Версия для печати

Закон Республики Беларусь «О дорожном движении»

  1. Общие положения
    1. Законодательство Республики Беларусь в области дорожного движения
  2. Права и обязанности участников дорожного движения
    1. Участники дорожного движения согласно Закону о дорожном движении
    2. Права и обязанности участников дорожного движения
  3. Государственный контроль в области дорожного движения
    1. Государственный контроль в области дорожного движения
  4. Организация дорожного движения
    1. Изменение организации дорожного движения
    2. Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства
  5. Подготовка водителей механических транспортных средств
    1. Подготовка водителей механических ТС
    2. Водительское удостоверение
    3. Категории и подкатегории механических ТС, составов транспортных средств, самоходных машин
    4. Возрастные условия получения права управления
  6. Обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование
    1. Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители
    2. Обязательное медицинское переосвидетельствование водителей
    3. Переосвидетельствование лиц, лишённых права управления

1. Общие положения

1.1. Законодательство Республики Беларусь в области дорожного движения

Законодательство Республики Беларусь в области дорожного движения основывается на Конституции и состоит из:

  • Закона о дорожном движении:
  • Правил дорожного движения;
  • иных актов законодательства Республики Беларусь (КоАП, ПИКоАП, СТБ, постановления Совета Министров, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, иных министерств и ведомств, решения местных органов власти).

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о дорожном движении, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

2. Права и обязанности участников дорожного движения

2.1. Участники дорожного движения согласно Закону о дорожном движении

Участник дорожного движения — физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

В Законе о дорожном движении приведён перечень лиц, относящихся к участникам дорожного движения.

Согласно Закону о дорожном движении к участникам дорожного движения относятся:

  • водитель транспортного средства, самоходной машины;
  • пешеход;
  • пассажир;
  • всадник, погонщик скота;
  • лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них;
  • лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

2.2. Права и обязанности участников дорожного движения

Общие права и обязанности участников дорожного движения статьи 4 Закона о дорожном движении продублированы в главе 2 ПДД.

Дополнительно в Законе о дорожном движении прописано, что участникам дорожного движения запрещается повреждать дороги и технические средства организации дорожного движения.

3. Государственный контроль в области дорожного движения

3.1. Государственный контроль в области дорожного движения

Государственный контроль в области дорожного движения осуществляется:

  • Министерством внутренних дел Республики Беларусь (МВД РБ);
  • Государственной автомобильной инспекцией (ГАИ) МВД РБ;
  • Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и подчинёнными ему организациями;
  • Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и подчинёнными ему организациями;
  • Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
  • иными государственными органами в пределах их компетенции.

4. Организация дорожного движения

4.1. Изменение организации дорожного движения

Изменение организации дорожного движения осуществляется посредством изменения направления, введения временного запрещения или временного ограничения движения пешеходов, транспортных средств и самоходных машин по дорогам, в том числе ограничения скорости движения транспортных средств, самоходных машин, их массы и нагрузок на оси, габаритных размеров.

Временное запрещение или временное ограничение движения по дорогам могут вводиться в случае:

  • угрозы безопасности дорожного движения, в том числе жизни и (или) здоровью граждан;
  • угрозы сохранности дорог, в том числе вследствие неблагоприятных погодных (метеорологических) условий;
  • дорожно-транспортного происшествия и производства процессуальных действий;
  • объявления в установленном порядке предупреждения о неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях;
  • стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  • ремонтных и иных работ;
  • массовых мероприятий;
  • сопровождения (эскортирования) транспортных средств, самоходных машин, участников проводимых на дороге массовых мероприятий.

4.2. Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь (например, неправомерная стоянка на месте, отведённом для стоянки транспортных средств инвалидов) транспортное средство может быть принудительно отбуксировано (эвакуировано) и помещено на охраняемую стоянку.

Транспортное средство может быть отбуксировано и без помещения его на охраняемую стоянку в целях:

  • выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • выполнения задач, возложенных на орган государственной охраны;
  • устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач.

Помещённое на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию.

5. Подготовка водителей механических транспортных средств

5.1. Подготовка водителей механических ТС

Услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств оказываются организациями (автошколами и иными), имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги.

Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами разрешается не ранее чем за два года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами лиц, проходящих данное обучение при освоении содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, разрешается не ранее чем за три года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

Механическое транспортное средство, используемое для обучения управлению транспортным средством, должно иметь дополнительное оборудование в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и технических нормативных правовых актов.

5.2. Водительское удостоверение

Водительское удостоверение — документ, подтверждающий право управления механическим транспортным средством или самоходной машиной соответствующей категории.

В Республике Беларусь выдаются:

  • водительское удостоверение на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом;
  • водительское удостоверение на право управления колёсным трактором, самоходной машиной (удостоверение тракториста-машиниста).

Срок действия выдаваемых в Республике Беларусь водительских удостоверений составляет десять лет. Водительские удостоверения, выданные до 1 февраля 2011 года, сохраняют своё действие в течение срока, на который они были выданы.

Cо дня истечения установленного срока действия водительского удостоверения лицо считается не имеющим права управления — до обмена водительского удостоверения.

5.3. Категории и подкатегории механических ТС, составов транспортных средств, самоходных машин

Для целей выдачи водительских удостоверений механические транспортные средства, составы транспортных средств, самоходные машины подразделяются на категории и подкатегории.

Механические транспортные средства (за исключением колёсных тракторов) и составы транспортных средств подразделяются на категории и подкатегории, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита и арабской цифрой — «AM», «A», «A1», «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE», «F», «I»:

  • категория «AM» — мопеды;
  • категория «A» — мотоциклы;
  • подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объёмом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт (лёгкие мотоциклы);
  • категория «B» — автомобили, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов;
  • категория «C» — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», технически допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов; автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, помимо сиденья водителя; автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «BE» — автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов;
  • категория «CE» — автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;
  • категория «DE» — автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;
  • категория «F» — трамваи;
  • категория «I» — троллейбусы.

5.4. Возрастные условия получения права управления

Лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) категории «AM» и подкатегории «A1».

Лицо, достигшее семнадцатилетнего возраста, может получить право управления колёсным трактором и самоходной машиной категорий «A», «C».

Лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, может получить право управления:

  • механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) категорий «A», «B», «C»;
  • колёсным трактором и самоходной машиной категорий «B», «D», «E», «F».

Лицо, достигшее двадцати одного года, может получить право управления механическим транспортным средством категорий «D», «F», «I», составами транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» (за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 26 Закона о ДД, то есть военнослужащие срочной службы более младшего возраста при определённых условиях допускаются к управлению механическими ТС категории «D» и составами транспортных средств).

6. Обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование

6.1. Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители

Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов) и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств (за исключением колёсных тракторов) проводятся в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь (постановление от 6 декабря 2018 года № 88 «Об установлении перечня заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, а также условий, при соблюдении которых лица допускаются по медицинским показаниям к управлению»).

Например, при нарушении цветоощущения лицо допускаются к управлению механическими ТС при правильном различении цветов светофора. А при двухсторонней глухоте лицо допускаются к управлению механическими ТС категорий «A», «AM», «B», «BE» и не допускаются к управлению механическими ТС оперативного назначения.

Лицу, допущенному по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной, выдаётся медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами.

6.2. Обязательное медицинское переосвидетельствование водителей

Обязательное медицинское переосвидетельствование проводится в следующие сроки:

  • водителей механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, — через каждые три года, а достигших пятидесятилетнего возраста, — ежегодно;
  • водителей механических транспортных средств и самоходных машин, достигших шестидесятилетнего возраста, и водителей–инвалидов I и II группы — через каждые два года;
  • других водителей механических транспортных средств, за исключением выполняющих перевозку опасных грузов, самоходных машин, — через каждые пять лет.

При наличии медицинских показаний в случаях, определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, срок проведения обязательного медицинского переосвидетельствования может быть сокращён, но не менее чем до одного года.

6.3. Переосвидетельствование лиц, лишённых права управления

Лица, лишённые права управления, должны пройти обязательное медицинское переосвидетельствование перед восстановлением такого права.

Лицо, лишённое права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной за управление ими в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — наркотического опьянения), либо за передачу управления механическим транспортным средством, самоходной машиной такому лицу, а равно за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного либо наркотического опьянения, а также за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, веществ, вызывающих наркотическое опьянение, после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо наркотического опьянения, должно пройти обязательное медицинское переосвидетельствование перед восстановлением такого права, но не ранее чем за один месяц до истечения срока лишения права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами.


ПДД-чат
Чтобы написать в чат необходимо  войти.