- Транспортный поток
- Транспортный поток, транспортные потоки
- Интенсивность движения транспортных средств
- Дорожно-транспортная обстановка, развитие навыков её прогнозирования
- Дорожно-транспортная обстановка
- Развитие навыков прогнозирования дорожно-транспортной обстановки
- Цели поездки и её безопасность, выбор маршрута и оценка времени
- Влияние целей поездки на безопасность управления ТС
- Оценка необходимости поездки в сложившихся условиях движения
- Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки
- Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, наблюдение в процессе управления
- Оценка уровня опасности воспринимаемой информации
- Наблюдение в процессе управления транспортным средством
- Прямолинейное движение и маневрирование в транспортном потоке
- Прямолинейное движение в транспортном потоке
- Маневрирование в транспортном потоке
- Взаимодействие с другими ТС. Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала
- Взаимодействие с другими транспортными средствами
- Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала
- Меры безопасности при движении в зоне остановочных пунктов
- Меры безопасности при движении в зоне остановочных пунктов маршрутных транспортных средств
- Управление автомобилем при наличии встречного движения, при обгоне и объезде препятствий
- Управление автомобилем при наличии встречного движения
- Управление автомобилем при обгоне и объезде препятствий
- Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в транспортном потоке
- Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в транспортном потоке
- Особенности поведения водителя при движении в транспортном потоке
- Особенности поведения водителя автомобиля при движении в транспортном потоке
- Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций в транспортном потоке
- Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций, возникающих при движении в транспортном потоке
1. Транспортный поток
1.1. Транспортный поток, транспортные потоки
Транспортный поток — это упорядоченное транспортной сетью движение транспортных средств.
Для характеристики транспортных потоков используются следующие основные показатели:
- интенсивность движения,
- временной интервал,
- плотность движения,
- скорость.
В данной теме мы разберём основные особенности движения в транспортном потоке, но прежде всего обратим внимание на опасность, которую представляют места слияния транспортных потоков как попутного направления, так и противоположных направлений.
https://youtu.be/wN_mBgApIkI1.2. Интенсивность движения транспортных средств
Интенсивность движения транспортных средств — это количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение дороги в определённом направлении или направлениях в единицу времени.
Для распределения интенсивности движения по дням недели характерно её максимальное значение по пятницам, когда автомобилем пользуется наибольшее количество индивидуальных владельцев.
В течение суток, как правило, наибольшая интенсивность движения наблюдается в утренний час пик, после него следует небольшой спад, после которого интенсивность движения плавно увеличивается до вечернего часа пик, который существенно более растянут по времени, чем утренний.
2. Дорожно-транспортная обстановка, развитие навыков её прогнозирования
2.1. Дорожно-транспортная обстановка
Дорожно-транспортная обстановка формируется транспортными потоками и характеризуется в первую очередь интенсивностью движения.
В крупных населённых пунктах интенсивность движения возрастает в утренние и вечерние часы пик. Возрастание интенсивности характерно на выезд из города перед выходными и на въезд после выходных.
Отдельные улицы крупных населённых пунктов выделяются высокой интенсивностью движения на протяжении всех дневных часов, как правило, улицы в центре и магистральные улицы.
Корректировку транспортных потоков ведут установленные на участках дорог технические средства организации дорожного движения.
2.2. Развитие навыков прогнозирования дорожно-транспортной обстановки
Зная особенности формирования дорожно-транспортной обстановки в определённом населённом пункте, водитель способен её прогнозировать. Однако в общих чертах эти особенности характерны для всех крупных населённых пунктов.
Также можно прогнозировать формирование дорожно-транспортной обстановки для дорог вне населённых пунктов в зависимости от времени суток и дня недели. Особенности формирования дорожно-транспортной обстановки также включают погодные условия, состояние дорожного покрытия и прочие условия.
В целом, формирование дорожно-транспортной обстановки достаточно циклично, повторяясь при одинаковых исходных условиях. Осуществляя множественные поездки в различных условиях, водитель может с большой долей вероятности прогнозировать её развитие.
3. Цели поездки и её безопасность, выбор маршрута и оценка времени
3.1. Влияние целей поездки на безопасность управления ТС
Цель поездки может оказывать значительное влияние на безопасность управления транспортным средством. Например, срочность выполнения поездки оказывает психологическое воздействие на водителя, заставляя его пренебрегать некоторыми мерами безопасности, выполнять необязательные опережения и обгоны, а иногда и нарушать Правила дорожного движения.
Цель поездки может производить угнетающее, депрессивное действие на водителя, если она неприятна для водителя либо связана с негативными событиями.
При этом, если водитель не ограничен временными рамками, а поездка приятна для него (например — путешествие), можно утверждать, что водитель будет совершать меньше рискованных манёвров, а усталость будет наступать не так быстро.
3.2. Оценка необходимости поездки в сложившихся условиях движения
Условия движения не всегда могут быть благоприятными. В этих случаях следует критично подойти к оценке необходимости поездки. Если на улице гололёд, сильный туман — при имеющейся возможности перенесите поездку на другой день.
Для большинства водителей тяжело даётся ночное вождение. Организм человека настроен на ночной отдых, психофизиологические показатели водителя в ночное время значительно хуже, чем в светлое время суток, а видимость дороги ограничена яркостью света фар. Безопасной такую поездку не назовёшь, лучше планировать движение на светлое время суток.
Перед поездкой в крупном населённом пункте не будет лишним посмотреть онлайн-карту заторов. Если на дорогах высокобалльные пробки, может сто́ит перенести поездку на другое время или воспользоваться метро (если в городе оно есть и подходит Вам по маршруту).
3.3. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки
При выборе маршрута движения не всегда определяющим фактором является только расстояние. Оптимальный маршрут должен учитывать вид и состояние дорожного покрытия, наличие населённых пунктов и прочих скоростных ограничений, количество полос движения и прочее. При прохожднении маршрута по грунтовым участкам следует учитывать проходимость автомобиля, на участках с ограниченной грузоподъёмностью — фактический вес автомобиля.
Современные навигаторы и мобильные приложения оказывают огромную помощь водителю в выборе маршрута. Настройки позволяют избежать платных участков дорог, дорог без усовершенствованного покрытия. Также имеется возможность рассчитать время в пути. Но при этом следует ввести поправки: дорожные условия не всегда идеальные; необходимо также учитывать время на короткий и продолжительный отдых, технические остановки, приём пищи и прочее.
Если время управления автомобилем в пути составляет более 9–11 часов, следует позаботиться о ночлеге на маршруте следования.
4. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, наблюдение в процессе управления
4.1. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации
Для обеспечения безопасности движения водитель должен постоянно оценивать развитие дорожной обстановки с позиции потенциальной опасности, исходящей от действий участников дорожного движения или положения объектов на дороге и в непосредственной близости от неё.
Умение управлять транспортным средством состоит в том, чтобы вовремя оценивать беспрерывно изменяющиеся обстоятельства на дороге, выбирать правильный режим движения, имея возможность своевременно предупредить дорожно-транспортное происшествие.
4.2. Наблюдение в процессе управления транспортным средством
Оценка безопасности движения водителем может производиться только при постоянном наблюдении за дорожной обстановкой. Наблюдение в направлении движения является основной составляющей общего контроля дорожной обстановки. Прогнозирование её развития возможно только при полном включении в информационную картину всех участников дорожного движения. Получая неполную картину дорожной обстановки, водитель не может полноценно представить уровень исходящей опасности и своевременно среагировать для предотвращения аварийной ситуации.
При движении в транспортном потоке наблюдение необходимо вести не только за автомобилем, движущимся впереди, но и за двумя-тремя автомобилями, движущимися перед ним. Включение ими сигналов поворотов, стоп-сигналов или аварийной световой сигнализации будут предвесниками скорейшего изменения в характере движения и автомобиля, за которым двигаетесь Вы.
Для улучшения обзора вперёд можно следовать за впереди движущимся автомобилем со смещением так, чтобы видеть другие автомобили, движущиеся по этой же полосе. Наблюдение также можно вести через заднее стекло впереди движущегося легкового автомобиля, если оно не закрыто жалюзями или шторками.
Не менее важная составляющая наблюдения за дорожной обстановкой — контроль через зеркала заднего вида. В зависимости от скорости движения и условий движения взгляд необходимо направлять на зеркала каждые 5–7 секунд, не задерживая взгляд на них более, чем на полсекунды (нельзя терять контроль за ситуацией в направлении движения).
Также из зоны наблюдения не должны выпадать соседние полосы движения, встречные полосы, тротуары, обочины, другие дороги, примыкающие или пересекающие дорогу, по которой Вы осуществляете движение.
Отвлечение внимания от наблюдения в процессе движения недопустимо. Если по какой-либо причине Вам необходимо отвлечь своё внимание от управления транспортным средством — остановитесь, не создавая препятствия и опасности, и решите свои вопросы (уточнение маршрута, отправка сообщения, изменение настроек кресла, важный разговор и прочие).
5. Прямолинейное движение и маневрирование в транспортном потоке
5.1. Прямолинейное движение в транспортном потоке
Прямолинейное движение — наиболее безопасное движение в транспортном потоке. Большинство ДТП происходит при совершении манёвра, а точнее при перестроении на соседние полосы, с участием автомобилей, движущихся в попутном направлении.
Для того, чтобы не подвергать себя излишнему риску и не заставлять остальных водителей совершать ненужные перестроения, самым безопасным режимом движения в транспортном потоке считается движение со скоростью транспортного потока.
При прямолинейном движении самым распространённым происшествием считается столкновение с наездом сзади (столкновение с другим механическим транспортным средством, находящимся на той же полосе и движущимся в том же направлении или остановившимся ввиду условий дорожного движения). Поэтому залогом безопасного движения в транспортном потоке при прямолинейном движении помимо скоростного режима является поддержание безопасной дистанции до впереди движущегося транспортного средства и беспрерывное наблюдение в направлении движения.
Безопасной считается дистанция, которая позволит при движении со скоростью потока безопасно остановиться в случае экстренного торможения впереди движущегося автомобиля.
5.2. Маневрирование в транспортном потоке
В транспортном потоке невозможно двигаться, не прибегая к перестроению. Перестраиваться необходимо для последующего поворота, разворота, объезда препятствия, опережения тихоходного транспортного средства. Перестраиваться необходимо плавно, заранее включив указатель поворота, предварительно рассчитав безопасную траекторию движения. При движении в этих условиях очень важно правильно выбрать безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства.
Случается, что водитель много внимания уделяет контролю соседней полосы движения перед осуществлением перестроения (смотрит в зеркало, поворачивает голову), отвлекаясь от контроля попутной полосы вперёд. Как следствие, он утрачивает контроль над впереди движущимся транспортным средством и не реагирует вовремя при его экстренном торможении.
Безусловно, контроль полосы, на которую осуществляется перестроение, необходим, но терять контроль над ситуацией перед своим автомобилем недопустимо. Как следует осуществлять контроль соседней полосы? Взгляд в боковое зеркало заднего вида не должен быть продолжительностью более полусекунды.
Готовиться к перестроению необходимо заранее. Смотреть в зеркало заднего вида необходимо несколько раз, если движение в соседней полосе отличается по скорости, контролировать передвижение каждого транспортного средства, предполагая его нахождение в мёртвой зоне при выходе из зоны видимости зеркала. В центральном зеркале можно увидеть попутно движущееся транспортное средство, готовящееся к опережению как раз по той полосе, куда Вы собрались перестроиться.
Ещё одна опасность — это водитель-«непущун». Двигаясь в соседней полосе, видя, что Вы собираетесь перед ним перестроиться, он может внезапно ускориться, чтобы не дать Вам такую возможность. Проблема в том, что в момент перстроения он может выпасть из зоны Вашего контроля.
Иное дело, если Вы сами в какой-то момент попадаете в мёртвую зону для другого водителя. Этот момент очень опасен. Старайтесь по возможности выйти из этого пространства, не дожидаясь обострения ситуации, отстав на корпус автомобиля или продвинувшись вперёд, ещё до того, как другой водитель примет решение о перестроении или объезде препятствия.
При повороте направо или налево одновременно по нескольким полосам следует также учитывать смещение прицепа или полуприцепа к центру поворота. Двигаясь по соседней полосе, Ваш автомобиль скорее всего попадёт в непросматриваемую зону. Лучше с автопоездами одновременно не поворачивать по соседним полосам движения.
6. Взаимодействие с другими ТС. Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала
6.1. Взаимодействие с другими транспортными средствами
В процессе движения транспортных средств в транспортном потоке происходит постоянное взаимодействие его участников. Являясь частью общего процесса дорожного движения, каждый из его участников не является отдельной несвязанной частицей. От поведения одного участника процесса зависит поведение остальных. Часто ошибка одного водителя приводит к фатальным последствиям для водителя, пассажиров другого транспортного средства.
Но в процессе дорожного движения удаётся наблюдать примеры и положительного, конструктивного взаимодействия, что ведёт к улучшению общего состояния безопасности на дороге.
Приведём один из примеров такого взаимодействия.
Водитель №1 пытается совершить объезд остановившегося в крайней правой полосе транспортного средства. По соседней полосе слева движется поток автомобилей. Водитель №2 в левой полосе снижает скорость и подаёт световой сигнал фарами на разрешение выезда в его полосу. Водитель №1 беспрепятственно совершает объезд препятствия. Завершив манёвр, он кратковременным включением аварийной световой сигнализации выражает благодарность.
https://youtu.be/RO9Hq5dDANI
Таких примеров на дороге великое множество. Их гораздо больше, чем хамства и агрессии. Просто молодой водитель не всегда их замечает.
6.2. Выбор безопасной скорости, дистанции и бокового интервала
Большинство дорожно-транспортных происшествий, связанных с превышением скорости, происходит по причине несоответствия выбранной скорости дорожным условиям, уровню подготовленности водителя и техническому состоянию транспортного средства.
Безопасная скорость — скорость, которую может объективно позволить конкретный водитель на данном транспортном средстве в конкретных условиях движения.
При выборе безопасной скорости необходимо руководствоваться положениями Правил дорожного движения и скоростными ограничениями, установленными техническими средствами организации дорожного движения. Однако разрешённая максимальная скорость не всегда безопасна. Следует всегда учитывать складывающуюся дорожную обстановку.
https://youtu.be/-raFkisQSM4
На безопасность движения в транспортном потоке влияет, насколько правильно выбрана дистанция до впереди движущегося транспортного средства. Безопасная дистанция зависит от многих факторов: состояния проезжей части и рельефа дороги, скорости движения, различной тормозной динамики транспортных средств, состояния протектора шин, психофизиологического состояния водителя, его мастерства и т.п.
Чтобы правильно выбрать безопасную дистанцию, необходимо уметь определять величину остановочного пути. Остановочный путь складывается из тормозного пути и пути, пройденного за время реакции водителя.
При этом в плотном транспортном потоке не следует поддерживать избыточную дистанцию, так как свободный промежуток между транспортными средствами быстро займёт другой водитель, и дистанция резко сократится. В местах повышенной опасности остановочный путь можно несколько сократить, перенеся заблаговременно ногу на педаль тормоза и выбрав свободный ход педали.
Также при выборе безопасной дистанции следует учитывать возможность падения строительных материалов, камня или бытового мусора из открытого кузова автомобиля-самосвала, а в зимнее время — падения наледи с крыши кузова-фургона или крытого прицепа (полуприцепа).
https://youtu.be/CO1hNGI2woQ
Выбор безопасного бокового интервала зависит от характера разъезда: попутного или встречного. При этом, чем выше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.
При выборе безопасного интервала при разъезде с автопоездом следует учитывать возможное смещение прицепного звена. Задняя часть сочленённых автобусов и троллейбусов также может смещаться, поэтому такие транспортные средства также обозначаются опознавательным знаком «Автопоезд».
Выбор безопасного бокового интервала в тёмное время суток затруднён ввиду неопределённости реальных габаритов транспортных средств, особенно грузовых автомобилей, перевозящих грузы, и колёсных тракторов, буксирующих сельскохозяйственные машины.
В тёмное время суток не спешите объезжать на высокой скорости внезапно остановившийся автомобиль ввиду неопределённости характера препятствия и дальнейших действий водителя остановившегося или останавливающегося автомобиля.
При разъезде с мотоциклом следует учитывать наклон мотоцикла в виражах.
https://youtu.be/vQs2GrusgTA7. Меры безопасности при движении в зоне остановочных пунктов
7.1. Меры безопасности при движении в зоне остановочных пунктов маршрутных транспортных средств
При движении в транспортном потоке вместе с городским автобусом, троллейбусом необходимо учитывать, что для них характерны частые остановки для посадки и высадки пассажиров, иногда через каждые 300–400 метров. Поэтому следует быть готовым к торможению маршрутного транспортного средства в крайней правой полосе движения с последующим заездом его в остановочный карман или с остановкой в полосе движения.
При движении в крайней правой полосе необходимо уступать дорогу в населённых пунктах маршрутным транспортным средствам, начинающим движение из остановочного кармана. Для автобусов и троллейбусов большой вместимости характерен большой вынос кузова при поворотах, поэтому при выезде из остановочного кармана передняя часть автобуса или троллейбуса может выйти за пределы крайней правой полосы.
В зоне остановочного пункта и рядом с ним высока вероятность появления пешеходов, идущих или бегущих к остановившемуся автобусу, троллейбусу или трамваю, а также выходящих из-за остановившегося маршрутного транспортного средства. При объезде остановившегося автобуса или троллейбуса следует по возможности увеличить боковой интервал, снизить скорость и быть готовым к снижению скорости вплоть до остановки.
https://youtu.be/Lq45MZRGAas8. Управление автомобилем при наличии встречного движения, при обгоне и объезде препятствий
8.1. Управление автомобилем при наличии встречного движения
При движении по проезжей части дороги со встречным движением водитель обязан осуществлять контроль не только попутной, но и встречной полосы, определяя места возможного вынужденного выезда встречных автомобилей на его полосу движения (препятствия на проезжей части, критичные неровности, места проведения ремонтных работ и прочие).
На поворотах дороги малого радиуса водители также зачастую выезжают на встречную полосу, увеличивая радиус поворота, что даёт возможность проезда поворота на большей скорости. Такие участки дорог представляют опасность ещё тем, что на них выше вероятность возникновения бокового заноса.
Старайтесь по возможности избегать встречного разъезда на поворотах, лучше всего заблаговременно снизить скорость, дать встречному автомобилю закончить движение на повороте, затем проехать самому.
Встречный разъезд на узкой дороге опасен ещё тем, что в какой-то момент один из водителей понимает, что боковой интервал недостаточен, и резко поворачивает руль в сторону обочины или применяет торможение. На скользкой дороге любое из перечисленных действий может привести к боковому заносу.
Занос также может возникнуть при встречном разъезде с крупногабаритным транспортным средством на высокой скорости. Так перед грузовым автопоездом, движущимся на высокой скорости, воздух уплотняется, а позади него образуется область разреженного воздуха. При встречном разъезде такие «качели» способны опрокинуть одноколейное транспортное средство или привести к заносу встречного легкового автомобиля.
Снижать скорость перед встречным разъездом необходимо заблаговременно, не предпринимая резких действий органами управления.
8.2. Управление автомобилем при обгоне и объезде препятствий
Если объезд препятствия связан с выездом на встречную полосу движения, водитель обязан заблаговременно включить световой указатель левого поворота, убедиться в том, что при объезде он не создаст препятствия встречным транспортным средствам, снизить скорость при необходимости вплоть до остановки.
Перед осуществлением объезда необходимо убедиться, что сзади никто не приступил к обгону (объезду), и только потом приступать к совершению объезда препятствия. Если создано препятствие не только для транспортных средств, но и для пешеходов, следует убедиться, что на проезжей части дороги отсутствуют пешеходы, обходящие препятствие.
Обгон является одним из самых опасных действий водителя механического транспортного средства. До выполнения обгона водитель должен взвесить обоснованность рискованного манёвра выезда на встречную полосу движения.
Необходимость выполнения обгона не всегда очевидна, и часто кроме излишнего риска не даёт ничего. Если всё-таки обгон оправдан, то до начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
Полоса движения считается свободной, если позволяет беспрепятственно совершить обгон с учётом максимальной скорости встречного автомобиля (даже с учётом его вероятного появления на просматриваемом участке) и расстояния, необходимого для безопасного возвращения на ранее занимаемую полосу движения, не создавая помех обгоняемому транспортному средству.
https://youtu.be/gftaukCytvw
Как показывает статистика ДТП, многие водители уделяют недостаточно внимания подготовительной фазе, предшествующей выполнению обгона.
Ошибки в оценке дорожной обстановки связаны с получением недостаточной информации (недостаточная видимость, ограниченная обзорность, тёмное время суток), с отсутствием опыта в оценке нескольких динамических показателей одновременно (скорость своего автомобиля, скорость обгоняемого автомобиля, скорость встречного автомобиля и расстояние, проходимое этими автомобилями), а также с ошибками в управлении при совершении манёвров, недостаточным ускорением при совершении обгона и прочим.
Не следует приступать к обгону «паровозиком», если встречная полоса занята попутно движущимся транспортным средством, так как обзорность ограничена и трудно с высокой точностью определить время нахождения на встречной полосе попутного транспортного средства. При возвращении в ранее занимаемую полосу водитель попутного транспортного средства может снизить скорость, что приведёт к автоматическому выполнению обгона второго транспортного средства и дополнительному времени нахождения на встречной полосе.
Перед выполнением обгона важно спрогнозировать возможный наихудший вариант развития дорожной ситуации, и, если есть вероятность создания опасности для движения, следует отказаться от выполнения обгона.
9. Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в транспортном потоке
9.1. Влияние психофизиологии водителя на управление автомобилем в транспортном потоке
Управление транспортным средством в плотном транспортном потоке отличается повышенным физиологическим и психологическим напряжением и зависит от разных факторов.
Для обеспечения наивысшей надёжности работы и снижения утомления водителя продолжительность его пребывания в состоянии оптимального эмоционального напряжения должна быть более 80%, в состоянии перегрузки — менее 5%, в состоянии информационной недогрузки — менее 15%. Продолжительность непрерывного пребывания в состоянии перегрузки не должна превышать 2–4 минуты в зависимости от интенсивности движения.
Движение за лидером на постоянной небольшой дистанции требует беспрерывного внимания и концентрации. Для того, чтобы снизить время нахождения в состоянии перегрузки, можно либо значительно увеличить дистанцию при имеющейся возможности, либо совершить обгон и побыть в роли лидера, если впереди Вас двигался один автомобиль.
При движении на дальнее расстояние нет необходимости постоянного пребывания в неприятной компании (кто-то долго светит сзади фарами на близкой дистанции, кто-то не позволяет совершить обгон, дымящий впереди автопоезд сложно обогнать и т.д.). Съедьте на обочину или на стоянку для отдыха, разомнитесь, выпейте чай (кофе) из термоса и продолжайте поездку. Свою «неприятную компанию» Вы больше не встретите. Разгружайте свою психику в пути.
10. Особенности поведения водителя при движении в транспортном потоке
10.1. Особенности поведения водителя автомобиля при движении в транспортном потоке
При движении в транспортном потоке поведение водителей говорит об их дальнейших действиях. Если водитель начал смещаться в пределах полосы — он может готовится к перестроению (обгону, объезду препятствия). Если водитель на узкой дороге включил левый поворот, а начал смещаться вправо — возможно, он готовится выполнить разворот.
И таких примеров масса, когда на дороге приходится гадать, а ведь есть неофициальные сигналы, с помощью которых водители общаются. Приведём некоторые из таких сигналов.
Включение левого поворота — обгон невозможен или опасен.
Включение правого поворота — встречная полоса впереди свободна (но необходимо убедиться в безопасности обгона лично, ведь включение поворота может говорить о повороте направо или остановке),
попеременное моргание правым и левым поворотом, а также включение аварийной световой сигнализации — благодарность.
Кратковременное включение стоп-сигналов водители используют как просьбу увеличить дистанцию или предупреждение о скором торможении, а моргание светом фар во встречном направлении предупреждает об опасности впереди (необходимо снизить скорость).
Моргание фарами в попутном направлении следует понимать как просьбу пропустить вперёд.
При затруднённом встречном разъезде в тёмное время суток тот, кто уступает дорогу, может выключить фары после остановки и (или) включить аварийную световую сигнализацию, а ладонь водителя на лобовом стекле — благодарность в ответ.
11. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций в транспортном потоке
11.1. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций, возникающих при движении в транспортном потоке
Характерные ДТП, совершённые при движении в транспортном потоке — это различные столкновения транспортных средств (лобовое, попутное, с наездом сзади).
К самым тяжёлым последствиям приводят лобовые столкновения, совершённые в результате нарушения правил обгона или при выезде на встречную полосу, когда это запрещено. Заснувший водитель также часто выезжает на полосу встречного направления.
Несоблюдение дистанции, нарушения правил маневрирования приводят также к попутным столкновениям и столкновениям с наездом сзади. Массовое нарушение скоростного режима и дистанции в транспортном потоке приводят к ДТП с большим количеством участников — это так называемый «паровозик», когда в одной полосе движения происходит столкновение нескольких (иногда десятков) транспортных средств.
При движении по загородным дорогам (особенно в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) происходят ДТП, которые также характеризуются тяжкими последствиями, но уже в отношении иных участников дорожного движения: наезд на велосипедиста, наезд на гужевое транспортное средство, наезд на пешехода. Не обозначенные световозвращающими элементами, двигающиеся по краю проезжей части дороги, эти участники постоянно находятся в группе риска.
Предотвращение перечисленных ДТП возможно только при неукоснительном соблюдении скоростных режимов, постоянном контроле дорожной ситуации, её прогнозировании и упреждении возникновения опасных ситуаций на дороге.