.1. При малозначительности совершённого деяния

Независимо от категории административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершённого деяния.

Малозначительным признаётся деяние, формально содержащее признаки какого-либо административного правонарушения, но которое с учётом своего характера, степени общественной вредности и обстоятельств совершения не причинило и по своему содержанию не могло причинить значительного вреда охраняемым КоАП интересам.

2.2. При проступках

Лицо, совершившее административный проступок, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • оно признало факт совершения им правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения (за исключением случаев фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами);
  • в течение одного года до совершения административного проступка на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности за такое же нарушение.

Исключения.

Не подлежит освобождению таким образом от административной ответственности лицо, совершившее административные правонарушения, предусмотренные статьёй 18.10, частями 1 и 8 статьи 18.11, частями 1–3 статьи 18.12, частями 1, 2, 8, 13 и 14 статьи 18.13, частью 1 статьи 18.17, частями 3 и 4 статьи 18.18, частями 3 и 4 статьи 18.19, частью 3 статьи 18.20, статьёй 18.28.

2.3. При значительных правонарушениях

Лицо, совершившее значительное административное правонарушение, с учётом конкретных обстоятельств его совершения, в том числе наступивших вредных последствий, личности правонарушителя может быть освобождено от административной ответственности с вынесением предупреждения при одновременном соблюдении следующих условий:

  • оно признало факт совершения им правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;
  • в течение одного года до совершения значительного административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности за такое же нарушение (подробнее см. статью 8.3 часть 2 КоАП).

2.4. С учётом обстоятельств, смягчающих ответственность

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из смягчающие административную ответственность обстоятельств:

  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий;
  • добровольное возмещение или устранение причинённого вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

3. Орган, ведущий административный процесс, порядок обжалования

3.1. Орган, ведущий административный процесс

Административный процесс — порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении, определённый Кодексом ПИКоАП;

В понятие органа, ведущего административный процесс, включается не только орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, но и должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении.

В статье 3.1 ПИКоАП к органам, ведущим административный процесс и уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся 25 видов органов (включая органы внутренних дел), а также суды.

3.2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Порядок административного процесса предполагает последовательное осуществление процессуальных действий, объединённых в установленные стадии. Под стадией следует понимать часть административного процесса, относительно самостоятельную по своим задачам.

Анализ норм ПИКоАП позволяет говорить о пяти стадиях административного процесса:

  1. возбуждение дела об административном правонарушении (начало административного процесса) (гл. 9 ПИКоАП);
  2. подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (гл. 11 ПИКоАП);
  3. рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 12 ПИКоАП);
  4. обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении (гл. 13 ПИКоАП);
  5. исполнение (обращение к исполнению) постановления о наложении административного взыскания (гл. 14 ПИКоАП).
  6. (Крамник, А. Административный процесс и его стадии: теоретико-правовые проблемы).

Органами, ведущими административный процесс и уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях против безопасности движения, являются органы внутренних дел.

В ПИКоАП от 6 января 2021 года № 92-З предусмотрен также ускоренный порядок ведения административного процесса (гл. 10 ПИКоАП).

3.3. Ускоренный административный процесс

Случаи применения ускоренного порядка ведения административного процесса согласно статье 10.1 ПИКоАП:

  1. наложения административного взыскания за административное правонарушение, совершенное в ходе судебного разбирательства;
  2. наложения административного взыскания при признании физическим лицом своей вины;
  3. фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами;
  4. освобождения от административной ответственности за совершение административного проступка с вынесением предупреждения.

При ведении административного процесса в ускоренном порядке протокол об административном правонарушении не составляется.

Например, водитель во время движения использует мобильный телефон. Его остановит сотрудник ГАИ и установит, что данное лицо ранее не совершало такого правонарушения. Поскольку данное правонарушение отнесено к категории административных проступков, в этом случае будет проведена профилактическая беседа и вынесено предупреждение.

Если в течение года водитель вновь совершит аналогичное правонарушение, то к нему уже будет применено взыскание в виде штрафа. Если нарушитель признает вину на месте, то применяется ускоренный административный процесс и штраф составит не более 0.5 базовой величины. В случае несогласия нарушителя на ускоренную процедуру процесс ведётся по общим правилам, и штраф может достигать 2 базовых величин (максимальная сумма штрафа, предусмотренная статьёй 18.13 частью 5 КОАП за это нарушение).

Таким образом, создаётся правовая основа для бесконфликтного и справедливого привлечения к административной ответственности.

4. Порядок обжалования

4.1. Порядок обжалования процессуальных действий органа, ведущего административный процесс, постановлений по делу об административном правонарушении

Порядок обжалования:

  1. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
  2. Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.
  3. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведётся административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.

5. Административные правонарушения против безопасности движения

5.1. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Глава 18 КОАП «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта» содержит 37 статей, в том числе:

Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций

Статья 18.8. Нарушение правил пользования транспортным средством

Статья 18.10. Нарушение правил проезда железнодорожного переезда

Статья 18.11. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства

  1. Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, если собственником (владельцем) такого транспортного средства является физическое лицо, — влечёт наложение штрафа в размере до трёх базовых величин.

Статья 18.12. Превышение скорости движения

Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения

Статья 18.14. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления

Статья 18.15. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

Статья 18.16. Нарушение правил дорожного движения, повлёкшее причинение потерпевшему лёгкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия

Статья 18.17. Невыполнение требования об остановке транспортного средства

Статья 18.18. Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения

Статья 18.19. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Статья 18.20. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

Статья 18.21. Допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, имеющего неисправности

Статья 18.22. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения

Статья 18.24. Ограничение прав на управление и пользование транспортным средством и его эксплуатацию

Статья 18.26. Нарушение водителем автомобиля-такси правил перевозки пассажиров

Статья 18.28. Безбилетный проезд

Статья 18.29. Повреждение либо загрязнение автомобильной дороги или иного дорожного сооружения

Статья 18.30. Нарушение порядка пользования автомобильными дорогами общего пользования

6. Нарушения правил пользования радио- и телефонной связью

6.1. Нарушения правил пользования радио- и телефонной связью во время движения

Из всех Правил дорожного движения это, вероятно, нарушают чаще всего.

Использование мобильного телефона увеличивает риск ДТП вне зависимости от того, держит ли водитель его в руке или подключает к аудиосистеме автомобиля.

Разговаривать по телефону наиболее опасно при проезде перекрёстков с интенсивным движением, пешеходных переходов, движении на больших скоростях в плотном транспортном потоке, при движении в особых условиях (гололёд, недостаточная видимость дороги).

Входящий звонок «не вовремя» может стать причиной аварии.

Согласно части 5 статьи 18.13 КоАП РБ нарушение лицом, управляющим транспортным средством (за исключением водителей транспортных средств оперативного назначения), правил пользования радио- и телефонной связью во время движения — влечёт наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Согласно части 14 статьи 18.13 КоАП РБ эти же действия, совершённые повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.

7. Техосмотр и страховка

7.1. Государственный технический осмотр

Прохождение государственного технического осмотра – процедура обязательная для всех автовладельцев.

По его результатам могут быть выявлены серьезные неисправности, которые напрямую влияют на Вашу безопасность при движении по дорогам.

После успешного завершения процедуры техосмотра Вы точно будете знать, что транспортное средство пригодно к эксплуатации и соответствует установленным стандартам.

Однако контрольно-диагностические работы (КДР) как записано в примечании к диагностической карте проводятся без разборки и демонтажа каких-либо частей транспортного средства, что не исключает наличие не выявленных скрытых дефектов.

В результате прохождения государственного технического осмотра на основании соответствующей отметки в диагностической карте выдается разрешение на допуск участия транспортного средства в дорожном движении.

Согласно части четвёртой статьи 18.11 КоАП РБ за отсутствие такого разрешения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до трёх базовых величин (если собственником такого транспортного средства является физическое лицо) или штрафа в размере до десяти базовых величин (если собственником такого транспортного средства является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо).

Штраф выписывается на собственника транспортного средства.

При соблюдении условий, оговоренных в статье 8.3, предусмотрено освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения.

7.2. Периодичность прохождения техосмотра

Транспортное средство должно быть представлено для проведения гостехосмотра не позднее десяти дней после его государственной регистрации.

Для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло 10 и больше лет (включая год выпуска), проходить техосмотр необходимо не позднее чем через 12 месяцев после проведения последнего техосмотра.

Для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло меньше 10 лет (включая год выпуска), проходить техосмотр необходимо не позднее чем через 24 месяца после проведения последнего техосмотра.

В отношении нового транспортного средства (с года выпуска которого прошло не более двух лет, включая год выпуска) контрольно-диагностические работы не проводятся. Владелец данного транспортного средства не позднее десяти дней после его государственной регистрации должен обратиться за выдачей разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

7.3. Обязательное страхование

В Республике Беларусь осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно статье 18.19 управление транспортным средством (его эксплуатация), в отношении которого его владельцем не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех базовых величин (если собственником такого транспортного средства является физическое лицо) или штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин (если собственником такого транспортного средства является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо).

Штраф выписывается на собственника транспортного средства.

При соблюдении условий, оговоренных в статье 8.3, предусмотрено освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения.

8. Оставление места ДТП и управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления

8.1. Оставление места ДТП

Оставление водителем места ДТП является грубым административным правонарушением.

Согласно части второй статьи 18.16 КОАП РБ, оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, — влечёт наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права заниматься определённой деятельностью сроком до двух лет.

ДТП на парковке

Некоторые водители при парковке обнаруживают, что незначительно повредили кузов другого автомобиля (например, нарушили лакокрасочное покрытие). При этом зачастую нет никакой возможности связаться с владельцем машины, а также нет и времени ожидать его на месте.

В данном случае, если ожидание неприемлемо, нужно вызывать на место ДТП сотрудников ГАИ.

Не рекомендуется закреплять записку со своим номером телефона на другом автомобиле, чтобы обсудить произошедшее позже.

8.2. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления

Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, является значительным административным правонарушением, а при повторности — грубым административным правонарушением. Лицо, у которого закончился срок действия водительского удостоверения, не имеет права управления и несёт такую же ответственность.

Согласно части первой статьи 18.14 КОАП РБ, управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, — влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Согласно части второй статьи 18.14 КОАП РБ, Те же действия, совершённые повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

9. Превышение скорости движения транспортного средства

9.1. Превышение скорости движения

Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час — влечёт наложение штрафа в размере до одной базовой величины.

Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час — влечёт наложение штрафа в размере от одной до трёх базовых величин.

Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от тридцати до сорока километров в час — влечёт наложение штрафа в размере от трёх до десяти базовых величин.

Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на сорок и более километров в час — влечёт наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

Действия по превышению скорости, совершённые повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (за исключением превышения скорости от десяти до двадцати километров в час), — влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин или лишение права заниматься определённой деятельностью сроком до одного года.

При фиксации превышения установленной скорости движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами «не действует повторность».

9.2. Превышение скорости движения на основе средней скорости

Превышение скорости движения транспортного средства может устанавливаться на основе средней скорости движения транспортного средства на определённом участке. При этом средняя скорость определяется путём деления пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное этим транспортным средством на преодоление данного участка.

10. Управление (передача лицу) в состоянии алкогольного опьянения

10.1. Состояние алкогольного опьянения

В КоАП установлена граница в 0.8 промилле состояния алкогольного опьянения, ниже которой при управление транспортным средством лицом, находящимся в этом состоянии, предусмотрена одна административная ответственность, а выше — другая (более строгая).

А согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 года № 497 (последние изменения — Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2020 года № 437), состояние алкогольного опьянения характеризуется наличием абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0.3 и более промилле.

Таким образом, нижняя граница состояния алкогольного опьянения, при которой возникает административная ответственность — это 0.3 промилле.

10.2. Управление (передача лицу) в состоянии алкогольного опьянения

КоАП РБ, Статья 18.15. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации до 0.8 промилле включительно или наличии паров абсолютного этилового спирта в концентрации до 380 микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха включительно — влечёт наложение штрафа в размере ста базовых величин с лишением права заниматься определённой деятельностью сроком на три года.

2. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации свыше 0.8 промилле или наличии паров абсолютного этилового спирта в концентрации свыше 380 микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, — влекут наложение штрафа в размере двухсот базовых величин с лишением права заниматься определённой деятельностью сроком на пять лет.

3. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, — влечёт наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с лишением права заниматься определённой деятельностью сроком на три года.

УК РБ, Статья 3171. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершённые в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

наказываются исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, или арестом с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью со штрафом, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Если повторно, то это уже преступление.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (уголовная ответственность) были рассмотрены в Главе 2 настоящей темы.

11. Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

11.1. За техосмотр и страховку

Физическое лицо, управляющее ТС, не подлежит административной ответственности в случае, если собственником ТС является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за следующие административные правонарушения:

  • эксплуатация в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении (часть 4 статьи 18.11 КоАП);
  • эксплуатация в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого его владельцем не заключён договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 18.19 КоАП).

Привлечению к административной ответственности в вышеперечисленных случаях подлежит юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), то есть собственник (владелец) транспортного средства (то есть применяются соответственно часть 5 статьи 18.11 и часть 2 статьи 18.19 КоАП).

11.2. За правонарушения, зафиксированные специальными техническими средствами

В случаях фиксации превышение скорости, нарушения правил остановки или стоянки, проезд перекрёстков на запрещающий сигнал светофора и других правонарушений против безопасности движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства.

Если водитель как физическое лицо не является собственником ТС, а им является юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), то по требованию должностного лица органа, ведущего административный процесс, это юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) обязано представить информацию о лице, управлявшем транспортным средством.

Согласно части пятой статьи 6.13. ПИКоАП РБ «Собирание доказательств» по требованию должностного лица органа, ведущего административный процесс, юридическое лицо обязано в пятидневный срок представить информацию о лице, управлявшем транспортным средством, принадлежащим этому юридическому лицу, в случае фиксации административного правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи.

12. Наказание по нескольким Кодексам

12.1. Наказание по нескольким Кодексам

За одно и то же правонарушение или преступление гражданин не может быть наказан дважды.

Также гражданина нельзя одновременно привлечь за совершение одного и того же деяния к уголовной и административной ответственности.


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.